Рабочая программа по истории, 9 класс
Пояснительная записка. 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе:
Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9.03.2004 года №1312;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большеошворцинская СОШ;
Программы по истории для общеобразовательных учреждений «История. Обществознание 5-11 классы». - М.: «Просвещение». - 2007 г.;
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г.
Уровень усвоения программы: базовый.
Объём часов: 2 часа в неделю, в год 68 часов: всеобщая история – 24 часа; история России – 44 часа.
Принцип обучения: концентрический.
Преподавание ведется по учебникам:
Данилов А.А. История России XX - начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - 3-е изд. М.: Просвещение. 2008.
Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI вв. Универсальное издание. М.: ВАКО, 2005.
Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - 7 изд. М.: просвещение, 2007.
Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы / авт.-сост. С.В. Парецкова, И.И.Варакина. Волгоград: учитель, 2007.
Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:
- Пособие для ученика. Рабочая тетрадь для 9 класса.
- Пособие для учителя. Методическое пособие к учебнику 9 класса.
- Электронное приложение для 9 класса (www.drofa.ru).
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Описание особенностей рабочей программы
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Большое внимание уделяется при изучении историческим терминам. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
№ |
Возможные изменения |
Пути внесения изменений |
1. |
Нет изменений в общем количестве часов. |
Полное соответствие с примерной базовой программой. |
Программа предусматривает применение следующих технологий обучения: технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии и т.д.
Среди методов обучения преобладают: продуктивный и репродуктивный метод, словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Основные виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный, контрольные работы, тестирование, защита проектов и т.д.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Используемая литература:
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начало XXI века, учебное пособие для 9 кл. - М.: Просвещение, 2006.
Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века, учебник для 9 кл. - М.: Просвещение, 2005.
Никулина Т.Е. История Удмуртии. XX век: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010.
Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX век: 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Фортунатов В.В., Снигирёв С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009.
Степанищев А.Т. Проблемные задачи по истории России: практическое пособие для учителей: - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Наглядные пособия по истории (карты, картины, схемы):
Европа в 1870-1914 гг. (Парижская коммуна; Балканские войны; Русско-турецкая война 1877-1878 гг.).
Территориально-политический раздел мира 1876-1914 гг.
Россия XIX - начала XX столетия.
Первая русская революция 1905-1907 гг.
Россия в 1907-1914 гг.
Подготовка революции (март-ноябрь 1914 гг.).
Великая Октябрьская революция и триумфальное шествие Советской власти, (октябрь 1917 г. - март 1918 г.).
Иностранная военная интервенция и Гражданская война 1918-1922 гг.
Индустриальное развитие СССР за годы предвоенных пятилеток.
Великая Отечественная война 1940-1945 гг.
Великая Отечественная война. Освобождение Белоруссии.
Великая Отечественная война. Освобождение прибалтийских республик.
Победа Советского Союза над Японией.
Восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1960 гг.
Послевоенное восстановление народного хозяйства в 1946-1958 гг.
Народное хозяйство СССР в 1959-1973 гг.
Схемы:
Россия в 1855-1917 гг.
Политические партии России в конце XIX - начале XX века.
Россия в 1917-1945 гг.
СССР в 1945-1985 гг.
СССР в 1985-1991 гг.
Россия в 1992-2005 гг.
Интернет ресурсы:
https://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
https://ru.wikipedia.org
http://otvet.mail.ru/
http://znanija.com/
http://avatan.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Последовательность тем в предмете |
Последовательность уроков в теме |
Минимальный объем содержания |
ЭОР |
|
1. |
Раздел I. Россия в 1901-1916 гг. (7 часов) |
Урок 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. |
Основа периодизации истории России XX века – кардинальная смена институтов власти и собственности в стране. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Император Николай II. С.Ю. Витте и его реформы. Промышленное развитие. Положение деревни. Уровень жизни отдельных слоев населения империи. Геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Модернизационные процессы в странах Европы, США и России. Причины отставания отечественной экономики. Удмуртия в начале XX века. Сельское хозяйство и промышленность в Удмуртии. |
Презентация «Экономическое развитие России в начале XX века». |
||
2. |
Урок 2. Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. |
Международное положение страны. Дальневосточная политика. Русско-японская война. Российская дипломатия. Внешнеполитические приоритеты России в начале XX века. Дискуссия по вопросам о целесообразности «маленькой победоносной войны» и путях выхода из революционного кризиса. |
Презентация «Русско-японская война» |
|||
3. |
Урок 3. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. |
Характеристика Николая II. Политические реформы в России в начале XX века. Политические течения и партии. Социал-демократы, эсеры. РСДРП и ПСР: черты сходства и различия. |
Презентация «Формирование политических партий в России» |
|||
4. |
Урок 4. Первая российская революция 1905-1907 гг. |
Манифест 17 октября. Влияние Первой российской революции на общественное развитие страны. Альтернативы развития России в 1907 г. Позиции политических партий и лидеров весной-летом 1907 г. Государственная дума. Зубатовцы. Студенческое, либеральное, национальное движения. Революционный пожар. Всероссийская политическая стачка. |
||||
5. |
Урок 5. Столыпинская аграрная реформа. Особенности и причины неудач. |
П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Подготовка и начало реформы. Осуществление реформы. Переселенческая политика. Отруб, хутор, отрезки, реформа. Положительные и отрицательные итоги Столыпинской реформы. Столыпинская аграрная реформа в крае. |
||||
6. |
Урок 6. Россия в Первой мировой войне. |
Угроза национальной катастрофы. Причины, ход, итоги Первой мировой войны. Роль России в данной войне. Систематизировать материал, составлять таблицу. Начало Первой мировой войны в Удмуртии. Выход России из Первой мировой войны. |
||||
7. |
Урок 7. Повторение по теме «Россия в 1901-1916 гг.» |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Россия в 1901-1916 гг.». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
8. |
Раздел II. Россия в поисках перспектив. (9 часов) |
Урок 1. Падение монархии. |
Накануне революции. Начало революции. Последние дни самодержавия. Отречение Николая II. |
|||
9. |
Урок 2. Временное правительство и Советы. |
Временное правительство и Петроградский совет. Большевики. Кризис власти. Выступление Л.Г. Корнилова. Причины и последствия кризисов Временного правительства. Выступления генерала Корнилова. Причины и неудачи корниловского выступления. |
||||
10. |
Урок 3. Провозглашение советской власти в октябре 1917 года. |
В.И. Ленин. Большевики приходят к власти. II Всероссийский Съезд Советов. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Брестский мир. «Военный коммунизм». Конституция РСФСР. Распад Российской империи. Удмуртия после победы Февральской революции. |
||||
11. |
Урок 4. Начало Гражданской войны и ее причины. Формирование белого движения и создание красной армии. |
Гражданская война. Красные и белые. Предпосылки вооруженного противостояния. Периодизация и основные события Гражданской войны. Подходы в освещении событий гражданской войны. «Красный и белый террор». Белый лагерь. Белочехи. |
||||
12. |
Урок 5. На фронтах гражданской войны. Иностранная интервенция. |
Огненные версты Гражданской войны. Социалистические правительства. «Социалистическое Отечество в опасности». Демократический путь контрреволюции. «Демократическая альтернатива». |
||||
13. |
Урок 6. Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис. |
Экономическая политика красных и белых. Девятнадцатый год. Решающие сражения Гражданской войны. Завершение гражданской войны. Политика «белых» и «красных». Почему победили красные? Внутренние и внешние причины победы красных. Ижевско – Воткинский мятеж. Завершение Гражданской войны на территории края. |
||||
14. |
Урок 7. Новая экономическая политика. |
«Всерьез и надолго, но не навсегда». Дискуссии вокруг НЭПа. Причины перехода к НЭПу. НЭП и политика «военного коммунизма». Противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа. Удмуртия в условиях НЭПа. |
||||
15. |
Урок 8. Внешняя политика России в 1920-е годы. |
СССР в системе международных отношений в 1920-х гг. Версальский договор. Коминтерн и мировая революция. Первые шаги на международной арене. Генуэзская конференция. Признание СССР ведущими мировыми державами. От международной стабилизации к европейскому кризису. |
||||
16. |
Урок 9. Повторение по теме «Россия в поисках перспектив». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Россия в поисках перспектив». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
17. |
Раздел III. Сталинская модернизация (1928-1938 гг.). (6 часов) |
Урок 1. Экономическая система в 30-е годы. |
Начало восстановления экономики. Индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, «великий перелом», колхоз. Первый пятилетний план. Итоги первой пятилетки. Строители социализма. «На всех парах к социализму». Раскулачивание. Последствия индустриализации и коллективизации. Год «Великого перелома». Советская модель модернизации. Особенности индустриализации в Удмуртии. Коллективизация в Удмуртии. |
|||
18. |
Урок 2. Политическая система в 30-е годы. |
Образование СССР. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Тоталитаризм, культ личности. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. Основные элементы тоталитаризма. Причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране. |
||||
19. |
Урок 3. Социальная система в 30-е годы. |
Поиск путей построения социализма. Формирование централизованной (командной экономики). Основные социальные группы советского общества. Изменения, произошедшие в жизни рабочих и крестьян за годы индустриализации и коллективизации. |
||||
20. |
Урок 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы. |
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Мюнхенский сговор. Советский Союз и Германия. Договор о ненападении. На западных рубежах СССР. Советско-финляндская война. Основные направления внешней политики СССР в 30-е годы. «Новый курс» советской дипломатии. Советско-германские соглашения 1939 г. На пороге войны. |
||||
21. |
Урок 5. Культура 20 – 30-х годов. |
Коренные изменения в Духовной жизни. Культурная революция. Интеллигенция и власть. Первые шаги советской культуры и науки. Утверждение марксистко-ленинской идеологии. Социалистический реализм в культуре и искусстве. Ликвидация неграмотности. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе. Выдающиеся деятели и достижения отечественной науки и культуры начала XX века. Культурное строительство в 1920 -1930-е гг. в Удмуртии. |
Презентация «Духовная жизнь в 1930-е гг.» |
|||
22. |
Урок 6. Повторение по теме «Сталинская модернизация в России». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Сталинская модернизация в России». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
23. |
Раздел IV. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5 часов) |
Урок 1. Начало Великой Отечественной войны. |
СССР во Второй мировой войне. Приграничные сражения. Перестройка страны на военный лад. Провал Блицкрига. Немецкий оккупационный режим. Партизанское движение. Создание Антигитлеровской коалиции. Причины и итоги Великой Отечественной войны. «Можно ли было избежать Второй мировой войны?». |
|||
24. |
Урок 2. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Курская битва. |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Боевые действия весной-летом 1942 года. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Тегеранская конференция. |
||||
25. |
Урок 3. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. |
«Все для фронта! Все для победы!». «Братья и сестры!». Политика в отношении военнопленных. Депортация. В тылу воюющей страны. Наука и культура на службе фронту. Слаженное военное хозяйство. Плановая мобилизация трудоспособного населения. Этнический конгломерат. Морально-политическое единство народа. Религиозные конфессии. Поколение победителей. |
||||
26. |
Урок 4. Итоги Великой Отечественной войны. |
Вклад СССР в освобождение Европы. Г.В. Жуков. СССР в антигитлеровской коалиции. Выход к границам Германии. Ленд-лиз. Ялтинская конференция (Крымская). Берлинская операция. Берлинская (Потстадмска) конференция. Разгром Квантунской армии. Удмуртия – арсенал России. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. |
||||
27. |
Урок 5. Обобщающий урок «Великая Отечественная война». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
28. |
Раздел V. СССР в 1945-1953 гг. (3 часа) |
Урок 1. Послевоенное восстановление хозяйства. |
Состояние советской экономики после войны. Изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике, культуре, социальной жизни. Промышленность. Финансовая политика. Положение деревни. Новый виток репрессий. |
Презентация «Политическая идеология» |
||
29. |
Урок 2. Политическое развитие. |
Идеологическая компания 40-х – начала 50-х гг. Борьба за власть. Реформатор. XX и XXI Съезды КПСС. Н.С. Хрущев. «Холодная война». |
||||
30. |
Урок 3. Внешняя политика. |
СССР и социалистические страны. СССР и страны «третьего» мира. Ракетный кризис. Изменения в международном положении СССР после II мировой войны. Причины и характерные признаки «холодной войны». Отставка Н.С. Хрущева. |
||||
31. |
Раздел VI. СССР в 1953-60-х гг. XX века. (3 часа) |
Урок 1. Политическое и экономическое развитие страны. XX съезд КПСС. |
Реформы второй половины 1950 – начала 1960-х гг. Экономические реформы Н.С. Хрущева. Замедление темпов экономического развития. Первые попытки реформ на территории Удмуртии. |
|||
32. |
Урок 2. «Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования. Политика мирного сосуществования. |
Политика мирного сосуществования. Образование и наука. Искусство и политика. Диссидентство. Власть и общество в годы «оттепели» - начало либерализации и дестанилизации в стране. Духовная жизнь в Удмуртии. |
Презентация «Оттепель в духовной жизни» |
|||
33. |
Урок 3. Повторение по теме: «СССР в 50-х – середине 60-х гг. XX века». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «СССР в 50-х – середине 60-х гг. XX века». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
