12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Статникова Анастасия Александровна291
учитель географии, высшая категория
Россия, Алтайский край, Северка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Комитет по образованию администрации

Ключевского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края

Рассмотрено на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол № ____

от «__» ______2017 г

_____/Статникова А.А./

Согласовано:

Заместитель директора по УР

_________ Крылова Е.Г.

«__»_______ 2017 г.

Утверждено:

Директор школы

__________Бойко В.И.

Приказ № ______

От « ___» _______2017г.

Рабочая программа по географии Алтайского края

 для 9 класса

основного общего образования

Срок реализации программы: 2016-2017 уч.г.

Разработчик Рабочей программы: Статникова Анастасия Александровна-учитель географии

с. Северка, 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по географии Алтайского края, автор Л.Д. Подкорытова, О.В. Горских (География Алтайского края. Методическое пособие. автор Л.Д. Подкорытова, О.В. Горских, Барнаул, 2008)

Место предмета в базисном учебном плане ОУ

Учебный план школы отводит 34 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.

Цель курса:

Углубление, расширение и конкретизация знаний и учений школьников в изучении особенностей природы, окружающей среды, изменения природы под влиянием человека, расселения человека и его хозяйственной деятельности в своем крае

Задачи курса:

развития интереса школьников к изучению своей местности для создания географического образа изучаемой территории;

углубления, расширения и конкретизации знаний и умений при исследовании учащимися особенностей природы, населения и хозяйственной деятельности в родном крае;

осмысления зависимости между человеческой деятельностью и окружающей средой, выявление последствий этого взаимодействия, включение в природоохранную деятельность;

развития творческих способностей учащихся при изучении своего региона.

Формы и методы, технологии обучения:

Основными принципами отбора и структурирования данного курса являются: доступность, наглядность, научность, преемственность, опора на причинно-следственные, а также межпредметные связи.

Преподавание курса предполагает применение следующих методов обучения: словесного, наглядного, индуктивного, дедуктивного, репродуктивного, аналитического, а для активизации познавательной деятельности – частично-поискового, исследовательского, творческого, проблемного обучения и метода проектов.

Предполагается проведение экскурсий, наблюдений, выполнение индивидуальных и групповых практических и творческих работ.

Формы контроля:

- тесты

- практические и проверочные работы

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ГЕОГРАФИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ» (35 часов)

Введение (6 ч.)

Географическое положение. Положение на карте мира, России, особенности географического положения и его влияние на природу края и хозяйственную деятельность населения. Положение своего района, населенного пункта. (3 ч.)

Из истории освоения и исследования территории края. Первые поселения русских, хозяйственное освоение территории. Походы П. Собанского. Экспедиции Академии наук России. Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района. (3 ч.)

Тема 1. Природные условия и ресурсы (17 ч.)

Рельеф Алтайского края. Основные формы, размещение форм рельефа по территории. Влияние человека на рельеф. Рельеф своей местности. (4 ч.)

Климат края. Основные черты, климатообразующие факторы. Характеристика и особенности сезонов года. Различие климата по территории, особенности климата своей местности. (2 ч.)

Внутренние воды. Виды и особенности, размещение по территории, значение. Охрана и использование в своей местности. (2 ч.)

Почвы края. Основные типы, условия формирования, размещение и различие по территории. Почвы своей местности, составление картосхемы почв своего района и рекомендации по их рекультивации. (2 ч.)

Растительный мир. Разнообразие растительного покрова, растительные сообщества своего района.

Животный мир Алтайского края. Условия обитания, промысловое значение, особоохраняемые растения и животные. (3 ч.)

Природные комплексы края. Различие природных комплексов по территории. Описание природного комплекса с использованием тематических карт атласа.

Природные условия и ресурсы края, состав и размещение, использование и охрана. Экологические проблемы. Особо охраняемые территории. (3 ч.)

Тема 2. Население (4 ч.)

Состав и численность. Демографическая ситуация. Размещение. Городское и сельское население. Составление характеристики населения своей территории или населенного пункта на основе исследовательского материала.

Тема 3. Хозяйство края (6 ч.)

Этапы развития хозяйства, особенности экономики на современном этапе. Структура хозяйства. Основные отрасли, состав, размещение: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера обслуживания. Экономические связи. Место своего района в экономике края.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по региональной географии

В результате изучения региональной географии ученик должен:

знать/ понимать:

специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;

особенности природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;

особенности населения края: численность, размещение, народы, основные религии, соотношение городского и сельского населения;

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;

уметь:

объяснять

влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;

образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;

влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;

неравномерность размещения внутренних вод по территории края;

разнообразие природных комплексов на территории края;

причины, влияющие на изменение численности населения края, на особенности его национального и религиозного состава и на соотношение городского и сельского населения;

особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;

причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;

приводить примеры

использования и охраны природных ресурсов;

центров производства важнейших видов продукции;

внутригосударственных и внешних экономических связей края;

особо охраняемых природных территорий;

составлять

на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;

определять

на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;

применять

приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

овладеть глубокими знаниями не только о природе и хозяйстве Алтайского края, но и своего района и населенного пункта;

научится объяснять причинно-следственные связи, наблюдая за природой, населением и хозяйством региона;

на основе различных источников географической информации, составлять комплексную характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;

использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Возможные темы проектов

Мой любимый уголок природы в крае.

География в моей жизни.

Памятники природы края.

Перспективы использования рекреационных ресурсов Алтая.

Рекреационная зона города Новоалтайска.

Проблемы энергоснабжения Алтайского края.

Моя будущая профессия.

Прогнозирование развития города (края) к 2050 году.

Учебно-тематическое планирование

урока

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Географическое положение Алтайского края

1

2

Оценка экономико-географического положения Алтайского края

1

3

Географическое положение села Северка Ключевского района

1

4-5

Из истории исследования нашего края

2

6

Рельеф Алтайского края: основные формы и их размещение

1

7

Из истории формирования рельефа

1

8

Полезные ископаемые

1

9

Изменение рельефа под влиянием человеческой деятельности

1

10

Климат края, его основные черты, климатообразующие факторы

1

11

12

Характеристика сезонов года,

Климат своей местности (село Северка)

1

1

13

Внутренние воды Алтайского края

1

14

Охрана вод. Использование вод своей местности

1

15

Почвы нашего края

1

16

Различие типов почв в крае. Почвы своей местности

1

17

Растительность Алтайского края

1

18

Размещение растительного покрова. Охрана

1

19

Животный мир Алтайского края. Значение и охрана

1

20

Природные комплексы Алтайского края

1

21

Характеристика природных комплексов.

1

22

Природные условия и ресурсы края.

1

23

Ресурсы Ключевского района

1

24

Природопользование. Экологические проблемы.

1

25

Особо охраняемые территории края

1

26

Обобщающее повторение темы «Природа нашего края»

1

27

Состав и численность населения Алтайского края

1

28

Городское и сельское население. Миграционные потоки

1

29

Население села Северка

1

30

Хозяйство края. Этапы его развития.

1

31

Промышленность.

1

32

Сельское хозяйство. АПК.

1

33

Транспорт и экономические связи.

 

34

Обобщение курса. Урок-зачет по курсу «География Алтайского края»

1

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

           Исходя из поставленных целей, учитывается:

•   Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

•   Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

•   Самостоятельность ответа.

•   Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

                 Оценка "5" ставится, если ученик:

1.    Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.    Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.    Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.    Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

                  Оценка "4" ставится, если ученик:

1.    Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.    Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.    В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.    Ответ самостоятельный;

5.    Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.    Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.    Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.    Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.    Понимание основных географических взаимосвязей;

10.    Знание карты и умение ей пользоваться;

11.    При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

                 Оценка "3" ставится, если ученик:

1.    Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.    Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.    Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.    Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.    Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.    Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.    Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.    Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.    Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.    Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.    Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.    Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

               Оценка "2" ставится, если ученик:

1.    Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.    Не делает выводов и обобщений.

3.    Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.    Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.    При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.    Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

                Оценка "1" ставится, если ученик:

1.    Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.    Полностью не усвоил материал.


 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

      Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

                Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

               Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

                  Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

                Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


 

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

        Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

        Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

        Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

        Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

        Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно – методическое обеспечение: Учебники:

1. Ревякин В.С. География Алтайского края: Учебник. 8, 9 кл. – Барнаул: Изд-во

НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век», 2004. – Ч. I. – 192 с.: ил.

2. Атлас Алтайского края. – Новосибирск: Новосибирская картографическая

фабрика, 1991. – 36с.

3. Методическое пособие География Алтайского края, Барнаул, 2008

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.