Рабочая программа по географии для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии для 9 класса составлена на основе:
- основной образовательной программы основного образования;
- учебного плана МБОУ СОШ № ... г.....
- положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № .... г....
- учебно- методического комплекса: авторская программа по географии А.И Алексеева «Географии России: хозяйство и географические районы 9 класс» - М.: Дрофа, 2010.
ЦЕЛИ:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
ЗАДАЧИ:
- сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире;
- воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Количество часов в неделю по программе: 2
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Количество часов в год по программе: 68
Количество часов в год по календарному учебному графику: 67 (1час-23.02.17, 1 час – 09.05.17)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ |
Наименование раздела (главы) |
Основное содержание раздела (главы) |
Кол-во часов |
Кол-во пр./р. |
1 |
Введение |
География как наука. Источники географических знаний. |
1 |
|
2 |
Хозяйство России |
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Понятия: экономика, хозяйство, отрасль, межотраслевой комплекс, сектор, сфера хозяйства, административно-территориальное устройство, экономическое и природное районирование, экономический район, предприятие, учреждение, промышленность, сельское хозяйство, непроизводственная сфера, циклы Кондратьева, аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии с/х страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). основные проблемы развития АПК. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Значение энергетики в хозяйстве страны. типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема страны. Состав, место и значение отрасли в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития отрасли. Состав инфраструктурного комплекса, особенности отраслей, в него входящих. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера: их особенности и проблемы. |
20 |
4 |
3 |
Районы России |
Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы. Москва – столица РФ. представитель России на мировой арене. радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. Северо-Запад – район древнего заселения. города, качество жизни населения. Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Тимано-Печорские части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера. Специфика природы морей России: геологическое строение, рельеф дна, климат, природные ресурсы. Определение ГП Урала, основные этапы его освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Особенности ГП Байкала. зависимость строения озерной котловины от строения земной коры. |
43 |
11 |
4 |
Ростовская область |
Роль области в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Роль области в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. |
3 |
1 |
|
Итого за год: |
|
67 |
16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Наименование тем уроков |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
Введение – 1 час
|
|||
1 |
Место экономической географии в системе географических наук. |
9 Б -1.09 |
9 Б - |
Хозяйство России – 20 часов
|
|||
2 |
Понятие хозяйства, его структура |
9 Б -6.09 |
9 Б - |
3 |
Этапы развития хозяйства. |
9 Б -8.09 |
9 Б - |
4 |
Географическое районирование. |
9 Б -13.09 |
9 Б - |
5 |
Сельское хозяйство. Растениеводство. |
9 Б -15.09 |
9 Б - |
6 |
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. |
9 Б -20.09 |
9 Б - |
7 |
АПК. Легкая и пищевая промышленность. |
9 Б -22.09 |
9 Б - |
8 |
Лесной комплекс. |
9 Б -27.09 |
9 Б - |
9 |
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. п/р №1(о) |
9 Б -29.09 |
9 Б - |
10 |
Нефтяная и газовая промышленность. |
9 Б -4.10 |
9 Б - |
11 |
Электроэнергетика. п/р №2(о) |
9 Б -6.10 |
9 Б - |
12 |
Металлургический комплекс. п/р №3(т) |
9 Б -11.10 |
9 Б - |
13 |
Машиностроительный комплекс. |
9 Б -13.10 |
9 Б - |
14 |
Машиностроительный комплекс. |
9 Б -18.10 |
9 Б - |
15 |
Химическая промышленность |
9 Б -20.10 |
9 Б - |
16 |
Транспорт. п/р №4(о) |
9 Б -25.10 |
9 Б - |
17 |
Информационная инфраструктура. |
9 Б -27.10 |
9 Б - |
18 |
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. |
9 Б -8.11 |
9 Б - |
19 |
Территориальное (географичесое) разделение труда. |
9 Б -10.11 |
9 Б - |
20 |
«Хозяйство России». Обобщение знаний по разделу. |
9 Б -15.11 |
9 Б - |
21 |
«Главные отрасли и межотраслевые комплексы России». |
9 Б -17.11 |
9 Б - |
Районы России – 43 часа
|
|||
22 |
Восточно-Европейская равнина. |
9 Б -22.11 |
9 Б - |
23 |
Волга. |
9 Б -24.11 |
9 Б - |
24 |
Центральная Россия: состав, географическое положение. п/р №с5(о) |
9 Б -29.11 |
9 Б - |
25 |
Центральный район: особенности населения. |
9 Б -1.12 |
9 Б - |
26 |
Хозяйство Центрального района. |
9 Б -6.12 |
9 Б - |
27 |
Москва – столица России |
9 Б -8.12 |
9 Б - |
28 |
Города Центрального района. |
9 Б -13.12 |
9 Б - |
29 |
Центрально-Черноземный район. п/р №6(о) |
9 Б -15.12 |
9 Б - |
30 |
Волго-Вятский район. п/р №7(о) |
9 Б -20.12 |
9 Б - |
31 |
Северо-Западный район: ГП и природа. п/р №8(т) |
9 Б -22.12 |
9 Б - |
32 |
Города на старых водных торговых путях. |
9 Б -27.12 |
9 Б - |
33 |
Санкт-Петербург «вторая столица России». |
9 Б -10.01 |
9 Б - |
34 |
Калининградская область. |
9 Б -12.01 |
9 Б - |
35 |
Европейский Север: ГП и природа. |
9 Б -17.01 |
9 Б - |
36 |
Европейский Север: этапы развития хозяйства. |
9 Б -19.01 |
9 Б - |
37 |
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. |
9 Б -24.01 |
9 Б - |
38 |
Поволжье: ГП и природа. п/р №9(о) |
9 Б -26.01 |
9 Б - |
39 |
Поволжье: население и хозяйство. |
9 Б -31.01 |
9 Б - |
40 |
Северный Кавказ: ГП и природа. п/р №10(о) |
9 Б -2.02 |
9 Б - |
41 |
Хозяйство района. |
9 Б -7.02 |
9 Б - |
42 |
Народы Северного Кавказа. |
9 Б -9.02 |
9 Б - |
43 |
Южные моря России. |
9 Б -14.02 |
9 Б - |
44 |
Урал: ГП и природа. п/р №11(о) |
9 Б -16.02 |
9 Б - |
45 |
Уральский район: этапы развития и современное хозяйство. |
9 Б -21.02 |
9 Б - |
46 |
Города Урала. Проблемы района. |
9 Б -28.02 |
9 Б - |
47 |
Обобщение и коррекция знаний по теме «Европейская часть России». |
9 Б -2.03 |
9 Б - |
48 |
Контрольный урок по теме «Европейская часть России». |
9 Б -7.03 |
9 Б - |
49 |
Природа Сибири. п/р №12(т) |
9 Б -9.03 |
9 Б - |
50 |
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. |
9 Б -14.03 |
9 Б - |
51 |
Арктические моря. |
9 Б -16.03 |
9 Б - |
52 |
Население Сибири. |
9 Б -21.03 |
9 Б - |
53 |
Хозяйственное освоение Сибири. |
9 Б -4.04 |
9 Б - |
54 |
Природные условия и ресурсы Западной Сибири. п/р №13(т) |
9 Б -6.04 |
9 Б - |
55 |
Хозяйство района. |
9 Б -11.04 |
9 Б - |
56 |
Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. п/р №14(т) |
9 Б -13.04 |
9 Б - |
57 |
Байкал. |
9 Б -18.04 |
9 Б - |
58 |
Хозяйство района. |
9 Б -20.04 |
9 Б - |
59 |
Формирование территории Дальнего Востока. п/р №15(о) |
9 Б -25.04 |
9 Б - |
60 |
Природные условия и ресурсы. |
9 Б -27.04 |
9 Б - |
61 |
Моря Тихого океана. |
9 Б -2.05 |
9 Б - |
62 |
Население района. |
9 Б -4.05 |
9 Б - |
63 |
Хозяйство района. |
9 Б -11.05 |
9 Б - |
64 |
Население и хозяйство России. Контрольно-обобщающий урок. |
9 Б -16.05 |
9 Б - |
Ростовская область – 3 часа |
|||
65 |
Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) |
9 Б -18.05 |
9 Б - |
66 |
Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) п /р №16(т) |
9 Б -23.05 |
9 Б - |
67 |
Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) |
9 Б -25.05 |
9 Б - |
Сидорова Зоя Григорьевна
Кушнарева Татьяна Николаевна