12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
КЛВ100 "Выигрывают все войны не генералы и не их армии, а учителя". Отто фон Бисмарк Россия, Саха (Якутия) респ. |
Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Примерная программа по учебному предмету. История.5-9 классы: -2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Авторские программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 5 – 9 класс» и примерная программа основного общего образования по истории. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. htt://old.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/. А.В. Ревякин. Программа курса «История Нового времени». // Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.О. Чубарьяна. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2011.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «История».
Программа по истории России XX – начала XI вв. и всеобщей истории XX век составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Раздел 3. Описание места учебного предмета «История» в учебном плане.
Часы для учебного предмета «История» в учебном плане МБОУ СОШ №3 распределены следующим образом
Класс | Кол-во часов в неделю | Всего в год |
9 | 2 | 70 |
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».
Личностными результатами изучения курса истории являются:
1. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4. понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметными результами изучения курса истории являются:
1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, 3. формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
4. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
5. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметными результами изучения курса истории являются:
1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Раздел 5. Содержание учебного предмета.
Раздел II. Период расцвета индустриальной цивилизации (1946 – 1980). Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Индустриально развитые страны. Утверждение коммунистических режимов в странах Европы, Азии и Центральной Америки. Распад колониальных империй. Международные отношения в период «холодной войны». НТР и возникновение глобальных проблем.
Раздел III. Мир в конце XX – начале XXI в. (1980 – 2007). Окончание «холодной войны». Особенности развития ведущих государств мира в 80 – 90 – е гг. Социально – политические изменения в странах Центральной и Восточной Европы в конце XX в. Страны Азии и Африки в последней четверти XX – начале XXI в. Клонирование. Нанотехнологии. Технология «Двойного назначения». Демографический взрыв. Глобализация. Концептуальное искусство. Постмодернизм. Виртуальная реальность
Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.) (52 ч.).
Периодизация и основные этапы отечественной истории XX — начала XXI в.
Российская империя в начале XX в. Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика. Необходи-мость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество.
Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сраже-ния. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и полити-ческую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов).
Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение.
Политическая и общественная жизнь в России в 1912— 1914 гг.
Культура России в начале XX в. Открытия российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангар-дизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» C. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.
Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппозиционных настроений.
Россия в 1917—1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное прави-тельство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г.
Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооружённой борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918—1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зелёные». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков.
Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте). Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.
Национальная политика советской власти.
Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разног-ласий и борьбы за лидерство в партии и государстве.
Достижения и противоречия нэпа, причины его свёртывания.
Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономи-ческие и социальные последствия.
Особенности советской политической системы: однопар- тийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над общест-вом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия.
Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень.
Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.
Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х—начале 1940-х гг.
Основные направления внешней политики Советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и её итоги.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии.
Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Послевоенное общество. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х гг.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря.
Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство.
Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира».
Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно-техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Кур-чатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Отте-пель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция.
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущёва. Причины отставки Н. С. Хрущёва.
СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.
Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г.
Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей.
СССР в системе международных отношений в середине 1960-х—середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Восток — Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.
СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачёв. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демок-ратизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения.
Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Власть и церковь в годы перестройки.
Внешняя политика в годы перестройки: новое политическое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и последствия осуществления курса нового политического мышления.
Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Российская Федерация в 90-е гг. XX — начале XXI в. Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.).
Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.
Основные направления национальной политики: успехи и просчёты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике.
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г. Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России.
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью.
Президентские выборы 2008 г. Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.
