Рабочая программа учебной дисциплины «Химия элементов» по специальности «Химическая технология неорганических веществ»
Департамент образования Вологодской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий химико-технологический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13Химия элементов
по специальности 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ
Череповец
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 18.02.03 Химическая технология неорганических веществ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 385от 2014 г.).
Организация-разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
Разработчик:
Попова А.В. – преподаватель БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
стр. |
|
|
4 |
|
6 |
|
17 |
|
19 |
|
20 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа профессиональной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО
18.02.03 Химическая технология неорганических веществ (углубленной подготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке и переподготовки работников в области химического производства.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
- использовать лабораторную посуду и оборудование;
- применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории;
- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений
- составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции
- составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов;
знать:
- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;
- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;
- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе;
- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам;
- формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося66 часов;
самостоятельная работа обучающегося 33 часа;
консультации 6 часов.
1.5. Перечень формируемых компетенций
ОК 1. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Подготавливать к работе технологическое оборудование, инструменты, оснастку.
ПК 1.2. Контролировать и обеспечивать бесперебойную работу оборудования технологических линий.
ПК 1.3. Выявлять и устранять отклонения от режимов в работе оборудования, коммуникаций.
ПК 1.4. Подготавливать к ремонту и принимать оборудование из ремонта.
ПК 2.1. Проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции.
ПК 2.2. Осуществлять обработку и оценку результатов анализов.
ПК 3.1. Получать продукты производства заданного количества и качества.
ПК 3.2. Выполнять требования безопасности производства и охраны труда.
ПК 3.3. Контролировать и регулировать параметры технологических процессов.
ПК 3.4. Применять аппаратно-программные средства для ведения технологических процессов.
ПК 3.5. Анализировать причины брака, разрабатывать мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
ПК 4.1. Планировать и организовывать работу подразделения.
ПК 4.2. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.
ПК 4.3. Осуществлять руководство подчиненным персоналом подразделения.
ПК 4.4. Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.
ПК 4.5. Обучать безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
66 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
8 |
практические занятия |
38 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
33 |
в том числе: Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Выполнение домашних заданий общего плана и индивидуальных заданий: - Реферат «Азот- и фосфорсодержащие удобрения» - Реферат «Углерод и кремний: объяснение причин схожести и отличие физических и химических свойств» -Реферат «Сульфиды, их получении и химические свойства. Тиосоли и тиокислоты» - Реферат «Радиоактивность химических элементов. Радиоактивный распад и ядерные реакции» 2. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. 3. Решение задач и выполнение упражнений. |
|
Консультации |
6 |
Экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.13. Химия элементов
Наименование тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Неметаллы и их неорганические соединения |
|||
Водород и его соединения |
Общая характеристика неметаллов |
1 |
2 |
Водород, его получение, свойства и применение. Пероксид водорода. |
1 |
||
Практическая работа №1. Водород и его соединения. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Конспект на тему «Вода. Её физические и химические свойства». |
3 |
3 |
Галогены
|
Галогены. Фтор. |
1 |
2 |
Хлор и его важнейшие соединения. |
1 |
||
Практическая работа №2. Галогены. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Конспект Бром и Йод и их важнейшие соединения. Выполнение упражнений и решение задач по теме Галогены. |
6 |
3 |
Халькогены |
Кислород. Его получение и свойства. |
1 |
2 |
Сера и её важнейшие соединения. |
1 |
||
Практическая работа №3.Халькогены. |
4 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Реферат на тему «Сульфиды, их получении ихимические свойства. Тиосоли и тиокислоты» |
6 |
3 |
Подгруппа азота |
Общая характеристика подгруппы азота. Азот. Аммиак. Соли аммония. |
1 |
2 |
Оксиды азота.Азотная кислота. |
1 |
||
Практическая работа №4. Азот и его соединения. |
4 |
3 |
|
Фосфор и его соединения. |
1 |
2 |
|
Практическая работа №5. Фосфор и его соединения |
4 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Реферат на тему «Азот- и фосфорсодержащие удобрения» |
6 |
3 |
Углерод и кремний |
Углерод и его важнейшие неорганические соединения. Кремний и его важнейшие соединения. |
1 |
2 |
Практическая работа №6. Углерод, кремний и их соединения. |
4 |
3 |
|
Контрольная работа №1. Неметаллы и их соединения. |
1 |
3 |
|
Лабораторная работа №1. Неметаллы и их соединения. |
4 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Реферат на тему «Углерод и кремний: объяснение причин схожести и отличие физических и химических свойств» |
6 |
3 |
Раздел 2. Металлы и их соединения |
|||
Общая характеристика металлов |
Электрохимический ряд напряжений металлов (ряд стандартных электродных потенциалов). |
1 |
2 |
Общая характеристика металлов. Электролиз. |
1 |
||
Практическая работа №7. Общая характеристика металлов. |
4 |
3 |
|
Металлы главной подгруппы I и II группы. |
1 |
2 |
|
Практическая работа №8. Металлы главных подгрупп I и II групп. |
4 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Конспект на тему Жесткость воды. Выполнение упражнений и решение задач по теме Металлы главной подгруппы I и II группы. |
2 |
3 |
Металлы побочных подгрупп |
Алюминий и его соединения. |
1 |
2 |
Элементы триады железа. |
1 |
||
Практическая работа №10. Элементы триады железа. |
4 |
3 |
|
Хром и его соединения. |
1 |
2 |
|
Практическаяработа №11. Хром и его соединения. |
2 |
3 |
|
Важнейшие соединения марганца и меди |
1 |
2 |
|
Практическая работа №12. Марганец, медь и их соединения. |
4 |
3 |
|
Контрольная работа №2. Металлы и их соединения. |
1 |
3 |
|
Лабораторная работа №2. Металлы и их соединения. |
1 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
Реферат на тему «Радиоактивность химических элементов. Радиоактивный распад и ядерные реакции» |
4 |
3 |
Экзамен по учебной дисциплине ОП.13 Химия элементов |
|||
Консультации |
6 |
||
Всего |
102 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличия учебного кабинета «Химические дисциплины» и лаборатории «Неорганической химии»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
Комплексная химическая лаборатория;
4. Приборы:
а) посуда мерная и общего назначения
б) приборы общего назначения для проведения лабораторных работ по органической химии
в) лабораторная мебель для организации лаборатории по проведению лабораторных работ по органической химии
г) реактивы для проведения лабораторных работ
5. ПК;
6. Компьютерные столы, стулья
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бабков А. В., Барабанова Т. И., Попков В. А.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г,- 384 с.
Дополнительные источники:
- Третьяков Ю.Д., Мартыненко Л.И., Григорьев А.Н., Цивадзе А.Ю. Неорганическая химия. Химия элементов: 2 тома, М.: Химия, 2001. 472 с.
- Гринвуд Н.Н., Эрншо А. «Химия элементов»: 2 т. М.: 2008, Т.1- 601с., Т.2- 666с.
Аудиовизуальные средства:
Интернет-ресурсы:
http://www.xumuk.ru-энциклопедия
http://www.chemistry.ssu.samara.ru-электронный учебник
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary - электронный учебник
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Усвоенные умения: |
||
- давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; |
Умение характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в ПСХЭ; |
Оценка самостоятельных работ Оценка контрольных работ Оценка экзамена Оценка лабораторных и практических работ. Оценка самостоятельных работ Оценка контрольных работ Оценка экзамена Оценка самостоятельных работ Оценка контрольных работ Оценка экзамена |
- использовать лабораторную посуду и оборудование; |
Умение использовать лабораторную посуду и оборудование в соответствии с техникой безопасности; |
|
- применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории; |
Умение работать в химической лаборатории согласно технике безопасности; |
|
- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; |
Умение выбирать порядок действий для качественного определения неорганических веществ; |
|
- составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; |
Умение составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям, анализировать полученные результаты; |
|
- составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов; |
Умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса; |
|
Усвоенные знания: |
||
- общую характеристику химических элементов в связи с их положением в периодической системе; |
Понимание периодичности изменения свойств атомов в зависимости от положения в ПСХЭ; |
|
- окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; |
Знания различных типов химических реакций; |
|
- периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам ; |
Понимание периодического закона и умение применить его для объяснения свойств элементов и их соединений; |
|
- формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов. |
Знания о формах существования химических элементов, понимание строения атома и умение применить их для объяснения свойств атомов и их соединений; |
|
Экзамен |
5.рИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся без исключения. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Активные формы проведения занятий для теоретического обучения:
урок-состязание; урок взаимообучения; информационная лекция; проблемная лекция; лекция-беседа; самостоятельное формулирование выводов; актуализация жизненного опыта; сравнение объектов; работа по сопоставлению объектов; группировка и классификация; рефлексия; анализ конкретных ситуаций; перенос усвоенных знаний в новую ситуацию.
Активные формы проведения занятий практического обучения:
разбор конкретных ситуаций; выполнение действий по образцу; работа по инструкции; аналогии; сопоставление; решение функциональных задач; решение ситуационных задач; самостоятельное формулирование выводов.
Активные формы самостоятельной работы:
анализ конкретных ситуаций; перенос усвоенных знаний в новую ситуацию; решение функциональных задач; решение ситуационных задач; составление кроссвордов; самостоятельное формулирование выводов; конспектирование; работа над рефератом; поиск информации в библиотеки, в Интернете; создание презентации.