12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушнарева Татьяна Николаевна59978

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по географии для 9 класса составлена на основе:

-  основной образовательной программы основного образования;

- учебного плана МБОУ СОШ № ... г.....

- положения о рабочей программе по предмету МБОУ СОШ № .... г....

- учебно- методического комплекса: авторская программа по географии А.И Алексеева «Географии России: хозяйство и географические районы 9 класс» - М.: Дрофа, 2010.

ЦЕЛИ:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

ЗАДАЧИ:

- сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире;

- воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Количество часов в неделю по программе: 2

Количество часов в неделю по учебному плану: 2

Количество часов в год по программе: 68

Количество часов в год по календарному учебному графику: 67 (1час-23.02.17, 1 час – 09.05.17)

 

 ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Наименование раздела (главы)

Основное содержание раздела (главы)

Кол-во часов

Кол-во пр./р.

1

Введение

География как наука. Источники географических знаний.

1

 

2

Хозяйство России 

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства.

Понятия: экономика, хозяйство, отрасль, межотраслевой комплекс, сектор, сфера хозяйства, административно-территориальное устройство, экономическое и природное районирование, экономический район, предприятие, учреждение, промышленность, сельское хозяйство, непроизводственная сфера, циклы Кондратьева, аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения.

Территориальная структура хозяйства. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии с/х страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). основные проблемы развития АПК. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Значение энергетики в хозяйстве страны. типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема страны. Состав, место и значение отрасли в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития отрасли. Состав инфраструктурного комплекса, особенности отраслей, в него входящих. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера: их особенности и проблемы.

20

4

3

Районы России

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы. Москва – столица РФ. представитель России на мировой арене. радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. Северо-Запад – район древнего заселения. города, качество жизни населения. Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Тимано-Печорские части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера. Специфика природы морей России: геологическое строение, рельеф дна, климат, природные ресурсы. Определение ГП Урала, основные этапы его освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Особенности ГП Байкала. зависимость строения озерной котловины от строения земной коры.

43

11

4

Ростовская область

Роль области в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. Роль области в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.

3

1

 

Итого за год:

 

67

16

 

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

  Наименование тем уроков

Дата проведения

план

факт

Введение – 1 час

 

1

Место экономической географии в системе географических наук.

9 Б -1.09

9 Б -

Хозяйство России – 20 часов

 

2

Понятие хозяйства, его структура

9 Б -6.09

9 Б -

3

Этапы развития хозяйства.

9 Б -8.09

9 Б -

4

Географическое районирование.

9 Б -13.09

9 Б -

5

Сельское хозяйство. Растениеводство.

9 Б -15.09

9 Б -

6

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства.

9 Б -20.09

9 Б -

7

АПК. Легкая и пищевая промышленность.

9 Б -22.09

9 Б -

8

Лесной комплекс.

9 Б -27.09

9 Б -

9

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. п/р №1(о)

9 Б -29.09

9 Б -

10

Нефтяная и газовая промышленность.

9 Б -4.10

9 Б -

11

Электроэнергетика. п/р №2(о)

9 Б -6.10

9 Б -

12

Металлургический комплекс. п/р №3(т)

9 Б -11.10

9 Б -

13

Машиностроительный комплекс.

9 Б -13.10

9 Б -

14

Машиностроительный комплекс.

9 Б -18.10

9 Б -

15

Химическая промышленность

9 Б -20.10

9 Б -

16

Транспорт. п/р №4(о)

9 Б -25.10

9 Б -

17

Информационная инфраструктура.

9 Б -27.10

9 Б -

18

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

9 Б -8.11

9 Б -

19

Территориальное (географичесое) разделение труда.

9 Б -10.11

9 Б -

20

«Хозяйство России». Обобщение знаний по разделу.

9 Б -15.11

9 Б -

21

«Главные отрасли и межотраслевые комплексы России».

9 Б -17.11

9 Б -

Районы России – 43 часа

 

22

Восточно-Европейская равнина.

9 Б -22.11

9 Б -

23

Волга.

9 Б -24.11

9 Б -

24

Центральная Россия: состав, географическое положение. п/р №с5(о)

9 Б -29.11

9 Б -

25

Центральный район: особенности населения.

9 Б -1.12

9 Б -

26

Хозяйство Центрального района.

9 Б -6.12

9 Б -

27

Москва – столица России

9 Б -8.12

9 Б -

28

Города Центрального района.

9 Б -13.12

9 Б -

29

Центрально-Черноземный район. п/р №6(о)

9 Б -15.12

9 Б -

30

Волго-Вятский район. п/р №7(о)

9 Б -20.12

9 Б -

31

Северо-Западный район: ГП и природа. п/р №8(т)

9 Б -22.12

9 Б -

32

Города на старых водных торговых путях.

9 Б -27.12

9 Б -

33

Санкт-Петербург «вторая столица России».

9 Б -10.01

9 Б -

34

Калининградская область.

9 Б -12.01

9 Б -

35

Европейский Север: ГП и природа.

9 Б -17.01

9 Б -

36

Европейский Север: этапы развития хозяйства.

9 Б -19.01

9 Б -

37

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

9 Б -24.01

9 Б -

38

Поволжье: ГП и природа. п/р №9(о)

9 Б -26.01

9 Б -

39

Поволжье: население и хозяйство.

9 Б -31.01

9 Б -

40

Северный Кавказ: ГП и природа. п/р №10(о)

9 Б -2.02

9 Б -

41

Хозяйство района.

9 Б -7.02

9 Б -

42

Народы Северного Кавказа.

9 Б -9.02

9 Б -

43

Южные моря России.

9 Б -14.02

9 Б -

44

Урал: ГП и природа. п/р №11(о)

9 Б -16.02

9 Б -

45

Уральский район: этапы развития и современное хозяйство.

9 Б -21.02

9 Б -

46

Города Урала. Проблемы района.

9 Б -28.02

9 Б -

47

Обобщение и коррекция знаний по теме «Европейская часть России».

9 Б -2.03

9 Б -

48

Контрольный урок по теме «Европейская часть России».

9 Б -7.03

9 Б -

49

Природа Сибири. п/р №12(т)

9 Б -9.03

9 Б -

50

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

9 Б -14.03

9 Б -

51

Арктические моря.

9 Б -16.03

9 Б -

52

Население Сибири.

9 Б -21.03

9 Б -

53

Хозяйственное освоение Сибири.

9 Б -4.04

9 Б -

54

Природные условия и ресурсы Западной Сибири. п/р №13(т)

9 Б -6.04

9 Б -

55

Хозяйство района.

9 Б -11.04

9 Б -

56

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. п/р №14(т)

9 Б -13.04

9 Б -

57

Байкал.

9 Б -18.04

9 Б -

58

Хозяйство района.

9 Б -20.04

9 Б -

59

Формирование территории Дальнего Востока. п/р №15(о)

9 Б -25.04

9 Б -

60

Природные условия и ресурсы.

9 Б -27.04

9 Б -

61

Моря Тихого океана.

9 Б -2.05

9 Б -

62

Население района.

9 Б -4.05

9 Б -

63

Хозяйство района.

9 Б -11.05

9 Б -

64

Население и хозяйство России. Контрольно-обобщающий урок.

9 Б -16.05

9 Б -

Ростовская область – 3 часа

65

Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к)

9 Б -18.05

9 Б -

66

Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к) п /р №16(т)

9 Б -23.05

9 Б -

67

Характеристика населения и хозяйства Ростовской области(р/к)

9 Б -25.05

9 Б -

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Сидорова Зоя Григорьевна, 09.11.16 в 22:06 4Ответить Пожаловаться
Татьяна!
Рабочая программа по географии для 9 класса продумана, разработаны чудесные занятия, темы необычные, интересные, новые.
Спасибо за подробную программу, за то, что делитесь своими наработками, опытом проведения данной работы.
Всего доброго!
Зоя.

Кушнарева Татьяна Николаевна, 10.11.16 в 00:44 5Ответить Пожаловаться
Зоя, огромное спасибо за отзыв! С уважением, Т.Н.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.