Рабочая программа по истории для 5 класса по ФГОС третьего поколения
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Городское управление образованием г. Черногорска
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5"
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
Протокол №
от "" г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Бердникова Юлия Олеговна учитель истории и обществознания
г. Черногорск 2022
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — № 8. — С. 7—8).
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ВведениеЧто изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬПроисхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИРПонятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний ВостокПонятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний ЕгипетПрирода Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации МесопотамииПриродные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древностиПриродные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Персидская державаЗавоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение
территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя ИндияПриродные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний КитайПриродные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая ГрецияПриродные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисыПодъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней ГрецииРелигия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. ЭллинизмВозвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний РимВозникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в СредиземноморьеВойны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войныПодъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империиУстановление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего РимаРимская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
ОбобщениеИсторическое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИзучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫК важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫМетапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЗнание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Введение | ||||||||
1.1. | Введение | 2 | 0 | 0 | 02.09.2022 06.09.2022 | Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом; Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
Итого по разделу | 2 | | ||||||
Раздел 2. Первобытность | ||||||||
2.1. | Первобытность | 4 | 0 | 0 | 09.09.2022 20.09.2022 | Рассказывать о занятиях первобытных людей; Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали; Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков; Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф; | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; | |
Итого по разделу | 4 | | ||||||
Раздел 3. Древний Восток | ||||||||
3.1. | Древний Египет | 7 | 0 | 1 | 23.09.2022 14.10.2022 | Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения; Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие; Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец; Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта; Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне; Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма); | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; | http://pero-maat.ru/article http://duat.egyptclub.ru/index.htm |
3.2. | Древние цивилизации Месопотамии | 4 | 0 | 0 | 18.10.2022 04.11.2022 | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности людей; Называть и показывать на карте древнейшие города-государства Месопотамии; Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат; Показывать на карте расположение древнего Вавилонского царства; Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи; Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска; Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://civ- blog.ru/links/mesopotamia-nm-ru/ |
3.3. | Восточное Средиземноморье в древности | 2 | 0 | 0 | 08.11.2022 11.11.2022 | Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья; Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии; Называть и показывать на карте древние государства Палестины; Объяснять, чем известен в истории царь Соломон; | Устный опрос; | |
3.4. | Персидская держава | 2 | 0 | 0 | 15.11.2022 18.11.2022 | Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества; Объяснять причины военных успехов персидской армии; Рассказывать о религии древних персов; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
3.5. | Древняя Индия | 2 | 0 | 1 | 22.11.2022 25.11.2022 | Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения; Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме; Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Тестирование; | |
3.6. | Древний Китай | 3 | 1 | 1 | 29.11.2022 06.12.2022 | Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения; Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях; Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства; Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли; Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | |
Итого по разделу | 20 | | ||||||
Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм | ||||||||
4.1. | Древнейшая Греция | 4 | 0 | 1 | 09.12.2022 20.12.2022 | Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения; Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах; Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»; Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; |
4.2. | Греческие полисы | 10 | 0 | 0 | 23.12.2022 31.01.2023 | Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства; Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония; Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм; Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией; Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством; Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты; Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции; Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия; Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции; Называть основные итоги греко-персидских войн; Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла; Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах; Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; | |
4.3. | Культура Древней Греции | 3 | 0 | 0 | 03.02.2023 10.02.2023 | Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения; Объяснять, кто такие титаны и герои; Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика; Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Тестирование; | |
4.4. | Македонские завоевания. Эллинизм | 3 | 0 | 1 | 14.02.2023 21.02.2023 | Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II; Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами; Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского; Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского; Раскрывать смысл понятия «эллинизм»; Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | |
Итого по разделу | 20 | | ||||||
Раздел 5. Древний Рим |
5.1. | Возникновение Римского государства | 3 | 0 | 1 | 24.02.2023 03.03.2023 | Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности; Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур; Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание); Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника; Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов; Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»; | Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; | |
5.2. | Римские завоевания в Средиземноморье | 3 | 0 | 0 | 07.03.2023 14.03.2023 | Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги); Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал; Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций; | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; | https://www.roman-glory.com/ |
5.3. | Поздняя Римская республика. Гражданские войны | 5 | 0 | 0 | 17.03.2023 11.04.2023 | Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»; Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу; Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме; Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги); Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю; | Устный опрос; Письменный контроль; | |
5.4. | Расцвет и падение Римской империи | 6 | 1 | 0 | 14.04.2023 02.05.2023 | Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору); Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями; Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда; Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы; Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | |
5.5. | Культура Древнего Рима | 3 | 0 | 0 | 05.05.2023 16.05.2023 | Раскрывать смысл понятия «золотой век римской поэзии», называть имена поэтов золотого века; Рассказывать о развитии научных знаний в Древнем Риме (философия, география, история); Объяснять, какое значение и почему придавалось в Древнем Риме ораторскому искусству; Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); | Устный опрос; Письменный контроль; | |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 6. Обобщение | ||||||||
6.1. | Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира | 2 | 0 | 0 | 19.05.2023 26.05.2023 | Виды деятельности по изученным разделам; | Устный опрос; Тестирование; | |
Итого по разделу | 2 | | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 2 | 6 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
2. | Счет лет в истории. «Лента времени» | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
3. | Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
6. | Появление неравенства и знати | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
7. | Государство на берегах Нила | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
8. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
9. | Жизнь египетского вельможи | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
10. | Военные походы фараонов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
11. | Религия древних египтян | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
12. | Искусство Древнего Египта | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; |
13. | Письменность и знания древних египтян | 1 | 0 | 0 | | Тестирование; |
14. | Древнее Двуречье | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
16. | Легендарные памятники города Вавилона | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
17. | Ассирийская держава | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
18. | Библейские сказания. Древнееврейское царство | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
19. | Финикийские мореплаватели | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Персидская держава "царя царей" | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Религия персов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
22. | Природа и люди Древней Индии | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Индийские касты | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
24. | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
25. | Первый властелин единого Китая | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
26. | Текущий контроль | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
27. | Греки и критяне | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
28. | Микены и Троя | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Диктант; |
30. | Религия древних греков | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
31. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Зарождение демократии в Афинах | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Законы Солона | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
34. | Древняя Спарта | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
35. | Организация военного дела. Спартанское воспитание | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
36. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
37. | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
38. | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
39. | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
40. | Афинская демократия при Перикле | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
41. | Олимпийские игры в древности | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
42. | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
43. | В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
44. | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
45. | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
46. | В Александрии Египетской | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
47. | Древнейший Рим | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Тестирование; |
48. | Завоевание Римом Италии | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
49. | Устройство Римской республики | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
50. | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
51. | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
52. | Рабство в Древнем Риме | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
53. | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
54. | Восстание Спартака | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; |
55. | Единовластие Цезаря | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
56. | Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
57. | Установление империи | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
58. | Знаменитые императоры (в Риме при императоре Нероне. Правление Траяна) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
59. | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
60. | «Вечный город» и его жители | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
61. | Римская империя при Константине | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
62. | Соседи Римской империи. Взятие Рима варварами. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
63. | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
64. | Первые христиане и их учение | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
65. | Искусство Древнего Рима | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
66. | Семь чудес света | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира | 1 | 0 | 0 | | Зачет; |
68. | Итоговое повторение | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 2 | 6 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
https://resh.edu.ru/
https://www.kop.ru/handbook/v-pomoshch-uchitelyu/obrazovatelnye-internet-resursy-po-istorii/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук
мультимедийное оборудование колонки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТисторическая карта "лента времени"