Учебно-тематический план
№ раздела | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Период мировых войн и революций (1914 – 1945). | 7 |
3 | Период расцвета индустриальной цивилизации (1946 – 1980). | 5 |
4 | Мир в конце XX – начале XXI в. (1980 – 2007). | 5 |
5 | Россия на рубеже XIX-XX века. | 9 |
6 | Великая российская революция. 1917—1921 гг. | 7 |
7 | СССР на путях строительства нового общества. | 7 |
8 | Великая Отечественная война. 1941 —1945 гг. | 8 |
9 | СССР в 1945—1953 гг. | 3 |
10 | СССР в 1953 г. — с вредине 60-х гг. XX в. | 3 |
11 | СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в. | 3 |
12 | Перестройка в СССР (1985—1991). | 3 |
13 | Россия в конце XX в. | 3 |
14 | Россия в начале XXI в. | 6 |
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п | № урока в теме/ разделе | Тема урока | Цели/результат | Виды деятельности учащихся | Демонстрации, использование элементов ИКТ | Подготовка к ГИА/ЕГЭ | Домашнее задание | Дата | ||||||||
План. | Факт. | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. | ||||||||||||||||
Глава 1. Период мировых войн и революций (1914 – 1945) (8 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебную задачу, оценивают свою работу на уроке 2. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 3. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи 3. Моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию 2. Проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||||
1 | 1 | Введение | Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни государств. Знать и уметь показывать на карте границы государств. | Составление таблицы «Мир в начале XX века» | Карте «Мир в начале XX века» | |||||||||||
2 | 2 | Первая мировая война | Умение анализировать изменения в международной обстановке с начала войны, вести дискуссию. Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Первой Мировой войны. | Работа с картой, заполнение таблицы. | Атлас по новейшей истории 9 класс. | § 1- 2 | ||||||||||
3 | 3 | Революционные процессы в Европе и Версальско-Вашингтонская система | Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события, происходившие в России с мировыми, знание основных событий. | Работа с учебником. | Портреты лидеров революционных стран. | § 3 - 4 | ||||||||||
4 | 4 | Социально-политическое и экономическое развитие ведущих государств мира в 20—30-е гг. | Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия. | Обсуждение исторической ситуации. | Задания с фотографиями. | § 5 - 6 | ||||||||||
5 | 5 | Колониальные и зависимые страны Азии и Африки в межвоенный период | Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события, происходившие в России с мировыми, знание основных событий. | Работа с учебником. | Портреты лидеров революционных стран. | § 7 | ||||||||||
6 - 7 | 6 - 7 | Вторая мировая война | Умение анализировать изменения в международной обстановке с начала войны, вести дискуссию. Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй Мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной. | Работа с картой, заполнение таблицы. | Атлас по новейшей истории 9 класс. | § 8 - 10 | ||||||||||
8 | 8 | Наука, культура и искусство первой половины XX в | Разбираться в этапах НТП, понимать причины изменений. | Работа с заданиями. | Презентация | § 11 | ||||||||||
Глава 2. Период расцвета индустриальной цивилизации (1946 – 1980) (5 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей 2. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий 3. Удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. 2. Принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходства и различия объектов. 3. Выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывая свой выбор КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач 2. Сотрудничают с товарищами, задают вопросы с целью добывания необходимой информации 3. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | ||||||||||||||||
9 | 1 | Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны | Знать основные события, понимать процессы. | Обсуждение исторической ситуации. | Работа с картой | 12 | ||||||||||
10 | 2 | Индустриально развитые страны в 50—-70-е тт. | Знать основные этапы становления рыночной экономики, направления развития. Прослеживать последствия и результаты данного процесса. Определять причины, ход и последствия политических кризисов в индустриальных странах в 1950-70-е гг. | Работа с источником. | Презентация | § 13 - 14 | ||||||||||
11 | 3 | Утверждение коммунистических режимов в странах Европы, Азии и Центральной Америки | Знать основные понятия. Уметь анализировать виды социализма. | Работа с документами и персоналиями. | Задания с фотографиями. | § 15 | ||||||||||
12 | 4 | Распад колониальных империй и развитие стран Азии и Африки в -30—70-е гт | Разбираться в основных процессах. | Работа с документами. | Презентация | § 16 - 17 | ||||||||||
13 | 5 | Международные отношения в период «холодной войны». Научно-техническая резолюция и возникновение глобальных проблем | Разбираться в политике европейских государств, их целях и основах взаимодействия. Разбираться в происходящих мировых процессах. | Работа с учебником | Презентация | § 18 - 19 | ||||||||||
Глава 3. Мир в конце XX – начале XXI в. (1980 – 2007) (5 ч.). | ||||||||||||||||
14 | 1 | Окончание «холодной войны» | Знать основные причины окончания «холодной войны». Прослеживать последствия и результаты данного процесса. | Работа с источником. | Презентация | § 20 | ||||||||||
