Рабочая программа по курсу «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Здоровью и основам безопасности жизнедеятельности» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Здоровью и основам безопасности жизнедеятельности» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 34 часа (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий, а также моделирование ситуаций. Различные виды деятельности направлены на приобретение детьми жизненно важного опыта.
Предмет «ОБЖ», как никакой другой, имеет множественные межпредметные связи (альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, рисование, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура).
Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ задачи для детей с разными уровнями развития.
1 уровень.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитывать потребность в соблюдении правил гигиены – мыть руки.
Воспитывать эмоциональную адекватность.
Уход за жилищем.
Формировать представление о необходимости содержания помещения в чистоте для сохранения здоровья – учить вытирать стол тряпкой.
Обучить правилам безопасного поведения на кухне, в ванной комнате.
Питание.
Воспитывать аккуратное, бережное отношение к посуде.
Обучить правилам приема пищи, значимых для гигиены и здоровья – учить пользоваться ложкой.
Безопасность в доме и на улице.
Побуждать учащихся к рассказыванию (слушанию рассказа учителя) по картинкам о безопасности поведения в природе, на дороге, дома.
Формировать знания о поведении в общественном транспорте.
Обучить элементарным правилам безопасного поведения на улице.
Формировать знания учащихся о пожароопасных приборах.
2 уровень.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитывать умение владеть собой в различных ситуациях.
Формировать умения по содержанию в чистоте одежды, обуви, помещения.
Уход за жилищем.
Научить аккуратно и осторожно пользоваться уборочным инвентарем.
Учить поливать цветы.
Учить вытирать пыль.
Питание.
Обучить правилам безопасного использования столовых приборов и посуды.
Научить соблюдать правила безопасности при сервировке стола к завтраку, полднику, ужину, обеду.
Научить правилам пользования водопроводными кранами.
Учить накрывать на стол и относить за собой посуду.
Безопасность в доме и на улице.
Научить правилам поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.
Формировать навык осторожного и безопасного обращения с колющими и режущими предметами (ножницы, иголка, нож).
Побуждать учащихся к рассказыванию (слушанию рассказа учителя) по картинкам о безопасности поведения в природе, на дороге, дома.
Формировать знания о поведении в общественном транспорте.
Обучить элементарным правилам безопасного поведения на улице.
Формировать знания учащихся о пожароопасных приборах.
На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
На уроках ОБЖ учащиеся знакомятся с правилами личной безопасности в доме, на улице, в транспорте и на природе, с приемами по охране здоровья.
В основу уроков по предмету положен комплексный подход, предполагающий:
развитие мотивации, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;
индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;
последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилами безопасности жизнедеятельности.
Учитель обучает учащихся использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур. Для подкрепления действий учащихся и соблюдения их алгоритма используются специальные символы.
Моделирование ситуаций учит учащихся переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, а также использовать в реальной жизни тот элементарный игровой опыт, который они получили в совместных с учителем играх.
Огромное значение имеет обучение правилам поведения в кризисных ситуациях. Необходимо сформировать у учащихся социальные представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них.
Показатели усвоения программы детьми с разными уровнями развития.
1 уровень:
Уметь выбирать и называть предметы личной гигиены (мыло, полотенце), с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Уметь соблюдать правила гигиены.
Уметь открывать и закрывать краны.
Уметь мыть руки круговыми движениями с использованием мыла.
Уметь выбирать и показывать предметы для ванной комнаты (ванна, душ, кран).
Уметь находить и узнавать предметы ухода за волосами.
Уметь пользоваться салфеткой.
Уметь действовать ложкой во время еды.
Уметь открывать и закрывать двери в комнаты.
Знать детали лестницы.
Уметь ходить по лестнице.
Научить выбирать и определять транспортные средства.
Соблюдать элементарные правила поведения на улице, дороге.
Узнавать дорожные знаки (светофор).
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
2 уровень:
Знать и выполнять алгоритм последовательных действий по одновременному уходу за руками.
Уметь вытирать пыль с полок.
Уметь пользоваться ложкой.
Уметь сервировать стол.
Уметь по цвету кнопок на кранах определять, в каком из них холодная вода, а в каком горячая.
Знать правила пользования водопроводными кранами.
Уметь открывать и закрывать водопроводные краны в определенной последовательности.
Уметь подметать пол.
Уметь пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.
Уметь открывать и закрывать двери в комнаты.
Знать и называть детали лестницы.
Уметь показывать и узнавать элементы дороги.
Знать правила поведения при встрече с незнакомым человеком на улице.
Уметь узнавать сигналы светофора.
Содержание программы.
«Формирование культурно-гигиенических навыков» (9 ч)
«Уход за жилищем» (7 ч)
«Питание» (7 ч)
«Безопасность в доме и на улице» (11 ч)
Содержание включает в себя материал по правилам поведения на дороге, на воде; правила противопожарной безопасности; правила питания и предотвращения отравления; правила безопасного поведения с животными, затрагивают проблемы окружающей среды, здорового образа жизни и основы медицинских знаний.
Календарно – тематическое планирование по ОБЖ (34 ч)
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Дата |
Формирование культурно-гигиенических навыков (6 ч) |
|||
1-2 |
Обучение уходу за полостью рта |
2 |
|
3-4 |
«Проговаривание» последовательности событий по пиктограммам |
2 |
|
5-6 |
Дидактические игры и упражнения с предметами для личной гигиены |
2 |
|
Уход за жилищем (4 ч) |
|||
7-8 |
Знакомство с предметами ухода за жилищем |
2 |
|
9-10 |
Практические действия по применению уборочного инвентаря |
2 |
|
Питание (3 ч) |
|||
11-12 |
Упражнения в сервировке стола для завтрака, полдника |
2 |
|
13 |
Практические упражнения со столовыми приборами |
1 |
|
Безопасность в доме и на улице (5 ч) |
|||
14-15 |
Закрепление алгоритма действий по открыванию, закрыванию дверей |
2 |
|
16-17 |
Транспортные средства на улицах города |
2 |
|
18 |
Игры на усвоение элементарных ПДД |
1 |
|
Формирование культурно-гигиенических навыков (3 ч) |
|||
19-20 |
Уход за волосами |
2 |
|
21 |
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» |
1 |
|
Уход за жилищем (3 ч) |
|||
22 |
Упражнения в подметании пола |
1 |
|
23 |
Упражнения в протирании пыли |
1 |
|
24 |
Практическая работа по уходу за растениями |
1 |
|
Питание (4 ч) |
|||
25 |
Алгоритм приготовление бутерброда. |
1 |
|
26 |
Алгоритм сервировки стола для чаепития |
1 |
|
27-28 |
Упражнения и ролевые игры «К нам пришли гости» |
2 |
|
Безопасность в доме и на улице (6 ч) |
|||
29-30 |
Пожароопасные приборы |
2 |
|
31-32 |
Поведение в общественном транспорте |
2 |
|
33 |
Виды транспорта |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |