12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кушнарева Татьяна Николаевна59978 |
Рабочая программа по географии для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии для 9 класса составлена на основе:
- основной образовательной программы основного образования;
- учебного плана МБОУ СОШ № ... г.....
- положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № .... г....
- учебно- методического комплекса: авторская программа по географии А.И Алексеева «Географии России: хозяйство и географические районы 9 класс» - М.: Дрофа, 2010.
ЦЕЛИ:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
ЗАДАЧИ:
- сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире;
- воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Количество часов в неделю по программе: 2
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Количество часов в год по программе: 68
Количество часов в год по календарному учебному графику: 67 (1час-23.02.17, 1 час – 09.05.17)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование раздела (главы) | Основное содержание раздела (главы) | Кол-во часов | Кол-во пр./р. |
1 | Введение | География как наука. Источники географических знаний. | 1 |
|
2 | Хозяйство России | Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Понятия: экономика, хозяйство, отрасль, межотраслевой комплекс, сектор, сфера хозяйства, административно-территориальное устройство, экономическое и природное районирование, экономический район, предприятие, учреждение, промышленность, сельское хозяйство, непроизводственная сфера, циклы Кондратьева, аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии с/х страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). основные проблемы развития АПК. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Значение энергетики в хозяйстве страны. типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема страны. Состав, место и значение отрасли в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития отрасли. Состав инфраструктурного комплекса, особенности отраслей, в него входящих. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера: их особенности и проблемы. | 20 | 4 |
3 | Районы России | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы. Москва – столица РФ. представитель России на мировой арене. радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. Северо-Запад – район древнего заселения. города, качество жизни населения. Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Тимано-Печорские части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера. Специфика природы морей России: геологическое строение, рельеф дна, климат, природные ресурсы. Определение ГП Урала, основные этапы его освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Особенности ГП Байкала. зависимость строения озерной котловины от строения земной коры. | 43 | 11 |
4 | Ростовская область | Роль области в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Роль области в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. | 3 | 1 |
| Итого за год: |
| 67 | 16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
план | факт | ||
Введение – 1 час
| |||
1 | Место экономической географии в системе географических наук. | 9 Б -1.09 | 9 Б - |
Хозяйство России – 20 часов
| |||
2 | Понятие хозяйства, его структура | 9 Б -6.09 | 9 Б - |
3 | Этапы развития хозяйства. | 9 Б -8.09 | 9 Б - |
4 | Географическое районирование. | 9 Б -13.09 | 9 Б - |
5 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 9 Б -15.09 | 9 Б - |
6 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. | 9 Б -20.09 | 9 Б - |
7 | АПК. Легкая и пищевая промышленность. | 9 Б -22.09 | 9 Б - |
8 | Лесной комплекс. | 9 Б -27.09 | 9 Б - |
9 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. п/р №1(о) | 9 Б -29.09 | 9 Б - |