34. |
Раздел VII. СССР в середине 60-х – 80-х гг. (3 часа) |
Урок 1. Консервация политического режима. |
«Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы. Новое руководство. Особенности политического развития страны. «Развитой социализм». Курс на стабилизацию. Эпоха классического застоя. |
|||
35. |
Урок 2. Экономика развитого социализма. |
Реформы А.Н. Косыгина. Особенности экономического развития страны. Состояние экономики. Причины отставания экономики стран 70-80-х гг. |
||||
36. |
Урок 3. Политика разрядки: надежды и результаты. Афганская война. |
Внешняя политика СССР в 1945 – 1980-е гг. Разрядка международной напряженности. «Социалистическое содружество». Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Вступление советских войск в Афганистан. Отношения СССР с другими странами. Положение в Удмуртии в 60-80-х гг. Идейно-политическое развитие и духовная жизнь в Удмуртии. |
||||
37. |
Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.). (3 часа) |
Урок 1. Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. |
М.С. Горбачев. Кадровая революция, перестройка, стратегия ускорения, «новое мышление». Противоречия и неудачи политики «ускорения». Цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране. Демократизация политической жизни. Результаты политики «нового мышления». |
|||
38. |
Урок 2. Экономические реформы 1985-1991 гг. |
Экономика в годы перестройки. Причины неудач в реформировании экономики. Хозрасчетный (рыночный) социализм. |
||||
39. |
Урок 3. Диалектика нового мышления. |
Обострение межнациональных противоречий. Курс на демократию. Национальные отношения. Августовские события 1991 г. Подготовка нового союзного договора. ГКЧП. Перестройка экономики и политические изменения в Удмуртии. |
||||
40. |
Россия в конце XX-начале XXI века. (5 часов) |
Урок 1. Российская экономика на пути к рынку. |
Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические преобразования в российском обществе в 2000-2001 гг. «Шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика. Экономическое развитие страны в 90-е годы. От социализма к рыночной экономике. |
|||
41. |
Урок 2. Политическая жизнь России в 90-е годы XX века. |
События октября 1993 г. Федеративные отношения. Исполнительная и законодательная власть. Принятие Конституции Российской Федерации. Конституция РФ, референдум, многопартийность, фракция. Российское общество в условиях реформ. Политическое развитие страны в 90-е годы. Политические преобразования в российском обществе в 2000-2001 гг. Парламентские выборы. |
||||
42. |
Урок 3. Геополитическое положение и внешняя политика России. |
Распад СССР. Образование СНГ. «Вступить в цивилизованное мировое сообщество». Россия и страны Азии. Россия и СНГ. Основные направления внешней политики страны в 90-е годы. Результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики. Россия в мировом сообществе. Чеченская проблема. |
||||
43. |
Урок 4. Россия на пороге XXI века. |
В.В. Путин. Курс Президента В.В. Путина. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Укрепление вертикали власти. Политические партии. Экономическая политика. Внешняя политика. Новые реалии. Экономический кризис и антикризисные меры правительства. Итоги парламентских выборов 2011 годы и выборы Президента России 4 марта 2012 года. Культурная жизнь в современной России. Политические партии и общественные движения в Удмуртии. |
||||
44. |
Урок 5. Повторительно-обобщающий урок «Россия в конце XX - начале XXI века». |
Родной край (в XX веке). Подведение итогов пройденного материала по теме «Россия в конце XX - начале XXI века». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
45. |
Раздел I. Новейшая история в первой половине XX века. (16 часов) |
Урок 1. Экономическое и политическое развитие стран в начале XX века. |
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX – XX вв. Культурное наследие Нового времени. Пробуждение Азии. Технологический рывок. Рабочее движение и социализм. Империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество. Основные направления социально-экономического и политического развития. |
|||
46. |
Урок 2. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. |
Национализм и шовинизм. Причины первой мировой войны и подготовка к ней. Причины, ход, последствия и итоги Первой мировой войны. Версальский мирный договор. |
Презентация «Первая мировая война» |
|||
47. |
Урок 3. Первая мировая война. |
Причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. Начало войны. Первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба за истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран Четвертного союза. |
||||
48. |
Урок 4. Страны Европы и США в 20-е годы. |
Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Особенности экономического развития стран Европы и США после I мировой войны. Новые тенденции в развитии европейских стран и США. |
||||
49. |
Урок 5. Мировой экономический кризис. |
Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. Экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика. Причины и особенности мирового кризиса. Пути выхода из кризиса. |
||||
50. |
Урок 6. США и «Новый курс» Ф. Рузвельта. |
«Новый курс» в США. Начало Великой депрессии. Социально-политические последствия Великой депрессии. «Новый курс» Рузвельта и программы реформистских движений в США. Значение реформ Рузвельта. Усиление роли государства в экономике стран Европы и Латинской Америки. |
