12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Оркиш Елена Геннадьевна615 Работаю учителем биологии и химии в малокомплектной сельской средней школе 32 года. Имею высшее образование и первую квалификационную категорию, в этом учебном году прошла КПК в г. Саратове. Моя школа это все! Россия, Саратовская обл., Ртищево Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки» |
Рабочая программа по элективному учебному предмету по химии «Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Воротнева Н.А./ ФИО Протокол № 1 от « » августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А. ФИО « » августа 2017 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Рабочая программа
по элективному учебному предмету по химии
10 класс
Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ
учителя Оркиш Е.Г.
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Авторской программы элективного курса Ким Е.П. Классификация, изомерия и номенклатура органических веществ
МОУ « Гимназия № 1 г. Саратова»
Программа разработана на основе принципа концентризма, так как в основой школе уже рассматривалась первоначальные сведения об органических веществах на заключительном этапе обучения химии в 9 классе. Содержание курса органической химии на новом концентре позволяет рассмотреть сведения по органической химии, данные в основной школе, боле основательно. Изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии. Затем основное внимание обращается на строение , классификацию, номенклатуру органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ становится тема «Химические реакции в органической химии», при изучении которой учащиеся знакомятся с классификацией реакций в органической химии и получают представление о некоторых механизмах их протекания. Затем теоретический материал закрепляется и развивается на богатом фактическом материале о классах органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения: от более простых – углеводородов - к наиболее сложным – биополимерам. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он дает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами на производстве и в быту.
Цели изучения курса:
Освоение системы знаний о фундаментальных законных, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
Овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать её достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и её вклада в технический прогресс цивилизации;
Воспитание убежденности в том, что химия мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; сознательного выбора профессии, связанного с химией.
Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения « Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» на изучение элективного предмета по химии на базовом уровне в 10 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
№ |
Название раздела | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы |
1. | Предмет органической химии. Строение органических соединений | 4 | |
2. | Предельные углеводороды | 3 | Лабораторные опыт № 1Построение моделей молекул алканов. |
3. | Этиленовые и диеновые углеводороды | 2 | Лабораторные опыт № 2Построение моделей молекул алканов. |
4 | Ацетиленовые углеводороды | 1 | |
5 | Ароматические углеводороды | 2 | |
6 | Природные источники углеводородов | 1 | |
7 | Гидроксильные соединения. | 3 | Лабораторные опыт № 3Построение моделей молекул изомерных спиртов |
8 | Альдегиды и кетоны. | 2 | |
9 | Карбоновые кислоты и их производные | 5 | |
10 | Углеводы | 2 | |
11 | Амины. Аминокислоты. Белки. | 4 | |
12 | Гетероциклические соединения. | 3 | |
13 | Биологически активные вещества | 2 |
Содержание тем учебного курса.
Предмет органической химии. Строение органических соединений 4 часа
Предмет органической химии. Особенности строения органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и жизни общества. Краткий очерк истории и развития органической химии. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия. Предпосылки создания теории химического строения. Электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и её разновидности: σ и π. Валентные состояния атома углерода. Понятие о гибридизации. Геометрия молекул метана, этилена, ацетилена. Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и функциональным группам. Номенклатура тривиальная ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. Способы разрыва ковалентных связей. Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации, нуклеофильные и электрофильные присоединения и замещения. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты. Изомерия пространственная и структурная.
II. Предельные углеводороды 3 часа
Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение и геометрия молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические и химические свойства алканов. Механизм реакции радикального замещения. Способы получения алканов: промышленные и лабораторные. Применение алканов. Циклопарафины: строение, свойства, применение.
III. Этиленовые и диеновые углеводороды 2 часа
Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Физические и химические свойства алкенов. Механизм реакции электрофильного присоединения к алкенам. Окисление алкенов. Получение и применение алкенов. Гомологический ряд и общая формула диенов. Физические и химические свойства алкадиенов. Основные понятия химии ВМС.
IV. Ацетиленовые углеводороды 1 час
Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена. Изомерия алкинов. Физические и химические свойства алкинов. Получение алкинов.
Ароматические углеводороды 2 часа
Понятие об ароматичности. Строение молекулы бензола. Сопротивление π-связей. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Механизм реакции электрофильного замещения. Ориентирующие действия заместителей. Ориентанты I и II рода. Получение и применение аренов.
Природные источники углеводородов 1 час
Нефть и её промышленная переработка. Фракционная перегонка. Крекинг. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и практическое использование. Каменный уголь, коксование, риформинг. Экологические аспекты переработки и использования полученных ископаемых.
Гидроксильные соединения. 3 часа
Спирты: состав, классификация, изомерия, особенности электронного строения, физические, химические свойства, способы получения. Многоатомные спирты. Качественная реакция. Фенолы: строение, физические, химические свойства, качественная реакция. Взаимные влияния атомов в молекуле фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце.
Альдегиды и кетоны. 2 часа
Строение их молекул, изомерия, номенклатура, особенности строения карбонильной группы. Физические и химические свойства альдегидов и кетонов, качественные реакции. Нуклеофильное присоединение к карбонильным соединениям. Способы получения и применение альдегидов и кетонов.
Карбоновые кислоты и их производные 5 часов
Строение молекул карбоновых кислот; классификация, номенклатура. Общие свойства неорганических и органических кислот, влияние углеродного радикала на силу карбоновых кислот, химические свойства непредельных карбоновых кислот. Реакции электрофильного замещения. Строение, изомерия, номенклатура, химические свойства сложных эфиров. Жиры: классификация, химические свойства. Мыла. СМС.
X. Углеводы 2 часа
Классификация углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека. Глюкоза: строение молекулы, химические свойства. Фруктоза – изомер глюкозы. Рибоза. Дезоксирибоза. Дисахариды: классификация, строение, химические свойства. Применение.
XI. Амины. Аминокислоты. Белки. 4 часа
Амины: классификация, изомерия, номенклатура, строение, получение, химические свойства, применение. Анилин. Реакция Зинина. Аминокислоты: строение, классификация, изомерия. Двойственность кислотно-основных свойств и её причины. Белки как природные полимеры. Структуры белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков. Значение белков. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Понятие о пиримидиновых основаниях. Структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Гетероциклические соединения. 3 часа.
Шестичленные и пятичленные азотсодержащие гетероциклы. Нуклеиновые кислоты.
XII. Биологически активные вещества 2 часа
Витамины: классификация, нормы потребления, понятие об авитаминозах, их профилактика. Ферменты: особенности строения и свойств. Классификация. Значение в биологии и применение в промышленности. Гормоны: классификация; эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные применения. Лекарственные формы.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Колличество часов | Дата | Хим. экспе-римент | Оборудо-вание, ТСО | Повторение, под-говка к ЕГЭ | |||
план. |
факт. | ||||||||
Предмет органической химии. Строение органических соединений ( 4 часа) | |||||||||
1 | Строение атома углерода. | 1 | |||||||
2 | Валентные состояния атома углерода. | 1 | Модели молекул гомологов и изомеров органиче-ских соедине-ний | ||||||
3 | Виды химической связи в органических соединениях и способы её разрыва | 1 | Диск «Органическая химия» | А14 | |||||
4 | Классификация реакций в органической химии. | 1 | . | ||||||
Предельные углеводороды (3 часа) | |||||||||
5 | Гомологический ряд алканов | 1 | |||||||
6 | Циклоалканы | 1 | |||||||
7 | Изомерия предельных углеводородов | 1 | А26 | ||||||
Этиленовые и диеновые углеводороды (2 часа) | |||||||||
9 | Гомологический ряд, изомерия алкенов. | 1 | ПК | ||||||
10 | Гомологический ряд, изомерия диеновых углеводородов | 1 | |||||||
Ацетиленовые углеводороды (1 час ) | |||||||||
11 | Гомологический ряд алкинов | 1 | |||||||
Ароматические углеводороды ( 2 часа)
| |||||||||
12 | Бензол как представитель аренов. Гомологи бензола. Химические свойства аренов. | 1 | |||||||
13 | Контрольная работа по теме: «Углеводороды» | 1 | |||||||
Природные источники углеводородов (1 час) | А27, А29 | ||||||||
14 | Каменный уголь. Нефть Промышленная переработка нефти. Природный и попутный нефтяной газы | 1 | Диск «Органическая химия» | ||||||
Гидроксильные соединения. (3 часа) | |||||||||
15 | Строение и классификация спиртов | 1 | |||||||
16 | Многоатомные спирты
| 1 | Коллек-ция эфирных масел. ПК | А17, А18 | |||||
17 | Фенолы | 1 | ПК | ||||||
Альдегиды и кетоны. ( 2 часа) | . | ||||||||
18 | Понятие о карбонильных соединениях Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов | 1 |
| ||||||
19 | Изомерия альдегидов и кетонов | 1 | Диск «Органическая химия» | ||||||
Карбоновые кислоты и их производные (5 часов) | |||||||||
20 | Понятие о карбоновых кислотах | 1 | |||||||
21 | Сдложные эфиры | 1 | |||||||
22 | Жиры | 1 | ПК | ||||||
23 | Урок – упражнение по теме «Карбоновые кислоты и их производные» | 1 | В1 | ||||||
24 | Контрольная работа по теме: «Кислородосодержащие и их производные» | 1 | |||||||
Углеводы ( 2 часа) | |||||||||
25 | Моносахариды. Глюкоза. | 1 | Диск «Органическая химия» | ||||||
26 | Дисахариды.Полисахариды | 1 | Диск «Органическая химия» | ||||||
Амины. Аминокислоты. Белки.( 4 часа) | |||||||||
27 | Классификация и изомерия аминов. | 1 | |||||||
28 | Аминокислоты | 1 | |||||||
29 | Белки как природные полимеры. | 1 | |||||||
30 | Урок – упражнение по теме «Генетическая связь органических соединений» | 1 | |||||||
Гетероциклические соединения. (3 часа.( | |||||||||
31 | Шестичленные азотосодержащие гетероциклы. | 1 | Диск «Органическая химия» | ||||||
32 | Пятичленные азотосодержащие гетероциклы | 1 | Диск «Органическая химия» | ||||||
33 | Генная инженерия и биотехнология | 1 | ПК | ||||||
Биологически активные вещества (2 часа) | |||||||||
34 | Витамины. Ферменты. Лекарства. | 1 | ПК | ||||||
35 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать/понимать/:
Важнейшие химические понятия: радикал, гибридизацию орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофим, нуклеофия, основные типы реакций в органической химии.
Основные теории химии: строение органических соединений.
Классификацию и номенклатуру органических соединений.
Природные источники углеводородов и способы их переработки.
Вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры и моющие средства.
Уметь:
Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам.
Определять: пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии.
Характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов).
Объяснять реакционную способность органических соединений от строения их молекул.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, получению конкретных органических веществ.
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту;
Распознавание и идентификации важнейших веществ и материалов;
Оценки качества отдельных пищевых продуктов;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Перечень учебно - методического обеспечения
О.С. Габриелян «Химия» 10, «Дрофа»,2009г
П.Н. Протасов «Методика решения расчетных задач по химии»
О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии»,
В.М. Симонов, «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах»,
Т.В. Никитюк и др «Химия» тесты для подготовки и повторения
А.И. Аргишева «Решаем задачи по химии»,
В.Г. Денисова «Поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян»,
Л.И. Некрасова «Химия 10кл. Карточки заданий»