12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЛюдмилаХМАО817
Стаж работы 25 лет. Преподавателем географии 20 лет. Имею опыт работы методиста, завуча, руководителя МО.
Россия, Ханты-Мансийский АО

«Рабочая программа курса география 2020-2021 уч.год.9 класс.

Педагог:----------------------------.»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

от «___» августа 2020 г.

Протокол № _1________

Руководитель МО

_________ /---------------./


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

/ ------------------/

ПРИНЯТО на заседании НМС

от « 31 » августа 2020 г.

Протокол № 1











УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МАОУ

«Гимназия №6»

________/--------------- /

от 31 августа 2020 г.

Приказ № ___335__















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «География. Население и хозяйство России»

на 2020 – 2021 учебный год


Класс: 9А,9Б,9В.


Общее количество часов по плану: 68 (2 часа в неделю).


Учитель: ФИО







город, 2020 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об Образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.07.2016 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897);

-Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднеобщего образования» (с изменениями на 5 июля 2017 года);

- Положения о рабочей программах ЛГ МАОУ «Гимназия №6» (утверждено приказом директора от 05.04. 2016 г. № 187);

- Примерной программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. Домогацких. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.– 120 с. – (Инновационная школа);


Основные цели и задачи курса:

Целью изучения курса « Население и хозяйство России» в 9 классах является

Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей среды, рационального природопользования и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

Закономерности размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Основными задачами обучения предмету « Население и хозяйство России» в 9 классах являются:

-сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические процессы

-сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

-сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

-продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.

-создание у учащихся представления о разнообразии природных, социальных и экономических условий нашей страны;

-раскрытие общегеографических закономерностей, объясняющих и помогающих увидеть единство в этом многообразии природы и населения , воспитание представления о необходимости самого бережного отношения к природе.

Рабочая программа ориентирована на учебники Е.М. Домогацких., Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций/ авт.-сост. Н.В. Болотникова., С.В. Банников..- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 128 с. – (ФГОС Инновационная школа)


Согласно учебному плану на изучение Социально-экономической географии России отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Запланировано проведение 3 контрольных работ и 22 практические работы.

Срок реализации рабочей программы для 9 класса 1 учебный год. 2 часа в неделю

При организации учебных занятий используются: ИКТ технологии, игровые технологии, технология проблемного диалога и различные методики - смыслового чтения, мозгового штурма. Применяется метод проектов, практические методы др. Совершенствуются навыки работы в парах постоянного и непостоянного состава, индивидуальные и групповые. На учебных занятиях используются интегрированные и разноуровневые задания.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процесс е образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознан но выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Планируемые результаты по разделам географии 9 класса

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России
Выпускник научится:

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России
Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, поло возрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России
Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России
Выпускник научится:

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и nроцессов на территории России.

Россия в современном мире
Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.











Содержание учебного курса


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Содержание темы

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Учебные понятия

Социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.

Основные образовательные идеи

Социально-экономическая география - это наука о территориальной организации населения и хозяйства .

В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.

Тема 1. РОССИЯ НА КАРТЕ (5 часов)
Содержание темы

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV -XIX вв. Изменения территории России в :XX в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико- географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико- географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико- географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.


Учебные понятия

Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико- географическое положение, политико- географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.

Основные образовательные идеи

Формирование территории России - от Московского княжества и Российской империи через СССР к современной России.

Россия - самая большая по площади территории страна с самым большим количеством сухопутных соседей.

Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.

Практические работы

Составление описания экономико- географического положения России по типовому плану.

Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.

Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

Определение административного состава федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России.

Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно- хозяйственных районов).

Тема 2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (4 часа)

Содержание темы

Природные условия. их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал и родных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России

и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в Хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматаческие условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Учебные понятия

Природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Основные образовательные идеи

Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей .

Необходимость рационального природопользования - объективная необходимость.

Практические работы

Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).

Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.

Тема З. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (9 часов)
Содержание темы

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России.

Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Городи урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.

Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Учебные понятия

Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство на

селения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры, городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица .

Основные образовательные идеи

Динамика численности населения определяется социально- экономическими, политическими факторами.

Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.

Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.

Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна.

Неравномерность размещения населения по территории России - следствие разнообразия природных условий.

Урбанизация - процесс развития городов.

Практические работы

Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.

Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.

Определение по картам атласа ареалов компактного проживания крупнейших народов России.

Тема 4. ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ (19 часов)
Содержание темы

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и Экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжёлое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно- промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли лёгкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и её элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и её география.

Учебные понятия

Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Основные образовательные идеи

Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.

Практические работы

Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.

Описание отрасли по типовому плану.

Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности.

Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства.

Описание транспортного узла.

Тема 5. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ (21 час)

Содержание темы

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны,

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности и района. Опора на привозное сырьё. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района. Калининградская область - самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны, Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнeйшиx по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго- Камский каскад ГЭС. Энергоёмкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжёлого машиностроения.

Западная Сибирь, её географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Чёрная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, её географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро- Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоёмких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удалённость от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия

Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоёмкие производства, Нечерноземье.

Основные образовательные идеи

Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона - результат сочетания длительного исторического развития и природных условий И ресурсов.

Каждый из регионов России имеет свои неповторимые особенности.

Практические работы

Характеристика природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории района.

Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района.

Описание экономико-географического положения района.

Составление комплексного описания района по типовому плану.

Сравнительная характеристика географического положения районов.

Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час)

Содержание темы

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до XX в. Россия в XX-XXl вв. Перспективы развития.

Основные образовательные идеи

На протяжении своей истории Россия играла определённую роль в системе мирового хозяйства, причём эта роль менялась.

После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.

Практическая работа

Определение по статистическим показателям места и роли России в мире.





3.Тематическое планирование

Наименование тем разделов

Кол-во часов


Введение

1

1

Россия на карте

5

2

Природа и человек

4

3

Население России

9

4

Отрасли хозяйства России

19

5

Природно-хозяйственная характеристика России

21

6

География ХМАО

6

7

Заключение. Место России в мировой экономике

3


ИТОГО

68


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы урока

Содержание урока

Количество часов

Календарные сроки

Введение – 1 час

1

Экономическая и социальная география

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс

1

01.09-04.09

Раздел 1. Россия на карте - 5 часов

2

Экономико и политико-географическое положение России.

Практическая работа : Составление описания экономико- географического положения России по типовому плану.

Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.

Содружество Независимых Государств. Экономико- географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико- географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико- географического положения страны.

1

01.09-04.09

3

Формирование территории России

Практическая работа: Нанесение на контурную карту маршрутов освоения и исследования территории России.

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV -XIX вв. Изменения территории России в :XX в. СССР и его распад.

1

07.09-11.09

4

Административно- территориальное устройство России

Практическая работа: Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов.

Определение административного состава федеральных округов на основе анализа политико-административной карты России

Административно деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты -территориальное РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

1

07.09-11.09

5

Районирование территории России. Практическая работа: Сравнение природно-хозяйственных регионов по статистическим данным. Нанесение на контурную карту природно-хозяйственных регионов федеральных округов.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.


1

14.09-18.09

6

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний

Обобщение изученного материала

1

14.09-18.09

Раздел 2. Природа и человек – 4 часа

7

Природные условия России. Практическая работа: Выделение на карте территорий с различными видами природных условий по степени их воздействия на человека.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал и родных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

1

21.09-25.09

8

Природные ресурсы России. Практическая работа: Расчет ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматаческие условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

1

21.09-25.09

9

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды. Практическая работа: Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России. Оценка экологической ситуации своей местности. Нанесение на контурную карту территорий с острой экологической ситуацией. Нанесение на контурную карту мест экологических катастроф на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.


1

28.09-02.10

10

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний.

Обобщение изученного материала. Контроль знаний.

1

28.09-02.10

Раздел 3. Население России – 9 часов

11

Численность населения России. Практическая работа: Построение столбчатой диаграммы места России в мире по численности населения. Построение графика динамики численности населения России за период 20 века. Расчет параметров естественного движения населения.

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России.




1

05.10-09.10

12

Размещение населения России. Практическая работа: Расчет плотности населения России, её европейской и азиатской частей. Обозначение на контурной карте зон расселения. Сопоставление размещения зон расселения с природными условиями территории.

Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера.

1

05.10-09.10

13

Миграции населения. Практическая работа: Нанесение на контурную карту маршрутов миграции населения, характерных в 20 веке для территории России. Расчет сальдо миграции для территории России. Расчет параметров механического движения населения.

Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции.

1

12.10-16.10

14

Сельская форма расселения. Практическая работа: Установление соответствия между природной зоной и типом населенного пункта (жилища)

Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения.

1

12.10-16.10

15

Городская форма расселения. Практическая работа: Обозначение городов-миллионеров на контурной карте.

Городская форма расселения. Городи урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.

1

19.10-23.10

16

Этнический и религиозный состав населения.

Практическая работа: Установление соответствия между языковой семьей, языковой группой, народом. Установление соответствия между народом и его религией. Составление схемы классификации народов России. Составление схемы классификации религиозного состава населения России.

Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.

Половозрастной состав населения.

1

19.10-23.10

17

Трудовые ресурсы и рынок труда. Практическая работа: Построение половозрастной пирамиды России (Субъекта Федерации России)

Трудовые ресурсы и рынок труда.


1

26.10-30.10

18

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Население России».

Обобщение изученного материала. Контроль знаний.

1

26.10-30.10

19

Урок коррекции знаний

Работа над устранением пробела в знаниях.

1

09.11-13.11


20

Национальная экономика. Практическая работа: Составление схемы отраслевой (территории) структуры хозяйства России

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы.

1

09.11-13.11

21

Факторы размещения производства.

Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.


1

16.11-20.11

22

Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа: Обозначение на контурной карте крупнейших нефтяных и газовых бассейнов. Составление списка крупнейших месторождений нефти и газа. Обозначение на контурной карте нефте- и газопроводов. Расчет ресурсообеспеченности территории России.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. их хозяйственная оценка.

1

16.11-20.11

23

ТЭК. Угольная промышленность. Практическая работа: Обозначение на контурной карте крупнейших угольных бассейнов. Составление списка крупнейших месторождений каменного угля. Обозначение на контурной карте. грузопотоков угля. Расчет ресурсообеспеченности территории России.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны России. их хозяйственная оценка.

1

23.11-27.11

24

ТЭК. Электроэнергетика. Практическая работа: Построение диаграммы доли видов электростанций в общероссийском производстве электроэнергии. Выделение факторов размещения электростанций различных типов. Составление прогноза развития энергетики на территории России.

Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.


1

23.11-27.11

25

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Практическая работа: Выделение особенностей различных типов предприятий .Обозначение на контурной карте металлургических баз.

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России.

1

30.11-04.12

26

Металлургический комплекс. Цветная металлургия. Практическая работа: Выделение особенностей различных типов предприятий. Обозначение на контурной карте металлургических баз.

Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

1

30.11-04.12

27

Машиностроительный комплекс. Практическая работа: Нанесение на контурную карту центров машиностроения. Описание отрасли по плану.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения.

1

07.12-11.12

28

Машиностроительный комплекс. Практическая работа: Нанесение на контурную карту центров сельскохозяйственного машиностроения и ареалов возделывания сельскохозяйственных культур.

Тяжёлое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно- промышленный комплекс.


1

07.12-11.12

29

Химическая промышленность.

Практическая работа: Обозначение на контурную карту сырьевых баз, упомянутых в тексте учебника.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

1

14.12-18.12

30

Лесная промышленность. Практическая работа: Нанесение на контурную карту районов с разной обеспеченностью лесными ресурсами. Составление таблицы соответствия отраслей лесной промышленности и производимой продукции.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

1

14.12-18.12

31

Агропромышленный комплекс. Растениеводство. Практическая работа: Обозначение на контурной карте районов выращивания сельскохозяйственной продукции.(растениеводства)

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России.

1

21.12-26.12

32

Агропромышленный комплекс. Животноводство. Практическая работа: Обозначение на контурной карте районов выращивания сельскохозяйственной продукции (животноводство)

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России.

1

21.12-26.12

33

Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа: Анализ потенциальных возможностей территории природных зон для развития сельского хозяйства.

Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства.


1


34

Пищевая и легкая промышленность. Практическая работа: Обозначение на контурной карте. центров легкой и пищевой промышленности с указанием их специализации. Выявление факторов размещения предприятий пищевой и легкой промышленности.

Отрасли лёгкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.


1


35

Транспортный комплекс. Практическая работа: Нанесение на карту железнодорожных магистралей федерального значения. Характеристика транспортного узла расчет грузооборота и пассажирооборота.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и её элементы.


1


36

Нематериальная сфера хозяйства. Практическая работа: Описание сферы обслуживания (на примере своего города)

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и её география.


1


37

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Отрасли хозяйства России».

Обобщение изученного материала. Контроль знаний.

1


38


Урок коррекции знаний

Работа над устранением пробела в знаниях.

1



39

Европейский Север. Общие сведения. Практическая работа: Обозначение на контурной карте географического положения региона.

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.

1


40

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.

Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны,


1


41

Европейский Северо-Запад. Общие сведения. Практическая работа: Обозначение на контурной карте географического положения региона. Обозначение на контурной карте природных ресурсов государственного значения.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.


1


42

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности и района. Опора на привозное сырьё. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района. Калининградская область - самая западная территория России.

1


43

Центральная Россия. Общие сведения. Практическая работа: Обозначение на контурной карте географического положения региона

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.

1


44

Центральная Россия. Население и природные ресурсы.

Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ресурсы, население и специфика

1


45

Центральная Россия. Хозяйство. Практическая работа: Обозначение на контурной карте ареалов распространения сельскохозяйственных культур на территории региона. Объяснение характера влияния Курской магнитной аномалии на развитие сельского хозяйства на территории региона. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.

Выгодность экономико-географического положения. Хозяйственная специализация. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.


1


46

Европейский Юг. Общие сведения. Практическая работа: Обозначение на контурной карте географического положения региона.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнeйшиx по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.


1


47

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1


48

Поволжье. Общие сведения. Практическая работа: Описание ЭГП природно-хозяйственного региона.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго- Камский каскад ГЭС. Энергоёмкие отрасли.


1


49

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1


Урал. Общие сведения.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжёлого машиностроения.


1


51

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа: Выявление экономической роли Уральского региона.

1


52

Западная Сибирь. Общие сведения. Практическая работа: Составление альтернативного плана описания территории района.

Западная Сибирь, её географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Чёрная металлургия Кузбасса.


1


53

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. Практическая работа: Составление альтернативного плана описания территории района.

1


54

Восточная Сибирь. Общие сведения.  Практическая работа: Описание ЭГП природно-хозяйственного региона

Восточная Сибирь, её географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро- Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоёмких отраслей.


1


55

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1


56

Дальний Восток. Общие сведения. Практическая работа: Обозначение на контурной карте субрегионов Дальнего Востока. Обозначение на контурной карте специализации субъектов Федерации Дальнего Востока.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удалённость от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.


1


57

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1


58

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Природно-хозяйственная характеристика России».

Обобщение изученного материала. Контроль знаний.

1


59

Урок коррекции знаний

Работа над устранением пробела в знаниях.

1


Население и хозяйство родного края – 6 часов

60

Родной край на карте России: особенности географического положения ХМАО. Практическая работа: Описание экономико-географического положения родного края

Географическое положение ХМАО.

1


61

Природные условия и ресурсы ХМАО

Природные условия и ресурсы ХМАО Их использование. Перспективы развития.

1


62

Население автономного округа Практическая работа: Расчет численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России (на примере своего региона)

Изучение состава населения автономного округа национальный, половой и возрастной состав.

1


63

География промышленности Практическая работа: Составление комплексного описания хозяйства родного края.

Развитие промышленности на территории региона, перспективы.

1


64

Социально-экономическое развитие ХМАО Практическая работа: Составление транспортного узла.

Социально- экономические показатели региона.

1


65

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Население и хозяйство ХМАО»

Обобщение материала.

1


Заключение -3 часа

66

Место России в мировой экономике. Практическая работа: Определение по статистическим показателям места и роли России в мире: обозначение на контурной карте основных экономических партнеров России и структура экспорта-импорта. Обозначение стран ближнего зарубежья.

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до XX в. Россия в XX-XXl вв. Перспективы развития.


1


67

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «География. Население и хозяйство России»

Всероссийская проверочная работа

1


68

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «География. Население и хозяйство России»

Повторение и коррекция знаний по теме «География. Население и хозяйство России»

1



Итого


68


Выделены обязательные практические работы.



22


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.