12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
КЛВ100
"Выигрывают все войны не генералы и не их армии, а учителя". Отто фон Бисмарк
Россия, Саха (Якутия) респ.

1.Пояснительная записка

Курс «История древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Здесь происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира, учащиеся получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Особенности рабочей программы истории в 5 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от «17»  декабря  2010 г. № 1897. Рабочая учебная программа составлена к учебнику История древнего мира. Авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая..- М.»Просвещение.

Общие цели учебного предмета для уровня обучения

Исходя из главной сквозной линии изучения общественных наук – человек и человеческое общество в истории, его становление, его поведение, его идеалы, его достижения:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- познакомить учащихся с наиболее яркими личностями древнего мира и их ролью в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества и формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися

Формы работы с учащимися является фронтальная, индивидуальная, групповая; комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок повторения и систематизации знаний, уроки закрепления и контроля, применение современных обучающих технологий; Методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод проблемного изложения.  

Формы и методы текущего и итогового контроля являются текущий, итоговый контроль. Для контроля знаний используются следующие формы: устный опрос, диктант, работа с контурной картой, тестирование, контрольная работа, анализ текста, решение познавательных задач, работа с документами.





Сроки реализация рабочей программы: 2016-2017 учебный год

Рабочая программа состоит из Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс истории в 5 классе базируется на УМК Учебники 2012-2014 года отвечает требованиям программы и вполне вписывается в базисный учебный план – 2 часа в неделю при курсе в 70 часов. Рабочая учебная программа составлена к учебнику История древнего мира. Авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая..- М.»Просвещение.



Структура и специфика курса истории в 5 классе играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. В 5 классе изучается древняя история. Учащиеся впервые сталкиваются с понятием «до нашей эры». Наряду с большим описательным материалом, курс истории содержит ряд важнейших сквозных понятий, которые помогают в дальнейшем усвоить обществоведческие и термины и провести исторические параллели при изучении следующих курсов истории.

На изучение истории древнего мира в пятом классе базисным учебным планом предусматривается 70 учебных часов на 35 учебных недели - из расчета 2 часа в неделю.

Структурно курс разделен на четыре части:

Введение 2 часа

1) Жизнь первобытных людей- 5 часов,

2)Древний Восток -20 час,

3)Древняя Греция – 20 час,

4) Древний Рим – 17 часов.

Программа предусматривает 6 часов повторения и контроля.

Целевые установки класса

Данный курс имеет целью сформировать ряд понятий:

Курс Древней истории очень важен для формирования личности учащихся. Здесь идёт знакомство с истоками современной политической системы. Закладываются понятия «демократия, республика, демос, гражданин, государство, происходи понимание спасительной роли христианской религии.

Данный курс имеет целью сформировать ряд жизненных установок:

Здесь формируется ценность свободы человека. Теоретически и эмоционально ребята постигают несправедливость рабского состояния человека, неприемлемость рабства как явления.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

История Древнего мира 5 класс, 70 часов, 2 часа в неделю, что соответствует распределению по федеральному учебному плану.

п\п

Тема курса

Количество часов

Введение

2

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5ч)

1

Первобытные собиратели и охотники

3

2.

Первобытные земледельцы и скотоводы

2

РАЗДЕЛ II.ДРЕВНИЙ ВОСТОК 18 +2

1.

Древний Египет

7

Повторение

1

2.

Западная Азия в древности

7

3.

Индия и Китай в древности

4

Повторение + контроль

1

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 20ч +1

1.

Древнейшая Греция

5

2.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

3.

Возвышение Афин вV веке до н.э. и расцвет демократии

5

4.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

Повторение

1

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ 17ч +1

1.

Рим: от его возникновения до господства над Италией

3

2.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

3.

Гражданские войны в Риме

4

4.

Римская империя в первые века нашей эры

5

5.

Падение Западной Римской империи

2

Итоговое повторение

1

Итоговое повторение

2

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

    гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.

    здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.

    гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии.

    толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей.

    информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.

    независимость, показывающая не только стремление к внешнему государственному суверенитету, но и стремление к экономической, идеологической и геополитической самостоятельности.

    легитимность власти, формирующая взаимодействие институтов управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных способов отстаивания своих интересов.

    открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание исторического образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к научному, в частности.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в период расцвета капитализма в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;

4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

5) воспитание уважения к историческому наследию народов России;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результата;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей.

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Оценивание устных ответов:

1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично. Или за короткий правильный ответ.

2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Примечание: можно поставить оценку «отлично», за творческий подход к заданию, нестандартное решение проблемного вопроса .

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-90 %

Оценка «4» - 89-70 %

Оценка «3» - 69-45 %

Оценка «2» - 44-20 %

    Содержание учебного курса

Содержание курса истории Древнего мира(ядро)

Понятие хронологии. Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религии, культура. Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства. Античное наследие и его значение для современного мира.

.№п\п

Тема курса

Количество часов

Введение

Введение (2 ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5ч)

1

Первобытные собиратели и охотники

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии.

2.

Первобытные земледельцы и скотоводы

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», царь».

РАЗДЕЛ II.ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч)+1

1.

Древний Египет

Тема 1. Древний Египет (7 ч) Разливы Нила, плодородие почв.. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

2.

Западная Азия в древности

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб), о неравенстве людей перед законом.

.Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта).

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие - стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилони, Египта). Цари Кир, Дарий Первый.

3.

Индия и Китай в древности

Индия и Китай в древности (4 ч)Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг.Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастахПериоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы).

Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения. Китайские иероглифы и книги. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение

Повторение (1 ч)Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19ч)+1

1.

Древнейшая Греция

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Греческие мифы критского цикла (Тесей. Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков Олимпийские боги.

2.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф,Фивы, Милет). Понятие «полис».Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства переменыуправлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной
жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ»голосования. Спартанское воспитание. Греки и скифы. Греко-персидские войны. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флотав победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях.
Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

.

3.

Возвышение Афин вV веке до н.э. и расцвет демократии

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э.и расцвет демократии

(5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.Возникновение театра. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

4.

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч) Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости .Поход Александра Македонского на Восток. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид3

Повторение

Повторение (1 ч)Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18ч)+2

1.

Рим: от его возникновения до господства над Италией

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки.Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера,Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управлениедревнейшим Римом. Ликвидация царской власти.

Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

.

2.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

Тема 2. Рим сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей.Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

3.

Гражданские войны в Риме

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную.

. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флотаОктавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

4.

Римская империя в первые века нашей эры

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары». Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства.

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян

5.

Падение Западной римской империи

2 Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч) Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Новый' захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами.
Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

2 Итоговое повторение (2 ч) Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к Родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

7.Календарно тематическое планирование с определением основных видов универсальных учебных действий (УУД)

Раздел I. История Древнего мира

5 класс (70 часов)

Согласно ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ УУД на ступени ООО в 5 классе поэтапно формируются следующие УУД

:

Регулятивные УУД

1 четверть:

ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести записи в тетради

2 четверть:

Познавательные УУД

поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

преобразование модели с целью выявления общих законов

3 четверть

выделять главное

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

4 четверть

Коммуникативные УУД

задавать уточняющие вопросы

высказывать суждения

слушать друг друга

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Содержательная часть урока

Основные виды деятельности учащихся

Д/з

Дата проведения

План.

Факт.

ВВЕДЕНИЕ 2 ЧАСА

Согласно ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ УУД

Регулятивные УУД на 1 четверть: ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести записи в тетради

1

Откуда мы

знаем, как жили

наши предки.

1

Изучаемые понятия: история, источники, археология, век;

виды исторических источников: вещественные, письменные

Учащиеся характеризуют и раскрывают значение терминов: история, век, исторический источник;

Получают опыт участия в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Называют и кратко характеризуют источники, рассказывающие о древней истории.

Стр. 3-5

2

Счет лет в истории.

Историческая карта

1

Знакомство с понятиями: хронология, лента времени, наша эра, первобытность, названия частей света

Научатся объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени.

Научатся показывать и различать на исторической карте части света.

Входной

тест

Раздел 1.Жизнь первобытных людей 5 часов

Согласно ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ УУД

Регулятивные УУД на 1 четверть: ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести записи в тетради

3

Древнейшие люди

1

теории происхождения человека, появления древнейшего человека;

отличие человека от обезьяны,

первые занятия древнейшего человека/

Изучая текст учебника учащиеся узнают

-время и место появления древнейшего человека;

-отличие человека от обезьяны;

-первые орудия труда древнейшего человека;

-первые занятия древнейшего человека;

Показывать на карте места расселения древнейших людей

&1

4

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Родовая община. Охота. – важнейшее занятие. Лук и стрелы изменили жизнь людей.

Учащиеся учатся характеризовать:

-условия жизни первобытных людей;

- признаки родовой общины

- усовершенствуют навыки рассказа об условиях жизни первобытных людей, используя текст учебника и иллюстративные материалы.

&2

5

Возникновение искусства и

религиозных верований

1

Пещерная живопись. Искусство. Религия. Человек заколдовывает зверя. Зарождение веры в душу.

Учащиеся учатся:

- определять понятия: религия, искусство;

характеризовать:

-особенности пещерной живописи;

-особенности религиозных верований древнейших людей.

Учащиеся учатся:

формулировать тему и цель урока,

составлять план своей работы,

рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы,

характеризовать процесс зарождения искусства.

&3

6

Возникновение земледелия

и скотоводства

1

Мотыжное земледелие. Приручение животных. Появление земледелия и скотоводства. Родовые общины и племя.

Идолы. Жертвы. Духи.

Учащиеся научатся характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения земледелия и скотоводства;

-особенности трудовой деятельности людей;

-появление ремесла: глиняной посуды и одежды из ткани.

-определять тему и цель урока, составлять план своей работы, объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда т. Д.) для развития человеческого общества

&4

7

Появление неравенства и знати

1

Возникновение ремёсел. Изобретение плуга. Семейное хозяйство. Выделение знати.

Учащиеся изучают

-причины появления неравенства и знати;

-причины и предпосылки развития ремесла;

-особенности перехода от родовой общины к соседской

Закрепят навык определение темы и цели урока

Получат опыт

составления плана своей работы

планирования своей деятельности

Закрепят знания о причины и следствия появления неравенства.

&5

Раздел 2.Древний Восток 19 часов +1 час контроля

для 5 класса

:

Регулятивные УУД :ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести записи в тетради

Познавательные УУД:

1)поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

2)различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

3)моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены осущественные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

4)преобразование модели с целью выявления общих законов

5)выделять главное:

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

8

Возникновение древнейших

цивилизаций

1

Появление государства. Признаки государства. Переход к бронзовому веку.

Цивилизация. Первобытность.

.

Учащиеся учатся характеризовать

-понятия и признаки цивилизации и

время появления первых цивилизаций. Объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому.

Анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки, формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация».

Оценивать вклад первобытного человека в историю и культуру человечества

Стр. 34

9

Государство на берегах Нила

Страна Египет.

Разливы Нила.

Дельта. Ил. Объединение Египта. Речная цивилизация природные условия;

-обстоятельства создания единого государства в Египте

Учащиеся учатся характеризовать

географическое расположение Египта, его климатические особенности, показывать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту.

Описывать природные условия Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной.

&6

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Жители Египта Труд земледельцев. Как жили земледельцы. Ремёсла и обмен. Писцы и налоги.

Учащиеся учатся характеризовать:

-особенности социального развития Древнего Египта;

-условия жизни земледельцев и ремесленников;

-особенности трудовой деятельности земледельцев, ремесленников, писцов. Учащиеся совершенствуют навык владения устной и письменной речи, описывая и сравнивая условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников.

&7

11

В гостях у египетского вельможи

О чём рассказывают гробницы вельмож. Жизнь вельможи. Служба вельможи. Вельможа у фараона.

Учащиеся работают с понятиями: фараон, вельможи; , жрец, раб, пирамида, папирус

Учащиеся узнают особенности политического устройства Древнего Египта;

условия жизни и службы вельмож.

Учащиеся характеризуют основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение; особенности власти фараонов и порядок управления страной

&8

12

Военные походы

Египетское войско. Боевые колесницы. Завоевательные войны. Походы Тутмоса Третьего. Пленное рабство .Жизнь. рядового воина.

Учащиеся учатся характеризовать:

-особенности устройства древнеегипетского войска;

-основные направления завоевательных походов фараонов;

-основные завоевания Тутмоса III;

-условия службы рядовых воинов

Учащиеся учатся показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества.

Учащиеся знакомятся с религиозными преобразованиями Эхнатона.

&9

13

Религия древних египтян

1

жрецы, храмы, мумия, саркофаг;

особенности религиозных верований древних египтян;

образы главных богов: Амон-ра, Апоп, Геб,Нут, Бастет, Апис, Осирис и Исида, Сет, Тот, Гор, Анубис, Маат;

служба жрецов;

содержание мифов об Осирисе и Сете, о Гебе и Нуте

Учащиеся учатся объяснять роль религии, функции жрецов в древнеегипетском обществе

высказывать и обосновывать свои суждения

об особенностях религиозных верованиях древних египтян

описывать образы богов и раскрывать их символическое значение

&10

14

Искусство Древнего Египта

Египетские пирамиды,

цели и обстоятельства сооружения пирамид; гробница Тутанхамона;

Учащиеся знакомятся с первым из чудес света –египетскими пирамидами;

научатся озвучивать цели и обстоятельства сооружения пирамид;

Учащиеся поймут и осознают определение понятия «культура». Учащиеся учатся

выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта.

Описывать памятники культуры Древнего Египта. Высказывать суждения об уровне развития науки. Соблюдать египетские скульпторы

&11

15

Письменность и знания древних египтян

1

Иероглифы. Папирусы. Школы писцов. Научные знания египтян.

Учащиеся учатся характеризовать:

-особенности письменности древних египтян (иероглифы);

- узнают чему и как учили в школах Египта

учатся высказывать суждения об уровне развития науки, получают опыт подготовки тематических сообщений по дополнительным источникам,

навыки работы в группе, учитывая мнения одноклассников

&12

16

Контрольная урок по теме «Древний Египет»

1

Приведение в систему знаний и итоговый контроль усвоения темы

Учащиеся работают с атласом, составляют словарь терминов по теме. В игровой форме фронтально отвечают на вопросы по теме. Пишут контрольный тест по теме.

Нет

Регулятивные УУД

ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести

записи в тетради

Познавательные УУД

поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

различать стили текстов,

воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены

существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

преобразование модели с целью выявления общих законов

выделять главное

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

17

Древнее Двуречье

1

Страна двух рек. Тигр и Евфрат. Глиняные города. Башни вавилонян. Письмена на глиняных табличках.

Ученики учатся характеризовать:

-географическое расположение Древнего Двуречья;

-климатические и природные условия Двуречья;

-условия жизни и занятия населения;

-особенности письменности Двуречья – клинопись

Учащиеся учатся

показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии

сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия людей, выделять сходство и различия.

Определять характерные признаки цивилизации Междуречья

анализировать миф о потопе

высказывать суждения о ценности мифов для изучения Междуречья

&13

18

Законы Хаммурапи

Город Вавилон – главный город Двуречья. Царь Хаммурапи, получивший власть от бога Шамаша. Законы царя Хаммурапи.

Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках.

Учащиеся учатся характеризовать:

-основные положения законов Хаммурапи;

-особенности правления Хаммурапи;

-роль законов Хаммурапи для жителей Двуречья.

Учащиеся учатся описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление. Получат возможность

анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона

Учатся высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

&14

19

Финикийские мореплаватели

Города финикийцев. Ремесло Финикии.

Торговля и морской разбой. Колонии финики.

Учащиеся совершенствуют навык работы с картой, учатся характеризовать:

-географическое расположение Древней Финикии;

-природные условия, занятия финикийцев;

-уровень развития ремесла и торговли в Финикии;

-вклад финикийцев в мировую культуру

Учащиеся учатся сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа. Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии.

Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру.

&15

20

Библейские сказания.

1

Библейские сказания понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, ковчег;

десять заповедей, данные Моисею;

смысл и назначение Ветхого завета;

история Моисея и Иосифа;

Учащиеся учатся характеризовать:

-понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, ковчег;

-отличие религии древних евреев от египетской и вавилонской;

-десять заповедей, данные Моисею;

-смысл и назначение Ветхого завета;

-историю Моисея и Иосифа;

-значение Библии в жизни евреев. Учащиеся учатся анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян, работать в группе, возлагая на себя роль лидера

&16

21.

Древнееврейское царство

1

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Предания о первых царях. Правление Соломона. Самсон. Давид.

Учащиеся

учатся характеризовать географическое расположение Древней Палестины;

Узнают природные условия Палестины и занятия древних евреев; знакомятся с содержание библейских сказаний, оценят вклад евреев в мировую культуру. Учащиеся совершенствуют навыки работы с картой, потому что учатся показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства.

Совершенствуют навыки владения устной и письменной речью, так как описывают исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала, а так же анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию древних евреев и египтян.

&17

22

Ассирийская держава

1

Географическое расположение Древней Ассирии;

Природные условия, занятия ассирийцев;

Ремесло и торговля в Ассирии; Особенности политического развития Ассирии;

Ассирийское войско; Завоевательные походы ассирийских царей;

Библиотека Ашшурбанапала.

Учащиеся учатся характеризовать:

- географическое расположение Древней Ассирии;

-природные условия, занятия ассирийцев;

-уровень развития ремесла и торговли в Ассирии;

-вклад ассирийцев в мировую культуру;

-особенности политического развития Ассирии;

-особенности организации ассирийского войска;

-направления завоевательных походов ассирийских царей;

Учащиеся учатся

показывать на исторической карте территорию Ассирийской державы, учатся объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века, описывать армию ассирийцев, составляя ее вооружение и приемы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока, характеризовать известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значимым событиям.

&18

23

Персидская держава «царя царей»

Три великих царства. Мидия. Лидия. Вавилония. Кир Великий. Персидская держава при Дарии Первом.

Учащиеся учатся характеризовать:

-географическое расположение Персидской державы;

-направления завоевательных походов персов;

-особенности правления Дария I

Учащиеся учатся

показывать на исторической карте территорию Персидской державы,

сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств в отношении покоренных народов,

Характеризовать личность и политику Дария 1 на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных государств.

&19

для 5 класса

:

Регулятивные УУД :ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести

записи в тетради

Познавательные УУД:

1)поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

2)различать стили текстов,

3)воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

4)моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены

5)существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

6)преобразование модели с целью выявления общих законов

7)выделять главное:

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

24

Природа и люди Древней Индии

Гималаи. Ганг. Инд. Южная Азия. Джунгли Индостана. Деревни среди джунглей. Животные и боги. Вера в переселение душ.

Учащиеся учатся характеризовать географическое расположение Древней Индии, особенности природных и климатических условий Древней Индии; показывать на исторической карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей,

раскрывать характерные черты верований индийцев, работать в группе, учитывая мнение одноклассников

Будут знать основные занятия и условия жизни индийцев;

&20

25

Индийские касты

1

касты, брахман, «неприкасаемые», буддизм;

общественное устройство жителей Древней Индии (наличие каст); различие в положении представителей различных каст;

легенды о Будде;

Учащиеся работают с понятиями: каста, кастовой строй, неприкасаемые, образ жизни неприкасаемых, образ жизни брахманов. Учащиеся

учатся соотносить события истории Индии с историей государств Древнего Востока,

высказывать суждение о вкладе в мировую культуру, сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века,

выделять сходство и отличия.

&21

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Страна Китай. Конфуций и его учение. Образ жизни китайцев. Понятие об учтивости.

Учащиеся учатся характеризовать:

основные положения учения Конфуция;

Учащиеся поймут значения конфуцианства для жителей Древнего Китая

Научатся показывать на карте территорию Древнего Китая, объяснять значение понятий «империя», «конфуцианство»,

рассказывать о занятиях и положении населения в Древнем Китае, смогут

называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, рассуждать об их вкладе в мировую культуру

&22

27

Первый властелин единого Китая

Объединение Китая. Завоевательные войны. Гунны. Великая Стена. Возмущение народа. Изобретения. Причины свержения власти наследников Цинь Шихуана; Вклад древних китайцев в мировую культуру китайцев.

Учащиеся учатся характеризовать:

географическое расположение и особенности политического устройства Древнего Китая;

учатся показывать на карте направления завоевательных походов Цинь Шихуана объяснять причины строительства Великой Китайской стены показывать на исторической карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шелковый путь.

Учащиеся получают опыт соотнесения важнейших события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока, учатся

сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае.

&23

28

Проект «Устройство Древних государств»

Учащиеся научатся характеризовать:

особенности политического устройства изученных древних государств: Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Палестина, Финикия, Персидское царство, Индия, Китай

Учащиеся учатся составлять проект на основе изученного материала и исследовательской работы.

Представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.

К тесту

Теме «Древний Восток»

29

Контрольная работа по теме: «Древний Восток»

Урок контроля знаний по теме «Древний Восток». Задания включают в себя знания по карте, датам, знания о государственной устройстве, особенностях культуры изученных стран древности.

Учащиеся проявляют свои знания и навыки, чтобы характеризовать географическое расположение, климатические и природные условия стран Древнего Востока; Учатся давать сравнительную характеристику политической системе, образу жизни населения стран Древнего Востока, актуализируют и обобщают знания по истории стран Древнего Востока.

Соотносят события истории Древнего Востока, дадут характеристику условиям существования, основным занятиям, образу жизни, раскроют существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивая их, выделят сходство и различия.

Нет

4. Древняя Греция – 20 часов +1 урок контроля

для 5 класса

:

Регулятивные УУД :ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести

записи в тетради

Познавательные УУД:

1)поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

2)различать стили текстов,

3)воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

4)моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

6)преобразование модели с целью выявления общих законов

7)выделять главное:

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

Коммуникативные действия

задавать уточняющие вопросы

высказывать суждения

слушать друг друга

30

Греки и критяне

Географическое расположение Древней Греции, климатические и природные условия Балканского полуострова.

Мифы о Тесее и Минотавре; о Дедале и Икаре

Критское царство и причины его гибели;

Учащиеся учатся показывать на исторической карте территорию Греции и Крита. Научатся соотносить их географическое положение с уже известными государствами; научатся описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья, высказывать суждения о причинах образования и гибели государств, анализировать мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками, описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности.

&24

31

Микены и Троя

В крепкостенных Микенах. Троянская война. Миф о начале войны.

Учащиеся учатся

характеризовать:

-особенности общего развития Микенского царства;

-Причины, ход и итоги Троянской войны;

-Содержание мифа о начале Троянской войны. Учащиеся научатся показывать на исторической карте территорию Древней Греции, высказывать суждения о причинах образования и гибели государств, анализировать мифы, выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками, описывать памятники истории и культуры, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности, сопоставлять версии причин Троянской войны

&25

32

Поэма Гомера «Илиада»

Гомер и его две поэмы. Гнев Ахиллеса. Главные герои поэмы. Ахиллесова пята. Похороны Гектора. Троянский конь.

Учащиеся учатся характеризовать:

-содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», показывать на исторической карте направления вторжения дорийских племен. Учатся характеризовать его последствия для истории Греции, определять во времени место «темных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции и государств Древнего Востока анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям и высказывать суждения об их месте в мировом культурном наследии.

&26

33

Поэма Гомера «Одиссея»

Одиссей. Алкиной. Циклопы. Сцилла и Харибда. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами.

Учащиеся учатся характеризовать

содержание поэмы Гомера «Одиссея», учатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам, учатся работать в группе, формировать и высказывать свое мнение

&27

34

Религия древних греков

1

Боги и богини Древней Греции. Мифы о богах и богинях. Миф о Прометее. Мифы о Геракле. Мифы о Дионисе. Особенности религиозных верований древних греков.

Учащиеся знакомятся с :

-особенностями религиозных верований древних греков;

-именами и предназначением богов;

-содержанием мифа о Геракле;

-содержанием мифов о Дионисе, Деметре, Прометее.

Учатся описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков, сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока, воссоздать образ идеального героя Древней Греции. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты.

&28

35

Земледельцы Аттики теряют

землю и свободу

1

Древняя Аттика и её население.

Разведение оливок и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Бедственное положение земледельцев.

Ученики учатся характеризовать:

-географическое расположение Древней Аттики;

-занятия жителей Аттики;

-различия в положении знати и демоса в Афинском полюсе;

Будут знать содержание мифа о споре Афины с Посейдоном

Учащиеся показывают на исторической карте территорию Аттики, Афины, районы земледелия, описывать природные условия и занятия жителей Аттики, раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними.

&29

36

Зарождение демократии в Афинах

1

Демос восстаёт против знати.

594 год до н.э. Реформы Солона.

Перемены в управлении Афинами. Народное собрание. Солон покидает Афины.

Ученики учатся характеризовать:

-причины и итоги борьбы демоса против знати;

-условия отмены долгового рабства;

-перемены в управлении Афинами (переход к демократии);

-содержание и роль законов Солона Систематизируют и обобщают информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.

Сравнивают государственный строй Афин с политическим устройством других государств.

&30

37

Древняя Спарта

1

Спартанцы и илоты. Лакония. Спарта – военный лагерь. Спартанское воспитание. Образ жизни спартанцев.

Учащиеся учатся характеризовать:

-географическое расположение Древней Спарты;

-различия в положении спартанцев и илотов;

-особенности спартанского воспитания;

-особенности политического развития Спарты, показывать на исторической карте территорию Пелопоннеса, Спарты,

выяснять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения.

Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику войску, спартанскому воспитанию.

&31

38

Греческие колонии на берегах

Средиземного и Черного морей

1

Причины греческой эмиграции.

Греческие колонии. Скифы. Образ жизни скифов. История царя Скила.

Учащиеся учатся характеризовать

особенности греческой колонизации, формулировать определения понятия «античность», описывать типичный центр греческих городов-полисов, его сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе, объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории

&32

39

Олимпийские игры в древности

1

Праздник спорта. Подготовка к Играм. Пятиборье. Традиции и олимпийские обычаи. Легендарные рассказы о знаменитых Олимпиониках.

Учащиеся учатся характеризовать особенности проведения Олимпийских игр. С помощью текстовых источников описывать и делать выводы о значении Олимпийских игр. Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

&33

для 5 класса

:

Регулятивные УУД :ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести

записи в тетради

Познавательные УУД:

1)поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

2)различать стили текстов,

3)воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

4)моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены

5)существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

6)преобразование модели с целью выявления общих законов

7)выделять главное:

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

Коммуникативные действия

задавать уточняющие вопросы

высказывать суждения

слушать друг друга

40

Марафонская битва

1

Персидская угроза. Марафонская битва. Военачальник Мильтиад.

Учащиеся учатся характеризовать

причины, ход, итоги и значение Марафонской битвы, на основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн, рассказывать о походе персов, используя карту. Формулировать причины победы при Марафоне.

&34

41

Нашествие персидских войск

1

Подготовка эллинов к новой войне.Вторжение персов в Элладу. Ксеркс. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинский бой. Победа греков.

Учащиеся изучают и учатся формулировать :

причины подготовки эллинов к новой войне;

причины, ход и результаты битв в Фермопильском ущелье и Саламинского сражения;

учатся называть итоги греко-персидских войн, рассказывают о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту Оценивают деятельность Фемистокла

Определяют причины побед греков.

&35

42

В гаванях афинского порта Пирей

1

В военных гаванях. В торговой гавани. Тяжёлая учесть рабов.

Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

Учащиеся учатся характеризовать

особенности развития военных и торговых гаваней в Афинах; условия жизни рабов;

причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли.

Учатся описывать торговые гавани в Афинах; обобщать информацию о развитии ремесла и торговли; высказывать суждения об условии жизни рабов в Древней Греции.

Выявлять причины превращения Афин в крупнейший центр ремесла и торговли

&36

43

В городе богини Афины

1

Керамик. Керамические изделия. Агора – главная площадь Афин. Портики. На вершине Акрополя. Миф о рождении Афины.

Учащиеся учатся характеризовать

особенности жизни афинян, описывать устройство храма, сравнивать его с древневосточными храмами. Научатся обобщать информацию о скульпторах и их произведениях, выявлять и объяснять различия между греческим и древневосточными искусством высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории

&37

44

В афинских школах и гимнасиях

1

Рабы-педагоги .Занятие в школе. Посещение палестры. В афинских гимнасиях.

Учащиеся учатся характеризовать особенности воспитания и обучения в афинских школах и гимнасиях; учатся воспроизводить историю Мирона и Поликлета; характеризуют условия жизни раба-педагога, рассказывают о развитии наук, образовании в Древней Греции, рассказывают об особенностях афинских школ и гимнасиев

&38

45

В афинском театре

1

Древней Греции – родина театра. Здание театра. Актёры. Хор. Скене. Комедия. Трагедия. Маски.Дионисии.

Учащиеся учатся характеризовать процесс возникновения театра в Греции,

представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения, объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие

&39

46

Афинская демократия при Перикле

1

Функции Народного собрания. Тайное голосование. Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Плата за государственную службу. Перикл, его друзья и враги.

Учащиеся учатся характеризовать

особенности демократии при Перикле;

Систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышение Афин. Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.

Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни Формулировать оценочные выводы о роли личности Перикла в истории Афин и Древней Греции.

&40

47

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Македонский царь Филипп. Македонская фаланга.военная техника македонян. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Приход к власти Александра.

Учащиеся учатся характеризовать

географическое расположение Македонии,

обстоятельства прихода к власти Александра. Учащиеся учатся формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппа II, сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждение позиции о суждении Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции.

&41

48

Поход Александра Македонского

на Восток

1

Первые победы Александра. Граник. Битва на Иссе. Основание Александрии Египетской.Гибель персидского царства. «Завоевать весь мир!»

Учащиеся учатся называть и показывать на карте основные направления военных походов Александра; определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших событий, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и Древнего Востока.

Учащиеся формулируют причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии, объясняют причины отказа войска продолжать восточный поход.

&42

49

В Александрии Египетской

1

Распад державы Александра Македонского. В александрийском порту. На улицах и площадях Александрии. В Музее.

Учащиеся характеризуют причины распада державы Александра Македонского, особенности общего развития Александрии Египетской; Учащиеся раскрывают причины распада державы Александра Македонского, выявляют существенные черты государственного устройства вновь образованных государств, формулируют определение понятия «эпоха эллинизма». Образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности. Пробуют высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.

&43

50

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция

1

-особенности географического расположения Древней Греции;

-особенности политического, экономического и социального развития Древней Греции;

-сущность периода эллинизма;

-вклад Древней Греции в мировую культуру

Учащиеся актуализируют и обобщают знания по истории Древней Греции. Показывают на карте государства по заданному признаку.

Соотносят события истории Древней Греции по хронологическому признаку. Характеризуют условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывают существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Делают выводы о вкладе в историю цивилизаций Древней Греции, о необходимости бережного отношения к их наследию.

Нет

5.Древний Рим 17 часов+ 1 час контроля

для 5 класса

:

Регулятивные УУД :ставить учебную задачу, правильно оформлять и вести

записи в тетради

Познавательные УУД:

1)поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

2)различать стили текстов,

3)воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

4)моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены

5)существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

6)преобразование модели с целью выявления общих законов

7)выделять главное:

составлять простой план

сравнивать факты и явления по заданным критериям

Коммуникативные действия

задавать уточняющие вопросы

высказывать суждения

слушать друг друга

51

Древнейший Рим

1

Апеннинский полуостров. Легенда обосновании рима. Весталки. Город на семи холмах и его обитатели. Управление в Риме. Сенат. Плебеи. Патриции.

Учащиеся учатся характеризовать географическое положение Древнего Рима, рассказывать легенду об основании Рима; На уроке учащиеся поймут и запомнят особенности управления древнейшего Рима. Научатся показывать на исторической карте территорию Апеннинского полуострова, о. Сицилия, смогут описать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, сделать выводы об их сходстве и различии. Познакомятся с легендой о возникновении Рима.

&44

52

Завоевание Римом Италии

1

Возникновение республики. Право «Вето». Трибуны.Нашествие галлов. Военные победы римлян. Рим установил своё господство над Италией.

