Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (10 класс)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
Класс/ы: 10а, 10б
Количество часов в год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
ФИО педагога/ов: Капсевич Сергей Витальевич
г. Нерюнгри
2016-2017 учебный год
Пояснительная запискаПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Примерной основной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: проект – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.
Ориентиром для разработки данной программы явилась программа подготовленная В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
В программе представлены три модуля (раздела), в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».
В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе» (учебные сборы).
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.
Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 в учебном плане МОУ ИТЛ №24 на 2016-2017 учебный год на изучение ОБЖ в 10 классе отводится 1час. Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Кроме того, в 10 классе предусмотрены 5-дневные учебные сборы на базе соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общеобразовательных объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях в объеме 35 часов.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //standart.edu.ru.
4. Примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 40с.
5. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.
2. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рассматриваемые темы. Безопасность для всех. Автономное существование. Правила поведения в криминальных ситуациях. Понятие и виды преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность по видам преступлений. Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера. Нормативные правовые акты РФ в области безопасности. Гражданская оборона. Защита населения в мирное и военное время. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Обычные средства поражения. Система РСЧС. Оповещение о ЧС. Инженерная защита населения. Средства индивидуальной защиты. Аварийные и неотложные работы в зоне ЧС.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
Рассматриваемые темы. Основы медицинских знаний. Инфекционные заболевания и их профилактика. Двигательная активность и здоровье человека.
Раздел 3. Основы военной службы.
Рассматриваемые темы. История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск. Другие войска. Патриотизм и верность долгу. Дружба и войсковое товарищество. Символы воинской чести. Ритуалы РС РФ. Воинская обязанность. Общевоинские уставы. Стрелковое оружие. Назначение и характеристики АК-74. Правила безопасности военной службы.
3. Тематическое планирование учебного материала по ОБЖ
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов в теме |
1 |
Основы безопасности личности, общества и государства. |
19 |
2 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. |
3 |
3 |
Основы здорового образа жизни. |
13 |
Итого: |
35 |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник: Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.
Методические пособия
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическая литература:
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Правила дорожного движения Российской Федерации
∙ Семейный кодекс Российской Федерации
∙ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
∙ Уголовный кодекс Российской Федерации
∙ Федеральный закон «О гражданской обороне»
∙ Федеральный закон «Об образовании в РФ»
∙ Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
∙ Федеральный закон «О пожарной безопасности»
∙ Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
∙ Федеральный закон «О противодействии терроризму»
∙ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
- Федеральный закон «Об обороне»
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Периодические издания
∙ Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
∙ Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы»
∙ Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 10-11 классы»
∙ Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
∙ Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
∙ Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
∙ Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
∙ Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-11 классов[1]
∙ Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
Технические средства обучения
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Цифровая фотокамера
∙ Мультимедиапроектор
∙ Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
∙ Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
∙ Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
∙ Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
- Компьютерное учебное пособие «Основы военной службы»
Макеты, муляжи, модели
∙ Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
∙ Муляжи тела человека
- массо-габаритный макет автомата Калашникова
Стенды, плакаты
∙ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Криминогенные ситуации
∙ Пожары, взрывы
∙ Правила оказания первой помощи
∙ Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
∙ Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
∙ Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
∙ Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
∙ Дорожные знаки
∙ Пожарная безопасность
∙ Безопасность в быту
∙ Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
∙ Опасные ситуации в природных условиях
∙ Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
∙ Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
∙ Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
∙ Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
∙ Первая помощь при массовых поражениях
∙ Правила транспортировки пострадавших
∙ Безопасность дорожного движения
∙ Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
∙ Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
- Воинская обязанность
- Вооруженные Силы России
- Стрелковое оружие
- Общевоинские уставы
- Ордена и медали
- Ритуалы Вооруженных Сил России
- Виды и рода войск
Средства индивидуальной защиты
∙ Средства защиты дыхания
∙ Ватно-марлевые повязки
∙ Противопылевые тканевые маски
∙ Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
∙ Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
∙ Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
∙ Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
∙ Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
∙ Шина фанерная длиной 1 м
∙ Жгут кровоостанавливающий эластичный
Аудиовизуальные пособия
∙ Учебные видеофильмы на цифровых носителях
∙ Действия учащихся по сигналам ГО
∙ Средства индивидуальной защиты
∙ Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
∙ Гидродинамические аварии
∙ Автономное существование человека в природных условиях
∙ Промышленные пожары и взрывы
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Безопасность на воде
∙ Безопасность на природе
∙ Правила безопасного поведения в быту
- ЧС на транспорте
- Техногенные аварии и катастрофы
- Основы военной службы
Таблицы по основам военной службы (М.: Дрофа, 2007):
Автомат Калашникова (АКМС). Назначение, боевые свойства и устройство;
Автомат Калашникова (АКМС). Неполная разборка и сборка;
9 мм пистолет Макарова (ПМ). Назначение, боевые свойства и устройство;
9 мм пистолет Макарова (ПМ). Неполная разборка и сборка;
Ручные осколочные гранаты;
Приемы метания ручных осколочных гранат;
Противопехотные и противотанковые мины;
Признаки установки мин и фугасов;
Инженерные заграждения;
Фортификационные сооружения.
Таблицы о Днях воинской славы России (М.: Дрофа, 2010):
Контрнаступление советских войск под Москвой. 5 декабря 1941 года — 20 апреля 1942 года;
Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом. 17 июля 1942 года — 2 февраля 1943 года;
Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. 5 июля — 13 августа 1943 года;
Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года;
Победа советского народа в Великой Отечественной войне. 9 мая 1945 года.
Интерактивное наглядное пособие
Васьков О. А., Каранов В. К., Мирошниченко А. В. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации: электронное пособие. — М.: Дрофа, 2010.