15 | 2 | Особенности развития ведущих государств мира в 80—90-е гг. | Определять причины, ход и последствия политических кризисов в индустриальных странах в 1950-70-е гг. | Заполнение таблицы по теме. | Презентация | § 21 - 22 | ||||||||||
16 | 3 | Социально-политические изменении в странах Центральной и Восточной Европы, страны Азии и Африки в конце XX в | Разбираться в основных процессах. | сравнительная таблица. | Задания с фотографиями. | § 23 - 24 | ||||||||||
17 | 4 | Наука, культура и искусство второй половины ХХ в | Различать основные стили искусства, понимать причины их формирования. | Работа с заданиями. | Презентация | § 25 | ||||||||||
18 | 5 | Мир в XX – начале XXI вв. | Проверить знания учащихся по материалу раздела. | Контрольная работа. | ||||||||||||
Глава 1. Россия на рубеже XIX-XX века (9 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить 2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль 3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий 5. Оценивают свою работу на уроке ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи 3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений 4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 5. Высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. 6. Моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения 2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач 4. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | ||||||||||||||||
19 | 1 | Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в | Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.; сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. | Работа с картой. | Атлас по истории России 9 класс | §1 | ||||||||||
20 | 2 | Экономическое развитие страны | Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры. Называть характерные черты самодержавия. | Работа с картой. | Карта «Экономика Российской империи на 20 в.». | §2 | ||||||||||
21 | 3 | Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг | Называть характерные черты политического развития в начале века. Называть характерные черты самодержавия. | Составление плана-конспекта. | §3 | |||||||||||
22 | 4 | Внешняя политика. Русско-японская война 1904—1905 гг | Называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны, поражение и его последствия; полководцев и участников войны; называть и показывать на карте основные сражения. | Работа с картой. | Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.». | §4 | ||||||||||
23 | 5 | Первая российская революция. Реформы политической системы | Излагать причины и последствия революции; систематизировать причины и итоги революции в форме таблицы. | Работа с картой и документами. | Карта «Революция 1905-1907гг. ». | §5 | ||||||||||
24 | 6 | Экономические реформы. Политическая жизнь в 1907—1914 гг | Рассмотреть положительные и отрицательные черты аграрной реформы П.А. Столыпина. Называть альтернативы общественного развития в 1906 г; | Составить таблицу «Аграрная реформа и ее результаты». Работа со статистикой. | Портрет П.А. Столыпина. | §6 - 7 | ||||||||||
25 | 7 | Духовная жизнь Серебряного века | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. | Заполнение таблицы «Серебряный век русской культуры». | Репродукции картин. | §8 | ||||||||||
26 | 8 | Россия в Первой мировой войне | Называть основные направления внешней политики, называть хронологические рамки войны, называть и показывать на карте места военных сражений, линии фронтов. | Работа с картой и статистикой. | Фотографии периода Первой мировой войны. | §9 | ||||||||||
27 | 9 | Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в | Систематизировать исторический материал по теме раздела. | Контрольная работа. | §1-9 | |||||||||||
Глава 2. Великая российская революция. 1917—1921 гг. (7 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий 2. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий 3. Ставят учебную задачу, составляя план и алгоритм действий 4. Удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходства и различия объектов. 2. Ставят и формулируют проблему урока 3. Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства 4. Выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах 5. Выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывая свой выбор КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями 2. Сотрудничают с товарищами, задают вопросы с целью добывания необходимой информации 3. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию 4. Договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером 5. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке | ||||||||||||||||
28 | 1 | Свержение монархии. Россия весной—летом 1917 г | Уяснить причины, задачи, движущие силы, характер, итоги и значение Февральской революции. давать аргументированную оценку двоевластию, сложившемуся после Февральской революции. Проанализировать и сравнить, найти сходство и различие апрельского и июньского кризисов, выявить какую тактику поведения выбрала каждая из основных политических сил России после июньского кризиса; дать оценку выступлению генерала Корнилова, уяснить переломный характер июльских событий. | Работа с текстом. | Портрет Николая II. | §10-11 | 4 неделя сентября | |||||||||
29 | 2 | Октябрьская революция | Уяснить исторические закономерности Октябрьской революции 1917 г.; ее объективные и субъективные предпосылки и характер; должны понять и раскрыть общенациональный кризис, который назрел в России осенью 1917 г., и расстановку политических сил в стране | Работа с заданиями. | Карта «Октябрьская революция». | §12 | 4 неделя сентября | |||||||||
30 | 3 | Формирование советской государственности | Уяснить сущность диктатуры пролетариата, ее задачи и функции, что такое система диктатуры пролетариата, процесс формирования Советов как государственной формы диктатуры пролетариата и слома старого госаппарата власти. | Работа с картой. Заполнение таблицы по теме. | §13 | 1 неделя октября | ||||||||||
31 | 4 | Начало Гражданской войны | Знать понятие «Гражданская война». Определять причины и особенности Гражданской войны. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории. | Работа с картой. | Портреты лидеров. Плакаты времен Гражданской войны. | §14 | 1 неделя октября | |||||||||
32 | 5 | На фронтах Гражданской войны. | Знать этапы и ключевые понятия (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, фронты Красной Армии). | Работа с картой. | Отрывок из фильма «Чапаев». | §15 | 1 неделя октября | |||||||||
33 | 6 | Экономическая политика красных и белых. | Сравнивать экономическую политику красных и белых, делать выводы по сравнению. | Работа со статистикой. | Плакаты времен Гражданской войны. | §16 | 2 неделя октября | |||||||||
34 | 7 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг | Уяснить причины кризиса в экономике и обществе. | Работа со статистикой. | §17 | 2 неделя октября | ||||||||||
Глава 3. СССР на путях строительства нового общества (7 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить 2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль 3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий 5. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера 3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений 4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 5. Высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения 2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач 4. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | ||||||||||||||||
35 | 1 | Переход к нэпу | Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими социальными политиками. | Опрос. | Презентация | §18 | ||||||||||
36 | 2 | Образование Союза Советских Социалистических Республик | Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР. | Работа с картой. | Карта «Образование СССР». | §19 | ||||||||||
37 | 3 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. XX в | Особенности международного положения и основные направления внешней политики России. | Работа с картой. | Атлас «История России 9 класс». | §20 | ||||||||||
38 | 4 | Политическое развитие и духовная жиизнь в 20 гг. XX | Выявить причины победы Сталина в борьбе за власть. Уметь соотносить события по данной проблеме с двадцатыми годами и с современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели. | Работа с документами. | Портреты лидеров периода | §21,25 | ||||||||||
39 | 5 | Социалистическая индустриализация Коллективизация сельского хозяйства | Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализации. Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов «нового» деревенского курса. | Работа с документами. | Плакаты периода. | §23, §24 | ||||||||||
40 | 6 | Политическое развитие и духовная жиизнь в 30 гг. XX | Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей. Знать достижения культуры данного периода. Использовать знания для формирования собственных суждений о произошедших переменах. | Сравнительная таблица по теме. | §22,26 | |||||||||||
41 | 7 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в | Особенности международного положения и основные направления внешней политики СССР. | Работа с картой. | Атлас по истории России 9 класс | §27 | ||||||||||
Глава 4. Великая Отечественная война. 1941 —1945 гг.(8 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий 2. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий 3. Ставят учебную задачу, составляя план и алгоритм действий 4. Удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывая свой выбор 2. Принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходства и различия объектов 3. Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства 4. Выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах 5. Выделяют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке 2. Сотрудничают с товарищами, задают вопросы с целью добывания необходимой информации 3. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию 4. Договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | ||||||||||||||||
42 | 1 | СССР накануне Великой Отечественной войны | Знать основные события | Работа с заданиями. | Портреты лидеров периода. | §28 | ||||||||||
43 | 2 | Начало Великой Отечественной войны | Уметь соотнести событие со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны. | Работа с фотографиями начала ВОВ. | Атлас по истории России 9 класс | §29 | ||||||||||
44 | 3 | Немецкое наступление 1942 г. И предпосылки коренного перелома. | Знать фактический и хронологический материал. Уметь показывать на карте основные сражения. | Работа с документами. | Презентация. | §30 | ||||||||||
45 | 4 | Советский тыл в Великой Отечественной войне | Знать основные источники снабжения фронта. Уяснить причины самоотверженного труда советского народа, роль народов СССР в борьбе с врагом. | Работа с иллюстративным материалом. | Презентация. | §31 | ||||||||||
46 | 5 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | Знать фактический и хронологический материал. Уметь показывать на карте основные сражения. | Работа с документами. | Фильм «Курская битва». | §32 | ||||||||||
47 | 6 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом | Знать основные события | Работа с документами. | Презентация. | §33 | ||||||||||
48 | 7 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. высказывать суждения. | Работа с заданиями, картой. | Отрывок из фильма «Битва за Берлин». | §34 | ||||||||||
49 | 8 | Россия в 1917 – 1945 гг. | Систематизировать исторический материал по теме раздела. | Контрольная работа. | §10 - 34 | |||||||||||
Глава 5. СССР в 1945—1953 гг.(3 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить 2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль 3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий 5. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи 3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений 4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 5. Моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения 2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач 4. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | ||||||||||||||||
50 | 1 | Восстановление экономики. Политическое развитие | Уяснить первоочередную внутриполитическую задачу после окончания войны - восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, 4 и 5 пятилетки. Уяснить причины внутрипартийной борьбы и репрессий после окончания войны. | Работа с текстом. Работа с документами. | Портреты лидеров периода. | §35 §36 | ||||||||||
51 | 2 | Идеология и культура | Знать роль государства в развитии культуры послевоенного периода. Определять основные тенденции в развитии культуры. | Заполнение схемы. | §37 | |||||||||||
52 | 3 | Внешняя политика | Знать основные направления послевоенного внешнеполитического курса. Уяснить причины раскола в отношениях недавних союзников. | Работа с проблемным вопросом. | Карта «Мир после II Мировой войны». | §37 | ||||||||||
Глава 6. СССР в 1953 г. — с вредине 60-х гг. XX в.(3 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий 2. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий 3. Ставят учебную задачу, составляя план и алгоритм действий 4. Удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывая свой выбор 2. Принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходства и различия объектов 3. Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства 4. Выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах 5. Выделяют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке 2. Сотрудничают с товарищами, задают вопросы с целью добывания необходимой информации 3. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию 4. Договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | ||||||||||||||||
53 | 1 | Изменения политической системы. Экономика СССР в 1953—1964 гг | Знать решения XX съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС. Основные положения хрущевского «Курса на построение социализма». Знать причины, условия и результаты преобразований в экономике. | Работа с документами. Заполнение схемы. | Портреты лидеров периода. Презентация. | §39 §40 | ||||||||||
54 | 2 | «Оттепель» в духовной жизни | Выделить причины ослабления политического диктата в духовной жизни. | Работа с источником. | §41 | |||||||||||
55 | 3 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики. | Составление таблицы. | Презентация | §42 | ||||||||||
Глава 7. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в.(3 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ : 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить 2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль 3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий 5. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера 3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений 4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 5. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения 2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач 4. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | ||||||||||||||||
56 | 1 | Консервация политического режима Экономика «развитого социализма» | Знать и владеть понятиями: период стагнации, «развитой социализм». Учащиеся должны уяснить сущность периода «развитого» социализма; раскрыть сущность «нового» похода к руководству народным хозяйством СССР. Сравнивать экономические преобразования Брежнева и Хрущева, делать выводы по результатам. | Работа с источниками. Заполнение таблицы по теме. | Портреты лидеров периода. | §43 §44 | ||||||||||
57 | 2 | Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в | Знать основные процессы общественной жизни периода «застоя». Понимать последствия к которым они привели для общества. | Работа с документами. | §45 | |||||||||||
58 | 3 | Политика разрядки: надежды и результаты | Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики. | Работа с картой, заполнение схемы. | Атлас «История России 9 класс» | §46 | ||||||||||
Глава 8. Перестройка в СССР (1985—1991). (3ч.) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ: 1. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий 2. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий 3. Удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства 2. Выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах 3. Выделяют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения 4. Принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходства и различия объектов. 5. Выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывая свой выбор КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Сотрудничают с товарищами, задают вопросы с целью добывания необходимой информации 2. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию 3. Договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером 4. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке | ||||||||||||||||
59 | 1 | Реформа политической системы. Экономические реформы 1985—1991 гг | Познакомить с предпосылками перестройки. Знать сущность реформ и их последствия. Знать основные реформы, их последствия и пути проведения. | Заполнение таблицы по теме. | Атлас «История России 9 класс» | §47 §48 | ||||||||||
60 | 2 | Политика гласности | Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку. | Задания. | §49 | |||||||||||
61 | 3 | Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг | Разбираться в причинах завершения «холодной войны» и основных положениях новой внешнеполитической доктрины. | Обсуждение исторической ситуации. | Атлас «История России 9 класс» | §50 | ||||||||||
Глава 9. Россия в конце XX в. (3 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ : 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить 2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль 3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера 3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений 4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 5. Высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения 2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||||
62 | 1 | Российская экономика, политическа и духовная жизнь в 1992—1999 гг | Уметь разбираться в особенностях рыночной и плановой экономики, знать особенности рынка России. Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР. Характеризовать духовную жизнь России периода перестройки, определять факторы, повлиявшие на ее развитие. | Работа со статистическим материалом. Обсуждение исторической ситуации. Работа с источниками. | Портреты политиков. Сообщения. | §51 §52 §53 | ||||||||||
63 | 2 | Строительство обновлённой Федерации | Знать основные этапы строительства государства, определять положительные и отрицательные стороны данного процесса. | Работа со схемой. | §54 | |||||||||||
64 | 3 | Геополитическое положение и внешняя политика России | Знать место России в мире в 90-е годы и определять основные направления сотрудничества и противостояния во внешней политике страны. | Работа с таблицей. | Атлас «История России 9 класс» | §55 | ||||||||||
Глава 10. Россия в начале XXI в. (6 ч.). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТИВНЫЕ : 1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить 2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль 3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера 3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений 4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения. 5. Высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ: 1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения 2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности 3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | ||||||||||||||||
65 | 1 | Политика, экономика, повседневная жизнь России в начале XXI века. | Знать основы политической системы РФ, основные реформы и преобразования в политической сфере. Характеризовать основные преобразования периода. Характеризовать духовную жизнь России, определять факторы, повлиявшие на ее развитие. | Работа с источником. Заполнение таблицы по теме. Работа со схемой. | Презентация. | §56 §57 §58 | ||||||||||
66 | 2 | Внешняя политика России. Россия на путях к инновационному развитию | Знать положение России в мире, определять основные направления политики. Знать основные процессы периода, определять их положительные и отрицательные стороны, делать выводы. | Работа со схемой. | Презентация | §59 §60 | ||||||||||
67 | 3 | Россия в 1945 – в начале XXI | Систематизировать исторический материал по теме раздела. | Контрольная работа | ||||||||||||
68 | 4 | Урок обобщения и повторения курса истории России 20 века (1900-1945 гг.). | Повторить основные процессы и явления, события истории России 1 половины 20 века. | Работа с тестовым материалом. | повторить материал | |||||||||||
69 | 5 | Итоговый урок по курсу истории России 20 век (1945-н.XXI века). | Систематизировать материал по курсу истории России во 2 половине XX – начале XXI вв. | Контрольная работа. | повторить материал | |||||||||||
70 | 6 | Резерв |
Раздел 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование | Аннотация |
1. История России. XX — начало XXI века. 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. М.: 2013. - 400 с. | Линия УМК «Данилов А.А. (6-9 классы)» Учебник известных школам авторов является победителем конкурса на создание учебников по новейшей отечественной истории. В нем освещены все предусмотренные стандартом образования проблемы истории России XX — начала XXI в. Методический аппарат учебника позволяет организовать эффективную работу на уроках и дома. При иллюстрировании использованы архивные фотоматериалы. |
2. История России. XX — начало XXI века. Рабочая тетрадь. 9 класс. В 2 ч. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: 2014. - Ч.1 - 112с., Ч.2 - 112с. | Рабочая тетрадь является составной частью учебно-методического комплекта для 9 класса по курсу истории России. Тетрадь соответствует учебнику «История России. XX — начало XXI века. 9 класс» А. А. Дани¬лова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта, переработанному в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разнообразные за¬дания рабочей тетради способствуют реализации предусмотренных стандартом результатов освоения учащимися образовательной программы по истории, подготовке учащихся к ГИА. Тетрадь выходит в двух частях. |
3. Тесты по истории России. XX - начало XXI века. 9 класс. К учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. - Симонова Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 110 с. | Данное пособие полностью соответствует новому образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемое пособие включает тесты по истории России для текущего и итогового контроля и соответствует содержанию учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. XX — начало XXI века» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Многие тестовые задания разработаны с учетом требований Государственной итоговой аттестации в 9 классе (в новой форме) и Единого государственного экзамена. Они помогут учащимся освоить новые для них виды тестов и подготовиться к будущим устным и письменным экзаменам. Пособие предназначено учителям для текущего и итогового контроля при работе с любым учебником по истории России из Федерального перечня учебников, а также учащимся для самоподготовки и самоконтроля. |
4. История России. ХХ - начало ХХI века. 9 класс. Поурочные разработки. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: 2014. - 208 с. | Поурочные разработки являются частью учебно-методического комплекта курса «История России» для 9 класса. Данное пособие создано к переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта «История России. XX — начало XXI века. 9 класс». В книге представлены тематическое планирование курса, поурочные разработки каждого параграфа учебника, отрывки из исторических источников, дополнительные материалы, списки литературы и интернет-ресурсов для учителя. Особое внимание в пособии уделено системно-деятельностному подходу при изучении истории России и формированию у учащихся универсальных учебных действий. Поурочные разработки содержат также рекомендации по использованию рабочей тетради А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной как на уроках, так и при подготовке домашнего задания. |
5. История России. Диагностические тесты. 9 класс. Артасов И.А. М.: 2012. - 64 с. | Пособие содержит материалы для проведения оперативной диагностики уровня освоения учебного материала в виде тематических тестов по наиболее важным блокам всех тем курса истории России 9 класса, форма заданий которых соответствует форме заданий экзаменационной работы государственной итоговой аттестации (ГИА). Каждый тест представлен в двух вариантах. На выполнение одного варианта отводится не более 10 минут. В конце пособия помещён итоговый тест, состоящий из заданий всех тем курса. Работа с пособием предполагает его использование на уроке или дома (при самоподготовке) с возможностью самооценки и фиксации результата в виде символов. Таким образом, пособие позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену в новой форме. |
6. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О. Чубарьяна; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.- 239 с.: ил., карт.- (Академический школьный учебник). | Учебник помогает учащимся глубже понять причинно-следственные связи происходящих в XX веке процессов. |
7. Контрольно-измерительные материалы по всеобщей истории за 9 класс: Новейшая и современная история. Алебастрова А.А. Р н/Д.: 2011. — 110 с. | Данное издание предлагает учителю весь спектр проверочных материалов по всеобщей истории за 9 класс. Все тесты сгруппированы по формам работы: контрольные, самостоятельные работы, тесты, готовящие к сдаче ЕГЭ и ГИА. Использование предлагаемых контрольно-проверочных тестов позволит учителю оценить степень усвоения материала учащимися, а ученику - подготовиться к ЕГЭ и ГИА. Пособие предназначено для учителей и школьников. |
Технические средства обучения.
- Ноутбук.
Материально-техническое обеспечение.
-Комплект школьной мебели (15 парт, 30 стульев.)
Раздел 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета история.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ - начала XXI в.;
2. соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
3. использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР)
и других государств в ХХ
4. начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
5. анализировать информацию из исторических источников: текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
6. сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
7. систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
8. раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития
культуры в ХХ - начале XXI в.;
9. объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
10. давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ - начала XXI в.
11. осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе,
электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;