||||
51. |
Урок 7. Великобритания в 30-е гг. |
Особенности экономического развития Великобритании в 30-е годы. |
||||
52. |
Урок 8. Франция в 30-е годы. |
Особенности экономического развития Франции в 30-е годы. |
||||
53. |
Урок 9. Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия и Испания. |
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг. Фашизм. Б. Муссолини. Муссолини и идеи фашизма. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии. Начало борьбы с фашизмом. Диктатура Франко в Испании. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании. Революция в Испании. Поражение Испанской республики. |
||||
54. |
Урок 10. Германия в 30-е гг.: нацизм и тоталитарная диктатура. |
Национал-социализм. А. Гитлер. Подготовка Германии к войне. Нарастание агрессии в мире. Наступление нацистов. Установление нацисткой диктатуры. Фашистский режим в Германии. |
||||
55. |
Урок 11. Предпосылки модернизации в станах Востока в первой половине XX века. |
Пацифизм и милитаризм в 1920-е – 1930-е гг.Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Экспансия, модернизация, реформы. Особенности экономического развития стран Востока. |
||||
56. |
Урок 12. Восток в первой половине XX века. Япония, Китай, Индия. |
Сунь Ятсен. Китай после Синьхайской революции. Национально-освободительная революция 1925 – 1927 гг. в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и борьба с коммунистами. М. Ганди. Ганди во главе антиколониальной борьбы в Индии. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1928 – 1931 гг. |
||||
57. |
Урок 13. Начало Второй мировой войны и коренной перелом в ходе военных действий. |
Вторая Мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Причины нового мирового конфликта. Разгром Польши. Разгром союзников. Германо-британская борьба за захват Балкан. Рост советско-германских противоречий. Нападение Германии на СССР и начало поворота в войне. Нападение Японии на США и создание Антигитлеровской коалиции. Ф.Д. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Коренной перелом в войне. Жизнь во время войны. Движение сопротивления и коллаборационизм. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение сопротивления. |
||||
58. |
Урок 14. Завершающий период Второй мировой войны и ее итоги. |
Тегеранская конференция. Открытие второго фронта и наступление союзников. Подъем антифашисткой борьбы. Разгром Германии. Разгром Японии. Потсдамская конференция и ее итоги. Итоги войны. |
||||
59. |
Урок 15. Культура и искусство первой половины XX века. |
Особенности культуры и искусства первой половины XX века. Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие XX в. |
||||
60. |
Урок 16. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новейшая история в первой половине XX века». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Новейшая история в первой половине XX века». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |
||||
61. |
Раздел II. Новейшая история во второй половине XX – начале XXI века. (8 часов) |
Урок 1. США во второй половине XX века. |
«Общество потребления». Проблема прав человека. Движение против расовой дискриминации в США. Новые течения в идеологии и культуре. |
|||
62. |
Урок 2. Великобритания и Франция во второй половине XX века. |
Возникновение Пятой республики во Франции. «Красный май» в Париже. Кризис пятой республики. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение. Консервативная и трудовая Великобритания. |
||||
63. |
Урок 3. Германия: раскол и объединение. |
Раскол Германии. Причины раскола и объединения Германии. Берлинский кризис. Основные направления экономического и политического развития Германии. |
||||
64. |
Урок 4. Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг. |
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX века. Перестройка и новое мышление. Реформы в Китае. Демократические революции в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах. |
||||
65. |
Урок 5. Япония, Индия, Китай в современном мире. |
Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования Джавахарлала Неру. Конфронтация между Индией и Пакистаном. Реформы Индиры Ганди. Кризис индийского общества. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы». |
||||
66. |
Урок 6. Международные отношения. |
Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Формирование биполярного мира. План Маршала и «доктрина Трумэна». Установление коммунистических диктатур в Восточной Европе. Советско-Югославский конфликт и террор в Восточной Европе. «Охота на ведьм». Гонка вооружений. Ракетно-космическое соперничество. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. |
||||
67. |
Урок 7. Глобализация в конце XX – начале XXI века. |
Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. "Общество потребления". Кризис индустриального общества в конце 60-х - 70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Становление информационного общества. Распад "двухполюсного мира". Интеграционные процессы. Изменения в образе жизни людей. Культура. Глобализация и единство мира. Постиндустриальное общество. Будущее под угрозой. Переходные общества и ростки новых отношений. Россия в современном мире. |
||||
68. |
Урок 8. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новейшая история во второй половине XX – начале XXI века». |
Подведение итогов пройденного материала по теме «Новейшая история во второй половине XX – начале XXI века». Решение тестовых заданий по пройденной теме. |