10 | Нефтяная и газовая промышленность. | 9 Б -4.10 | 9 Б - |
11 | Электроэнергетика. п/р №2(о) | 9 Б -6.10 | 9 Б - |
12 | Металлургический комплекс. п/р №3(т) | 9 Б -11.10 | 9 Б - |
13 | Машиностроительный комплекс. | 9 Б -13.10 | 9 Б - |
14 | Машиностроительный комплекс. | 9 Б -18.10 | 9 Б - |
15 | Химическая промышленность | 9 Б -20.10 | 9 Б - |
16 | Транспорт. п/р №4(о) | 9 Б -25.10 | 9 Б - |
17 | Информационная инфраструктура. | 9 Б -27.10 | 9 Б - |
18 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 9 Б -8.11 | 9 Б - |
19 | Территориальное (географичесое) разделение труда. | 9 Б -10.11 | 9 Б - |
20 | «Хозяйство России». Обобщение знаний по разделу. | 9 Б -15.11 | 9 Б - |
21 | «Главные отрасли и межотраслевые комплексы России». | 9 Б -17.11 | 9 Б - |
Районы России – 43 часа
| |||
22 | Восточно-Европейская равнина. | 9 Б -22.11 | 9 Б - |
23 | Волга. | 9 Б -24.11 | 9 Б - |
24 | Центральная Россия: состав, географическое положение. п/р №с5(о) | 9 Б -29.11 | 9 Б - |
25 | Центральный район: особенности населения. | 9 Б -1.12 | 9 Б - |
26 | Хозяйство Центрального района. | 9 Б -6.12 | 9 Б - |
27 | Москва – столица России | 9 Б -8.12 | 9 Б - |
28 | Города Центрального района. | 9 Б -13.12 | 9 Б - |
29 | Центрально-Черноземный район. п/р №6(о) | 9 Б -15.12 | 9 Б - |
30 | Волго-Вятский район. п/р №7(о) | 9 Б -20.12 | 9 Б - |
31 | Северо-Западный район: ГП и природа. п/р №8(т) | 9 Б -22.12 | 9 Б - |
32 | Города на старых водных торговых путях. | 9 Б -27.12 | 9 Б - |
33 | Санкт-Петербург «вторая столица России». | 9 Б -10.01 | 9 Б - |
34 | Калининградская область. | 9 Б -12.01 | 9 Б - |
35 | Европейский Север: ГП и природа. | 9 Б -17.01 | 9 Б - |
36 | Европейский Север: этапы развития хозяйства. | 9 Б -19.01 | 9 Б - |
37 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | 9 Б -24.01 | 9 Б - |
38 | Поволжье: ГП и природа. п/р №9(о) | 9 Б -26.01 | 9 Б - |
39 | Поволжье: население и хозяйство. | 9 Б -31.01 | 9 Б - |
40 | Северный Кавказ: ГП и природа. п/р №10(о) | 9 Б -2.02 | 9 Б - |
41 | Хозяйство района. | 9 Б -7.02 | 9 Б - |
42 | Народы Северного Кавказа. | 9 Б -9.02 | 9 Б - |
43 | Южные моря России. | 9 Б -14.02 | 9 Б - |
44 | Урал: ГП и природа. п/р №11(о) | 9 Б -16.02 | 9 Б - |
45 | Уральский район: этапы развития и современное хозяйство. | 9 Б -21.02 | 9 Б - |
46 | Города Урала. Проблемы района. | 9 Б -28.02 | 9 Б - |
47 | Обобщение и коррекция знаний по теме «Европейская часть России». | 9 Б -2.03 | 9 Б - |
48 | Контрольный урок по теме «Европейская часть России». | 9 Б -7.03 | 9 Б - |
49 | Природа Сибири. п/р №12(т) | 9 Б -9.03 | 9 Б - |
50 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | 9 Б -14.03 | 9 Б - |
51 | Арктические моря. | 9 Б -16.03 | 9 Б - |
52 | Население Сибири. | 9 Б -21.03 | 9 Б - |
53 | Хозяйственное освоение Сибири. | 9 Б -4.04 | 9 Б - |
54 | Природные условия и ресурсы Западной Сибири. п/р №13(т) | 9 Б -6.04 | 9 Б - |
55 | Хозяйство района. | 9 Б -11.04 | 9 Б - |
56 | Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. п/р №14(т) | 9 Б -13.04 | 9 Б - |
57 | Байкал. | 9 Б -18.04 | 9 Б - |
58 | Хозяйство района. | 9 Б -20.04 | 9 Б - |
59 | Формирование территории Дальнего Востока. п/р №15(о) | 9 Б -25.04 | 9 Б - |
60 | Природные условия и ресурсы. | 9 Б -27.04 | 9 Б - |
61 | Моря Тихого океана. | 9 Б -2.05 | 9 Б - |
62 | Население района. | 9 Б -4.05 | 9 Б - |
63 | Хозяйство района. | 9 Б -11.05 | 9 Б - |
64 | Население и хозяйство России. Контрольно-обобщающий урок. | 9 Б -16.05 | 9 Б - |
Ростовская область – 3 часа | |||
65 | Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) | 9 Б -18.05 | 9 Б - |
66 | Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) п /р №16(т) | 9 Б -23.05 | 9 Б - |
67 | Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) | 9 Б -25.05 | 9 Б - |