Рабочая программа по биологии (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Федосеевской СОШ
____________ В.Ф.Мудрая
Приказ от_______________ №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии «Введение в биологию»
основное общее образование, 5 класс
Количество часов - 34
Учитель - Серова Наталья Юрьевна
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по биологии в 5 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ( ФГОС ООО,Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897) ) с изменениями;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с изменениями;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ) статья 12, п. 7.
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08 – 1786 и Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 г. № 08 – 334 « О рабочих программах учебных предметов»;
- Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
-Календарным учебным графиком МБОУ Федосеевской СОШ на 2016-2017 учебный год.
на основании:
- Примерная программа основного общего образования по направлению «Биология», ( М. «Дрофа», 2011г.)
- авторской программы по биологии разработанной к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина, Москва, изд. «Дрофа», 2013 год.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
развитие начальных естественнонаучныхуменийпроводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; а также развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание интереса к изучению природы, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ Федосеевская СОШ в рамках ФГОС ООО на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час из Федерального компонента, т.е.35 часов в год из расчета 35 учебных недель. Рабочая программа составлена на 34 урока т.к.09.05.17.г.- праздничный днь .
Планируемые результаты освоенного предмета, курса
Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты изучения биологии в 5 классе разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности
Метапредметные умения:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника направленные на:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа,световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Итого часов: 8
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Итого часов:14
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Итого часов:6
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Итого часов:6
Контрольные работы:
- Контрольная работа №1 по теме «Живой организм»
- Контрольная работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов».
- Контрольная работа № 3 по теме «Среда обитания живых организмов»
- Контрольная работа № 4 по теме «Человек на Земле».
Лабораторные работы и практические работы в 5 классе оцениванию не подлежат и носят обучающий характер
Лабораторные работы:
- Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (обучающая, не подлежит оцениванию)
- Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» (обучающая, не подлежит оцениванию)
- Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» (обучающая, не подлежит оцениванию)
- Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение химических свойств белков, жиров, углеводов» (обучающая, не подлежит оцениванию)
- Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» (обучающая, не подлежит оцениванию)
-Лабораторная работа №6 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (обучающая, не подлежит оцениванию)
Практические работы :
- Практическая работа №1 «Измерение своего роста и массы тела» (обучающая, не подлежит оцениванию)
- Практическая работа №2 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи» (оценивается выборочно)
3. Календарно-тематическое планирование
Биология. Введение в биологию.
5 класс.
№ урока п/п |
Тема урока |
Кол- во часов |
Дата проведения |
Раздел 1. Живой организм. Строение и изучение (8 часов) |
|||
1 |
Введение. Живой организм. |
1 |
|
2 |
Наука о живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» |
1 |
|
3 |
Методы изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» |
1 |
|
4 |
Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых организмов» |
1 |
|
5 |
Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение химических свойств белков, жиров, углеводов» |
1 |
|
6 |
Вещества и явления в окружающем мире. |
1 |
|
7 |
Великие естествоиспытатели. |
1 |
|
8 |
Контрольная работа №1 по теме «Живой организм» |
1 |
|
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов) |
|||
9 |
Как развивалась жизнь на Земле. |
1 |
|
10 |
Разнообразие живого. |
1 |
|
11 |
Бактерии. |
1 |
|
12 |
Грибы. |
1 |
|
13 |
Растения. Водоросли. |
1 |
|
14 |
Мхи. Папоротники. |
1 |
|
15 |
Голосеменные растения. |
1 |
|
16 |
Покрытосеменные (цветковые) растения. |
1 |
|
17 |
Значение растений в природе и жизни человека. |
1 |
|
18 |
Животные. Простейшие. |
1 |
|
19 |
Беспозвоночные. |
1 |
|
20 |
Позвоночные. |
1 |
|
21 |
Значение животных в природе и жизни человека. |
1 |
|
22 |
Контрольная работа № 2 по теме «Многообразие живых организмов». |
1 |
|
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов) |
|||
23 |
Три среды обитания живых организмов. |
1 |
|
24 |
Жизнь на разных материках. |
1 |
|
25 |
Природные зоны Земли. |
1 |
|
26 |
Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных». |
1 |
|
27 |
Лабораторная работа №6 «Исследование особенностей строения растений и животных связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения». |
1 |
|
28 |
Контрольная работа № 3 по теме «Среда обитания живых организмов» |
1 |
|
Раздел 4. Человек на Земле (6 часов) |
|||
29 |
Как человек появился на Земле. Практическая работа №1 «Измерение своего роста и массы тела». |
1 |
|
30 |
Как человек изменил Землю. |
1 |
|
31 |
Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? |
1 |
|
32 |
Контрольная работа № 4 по теме «Человек на Земле». |
1 |
|
33 |
Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа №2 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи». |
1 |
|
34 |
Повторение материала изученного за год |
1 |
4. Система оценивания
При промежуточной аттестации устанавливается бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Оценка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
- раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятийнеполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.
Оценка «3»:
- основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятии недостаточно чёткие;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка практических умений обучающихся.
Оценка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Оценка «4»:
- правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;
- при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
Оценка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.
Оценка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценивание лабораторных и практических работ производится выборочно, по усмотрению учителя. Отсутствие лабораторных и практических работ влияет на оценивание работы учащегося на уроке. Выполнение данных работ производится в рабочих тетрадях по биологии.
При выставлении итоговой (четвертной) оценки учитываются результаты как контрольных работ, так и текущего оценивания учащихся.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета
От « « 2016 года № __ __________________________.
_________________________
подпись
Подпись руководителя МС « « августа 2016 года
Ф.И.О.