Учащиеся учатся характеризовать:

-причины и предпосылки возникновения республики в Риме; смогут рассказать о

нашествии галлов и о военных победах римлян

Учащиеся научатся объяснять причины возвышения Рима, называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье,

объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье, высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян

&45

53.

Устройство Римской республики

1

Выборы консулов и принятие законов. Оба консула обладали равнй властью.сенат и его роль в Риме. Римское войско. Одежда римлян.

Учащиеся будут характеризовать

особенности устройства римской республики, роль Сената в Риме, особенности организации римского войска Учащиеся смогут сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях патрициев и плебеев, царей и консулов.

Учащиеся учатся характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права, выделять главные особенности государственного устройства Рима, сопоставлять их с устройством Афин, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики.

&46

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

Пунические войны. Войска Ганнибала вторгаются в Италию. Битва при Каннах. К.Сципион. Окончание войны.

Поражение Македонии. Разгром Сирии. Македонское царство перестало существовать. Триумф. Разрушение Коринфа и Карфагена. Провинции.

.

Учащиеся учатся характеризовать:

-обстоятельства вторжения войск Ганнибала в Италию;

-причины, ход, основные сражения, итоги войны Рима с Карфагеном;

- Древнего мира.

Учащиеся смогут объяснить причины поражения Македонии и обстоятельства разгрома Сирии и Македонского царства, обстоятельства разрушения Коринфа и Карфагена. Учащиеся учатся анализировать историческую ситуацию на основе карты, прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии, соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств.

Составлять характеристику римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств

&47

&48

55

Земельный закон братьев Гракхов

1

Разорение земледельцев. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона. Гибель Тиберия. Гай Гракх продолжил дело брата.

Учащиеся учатся характеризовать содержание и значение законов Тиберия Гракха; Учащиеся научатся

объяснять смысл деятельности Гая Гракха Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима, объяснять причины разорения римских крестьянских хозяйств и обогащения аристократов, составлять образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. Объяснять причины поражения братьев Гракхов.

Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.

&50

56

Рабство в Древнем Риме

Восстание Спартака

1

Рабство в Древнем Риме. Войны – источник рабства. Положение рабов в Риме. Гладиаторы.

Первая победа над римским войском. Армия Спартака становится грозной силой. Походы восставших. Рабы в ловушке. Поражение восставших.

Учащиеся учатся анализировать причины увеличения численности рабов в Древнем Риме и причины жестокого отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Учащиеся работают с терминами: Раб, Гладиатор, гладиаторский бой.

Учащиеся характеристику восстания Спартака, рассказывают о его отдельных эпизодах, показывают на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией. Высказывают суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении

&49

& 51

57

Единовластие Цезаря

Римская армия становится наёмной. Возвышение Цезаря.

Цезарь завоёвывает огромную страну. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Учащиеся составляют сравнительную характеристику Красса Помпея и Цезаря, находят и показывают на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной;

объясняют политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделяют в сложившейся ситуации признаки гражданской войны;

сравнивают диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь, причины заговора против него.

Давают оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывают суждения о его роли в истории.

&52

58

Установление империи

1

Поражение сторонников Республики. Борьба Антония и Октавиана. Сражение у мыса Акций. Единовластие Октавиана Августа.

Учащиеся объясняют :

-причины поражения сторонников республики;

-ход борьбы Антония и Октавиана за единовластие;

-причины победы Октавиана;

-основные направления деятельности Октавиана. Учащиеся открывают для себя причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизируют тенденции социально-политического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

Различают и сопоставляют признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе, делать выводы о реальной форме его правления.

Составляют образную характеристику Октавиана Августа.

&53

59

Соседи Римской империи

Установление мира с Парфией. Разгром римских войск в Германии. «Вар, верни легионы!» Германцы – самые опасные враги империи. Как жили германцы. Сведения о предках славян.

Учащиеся, опираясь на текст учебника, учатся характеризовать:

-причины разгрома римских войск в Германии;

-особенности жизни германских и

славянских племен, показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. Смогут формулировать причины поражения римской армии и раскрывать характерные особенности жизни германских и славянских племен

&54

60

В Риме при императоре Нероне

1

На основе текста учебника учащиеся научатся давать характеристику особенностям правления и итогам правления Нерона. Актуализируя свои знания по римской истории, учащиеся научатся объяснять причины усиления монархических черт управления Римом, давать образную характеристику личности Нерона, готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

&56

61

Первые христиане и их учения

1

Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. Кем были первые христиане. Вера в различные судьбы людей после смерти.

Пользуясь текстом учебника, учащиеся учатся характеризовать причины и обстоятельства появления первых христиан; Узнают, кем были первые христиане, знакомятся с особенностями религиозных верований христиан. В процессе рассуждений называют условия возникновения христианского учения, высказывают суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи. Давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Учащиеся смогут дать оценку преследованиям христиан, используя дополнительные источники.

&57

62

Расцвет империи во II веке н.э.

1

Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Правление Траяна. Римляне строили на века.

Учащиеся смогут охарактеризовать причины отказа от использования рабов в сельском хозяйстве, а так же особенности правления Траяна. Учащиеся смогут называть государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье, научатся объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. Выскажут суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян

&57

63

Вечный город и его жители

1

Все дороги ведут в Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Посещение бань. Беднота требует «хлеба и зрелищ»! Золотой город. Вечный город. Город.

Учащиеся дают характеристику особенностям быта и досуга римлян, объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира. Пользуясь дополнительным материалом учащиеся смогут образно описывать крупнейшие римские архитектурные творения, прогнозировать тенденции развития Римской империи.

&58

64

Римская империя при Константине

1

Вторжения варваров. Император Константин - неограниченный правитель. Рост армии. Рост наёмников в армии. Колоны. Прикрепление колонов к земле. Открытое признание христианства. Перенесение столицы. Константинополь.

Учащиеся характеризуют особенности правления Константина.

Учащиеся составляют по алгоритму обобщенную характеристику императоров Диоклетиана и Константина,

анализируют их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры,

высказывают суждения о причинах, целях и результатах преобразований.

&59

65

Взятие Рима варварами

1

Разделение империи на два государства Готы идут на Италию. Гибель Стилихона. Аларих.Гонорий.

Падение Рима. Падение Римской империи.

Учащиеся объясняют причины разделения империи на два государства, объяснят причины падения Западной Римской империи. Учащиеся укрепляют свои умения работать с исторической картой, они показывают направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. Учащиеся дают оценку этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории.

&60

66.

Контрольная работа по курсу «Древний Рим»

1

Повторительно-обобщающий урок по теме.

Характеризуют ключевые понятия по теме. В виде игры фронтально актуализируют свои фактические, хронологические знания по теме. Пишут контрольный тест.

6.Итоговое повторение 2 часа

67-68

Повторительно-обобщающие уроки по курсу

Повторительно-обобщающий урок по курсу истории Древнего мира.

Учащиеся дают характеристику ключевых понятий и терминов по курсу; основных дат и сущность исторических событий по темам: Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древнейший Рим Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока.

Показывают на карте государства по заданному признаку.

Соотносят события истории Древнего Востока. Характеризуют условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать их, выделять сходство и различия.

Делают выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию.

Нет

69-70

Резерв

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список основной литературы:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение»2012-с.302

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения/М.: Просвещение, 2011. – 342 с.;

3.Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011. – 94 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение»,2011- стр.48;

5. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2012-43с.

6..Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008-272 с

Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 

Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов:

http://school-colIection.edu.ru

Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru

Древний мир http://www.ancient.ru/

Древняя Греция http://ellada.spb.ru/

Древний Рим http://ancientrome.ru/

История стран и цивилизаций http: / /www.istorya.ru

Библиотека античной литературы http: / /cvrill. newmail. ru

Коллекция: мировая художественная культура http: / /artclassic.edu.ru

Мифы народов мира http: / /www. edic. ru /myth

Первобытное искусство http: / /vm.kemsu.ru

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2012.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2012.

    Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2008.

    Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

    Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

    Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

    Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

    Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

    Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.,2010.

    Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

    Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Вавилонская башня и другие библейские предания / под ред. К. Чуковского. — М., 1992.

Воронкова Л. Ф. Герои Древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина / Л. Ф. Воронкова. — М., 2009.

Воронкова Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков / Л. Ф. Воронкова. — М., 2006.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.

Гаспаров М. Л. Капитолийская волчица. Рим до Цезарей / М. Л. Гаспаров. — М., 2008.

Говоров А. А. Алкамен — театральный мальчик / А. А. Гово­ров. — М., 1987.

Древний мир: кн. для чтения по истории / под ред. В. П. Будано­вой. — М., 2006.

Д'Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика / Э. Д' Эр-вильи. — М., 2007.

История и культура Древнего Востока: энциклопедический сло­варь / под ред. А. А. Вигасина. — М., 2008.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — М., 2008.

Ливии Т. Война с Ганнибалом / Т. Ливии; пересказ с лат. С. Мар­киша. — М., 1993.

Лурье С. Я. Заговорившие таблички / С. Я. Лурье. — М., 1960.

Матпъе М. Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художни­ка / М. Э. Матье. — М., 2002.

Немировский А. И. За столбами Мелькарта / А. И. Немировски М., 1965.

Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего mi А. И. Немировский. — М., 1991.

Немировский А. И. Слоны Ганнибала / А. И. Немировский. -2010.

Покровский С. В. Охотники на мамонтов / С. В. Покровский. -2007.

Рони-Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Ж. I Старший. — М., 2007.

Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт / Р. И. Рубинштейн. -1962.

Тудоровская Е. А. Троянская война и её герои. Приключения ( сея / Е. А. Тудоровская. — М., 1993.

Триз Д. Фиалковый венец / Д. Триз. — М., 1989.

Ян В. Г. Финикийский корабль / В. Г. Ян. М., 1969.

Основные понятия курса

Археология, история, всеобщая история, исторический источник. Орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община. Религия, искусство. Старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы. Государство. Цивилизация. Фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы. Рабы, рабство, долговое рабство, колония. Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща.Касты, Конфуций, буддизм. Эллада, о. Крит, Микены, Афины. Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер. Полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане. Спарта, спартанское воспитание, скифы. Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора. Гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег. Македония, Александр Македонский, чудеса света. Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы. Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, Провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракхи, восстание Спартака.Легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане. Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы.

Темы проектов

    Археология – «наука с лопатой»

    Пещера Альтамира – новый взгляд на человека

    Государство на берегах Нила

    Как строили пирамиды

    О чём рассказывают рисунки в гробницах

    Справедливый царь Хаммурапи I

    Как прочли иероглифы

    Финикийские изобретения

    Персидские цари

    Страна двух рек – Месопотамия

    Загадочная Индия

    Образ жизни китайцев по Конфуцию.

    Великие греки

    Великие римляне

    Великие олимпионики

    Греческий театр

    Гладиаторские бои в Риме

    Восстание Спартака

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.