12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иншакова Марина Васильевна19

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска  "Средняя общеобразовательная школа  № 218"

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей

Руководитель МО

__________/_____________

Протокол МО

1 от «28» 08. 2023 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

________ /Е.В. Коробкина


 

от «28» 08. 2023 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 218

___________/ Трунова И.Е.

Приказ

289-од от «29» 08. 2023 г.

 


 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

 

начальное общее образование

(уровень общего образования)

 

«Пишем и читаем с удовольствием»

3-4 класс

(параллели, где реализуются программа)

 

 

3, 4 кл

в год

34

в неделю

1

 

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО

 

Составитель/разработчик Иншакова Марина Васильевна

Учитель-логопед

первой категории

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория)

 

 

Утверждена

на заседании педагогического совета

Протокол

1 от «29» 08. 2023 г.

 

г. Новосибирск, 2023

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Пишем и читаем с удовольствием» составлена для учащихся 3-4 классов.

В рамках урока сложно ответить на все вопросы детей и показать им богатство русского языка, раскрыть его тайны. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.

Прохождение учащимися программы «Пишем и читаем с удовольствием» целесообразно применять на этапе активного развития устной и письменной речи перед переходом в среднее звено школы.

Задания рассчитаны на обогащение, уточнение и активизацию словаря учащихся, развитие логически связной и богатой синонимами, антонимами, фразеологизмами, пословицами речи учащихся, на развитие способности речевого самовыражения.

Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В основе программы - развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать красоту и богатство русского языка, прививает любовь к родному языку.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы».

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.

Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

Письмо Рособрнадзора от 21 октября 2014 г. № 05-359 об обеспечении реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

Основной образовательной программой начального общего образования с учетом требований ФГОС 2016-2020 учебные годы, утвержденной приказом директора МАОУ СОШ № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева от 31.08.2016 г. № 51/1.

 

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Задачи

Обучающие:

·  приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;

·  воспитание культуры обращения с книгой, словарём;

·  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.

Коррекционные:

·  повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;

· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;

· сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формы

·  практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

·  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая; ·  теоретическая; ·  практическая.

Методы

·  развивающее обучение; ·  технология обучения в сотрудничестве; ·  коммуникативная технология.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность; ·  научность; ·  сознательность и активность; ·  наглядность; ·  доступность; ·  связь теории с практикой; ·  индивидуальный подход к учащимся.

 

Особенности программы внеурочной деятельности

«Пишем и читаем с удовольствием»

Курс изучения программы рассчитан на 1 год для учащихся 3 - 4 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Работа над развитием словарного запаса будет преследовать различные цели: ознакомление с лексическим значением слова; образование некоторых грамматических форм слова; орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения и иметь разное содержание. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира.

Разнообразные виды заданий, нацеленные на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы, предупредят и исправят наиболее часто встречающиеся типичные ошибки у детей.

Результатом прохождения курса будет являться сформированное умение выбрать нужное слово, правильно построить предложение, научиться использовать богатейшие выразительные средства нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной.

 

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

·  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·  учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·  преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·  выразительно читать и пересказывать текст;

·  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Учебные пособия, используемая и рекомендуемая литература

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.

Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» № 1 – 8. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986.

Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.

Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980.

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.

Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с.95-99.

Оценка качества освоения программы

Процедура итоговой аттестации проводится в форме конкурса, игры, викторины.

Содержание программы внеурочной деятельности

 

Учебный план программы внеурочной деятельности

«Пишем и читаем с удовольствием»

для 3 – 4 классов

 

Тема

Кол-во часов

1

Давайте познакомимся: страна Русского языка

1

2

Город Красноречия: устная речь.

1

3

Столица Правописания: письменная речь.

1

4

Сундук с сокровищами: чтение.

1

5

Загадки Буквоеда: если буква пропадет!

1

6

Как человек придумывал слова

1

7

Корни семейного дерева.

1

8

Волшебница Приставка.

1

9

Тайна Суффикса

1

10

Профессор Словарь.

1

11

В гостях у Пегаса: крылатые слова и выражения.

1

12

В избушке на курьих ножках: пословицы и поговорки.

1

13

Встреча с премудрыми Фразеологизмами.

1

14

Игра "Пересказки": учимся пересказывать.

1

15

Пустыня загадок: в плену у Сфинкса.

1

16

Пещера кроссвордов.

1

17

Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

1

18

Веселые рифмы: про ударение.

1

19

В гостях у Падежей.

1

20

Два мага: Мягкий знак и Твердый знак.

1

21

Встреча с иностранцами: "зарубежные слова".

1

22

Друзья - Синонимы.

1

23

Все наоброт: Антонимы.

1

24

Однозначные и многозначные слова.

1

25

Игра" Близкие и далекие".

1

26

Путешествие на машине времени: старорусские слова.

1

27

В Тридесятом царстве сказок.

1

28

Почтовый голубь: учимся писать письма.

1

29

Игра "Фаназеры": составляем рассказ.

1

30

Аллея вежливых слов.

1

31

Игра "В гостях у Безмолвия".

1

32

Викторина "Мир Письменности".

1

33

Марафон "Чемпион по чтению"

1

34

Эстафета "Об одном и том же – по разному"

1

 

 

 

 

Содержание курса

«Пишем и читаем с удовольствием»

 

1

Давайте познакомимся: страна Русского языка.

Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство со словарями. В гостях у Словарика. (Какие бывают словари? Кто автор?) Игра слов. Игра «Какие бывают слова?». Игра «Назови одним словом». Игра «Угадай слово». Разгадывание загадок. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

 

2

Город Красноречия: устная речь.

Родиной красноречия считается Древняя Греция. Беседа об истории речи. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика – «царицей всех искусств», обучение которой стало высшей степенью античного образования. Выполнение занимательных игровых заданий

 

3

Столица Правописания: письменная речь.

Речь письменная и устная. Границы предложения на письме. Определен.рода имени сущ. Соотнесение сущ.  Местоимениемения. Основа предложения.

 

4

Сундук с сокровищами: чтение.

Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости «Ласковое имя», художественное слово, проигрывание игровых ситуаций «Знакомство». Чтение художественных произведений: Г. Остер «Будем знакомы».Игры: «Молчок», «Кто к нам пришел», «Вежливый котик». Игровые ситуации знакомства.

 

5

Загадки Буквоеда: если буква пропадет!

Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово. Чтение художественных произведений: А. Кондратьева «Добрый день», А. Барто «Шла вчера я по садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово». Игры: «Кто первым поздоровается», «Скажем, здравствуй». Игра-драматизация «Страна вежливости». Использование этикетных формул во время приветствия.

 

6

Как человек придумывал слова

Повторить основные сведения из разделов «Словообразование», отработать навык определения основы слова, окончания, приставки, корня, суффикса и умение отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

 

7

Корни семейного дерева.

Закрепление представлений о морфологическом составе слова. Формировать навык разбора слова по составу. Совершенствовать словарь через развитие умения подбирать родственные слова.

 

8

Волшебница Приставка.

Формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически, закреплять навыки словообразования при помощи приставок.

 

9

Тайна Суффикса

Закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова. Формировать умение выполнять морфологический анализ слов, обозначать части слова графически, закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов.

 

10

Профессор Словарь.

В оспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность; развивать навык слаженной работы; развивать самостоятельность, самоконтроль.

 

11

В гостях у Пегаса: крылатые слова и выражения.

Закрепить знания о крылатых выражениях. Почему так говорят? Объясните следующие крылатые выражения. Моделирование и проигрывание ситуаций.

Послушайте стихотворение, дополните фразеологизмы необходимыми словами

 

12

В избушке на курьих ножках: пословицы и поговорки.

Игра «Закончи выражение» (подбор слов – антонимов, синонимов). Учимся понимать смысл и значение пословиц, поговорок. Угадывает пословицы по рисункам. Работа с деформированными пословицами. Чтение и беседа художественных произведений «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), Одно дело делаешь, другого не порть» (Б. В. Шергин).

Учимся различать прямого и переносного смысла пословиц.

 

13

Встреча с премудрыми Фразеологизмами.

Закрепление и обобщение сведений, полученных школьниками при изучении темы «Фразеология», воспитание любви к русскому языку, формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

 

14

Игра "Пересказки": учимся пересказывать.

Составление плана развёрнутого высказывания. Программирование смысловой структуры высказывания. Установление связности и последовательности высказывания. Повествовательный рассказ с элементами описания по картине с опорой на графический план. Выбор языковых средств адекватных замыслу высказывания. Структурный анализ текста. Определение темы текста. Характеристика предмета на основе совокупности его признаков и свойств. Составление графического плана.

 

15

Пустыня загадок: в плену у Сфинкса.

Вспомни, что такое загадка? Развиваем логическое мышление через отгадывание загадок. Учимся не только находить правильный ответ, но и мотивировать отгадки в развёрнутой речи.

 

16

Пещера кроссвордов.

Узнавание слова по его лексическому значению. Конкурс «Отгадай Кроссворд». Работа со словарём. Составление кроссворда.

