12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заришнюк Лидия Валентиновна178
Россия, Коми респ.
6

Программа коррекционного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 специального класса (дети со сложной структурой дефекта) с ограниченными возможностями здоровья

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовыми основаниями разработки программы коррекционного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8 специального класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) являются:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года";

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15);

- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Цели курса «Основ безопасности жизнедеятельности» являются

сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;

обучить детей методам обеспечения личной безопасности.

Главными задачами обучения по данной программе являются:

развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

В курсе ОБЖ даются рекомендации по поведению на улицах и дорогах, рассматриваются необходимые меры безопасности при обращении с огнем, газом, в общении с животными и во многих других ситуациях.

Занятия по ОБЖ носят комплексный теоретический и практический характер.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Курс ОБЖ в 8 специальном классе предназначен для начального формирования сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Поскольку курс имеет ярко выраженный прикладной характер, его усвоение учащимися возможно только через постоянные тренировки. Поэтому цель каждого занятия не только и не столько в том, чтобы дать соответствующий объем знаний, сколько в том, чтобы выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в той или иной ситуации.

Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершения знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.

Реализация программы позволит:

привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

сформировать научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 8 специального класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Формирование у учащихся навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций. В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ

Специальные коррекционные занятия по ОБЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетно-ролевые ситуации, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу.

Данная рабочая программа предполагает 1 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе. Занятия по программе проводятся в форме урока (30 мин). Согласно годового календарного графика и учебного расписания общее число годовых часов составляет 34 ч:

I четверть - 8 часов, II четверть - 8 часов, III четверть - 10 часов, IV четверть - 8 часов. Различия в количестве часов отражено в тематическом планировании.

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

№ раздела

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Количество

теоретической части

практических

работ

контрольных работ

Раздел 1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

11

3

2

 

Тема 1. Пожарная безопасность

3

3

   
 

Тема 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах

3

3

   
 

Тема 3. Безопасное поведение на водоемах

4

2

1

1

 

Тема 4. Безопасное поведение на природе

3

2

1

 
 

Тема 5. Предупреждение бытового травматизма

3

1

1

1

Раздел 2.

Основы здорового образа жизни

9

6

2

1

 

Тема 1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

3

2

1

 

Тема 2. Пути укрепления здоровья

6

4

1

1

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2

4

 

Раздел 4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

3

1

1

1

Итого:

 

34

20

10

4


 


 

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа обеспечивает достижения определенных личностных и предметных результатов.

 

Личностные результаты

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Предметные результаты

1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в беседе, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях

 

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Раздел 1 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 16 часов

Тема 1. Противопожарная безопасность – 3 часа

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права и обязанности и ответственности граждан в области пожарной безопасности.

Тема 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах – 3 часа

Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист - водитель транспортного средства.

Тема 3. Безопасное поведение на водоемах – 4 часа

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4. Безопасное поведение на природе – 3 часа

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

Тема 5. Предупреждение бытового травматизма – 3 часа

Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Как правильно пользоваться огнетушителем.

Раздел 2 Основы здорового образа жизни – 10 часов

Тема 1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни» - 3 часа

Понятие здоровья и факторах, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Двигательная активность. Здоровое питание. Профилактика пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

Тема 2. Пути укрепления здоровья –7 часов

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек. Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Личная и общественная гигиена.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов

Основные виды травм у школьников, первая медицинская помощь Основные виды травм: переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

Раздел 4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 3 часа

ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). ЧС – что это? Правила поведения при ЧС. Уроки городской безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения. Городские службы спасения. МЧС. Умение преодолевать страх.

ТЕМАТИТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

1 раздел

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 16 часов

Противопожарная безопасность – 3 часа

1

Противопожарная безопасность.

Вводное занятие. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1

Овладеть навыками осторожного обращения с огнём; научиться разговаривать по телефону. Сформировать правила безопасного поведения.

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

1

Безопасное поведение на улицах и дорогах – 3 часа

4

Безопасность на дорогах.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

Обобщить изученные знания. Определить безопасный путь в школу. Сформировать правила безопасного поведения на улицах города. Усвоить правила катания на велосипедах, меры безопасности, почему на улице опасно.

Анализировать ситуации на дорогах

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1

6

Велосипедист - водитель транспортного средства

1

Безопасное поведение на водоемах – 4 часа

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

Выработать правила поведения на воде, обсудить правила поведения.

8

Проверочная работа за I четверть

1

Выполнять предложенные тесты

9

Безопасный отдых на водоемах

1

Выработать правила поведения на воде. Формировать умения пользоваться правилами поведения на воде;

10

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1

Безопасное поведение на природе – 3 часа

11

Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

1

Вырабатывать умение правильно вести себя в природе. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом. Закрепить навыки поведения при обращении с огнём.

12

Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу и местным предметам.

1

13

Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

Предупреждение бытового травматизма – 3 часа

14

Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. Опасные шалости и игрушки.

1

Приучиться к безопасному поведению в быту. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Выработка навыков проведения игр, соблюдение правила поведения. Классифицировать виды бытовых травм. Рассмотреть способы предохранения от бытовых травм.

15

Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Как правильно пользоваться огнетушителем.

1

16

Проверочная работа за II четверть

1

Выполнять предложенные тесты

Раздел 2

Основы здорового образа жизни – 9 часов

Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни» - 3 часа

 

17

Понятие здоровья и факторах, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

1

Усвоить понятия о здоровом образе жизни. Соблюдать режим дня, правила поведения, употребление витаминов, гигиену питания;

18

Режим дня. Двигательная активность. Здоровое питание.

1

Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека. Составить свой режим дня на будни и выходной день. Закрепить знания о полноценном питании как факторе роста и развития школьника, его здоровья. Объяснять роль витаминов в развитии организма человека.

19

Профилактика пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1

Знать причины отравлений различными веществами, методы оказания первой помощи при отравлениях. Активизировать словарь понятиями «инфекционная болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка».

Пути укрепления здоровья – 7 часов

20

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

2

Расширить знания о вреде на организм курения и алкоголя, о составе табачного дыма, признаки курящего человека. Влияние табачного дыма на организм человека (особенно ребенка). Объяснить учащимся об отрицательном воз-действии алкоголя на органы человека

21

Курение и его влияние на состояние здоровья.

1

22

Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

1

23

Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни.

1

24

Личная и общественная гигиена.

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены

25

Проверочная работа за III четверть

1

Выполнять предложенные тесты

Раздел 3

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 5 часов

26

Основные виды травм у школьников, первая медицинская помощь Основные виды травм: переломы, вывихи и растяжения связок.

1

Знать понятия «травма». Познакомиться с видами травм, правилами оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжении.

27

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь.

1

Познакомить с правилами оказания первой помощи при наружном кровотечении, ушибах, попадании инородного тела в глаз, ухо, нос.

28

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

1

Усвоить практически правила оказания первой помощи при укусах насекомых. Знать правила оказания первой помощи при укусах животных. Усвоить правила безопасности при обращении с животными. Расширить знания о правилах оказания первой помощи при кровотечении

29

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

1

Знать правила оказания первой помощи при наружном кровотечении, знания о правилах обработки ран и перевязки ран

30

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

1

Познакомить с правилами оказания первой помощи при ожогах и обморожении, с навыки оказания первой помощи при отравлениях

Раздел 4

Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 4 часа

31

ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). ЧС – что это? Правила поведения при ЧС.

1

Применять правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

32

Уроки городской безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения.

1

33

Городские службы спасения. МЧС. Умение преодолевать страх.

1

34

Годовая проверочная работа

1

Выполнять предложенные тесты

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Автор-составитель Г.П. Попова. ОБЖ 1-4 классы Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками – Волгоград: Учитель, 2005

Е.Ю. Лавлинская Изучаем правила дорожного движения. Разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах – Волгоград: Учитель, 2008

Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. 1-4 классы – М.: Вако, 2009

Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, пособие для 3—4 кл./Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова.— М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Мультимедийный проектор

Ноутбук

Магнитная классная доска

Опубликовано в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.