Рабочая программа по элективному учебному предмету по химии «Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ» (10 класс)
«Рассмотрено» Руководитель МО /Воротнева Н.А./ ФИО Протокол № 1 от « » августа 2017г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А. ФИО « » августа 2017 г. |
«Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Рабочая программа
по элективному учебному предмету по химии
10 класс
Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ
учителя Оркиш Е.Г.
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Авторской программы элективного курса Ким Е.П. Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ
МОУ « Гимназия № 1 г. Саратова»
Программа разработана на основе принципа концентризма, так как в основой школе уже рассматривалась первоначальные сведения об органических веществах на заключительном этапе обучения химии в 9 классе. Содержание курса органической химии на новом концентре позволяет рассмотреть сведения по органической химии, данные в основной школе, боле основательно. Изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии. Затем основное внимание обращается на строение , классификацию, номенклатуру органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ становится тема «Химические реакции в органической химии», при изучении которой учащиеся знакомятся с классификацией реакций в органической химии и получают представление о некоторых механизмах их протекания. Затем теоретический материал закрепляется и развивается на богатом фактическом материале о классах органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения: от более простых – углеводородов - к наиболее сложным – биополимерам. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами на производстве и в быту.
Цели изучения курса:
Освоение системы знаний о фундаментальных законных, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
Овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать её достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и её вклада в технический прогресс цивилизации;
Воспитание убежденности в том, что химия мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; сознательного выбора профессии, связанного с химией.
Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» на изучение элективного предмета по химии на базовом уровне в 10 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
Учебно- тематическое планирование 10 класс
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Лабораторные, практические работы |
1. |
Предмет органической химии. Строение органических соединений |
4 |
|
2. |
Предельные углеводороды |
3 |
Лабораторные опыт № 1Построение моделей молекул алканов. |
3. |
Этиленовые и диеновые углеводороды |
2 |
Лабораторные опыт № 2Построение моделей молекул алканов. |
4 |
Ацетиленовые углеводороды |
1 |
|
5 |
Ароматические углеводороды |
2 |
|
6 |
Природные источники углеводородов |
1 |
|
7 |
Гидроксильные соединения. |
3 |
Лабораторные опыт № 3Построение моделей молекул изомерных спиртов |
8 |
Альдегиды и кетоны. |
2 |
|
9 |
Карбоновые кислоты и их производные |
5 |
|
10 |
Углеводы |
2 |
|
11 |
Амины. Аминокислоты. Белки. |
4 |
|
12 |
Гетероциклические соединения. |
3 |
|
13 |
Биологически активные вещества |
2 |
Содержание тем учебного курса.
Предмет органической химии. Строение органических соединений 4 часа
Предмет органической химии. Особенности строения органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и жизни общества. Краткий очерк истории и развития органической химии. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия. Предпосылки создания теории химического строения. Электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и её разновидности: σ и π. Валентные состояния атома углерода. Понятие о гибридизации. Геометрия молекул метана, этилена, ацетилена. Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и функциональным группам. Номенклатура тривиальная ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. Способы разрыва ковалентных связей. Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации, нуклеофильные и электрофильные присоединения и замещения. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты. Изомерия пространственная и структурная.
II. Предельные углеводороды 3 часа
Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение и геометрия молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов. Механизм реакции радикального замещения. Способы получения алканов: промышленные и лабораторные. Применение алканов. Циклопарафины: строение, свойства, применение.
III. Этиленовые и диеновые углеводороды 2 часа
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Физические и химические свойства алкенов. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов. Получение и применение алкенов. Гомологический ряд и общая формула диенов. Физические и химические свойства алкадиенов. Основные понятия химии ВМС.
IV. Ацетиленовые углеводороды 1 час
Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена. Изомерия алкинов. Физические и химические свойства алкинов. Получение алкинов.
Ароматические углеводороды 2 часа
Понятие об ароматичности. Строение молекулы бензола. Сопротивление π-связей. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Механизм реакции электрофильного замещения. Ориентирующие действия заместителей. Ориентанты I и II рода. Получение и применение аренов.
Природные источники углеводородов 1 час
Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка. Крекинг. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и практическое использование. Каменный уголь, коксование, риформинг. Экологические аспекты переработки и использования полученных ископаемых.
Гидроксильные соединения. 3 часа
Спирты: состав, классификация, изомерия, особенности электронного строения, физические, химические свойства, способы получения. Многоатомные спирты. Качественная реакция. Фенолы: строение, физические, химические свойства, качественная реакция. Взаимные влияния атомов в молекуле фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце.
Альдегиды и кетоны. 2 часа
Строение их молекул, изомерия, номенклатура, особенности строения карбонильной группы. Физические и химические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Способы получения и применение альдегидов и кетонов.
Карбоновые кислоты и их производные 5 часов
Строение молекул карбоновых кислот; классификация, номенклатура. Общие свойства неорганических и органических кислот, влияние углеродного радикала на силу карбоновых кислот, химические свойства непредельных карбоновых кислот. Реакции электрофильного замещения. Строение, изомерия, номенклатура, химические свойства сложных эфиров. Жиры: классификация, химические свойства. Мыла. СМС.
X. Углеводы 2 часа
Классификация углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека. Глюкоза: строение молекулы, химические свойства. Фруктоза – изомер глюкозы. Рибоза. Дезоксирибоза. Дисахариды: классификация, строение, химические свойства. Применение.
XI. Амины. Аминокислоты. Белки. 4 часа
Амины: классификация, изомерия, номенклатура, строение, получение, химические свойства, применение. Анилин. Реакция Зинина. Аминокислоты: строение, классификация, изомерия. Двойственность кислотно-основных свойств и её причины. Белки как природные полимеры. Структуры белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков. Значение белков. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Понятие о пиримидиновых основаниях. Структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Гетероциклические соединения. 3 часа.
Шестичленные и пятичленные азотсодержащие гетероциклы. Нуклеиновые кислоты.
XII. Биологически активные вещества 2 часа
Витамины: классификация, нормы потребления, понятие об авитаминозах, их профилактика. Ферменты: особенности строения и свойств. Классификация. Значение в биологии и применение в промышленности. Гормоны: классификация; эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные применения. Лекарственные формы.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Колличество часов |
Дата |
Хим. экспе-римент |
Оборудо-вание, ТСО |
Повторение, под-говка к ЕГЭ |
|||
план. |
факт. |
||||||||
Предмет органической химии. Строение органических соединений ( 4 часа) |
|||||||||
1 |
Строение атома углерода. |
1 |
|||||||
2 |
Валентные состояния атома углерода. |
1 |
Модели молекул гомологов и изомеров органиче-ских соедине-ний |
||||||
3 |
Виды химической связи в органических соединениях и способы её разрыва |
1 |
Диск «Органическая химия» |
А14 |
|||||
4 |
Классификация реакций в органической химии. |
1 |
. |
||||||
Предельные углеводороды (3 часа) |
|||||||||
5 |
Гомологический ряд алканов |
1 |
|||||||
6 |
Циклоалканы |
1 |
|||||||
7 |
Изомерия предельных углеводородов |
1 |
А26 |
||||||
Этиленовые и диеновые углеводороды (2 часа) |
|||||||||
9 |
Гомологический ряд, изомерия алкенов. |
1 |
ПК |
||||||
10 |
Гомологический ряд, изомерия диеновых углеводородов |
1 |
|||||||
Ацетиленовые углеводороды (1 час ) |
|||||||||
11 |
Гомологический ряд алкинов |
1 |
|||||||
Ароматические углеводороды ( 2 часа)
|
|||||||||
12 |
Бензол как представитель аренов. Гомологи бензола. Химические свойства аренов. |
1 |
|||||||
13 |
Контрольная работа по теме: «Углеводороды» |
1 |
|||||||
Природные источники углеводородов (1 час) |
А27, А29 |
||||||||
14 |
Каменный уголь. Нефть Промышленная переработка нефти. Природный и попутный нефтяной газы |
1 |
Диск «Органическая химия» |
||||||
Гидроксильные соединения. (3 часа) |
|||||||||
15 |
Строение и классификация спиртов |
1 |
|||||||
16 |
Многоатомные спирты
|
1 |
Коллек-ция эфирных масел. ПК |
А17, А18 |
|||||
17 |
Фенолы |
1 |
ПК |
||||||
Альдегиды и кетоны. ( 2 часа) |
. |
||||||||
18 |
Понятие о карбонильных соединениях Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов |
1 |
|
||||||
19 |
Изомерия альдегидов и кетонов |
1 |
Диск «Органическая химия» |
||||||
Карбоновые кислоты и их производные (5 часов) |
|||||||||
20 |
Понятие о карбоновых кислотах |
1 |
|||||||
21 |
Сдложные эфиры |
1 |
|||||||
22 |
Жиры |
1 |
ПК |
||||||
23 |
Урок – упражнение по теме «Карбоновые кислоты и их производные» |
1 |
В1 |
||||||
24 |
Контрольная работа по теме: «Кислородосодержащие и их производные» |
1 |
|||||||
Углеводы ( 2 часа) |
|||||||||
25 |
Моносахариды. Глюкоза. |
1 |
Диск «Органическая химия» |
||||||
26 |
Дисахариды.Полисахариды |
1 |
Диск «Органическая химия» |
||||||
Амины. Аминокислоты. Белки.( 4 часа) |
|||||||||
27 |
Классификация и изомерия аминов. |
1 |
|||||||
28 |
Аминокислоты |
1 |
|||||||
29 |
Белки как природные полимеры. |
1 |
|||||||
30 |
Урок – упражнение по теме «Генетическая связь органических соединений» |
1 |
|||||||
Гетероциклические соединения. (3 часа.( |
|||||||||
31 |
Шестичленные азотосодержащие гетероциклы. |
1 |
Диск «Органическая химия» |
||||||
32 |
Пятичленные азотосодержащие гетероциклы |
1 |
Диск «Органическая химия» |
||||||
33 |
Генная инженерия и биотехнология |
1 |
ПК |
||||||
Биологически активные вещества (2 часа) |
|||||||||
34 |
Витамины. Ферменты. Лекарства. |
1 |
ПК |
||||||
35 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать/понимать/:
Важнейшие химические понятия: радикал, гибридизацию орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофим, нуклеофия, основные типы реакций в органической химии.
Основные теории химии: строение органических соединений.
Классификацию и номенклатуру органических соединений.
Природные источники углеводородов и способы их переработки.
Вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры и моющие средства.
Уметь:
Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам.
Определять: пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии.
Характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов).
Объяснять реакционную способность органических соединений от строения их молекул.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, получению конкретных органических веществ.
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;
Распознавание и идентификации важнейших веществ и материалов;
Оценки качества отдельных пищевых продуктов;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Перечень учебно - методического обеспечения
О.С. Габриелян «Химия» 10, «Дрофа»,2009г
П.Н. Протасов «Методика решения расчетных задач по химии»
О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии»,
В.М. Симонов, «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах»,
Т.В. Никитюк и др «Химия» тесты для подготовки и повторения
А.И. Аргишева «Решаем задачи по химии»,
В.Г. Денисова «Поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян»,
Л.И. Некрасова «Химия 10кл. Карточки заданий»