 

17

Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

Учимся произносить скороговорки; формируем умение различать малые жанры фольклора;развиваем внимание, память, логическое мышление. Какое слово  заблудилось? (Взрослый заменяет слово из скороговорки другим неподходящим по смыслу словом,  дети отгадывают, какое слово заблудилось и какое слово нужно поставить в скороговорку). Обыграть скороговорку «Расскажите про покупки». Сказать скороговорку весело, грустно, изумленно, восхищенно, устало и с другими интонациями. Можно поиграть в «Скажи, как я» — ребенок повторяет интонацию, паузы ведущего — взрослого в произнесении скороговорки. Сказать скороговорку вслух правильно сначала медленно (так бы ее произнесла черепаха Тортилла), потом в среднем темпе (так бы ее сказал бы Артемон), затем быстро - быстро (так говорит скороговорки Торопыжка).

 

18

Веселые рифмы: про ударение.

Систематизация  и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка. Расстановка ударения в словах омографах;

развивать мышление через отгадывание слов по его лексическому значению.

 

19

В гостях у Падежей.

 Закрепление падежей имён существительных. Развивать умение употреблять в речи существительные в разных падежах.Определять падежи имени существительных в предложениях. Повторить знания о падежах в профессии людей. Обогащать словарный запас.

 

20

Два мага: Мягкий знак и Твердый знак.

Выполняют практические упражнения для развития умения обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака. Различают ь – показатель мягкости согласных на письме и разделительный ь знак. Упражняются в образование существительных множественного числа притяжательных прилагательных. Практикуются в переносе слов с ь знаком. Различают ь и ъ знак. Соотносят произношение слова и его написание.

 

21

Встреча с иностранцами: "зарубежные слова".

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 

22

Друзья - Синонимы.

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Работа со словарями.

 

23

Все наоброт: Антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ о роли антонимов в русском языке. Случаи употребления антонимов в русском языке. Игра «Наоборот». Отгадай загадку. Найди в загадках антонимы. Придумай свою загадку. Игра «Раз, два, три говори!» (ведущий произносит слово, играющие быстро называют антоним). Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».

 

24

Однозначные и многозначные слова.

Узнаём слова по их значению. Работа с толковым словарём. Выписываем многозначные и однозначные слова. Учимся определять прямое и переносное значение многозначных слов. Составляем устно предложения со словосочетаниями.

 

25

Игра" Близкие и далекие".

Предложение- минимальная единица речи, представляющая собой грамматич. орган.соед. слов или словосочет. Предложение, как смысловая и структурно- грамматическая единица речи. Простые, сложные  предложения.     Деление сложных предложений  на простые. Простые предложения соединённые между собой союзным  и бессоюзным способом. Конструирование сложных предложений по схеме. Границы предложения.  Виды предложений. По цели высказывания.

По эмоциональной окраске. Грамматическое оформление предложений.

 

26

Путешествие на машине времени: старорусские слова.

 Систематизация знаний, учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа; - развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

 

27

В Тридесятом царстве сказок.

В сказках очень часто героям приходится отгадывать загадки, для того, чтобы пасти жизнь и пройти испытание. Вспомните такие сказки! Закончи предложения из сказок (Сказочные фразеологизмы). Учимся использовать фразеологизмы в диалоге.

 

28

Почтовый голубь: учимся писать письма.

Учимся писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию. Развиваем коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение). Развиваем навыки самоконтроля, умения работать в паре. Воспитываем бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)

 

29

Игра "Фаназеры": составляем рассказ.

Учащиеся придумывают интересные истории, оценивают рассказы своих товарищей. Закрепляем понимание прямого и переносного значения .

 

30

Аллея вежливых слов.

Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация. Чтение художественных произведений «Пора прощаться». Игра «До свидания». Моделирование ситуаций прощания. Использование этикетных формул при прощании. Использование этикетных формул прощания в ролевых играх.

Игра «Факиры».

 

31

Игра "В гостях у Безмолвия".

Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей. Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение («Улыбка», «Добрые мысли», «Воздушный шарик»). Разъяснение вежливых обращений. Моделирование и анализ ситуаций. Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх.

 

32

Викторина "Мир Письменности".

Расширение номинативного словаря по теме «Письменность и  её история». Осведомить детей доступными научными знаниями о истории письменности. Учить образовывать существительные в Т.п. м.ч. (перьями, ручками и т.д.). Формировать социальные навыки. Формировать способности детей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

 

33

Марафон "Чемпион по чтению"

Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация. Чтение художественных произведений «Пора прощаться». Игра «До свидания». Моделирование ситуаций прощания. Игра «Факиры». Чтение художественных произведений.

 

34

Эстафета "Об одном и том же – по разному"

Прививаем учащимся интерес к литературе, развиваем навыки критически мыслить, рассуждаем, совершенствуем устную речь, делаем ее яркой, меткой, выразительной при помощи пословиц и поговорок, углубляем знания о народе, его обычаях, Родине

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.