Рабочая программа по курсу «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса «Особый ребёнок»

0
0
Материал опубликован 5 December 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Здоровью и основам безопасности жизнедеятельности» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа по «Здоровью и основам безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (34 учебные недели в году).

Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:

В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:

• расстройство аутистического спектра – 2 человек;

• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».

1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.

На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий, а также моделирование ситуаций. Различные виды деятельности направлены на приобретение детьми жизненно важного опыта.

Предмет «ОБЖ», как никакой другой, имеет множественные межпредметные связи (альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, рисование, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура).

Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ задачи для детей с разными уровнями развития.

1 уровень.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитывать потребность в соблюдении правил гигиены – мыть руки.

Воспитывать эмоциональную адекватность.

Уход за жилищем.

Формировать представление о необходимости содержания помещения в чистоте для сохранения здоровья – учить вытирать стол тряпкой.

Обучить правилам безопасного поведения на кухне, в ванной комнате.

Питание.

Воспитывать аккуратное, бережное отношение к посуде.

Обучить правилам приема пищи, значимых для гигиены и здоровья – учить пользоваться ложкой.

Безопасность в доме и на улице.

Побуждать учащихся к рассказыванию (слушанию рассказа учителя) по картинкам о безопасности поведения в природе, на дороге, дома.

Формировать знания о поведении в общественном транспорте.

Обучить элементарным правилам безопасного поведения на улице.

Формировать знания учащихся о пожароопасных приборах.

2 уровень.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Воспитывать умение владеть собой в различных ситуациях.

Формировать умения по содержанию в чистоте одежды, обуви, помещения.

Уход за жилищем.

Научить аккуратно и осторожно пользоваться уборочным инвентарем.

Учить поливать цветы.

Учить вытирать пыль.

Питание.

Обучить правилам безопасного использования столовых приборов и посуды.

Научить соблюдать правила безопасности при сервировке стола к завтраку, полднику, ужину, обеду.

Научить правилам пользования водопроводными кранами.

Учить накрывать на стол и относить за собой посуду.

Безопасность в доме и на улице.

Научить правилам поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.

Формировать навык осторожного и безопасного обращения с колющими и режущими предметами (ножницы, иголка, нож).

Побуждать учащихся к рассказыванию (слушанию рассказа учителя) по картинкам о безопасности поведения в природе, на дороге, дома.

Формировать знания о поведении в общественном транспорте.

Обучить элементарным правилам безопасного поведения на улице.

Формировать знания учащихся о пожароопасных приборах.

На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.

На уроках ОБЖ учащиеся знакомятся с правилами личной безопасности в доме, на улице, в транспорте и на природе, с приемами по охране здоровья.

В основу уроков по предмету положен комплексный подход, предполагающий:

развитие мотивации, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;

формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;

индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;

последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности.

Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма используются специальные символы.

Моделирование ситуаций учит учащихся переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, а также использовать в реальной жизни тот элементарный игровой опыт, который они получили в совместных с учителем играх.

Огромное значение имеет обучение правилам поведения в кризисных ситуациях. Необходимо сформировать у учащихся социальные представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них.

Показатели усвоения программы детьми с разными уровнями развития.

1 уровень:

Уметь выбирать и называть предметы личной гигиены (мыло, полотенце), с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Уметь соблюдать правила гигиены.

Уметь открывать и закрывать краны.

Уметь мыть руки круговыми движениями с использованием мыла.

Уметь выбирать и показывать предметы для ванной комнаты (ванна, душ, кран).

Уметь находить и узнавать предметы ухода за волосами.

Уметь пользоваться салфеткой.

Уметь действовать ложкой во время еды.

Уметь открывать и закрывать двери в комнаты.

Знать детали лестницы.

Уметь ходить по лестнице.

Научить выбирать и определять транспортные средства.

Соблюдать элементарные правила поведения на улице, дороге.

Узнавать дорожные знаки (светофор).

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

2 уровень:

Знать и выполнять алгоритм последовательных действий по одновременному уходу за руками.

Уметь вытирать пыль с полок.

Уметь пользоваться ложкой.

Уметь сервировать стол.

Уметь по цвету кнопок на кранах определять, в каком из них холодная вода, а в каком горячая.

Знать правила пользования водопроводными кранами.

Уметь открывать и закрывать водопроводные краны в определенной последовательности.

Уметь подметать пол.

Уметь пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Уметь открывать и закрывать двери в комнаты.

Знать и называть детали лестницы.

Уметь показывать и узнавать элементы дороги.

Знать правила поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.

Уметь узнавать сигналы светофора.


 

Содержание программы.

«Формирование культурно-гигиенических навыков» (9 ч)

«Уход за жилищем» (7 ч)

«Питание» (7 ч)

«Безопасность в доме и на улице» (11 ч)

Содержание включает в себя материал по правилам поведения на дороге, на воде; правила противопожарной безопасности; правила питания и предотвращения отравления; правила безопасного поведения с животными, затрагивают проблемы окружающей среды, здорового образа жизни и основы медицинских знаний.

Календарно – тематическое планирование по ОБЖ (34 ч)

Тема

Кол-во час.

Дата

Формирование культурно-гигиенических навыков (6 ч)

1-2

Обучение уходу за полостью рта

2

 

3-4

«Проговаривание» последовательности событий по пиктограммам

2

 

5-6

Дидактические игры и упражнения с предметами для личной гигиены

2

 

Уход за жилищем (4 ч)

7-8

Знакомство с предметами ухода за жилищем

2

 

9-10

Практические действия по применению уборочного инвентаря

2

 

Питание (3 ч)

11-12

Упражнения в сервировке стола для завтрака, полдника

2

 

13

Практические упражнения со столовыми приборами

1

 

Безопасность в доме и на улице (5 ч)

14-15

Закрепление алгоритма действий по открыванию, закрыванию дверей

2

 

16-17

Транспортные средства на улицах города

2

 

18

Игры на усвоение элементарных ПДД

1

 

Формирование культурно-гигиенических навыков (3 ч)

19-20

Уход за волосами

2

 

21

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

1

 

Уход за жилищем (3 ч)

22

Упражнения в подметании пола

1

 

23

Упражнения в протирании пыли

1

 

24

Практическая работа по уходу за растениями

1

 

Питание (4 ч)

25

Алгоритм приготовление бутерброда.

1

 

26

Алгоритм сервировки стола для чаепития

1

 

27-28

Упражнения и ролевые игры «К нам пришли гости»

2

 

Безопасность в доме и на улице (6 ч)

29-30

Пожароопасные приборы

2

 

31-32

Поведение в общественном транспорте

2

 

33

Виды транспорта

1

 

34

Итоговое занятие

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации