Рабочая программа по курсу «Математические представления и конструирование» для 3 класса «Особый ребёнок»

0
0
Материал опубликован 5 December 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Математические представления и конструирование» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа по «Математическим представлениям и конструированию» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).

Цель программы «Математические представления и конструирование»: заключается в формировании элементарных математических представлений

В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ

1 уровень

Формировать положительное эмоциональное отношение к урокам.

Развивать интерес и положительное отношение к игрушкам.

Учить перемещаться в пространстве класса по подражанию действиям педагога.

учить перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола (совместно с педагогом).

Учить показывать на себе основные части тела и лица.

Дать понятие круг

Учить делать постройки из кубиков.

Учить рисовать геометрические фигуры по трафарету и штриховать их (совместно с педагогом)

Учить выделять один предмет из множества (совместно с педагогом).

Учить выделять предметы: один - много

Учить обводить цифры пальцем, штриховать, писать на песке, крупе, лепить из пластилина (совместно с педагогом).

Учить узнавать контрастные времена года (лето, зима) и части суток (день и ночь) по наиболее характерным признакам (с опорой на картинку).

2 уровень

Учить ориентироваться на плоскости листа. Выкладывание различных геометрических фигур, картинок, проведение линий.

Учить выделять величину предметов: большой – маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий).

Учить сравнивать предметы по величине (используя приемы приложения и наложения).

Учить выделять цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий, черный, белый).

Учить группировать предметы по цвету.

Учить осуществлять выбор геометрических форм.

Учить рисовать геометрические фигуры по трафарету.

Учить вырезать по контуру с помощью педагога заданные геометрические фигуры.

Учить сравнивать множества (больше, меньше, поровну).

Учить узнавать и называть (по возможности) времена года (лето, зима, весна, осень).

Процесс обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

У детей с умеренной и тяжелой, степенью умственной отсталости очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен, поэтому возможно введение на уроках математики калькулятора.

В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной умственной отсталостью для их социально - бытовой адаптации.

Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базовой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием.

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения с умеренной и умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей и природы, то есть «картину мира».

Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющее на успешность всего обучения.

Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» в соответствии с учебным планом рассчитана на 100 часов, 3 урока в неделю.

Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

На уроках отсутствует оценочная система. Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии.

У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально-бытовой адаптации.

Учебный материал ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первоначальное значение имеет индивидуальный и дифференцированный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Предполагаемые результаты обучения:

1 уровень
Учащиеся должны научиться:

Понимать и адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с педагогом).

Перемещаться в пространстве класса по подражанию действиям педагога.

Перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола (совместно с педагогом).

Показывать на себе основные части тела и лица.

Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов (совместно с педагогом).

Уметь делать постройки из кубиков

Обводить цифры пальцем, штриховать, на песке, крупе, лепить из пластилина (совместно с педагогом).

2 уровень

Наличие у детей следующих умений:

Перемещаться в пространстве класса по словесной инструкции педагога.

Перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола (по образцу).

Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.

Ориентироваться на плоскости листа. Выкладывать различные геометрические фигуры, картинки, проводить линии.

Выделять величину предметов: большой – маленький, высокий- низкий, длинный- короткий, широкий- узкий, толстый- тонкий).

Сравнивать предметы по величине (используя приемы приложения и наложения).

Выделять цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий, черный, белый).

Группировать предметы по цвету.

Рисовать геометрические фигуры по трафарету.

Вырезать по контуру с помощью педагога заданные геометрические фигуры.

Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию.

Сравнивать множества (больше, меньше, поровну).

Считать предметы в пределах 2 в прямом порядке.

Выделять цифры 1,2

Соотносить количество предметов с цифрой.

Писать цифры по трафарету, шаблону, контуру.

Узнавать и называть (по возможности) времена года (лето, зима, весна, осень).

Содержание программы.

«Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве» (8 ч)

Группировка элементов строительных наборов соотнесение их с плоскостными фигурами.

«Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками» (22 ч)

Конструирование, совместные игры со сборно-разборными игрушками.

«Количественные представления» (38 ч)

Действия с множествами, действия присчитывания, формирование представлений о составе числа.

«Представления о форме» (8 ч)

Упражнения с геометрическими формами.

«Представления о величине» (11 ч)

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине.

«Пространственные представления» (8 ч)

Упражнения на ориентировку в пространстве.

«Временные представления» (7 ч)

Наблюдения за погодными явлениями.

Календарно-тематическое планирование «Математические представления и конструирование» 102 ч

Тема

Кол-во

час.

Дата

Игры и упражнения на ознакомления со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве (4 ч)

1-2

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов по 2-4 образцам

2

 

3-4

Соотнесение элементов строительных наборов с плоскостными фигурами по подражанию и образцу действиям учителя

2

 

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками) (12 ч)

5-6

Конструирование по образцу и словесной инструкции (гараж, ворота, забор)

2

 

7-8

Обучение конструированию 1-2 этажного дома. Счет этажей. Наверху, внизу

2

 

9-10

Складывание разрезных картинок из двух частей

2

 

11-12

Складывание изображения из 4 кубиков

2

 

13-14

Игровые упражнения с водой и полистироловыми фигурами

2

 

15

Создание объектов из конструктора Лего

1

 

16

Игры с фигурами: «Гараж для автомобиля», «Построим башню» и др.

1

 

Количественные представления (24 ч)

17-18

Действия с множествами. Действия присчитывания

2

 

19-20

Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов

2

 

21-22

Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа 2

2

 

23-26

Упражнения на выбор 2-х предметов из множества.

4

 

27-28

Число и цифра 1, 2

2

 

29-30

Понятие «мало» - «много»

2

 

31-34

Понятия: «пусто», один, два

4

 

35-36

Упражнения в набрасывании колец: много колец, мало, один, два кольца

2

 

37-40

Игровые упражнения на выделение количества предметов

4

 

Представления о форме (5 ч)

41-43

Закреплений представлений о геометрических формах

3

 

44

Игры с модульными материалами

1

 

45

Игры с плоскостным конструктором

1

 

Представления о величине (8 ч)

46-47

Игры на сопоставление двух объектов по величине (большой-маленький, длинный-короткий) наложением и приложением

2

 

48-49

Знакомство с величинными представлениями: толстый-тонкий

2

 

50-51

Штриховка, обводка, раскрашивание по трафаретам предметов разной величины

2

 

52-53

Практические упражнения на формирование представления об относительности величины

2

 

Пространственные представления (6 ч)

54-55

Игры на закрепление навыка перемещения в пространстве

2

 

56

Упражнения на показ и называние пространственных отношений

1

 

57-58

Обучение ориентировке в пространстве в ходе игр - имитаций

2

 

59

Практические упражнения на перемещение по игровым дорожкам

1

 

Временные представления (5 ч)

60-61

Ориентировка во времени: сегодня, завтра

2

 

62-63

Наблюдение за погодными явлениями

2

 

64

Упражнения на уточнения знаний о солнце, луне, туче, дожде, снеге

1

 

Игры и упражнения на ознакомления со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве (4 ч)

65-66

Ориентировка в пространстве: вверх- вниз, вперед-назад

2

 

67-68

Игры на формирование умения передавать в постройках взаимное расположение частей предметов

2

 

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками) (10 ч)

69-70

Конструирование совместных построек

2

 

71-72

Знакомство со способами предварительного анализа образца

2

 

73-74

Конструирование по образцу и словесной инструкции: одноэтажного и многоэтажного дома, ворот, забора, мебели для кукол

2

 

75

Складывание изображения из 4 кубиков, разрезных картинок

1

 

76

Конструирование плоскостных изображений предметов из палочек

1

 

77

Создание объектов из конструктора Лего

1

 

78

Конструирование из тематических конструкторов и мозаик

1

 

Количественные представления (14 ч)

79

Действия с множествами, присчитывание счетного материала

1

 

80

Игры на обозначение общего количества объектов

1

 

81

Сопоставление числа и количества предметов в пределах 3

1

 

82-83

Отсчитывание предметов в пределах 3

2

 

84-85

Основы счета: узнавание и показ цифр 1-3, соотнесение числа с количеством предметов, образование числа 3

2

 

86-87

Упражнения в письме цифр

2

 

88

Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа

1

 

89

Практические упражнения на выделение количества с использованием воды, игрушек и т.п.

1

 

90

Игры с природными материалами: «Ловля рыбок» и т.п.

1

 

91

Игры с предметами: «Мамин стол» и т.п.

1

 

92

Игры с водой

1

 

Представления о форме (3 ч)

93

Практические и игровые упражнения на соотнесение плоскостных и пространственных фигур

1

 

94

Дидактические игры на идентификацию предметов с ориентировкой на форму

1

 

95

Рисование геометрических фигур на манке, песке, бумаге

1

 

Представления о величине (3 ч)

96

Сопоставление предметов по величине

1

 

97

Штриховка, обводка, раскрашивание по трафаретам предметов разной величины

1

 

98

Практические упражнения на формирование представления об относительности величины

1

 

Пространственные представления (2 ч)

99

Ориентировка в пространстве: определение направления (лабиринт)

1

 

100

Называние и показ пространственных отношений

1

 

Временные представления (2 ч)

101

Наблюдение за погодными явлениями. Упражнения на уточнения знаний о солнце, луне, весеннем дожде, распускающихся листьях

1

 

102

Ориентировка во времени: части суток

1

 

Материально-техническое обеспечение

1. Карточки с цифрами разрезные от 1 до 5.

2. Касса цифр.

3. Лента со счетным рядом от 1 до 5.

5. Счетные палочки.

6. Раздаточный счетный материал (Яблоки, апельсины, ананасы и т.д.)

7. Раздаточный геометрический материал (Кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).

8. Шары разных размеров и цветов (деревянные)

9. Магнитная доска.

10. Магнитные геометрические фигуры.

11. Говорящая книга «Счет» (от 1 до 10).-игра-пособие, ЗАО «РосМэн- Пресс»,2009 г.

12. Развивающая игра для детей 3-5 лет «Что к чему», ООО «Дрофа- Медиа »,2007 г.

13. Игра-пособие «Формы и цвета» (Геометрический материал).

14. Книга-игра «Учимся считать и рисовать с помощью трафарета».

16. Детское домино «Числа», ООО «Десятое королевство»,2005 г.

17. Пазлы «Числа от 0 до 5».

18. Доски-вкладки «Цифры от 0 до 9».

19. Таблицы: сложение, вычитание, цифры, лента цифр, части суток, цвет, форма.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации