Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (10 класс)

4
0
Материал опубликован 28 July 2018 в группе

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности

Класс/ы: 10а, 10б

Количество часов в год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

ФИО педагога/ов: Капсевич Сергей Витальевич

г. Нерюнгри

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Примерной основной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: проект – М.: Просвещение, 2011. – 342с.

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.

Ориентиром для разработки данной програм­мы явилась программа подготовленная В. Н. Латчуком (руко­водитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государ­ственного стандарта среднего (полного) общего обра­зования.

В программе реализованы требования Конститу­ции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О граждан­ской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной служ­бе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернатив­ной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения», «Основы законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к воен­ной службе на период до 2020 года.

В программе представлены три модуля (раздела), в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного по­ведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государст­венная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни» предусматривает изучение тем: «Ос­новы медицинских знаний», «Основы здорового обра­за жизни».

В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обя­занность», «Основы подготовки к военной службе» (учебные сборы).

Предлагаемый в программе объем материала явля­ется достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных понятий в облас­ти безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в сре­де обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защи­те Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государствен­ных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударст­венных оборонных мероприятий, а также с государст­венными службами по охране здоровья и обеспече­нию безопасности граждан.

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и це­леустремленное освоение учащимися элементов здоро­вого образа жизни, а также методов укрепления здо­ровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.

Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечи­вающей его системное изучение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О во­инской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изу­чении этого раздела обучаемые получают необходи­мые знания об обороне и вооруженной защите госу­дарства, о положениях Конституции Российской Фе­дерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной граж­данской службы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 в учебном плане МОУ ИТЛ №24 на 2016-2017 учебный год на изучение ОБЖ в 10 классе отводится 1час. Программа рассчитана на 35 учебных часов в каж­дом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закреп­ления знаний по наиболее сложным темам. Кроме то­го, в 10 классе предусмотрены 5-дневные учебные сборы на базе соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также региональных центров по допризывной подго­товке молодежи к военной службе, военно-патриоти­ческих молодежных и детских общеобразовательных объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях в объеме 35 часов.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;

овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

В своей предметной ориентации предлагаемая про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач:

освоение учащимися знаний о безопасном пове­дении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычай­ных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание у школьников ценностного отноше­ния к здоровью и человеческой жизни, чувства ува­жения к героическому наследию России и ее государ­ственной символике, патриотизма и стремления вы­полнить долг по защите Отечества;

развитие у учеников черт личности, необходи­мых для безопасного поведения в чрезвычайных ситу­ациях и при прохождении военной службы, бдитель­ности в отношении актов терроризма, ведения здоро­вого образа жизни;

обучение учащихся умению оценивать ситу­ации, опасные для жизни и здоровья, правильно дей­ствовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадав­шим.

Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //standart.edu.ru.

4. Примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 40с.

5. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.

2. Содержание учебного предмета.

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Рассматриваемые темы. Безопасность для всех. Автономное существование. Правила поведения в криминальных ситуациях. Понятие и виды преступлений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовная ответственность по видам преступлений. Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера. Нормативные правовые акты РФ в области безопасности. Гражданская оборона. Защита населения в мирное и военное время. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Обычные средства поражения. Система РСЧС. Оповещение о ЧС. Инженерная защита населения. Средства индивидуальной защиты. Аварийные и неотложные работы в зоне ЧС.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.

Рассматриваемые темы. Основы медицинских знаний. Инфекционные заболевания и их профилактика. Двигательная активность и здоровье человека.

Раздел 3. Основы военной службы.

Рассматриваемые темы. История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск. Другие войска. Патриотизм и верность долгу. Дружба и войсковое товарищество. Символы воинской чести. Ритуалы РС РФ. Воинская обязанность. Общевоинские уставы. Стрелковое оружие. Назначение и характеристики АК-74. Правила безопасности военной службы.

3. Тематическое планирование учебного материала по ОБЖ


 


 

п/п

Название раздела

Кол-во часов в теме

1

Основы безопасности личности, общества и государства.

19

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.

3

3

Основы здорового образа жизни.

13

 

Итого:

35

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебник: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; – М.: Дрофа, 2013. – 318 с.

Методические пособия

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.

Учебно-методическая литература:

∙ Конституция Российской Федерации

∙ Правила дорожного движения Российской Федерации

∙ Семейный кодекс Российской Федерации

∙ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.

∙ Уголовный кодекс Российской Федерации

∙ Федеральный закон «О гражданской обороне»

∙ Федеральный закон «Об образовании в РФ»

∙ Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

∙ Федеральный закон «О пожарной безопасности»

∙ Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

∙ Федеральный закон «О противодействии терроризму»

∙ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

- Федеральный закон «Об обороне»

- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Периодические издания

∙ Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.

Учебная литература

∙ Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»

∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»

∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы»

∙ Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 10-11 классы»

∙ Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

∙ Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

∙ Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе

∙ Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»

∙ Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-11 классов[1]

∙ Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

Технические средства обучения

∙ Мультимедийный компьютер

∙ Цифровая фотокамера

∙ Мультимедиапроектор

∙ Экран настенный

Средства программного обучения и контроля знаний

∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»

∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»

∙ Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

∙ Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»

∙ Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

- Компьютерное учебное пособие «Основы военной службы»

Макеты, муляжи, модели

∙ Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе

∙ Муляжи тела человека

- массо-габаритный макет автомата Калашникова

Стенды, плакаты

∙ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

∙ Безопасность на улицах и дорогах

∙ Криминогенные ситуации

∙ Пожары, взрывы

∙ Правила оказания первой помощи

∙ Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

∙ Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

∙ Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

∙ Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)

∙ Дорожные знаки

∙ Пожарная безопасность

∙ Безопасность в быту

∙ Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

∙ Опасные ситуации в природных условиях

∙ Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

∙ Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

∙ Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте

∙ Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте

∙ Первая помощь при массовых поражениях

∙ Правила транспортировки пострадавших

∙ Безопасность дорожного движения

∙ Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

∙ Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

- Воинская обязанность

- Вооруженные Силы России

- Стрелковое оружие

- Общевоинские уставы

- Ордена и медали

- Ритуалы Вооруженных Сил России

- Виды и рода войск

Средства индивидуальной защиты

∙ Средства защиты дыхания

∙ Ватно-марлевые повязки

∙ Противопылевые тканевые маски

∙ Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи

∙ Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)

∙ Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

∙ Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)

∙ Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи

∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см

∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см

∙ Шина фанерная длиной 1 м

∙ Жгут кровоостанавливающий эластичный

Аудиовизуальные пособия

∙ Учебные видеофильмы на цифровых носителях

∙ Действия учащихся по сигналам ГО

∙ Средства индивидуальной защиты

∙ Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)

∙ Гидродинамические аварии

∙ Автономное существование человека в природных условиях

∙ Промышленные пожары и взрывы

∙ Безопасность на улицах и дорогах

∙ Безопасность на воде

∙ Безопасность на природе

∙ Правила безопасного поведения в быту

- ЧС на транспорте

- Техногенные аварии и катастрофы

- Основы военной службы

Таблицы по основам военной службы (М.: Дрофа, 2007):

Автомат Калашникова (АКМС). Назначение, боевые свойства и устройство;

Автомат Калашникова (АКМС). Неполная раз­борка и сборка;

9 мм пистолет Макарова (ПМ). Назначение, бое­вые свойства и устройство;

9 мм пистолет Макарова (ПМ). Неполная разбор­ка и сборка;

Ручные осколочные гранаты;

Приемы метания ручных осколочных гранат;

Противопехотные и противотанковые мины;

Признаки установки мин и фугасов;

Инженерные заграждения;

Фортификационные сооружения.

Таблицы о Днях воинской славы России (М.: Дрофа, 2010):

Контрнаступление советских войск под Моск­вой. 5 декабря 1941 года — 20 апреля 1942 года;

Разгром советскими войсками немецко-фашист­ских войск под Сталинградом. 17 июля 1942 года — 2 февраля 1943 года;

Разгром советскими войсками немецко-фашист­ских войск в Курской битве. 5 июля — 13 августа 1943 года;

Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года;

Победа советского народа в Великой Отечествен­ной войне. 9 мая 1945 года.

Интерактивное наглядное пособие

Васьков О. А., Каранов В. К., Мирошничен­ко А. В. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации: электронное пособие. — М.: Дрофа, 2010.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации