12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Оркиш Елена Геннадьевна589
Работаю учителем биологии и химии в малокомплектной сельской средней школе 32 года. Имею высшее образование и первую квалификационную категорию, в этом учебном году прошла КПК в г. Саратове. Моя школа это все!
Россия, Саратовская обл., Ртищево
Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»
4

Рабочая программа по элективному учебному предмету по химии «Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/Воротнева Н.А./

ФИО

Протокол № 1 от

« » августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А.

ФИО

« » августа 2017 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »

/______________/ Березкина Л.А.

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Рабочая программа

по элективному учебному предмету по химии

10 класс

Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ

учителя Оркиш Е.Г.

2017- 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Авторской программы элективного курса Ким Е.П. Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ

МОУ « Гимназия № 1 г. Саратова»

Программа разработана на основе принципа концентризма, так как в основой школе уже рассматривалась первоначальные сведения об органических веществах на заключительном этапе обучения химии в 9 классе. Содержание курса органической химии на новом концентре позволяет рассмотреть сведения по органической химии, данные в основной школе, боле основательно. Изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии. Затем основное внимание обращается на строение , классификацию, номенклатуру органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ становится тема «Химические реакции в органической химии», при изучении которой учащиеся знакомятся с классификацией реакций в органической химии и получают представление о некоторых механизмах их протекания. Затем теоретический материал закрепляется и развивается на богатом фактическом материале о классах органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения: от более простых – углеводородов - к наиболее сложным – биополимерам. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами на производстве и в быту.

Цели изучения курса:

Освоение системы знаний о фундаментальных законных, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

Овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать её достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и её вклада в технический прогресс цивилизации;

Воспитание убежденности в том, что химия мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; сознательного выбора профессии, связанного с химией.

Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» на изучение элективного предмета по химии на базовом уровне в 10 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).

Учебно- тематическое планирование 10 класс


 

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1.

Предмет органической химии. Строение органических соединений

4

 

2.

Предельные углеводороды

3

Лабораторные опыт № 1Построение моделей молекул алканов.

3.

Этиленовые и диеновые углеводороды

2

Лабораторные опыт № 2Построение моделей молекул алканов.

4

Ацетиленовые углеводороды

1

 

5

Ароматические углеводороды

2

 

6

Природные источники углеводородов

1

 

7

Гидроксильные соединения.

3

Лабораторные опыт № 3Построение моделей молекул изомерных спиртов

8

Альдегиды и кетоны.

2

 

9

Карбоновые кислоты и их производные

5

 

10

Углеводы

2

 

11

Амины. Аминокислоты. Белки.

4

 

12

Гетероциклические соединения.

3

 

13

Биологически активные вещества

2

 

Содержание тем учебного курса.

Предмет органической химии. Строение органических соединений 4 часа

Предмет органической химии. Особенности строения органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и жизни общества. Краткий очерк истории и развития органической химии. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия. Предпосылки создания теории химического строения. Электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и её разновидности: σ и π. Валентные состояния атома углерода. Понятие о гибридизации. Геометрия молекул метана, этилена, ацетилена. Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и функциональным группам. Номенклатура тривиальная ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. Способы разрыва ковалентных связей. Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации, нуклеофильные и электрофильные присоединения и замещения. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты. Изомерия пространственная и структурная.

II. Предельные углеводороды 3 часа

Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение и геометрия молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов. Механизм реакции радикального замещения. Способы получения алканов: промышленные и лабораторные. Применение алканов. Циклопарафины: строение, свойства, применение.

III. Этиленовые и диеновые углеводороды 2 часа

Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Физические и химические свойства алкенов. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов. Получение и применение алкенов. Гомологический ряд и общая формула диенов. Физические и химические свойства алкадиенов. Основные понятия химии ВМС.

IV. Ацетиленовые углеводороды 1 час

Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена. Изомерия алкинов. Физические и химические свойства алкинов. Получение алкинов.

Ароматические углеводороды 2 часа

Понятие об ароматичности. Строение молекулы бензола. Сопротивление π-связей. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Механизм реакции электрофильного замещения. Ориентирующие действия заместителей. Ориентанты I и II рода. Получение и применение аренов.

Природные источники углеводородов 1 час

Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка. Крекинг. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и практическое использование. Каменный уголь, коксование, риформинг. Экологические аспекты переработки и использования полученных ископаемых.

Гидроксильные соединения. 3 часа

Спирты: состав, классификация, изомерия, особенности электронного строения, физические, химические свойства, способы получения. Многоатомные спирты. Качественная реакция. Фенолы: строение, физические, химические свойства, качественная реакция. Взаимные влияния атомов в молекуле фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце.

Альдегиды и кетоны. 2 часа

Строение их молекул, изомерия, номенклатура, особенности строения карбонильной группы. Физические и химические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Способы получения и применение альдегидов и кетонов.

Карбоновые кислоты и их производные 5 часов

Строение молекул карбоновых кислот; классификация, номенклатура. Общие свойства неорганических и органических кислот, влияние углеродного радикала на силу карбоновых кислот, химические свойства непредельных карбоновых кислот. Реакции электрофильного замещения. Строение, изомерия, номенклатура, химические свойства сложных эфиров. Жиры: классификация, химические свойства. Мыла. СМС.

X. Углеводы 2 часа

Классификация углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека. Глюкоза: строение молекулы, химические свойства. Фруктоза – изомер глюкозы. Рибоза. Дезоксирибоза. Дисахариды: классификация, строение, химические свойства. Применение.

XI. Амины. Аминокислоты. Белки. 4 часа

Амины: классификация, изомерия, номенклатура, строение, получение, химические свойства, применение. Анилин. Реакция Зинина. Аминокислоты: строение, классификация, изомерия. Двойственность кислотно-основных свойств и её причины. Белки как природные полимеры. Структуры белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков. Значение белков. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Понятие о пиримидиновых основаниях. Структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Гетероциклические соединения. 3 часа.

Шестичленные и пятичленные азотсодержащие гетероциклы. Нуклеиновые кислоты.

XII. Биологически активные вещества 2 часа

Витамины: классификация, нормы потребления, понятие об авитаминозах, их профилактика. Ферменты: особенности строения и свойств. Классификация. Значение в биологии и применение в промышленности. Гормоны: классификация; эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные применения. Лекарственные формы.

Календарно – тематическое планирование


 

п/п

Наименование раздела и тем

Колличество часов

Дата

Хим.

экспе-римент

Оборудо-вание, ТСО

Повторение, под-говка к ЕГЭ


 

план.


 

факт.

 

Предмет органической химии. Строение органических соединений ( 4 часа)

           

1

Строение атома углерода.

1

         

2

Валентные состояния атома углерода.

1

     

Модели молекул гомологов и изомеров органиче-ских соедине-ний

 

3

Виды химической связи в органических соединениях и способы её разрыва

1

     

Диск «Органическая химия»

А14

4

Классификация реакций в органической химии.

1

   

.

 

   
 

Предельные углеводороды (3 часа)

           

5

Гомологический ряд алканов

1

         

6

Циклоалканы

1

         

7

Изомерия предельных углеводородов

1

       

А26

 

Этиленовые и диеновые углеводороды (2 часа)

           

9

Гомологический ряд, изомерия алкенов.

1

     

ПК

 

10

Гомологический ряд, изомерия диеновых углеводородов

1

         
 

Ацетиленовые углеводороды (1 час )

           

11

Гомологический ряд алкинов

1

         
 

Ароматические углеводороды ( 2 часа)


 

           

12

Бензол как представитель аренов. Гомологи бензола. Химические свойства аренов.

1

         

13

Контрольная работа по теме: «Углеводороды»

1

         
 

Природные источники углеводородов (1 час)

         

А27, А29

14

Каменный уголь. Нефть Промышленная переработка нефти. Природный и попутный нефтяной газы

1

     

Диск «Органическая химия»

 
 

Гидроксильные соединения. (3 часа)

           

15

Строение и классификация спиртов

1

         

16

Многоатомные спирты

 

1

     

Коллек-ция эфирных масел. ПК

А17, А18

17

Фенолы

1

     

ПК

 
 

Альдегиды и кетоны.

( 2 часа)

     

.

   

18

Понятие о карбонильных соединениях Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов

1

   


 

   

19

Изомерия альдегидов и кетонов

1

     

Диск «Органическая химия»

 
 

Карбоновые кислоты и их производные (5 часов)

           

20

Понятие о карбоновых кислотах

1

         

21

Сдложные эфиры

1

         

22

Жиры

1

     

ПК

 

23

Урок – упражнение по теме «Карбоновые кислоты и их производные»

1

       

В1

24

Контрольная работа по теме: «Кислородосодержащие и их производные»

1

         
 

Углеводы ( 2 часа)

           

25

Моносахариды. Глюкоза.

1

     

Диск «Органическая химия»

 

26

Дисахариды.Полисахариды

1

     

Диск «Органическая химия»

 
 

Амины. Аминокислоты. Белки.( 4 часа)

           

27

Классификация и изомерия аминов.

1

         

28

Аминокислоты

1

         

29

Белки как природные полимеры.

1

         

30

Урок – упражнение по теме «Генетическая связь органических соединений»

1

         
 

Гетероциклические соединения. (3 часа.(

           

31

Шестичленные азотосодержащие гетероциклы.

1

     

Диск «Органическая химия»

 

32

Пятичленные азотосодержащие гетероциклы

1

     

Диск «Органическая химия»

 

33

Генная инженерия и биотехнология

1

     

ПК

 
 

Биологически активные вещества (2 часа)

           

34

Витамины. Ферменты. Лекарства.

1

     

ПК

 

35

Итоговая контрольная работа

1

         


 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен знать/понимать/:

Важнейшие химические понятия: радикал, гибридизацию орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофим, нуклеофия, основные типы реакций в органической химии.

Основные теории химии: строение органических соединений.

Классификацию и номенклатуру органических соединений.

Природные источники углеводородов и способы их переработки.

Вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры и моющие средства.

Уметь:

Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам.

Определять: пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии.

Характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов).

Объяснять реакционную способность органических соединений от строения их молекул.

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, получению конкретных органических веществ.

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

Объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве;

Экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;

Распознавание и идентификации важнейших веществ и материалов;

Оценки качества отдельных пищевых продуктов;

Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Перечень учебно - методического обеспечения

О.С. Габриелян «Химия» 10, «Дрофа»,2009г

 

П.Н. Протасов «Методика решения расчетных задач по химии»

О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии»,

В.М. Симонов, «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах»,

Т.В. Никитюк и др «Химия» тесты для подготовки и повторения

А.И. Аргишева «Решаем задачи по химии»,

В.Г. Денисова «Поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян»,

Л.И. Некрасова «Химия 10кл. Карточки заданий»
Опубликовано в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.