Рабочая программа по курсу «Математические представления и конструирование» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математические представления и конструирование» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по «Математическим представлениям и конструированию» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 102 часа (34 учебные недели в году).
Цель программы «Математические представления и конструирование»: заключается в формировании элементарных математических представлений
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ
1 уровень
Формировать положительное эмоциональное отношение к урокам.
Развивать интерес и положительное отношение к игрушкам.
Учить перемещаться в пространстве класса по подражанию действиям педагога.
учить перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола (совместно с педагогом).
Учить показывать на себе основные части тела и лица.
Дать понятие круг
Учить делать постройки из кубиков.
Учить рисовать геометрические фигуры по трафарету и штриховать их (совместно с педагогом)
Учить выделять один предмет из множества (совместно с педагогом).
Учить выделять предметы: один - много
Учить обводить цифры пальцем, штриховать, писать на песке, крупе, лепить из пластилина (совместно с педагогом).
Учить узнавать контрастные времена года (лето, зима) и части суток (день и ночь) по наиболее характерным признакам (с опорой на картинку).
2 уровень
Учить ориентироваться на плоскости листа. Выкладывание различных геометрических фигур, картинок, проведение линий.
Учить выделять величину предметов: большой – маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий).
Учить сравнивать предметы по величине (используя приемы приложения и наложения).
Учить выделять цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий, черный, белый).
Учить группировать предметы по цвету.
Учить осуществлять выбор геометрических форм.
Учить рисовать геометрические фигуры по трафарету.
Учить вырезать по контуру с помощью педагога заданные геометрические фигуры.
Учить сравнивать множества (больше, меньше, поровну).
Учить узнавать и называть (по возможности) времена года (лето, зима, весна, осень).
Процесс обучения учебному предмету «Математические представления и конструирование» неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
У детей с умеренной и тяжелой, степенью умственной отсталости очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен, поэтому возможно введение на уроках математики калькулятора.
В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной умственной отсталостью для их социально - бытовой адаптации.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базовой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения с умеренной и умственной отсталостью в разнообразной деятельности можно сформировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей и природы, то есть «картину мира».
Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет «Математические представления и конструирование» нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющее на успешность всего обучения.
Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» в соответствии с учебным планом рассчитана на 100 часов, 3 урока в неделю.
Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
На уроках отсутствует оценочная система. Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально-бытовой адаптации.
Учебный материал ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первоначальное значение имеет индивидуальный и дифференцированный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень
Учащиеся должны научиться:
Понимать и адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с педагогом).
Перемещаться в пространстве класса по подражанию действиям педагога.
Перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола (совместно с педагогом).
Показывать на себе основные части тела и лица.
Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов (совместно с педагогом).
Уметь делать постройки из кубиков
Обводить цифры пальцем, штриховать, на песке, крупе, лепить из пластилина (совместно с педагогом).
2 уровень
Наличие у детей следующих умений:
Перемещаться в пространстве класса по словесной инструкции педагога.
Перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола (по образцу).
Показывать на себе и на кукле основные части тела и лица.
Ориентироваться на плоскости листа. Выкладывать различные геометрические фигуры, картинки, проводить линии.
Выделять величину предметов: большой – маленький, высокий- низкий, длинный- короткий, широкий- узкий, толстый- тонкий).
Сравнивать предметы по величине (используя приемы приложения и наложения).
Выделять цвет (красный, зелёный, жёлтый, синий, черный, белый).
Группировать предметы по цвету.
Рисовать геометрические фигуры по трафарету.
Вырезать по контуру с помощью педагога заданные геометрические фигуры.
Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию.
Сравнивать множества (больше, меньше, поровну).
Считать предметы в пределах 2 в прямом порядке.
Выделять цифры 1,2
Соотносить количество предметов с цифрой.
Писать цифры по трафарету, шаблону, контуру.
Узнавать и называть (по возможности) времена года (лето, зима, весна, осень).
Содержание программы.
«Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве» (8 ч)
Группировка элементов строительных наборов соотнесение их с плоскостными фигурами.
«Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками» (22 ч)
Конструирование, совместные игры со сборно-разборными игрушками.
«Количественные представления» (38 ч)
Действия с множествами, действия присчитывания, формирование представлений о составе числа.
«Представления о форме» (8 ч)
Упражнения с геометрическими формами.
«Представления о величине» (11 ч)
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине.
«Пространственные представления» (8 ч)
Упражнения на ориентировку в пространстве.
«Временные представления» (7 ч)
Наблюдения за погодными явлениями.
Календарно-тематическое планирование «Математические представления и конструирование» 102 ч
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Дата |
|||
Игры и упражнения на ознакомления со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве (4 ч) |
||||||
1-2 |
Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов по 2-4 образцам |
2 |
||||
3-4 |
Соотнесение элементов строительных наборов с плоскостными фигурами по подражанию и образцу действиям учителя |
2 |
||||
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками) (12 ч) |
||||||
5-6 |
Конструирование по образцу и словесной инструкции (гараж, ворота, забор) |
2 |
||||
7-8 |
Обучение конструированию 1-2 этажного дома. Счет этажей. Наверху, внизу |
2 |
||||
9-10 |
Складывание разрезных картинок из двух частей |
2 |
||||
11-12 |
Складывание изображения из 4 кубиков |
2 |
||||
13-14 |
Игровые упражнения с водой и полистироловыми фигурами |
2 |
||||
15 |
Создание объектов из конструктора Лего |
1 |
||||
16 |
Игры с фигурами: «Гараж для автомобиля», «Построим башню» и др. |
1 |
||||
Количественные представления (24 ч) |
||||||
17-18 |
Действия с множествами. Действия присчитывания |
2 |
||||
19-20 |
Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных объектов |
2 |
||||
21-22 |
Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа 2 |
2 |
||||
23-26 |
Упражнения на выбор 2-х предметов из множества. |
4 |
||||
27-28 |
Число и цифра 1, 2 |
2 |
||||
29-30 |
Понятие «мало» - «много» |
2 |
||||
31-34 |
Понятия: «пусто», один, два |
4 |
||||
35-36 |
Упражнения в набрасывании колец: много колец, мало, один, два кольца |
2 |
||||
37-40 |
Игровые упражнения на выделение количества предметов |
4 |
||||
Представления о форме (5 ч) |
||||||
41-43 |
Закреплений представлений о геометрических формах |
3 |
||||
44 |
Игры с модульными материалами |
1 |
||||
45 |
Игры с плоскостным конструктором |
1 |
||||
Представления о величине (8 ч) |
||||||
46-47 |
Игры на сопоставление двух объектов по величине (большой-маленький, длинный-короткий) наложением и приложением |
2 |
||||
48-49 |
Знакомство с величинными представлениями: толстый-тонкий |
2 |
||||
50-51 |
Штриховка, обводка, раскрашивание по трафаретам предметов разной величины |
2 |
||||
52-53 |
Практические упражнения на формирование представления об относительности величины |
2 |
||||
Пространственные представления (6 ч) |
||||||
54-55 |
Игры на закрепление навыка перемещения в пространстве |
2 |
||||
56 |
Упражнения на показ и называние пространственных отношений |
1 |
||||
57-58 |
Обучение ориентировке в пространстве в ходе игр - имитаций |
2 |
||||
59 |
Практические упражнения на перемещение по игровым дорожкам |
1 |
||||
Временные представления (5 ч) |
||||||
60-61 |
Ориентировка во времени: сегодня, завтра |
2 |
||||
62-63 |
Наблюдение за погодными явлениями |
2 |
||||
64 |
Упражнения на уточнения знаний о солнце, луне, туче, дожде, снеге |
1 |
||||
Игры и упражнения на ознакомления со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве (4 ч) |
||||||
65-66 |
Ориентировка в пространстве: вверх- вниз, вперед-назад |
2 |
||||
67-68 |
Игры на формирование умения передавать в постройках взаимное расположение частей предметов |
2 |
||||
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками) (10 ч) |
||||||
69-70 |
Конструирование совместных построек |
2 |
||||
71-72 |
Знакомство со способами предварительного анализа образца |
2 |
||||
73-74 |
Конструирование по образцу и словесной инструкции: одноэтажного и многоэтажного дома, ворот, забора, мебели для кукол |
2 |
||||
75 |
Складывание изображения из 4 кубиков, разрезных картинок |
1 |
||||
76 |
Конструирование плоскостных изображений предметов из палочек |
1 |
||||
77 |
Создание объектов из конструктора Лего |
1 |
||||
78 |
Конструирование из тематических конструкторов и мозаик |
1 |
||||
Количественные представления (14 ч) |
||||||
79 |
Действия с множествами, присчитывание счетного материала |
1 |
||||
80 |
Игры на обозначение общего количества объектов |
1 |
||||
81 |
Сопоставление числа и количества предметов в пределах 3 |
1 |
||||
82-83 |
Отсчитывание предметов в пределах 3 |
2 |
||||
84-85 |
Основы счета: узнавание и показ цифр 1-3, соотнесение числа с количеством предметов, образование числа 3 |
2 |
||||
86-87 |
Упражнения в письме цифр |
2 |
||||
88 |
Игровые упражнения на формирование представлений о составе числа |
1 |
||||
89 |
Практические упражнения на выделение количества с использованием воды, игрушек и т.п. |
1 |
||||
90 |
Игры с природными материалами: «Ловля рыбок» и т.п. |
1 |
||||
91 |
Игры с предметами: «Мамин стол» и т.п. |
1 |
||||
92 |
Игры с водой |
1 |
||||
Представления о форме (3 ч) |
||||||
93 |
Практические и игровые упражнения на соотнесение плоскостных и пространственных фигур |
1 |
||||
94 |
Дидактические игры на идентификацию предметов с ориентировкой на форму |
1 |
||||
95 |
Рисование геометрических фигур на манке, песке, бумаге |
1 |
||||
Представления о величине (3 ч) |
||||||
96 |
Сопоставление предметов по величине |
1 |
||||
97 |
Штриховка, обводка, раскрашивание по трафаретам предметов разной величины |
1 |
||||
98 |
Практические упражнения на формирование представления об относительности величины |
1 |
||||
Пространственные представления (2 ч) |
||||||
99 |
Ориентировка в пространстве: определение направления (лабиринт) |
1 |
||||
100 |
Называние и показ пространственных отношений |
1 |
||||
Временные представления (2 ч) |
||||||
101 |
Наблюдение за погодными явлениями. Упражнения на уточнения знаний о солнце, луне, весеннем дожде, распускающихся листьях |
1 |
||||
102 |
Ориентировка во времени: части суток |
1 |
Материально-техническое обеспечение
1. Карточки с цифрами разрезные от 1 до 5.
2. Касса цифр.
3. Лента со счетным рядом от 1 до 5.
5. Счетные палочки.
6. Раздаточный счетный материал (Яблоки, апельсины, ананасы и т.д.)
7. Раздаточный геометрический материал (Кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники).
8. Шары разных размеров и цветов (деревянные)
9. Магнитная доска.
10. Магнитные геометрические фигуры.
11. Говорящая книга «Счет» (от 1 до 10).-игра-пособие, ЗАО «РосМэн- Пресс»,2009 г.
12. Развивающая игра для детей 3-5 лет «Что к чему», ООО «Дрофа- Медиа »,2007 г.
13. Игра-пособие «Формы и цвета» (Геометрический материал).
14. Книга-игра «Учимся считать и рисовать с помощью трафарета».
16. Детское домино «Числа», ООО «Десятое королевство»,2005 г.
17. Пазлы «Числа от 0 до 5».
18. Доски-вкладки «Цифры от 0 до 9».
19. Таблицы: сложение, вычитание, цифры, лента цифр, части суток, цвет, форма.