Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11 классов
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, изд-во «Дрофа», 2010); Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования 2010г.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Межевская СОШ.
Устав МКОУ Межевская СОШ.
Учебный план МКОУ Межевская СОШ.
В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
Цели и задачи обучения:
Создание условий для формирования морально-устойчивой личности, ориентированной на уважение исторического и культурного наследия РФ, любящей и уважающей свою Родину.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
– освоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
–антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
–отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
–готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательного учреждения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития учащихся.
Данная программа может использоваться для обучения детей с ОВЗ, в том числе, характеризующейся задержкой психического развития, с учетом специфики данной работы с данной категорией учащихся.
Задачи учебного предмета:
Воспитание социальной активности, уважения закона и правопорядка, любви к своей малой родине и своему Отечеству, осознания своих обязанностей перед семьей, обществом, государством.
Развитие предвидения возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам.
Формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности личности, о здоровом образе жизни, о внешних и внутренних угрозах России, об основах безопасности государства. Овладение правилами поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
Программа рассчитана на 34 часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Кроме того, в 10 классе предусмотрены 5-дневные учебные сборы в количестве 35 часов во внеурочное время.
Учет особенностей обучаемого класса
Рабочая программа разработана с учетом особенностей обучающихся в 10 -11 классе, которые имеют начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан России, а также приобретенные ранее навыки в области гражданской обороны. При практических занятиях учитывается возрастные и личностные особенности обучающихся.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение - обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Формы и средства контроля, измерители
Для формирования оценки знаний учитель использует следующие формы контроля и измерители:
Зачет
Практические занятия
Самостоятельная работа
Тестовые задания
Опорный конспект
Фронтальный опрос
Написать вывод
Мини-проект
Тренировочные задания
Сообщения, рефераты, доклады.
Ситуационные задачи
Беседа по вопросам
Монологические ответы на вопросы в учебнике
Терминологические диктанты.
Выполнение рисунков, схем.
Игровые ситуации: «вертушка» и т.п.
Изготовление простейших средств безопасности
Учебно-методический комплекс.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ используются:
Тематические таблицы:
«Пожарная безопасность»
Правила поведения при загорании телевизора
Как выйти из задымленного помещения
Действия при эвакуации из горящего здания
Признаки и поражающие факторы пожара.
«Терроризм»
Основные законодательства
Связь в экстренных случаях
Цели и субъекты в борьбе с терроризмом
Способы действия террористов
Государственная антитеррористическая система
Меры по предупреждению террактов
Профилактические меры
Обязанности должностных лиц
признаки наличия взрывных устройств
Вероятные места закладки взрывных устройств
Признаки взрывных устройств на теле человека
Порядок действия при угрозе взрыва
Порядок действий при поступлении угрозы
Эвакуация
Действия при захвате
Действия при получении ранения
Действия при завале
Признаки наличия сильного стресса
Действия для выхода из стрессового состояния.
«Безопасность на улицах и дорогах»
На улицах города
Элементы улиц и дорог
Пешеходные переходы
Переход улиц и дорог
Дорожные знаки.
«Основы военной службы»
Вооруженные Силы РФ
Назначение и устройство 7,62 мм модернизированного автомата Калашникова
Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат
Приемы метания ручных осколочных гранат
Меры безопасности при проведении стрельб из стрелкового оружия и метании ручных гранат
Строевая подготовка
«Гражданская оборона»
Единая Государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) РФ
Гражданская оборона РФ
Средства коллективной защиты
Признаки и поражающие факторы пожара
Средства индивидуальной защиты
Что делать, если захватили в заложники
Макеты .
1.ОЗК -3 шт
2.Макет автомата Калашникова-1шт.
3. компас-10шт
4. Прибор хим разведки.
2.Учебно-тематический план
10 класс.
Класс |
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модулей, разделов,тем |
Количество часов |
10кл |
Р-I |
Безопасность и защита человека в среде обитания |
20 |
Тема1 |
Правила безопасного поведения в социальной среде |
5 |
|
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования |
2 |
||
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера |
3 |
||
Тема2 |
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях |
5 |
|
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера |
1 |
||
Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера |
4 |
||
Тема3 |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения |
10 |
|
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства |
1 |
||
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время |
2 |
||
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время |
7 |
||
Р-II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
5 |
|
Тема 4 |
Основы медицинских знаний |
2 |
|
Основные инфекционные заболевания и их профилактика |
2 |
||
Тема 5 |
Основы здорового образа жизни |
3 |
|
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
3 |
||
Р-III |
Основы военной службы |
44 |
|
Тема 6 |
Основы обороны государства |
9 |
|
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России |
2 |
||
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства |
4 |
||
Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации |
3 |
||
Всего часов |
34 |
||
11 кл |
Р-I |
Безопасность и защита человека в среде обитания |
|
Тема1 |
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения |
1 |
|
Международное гуманитарное право. Защита жертв международных конфликтов. |
1 |
||
Р-II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
13 |
|
Тема2 |
Основы медицинских знаний |
8 |
|
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях |
5 |
||
Первая медицинская помощь при острых состояниях |
3 |
||
Тема3 |
Основы здорового образа жизни |
5 |
|
Факторы укрепляющие здоровье человека |
1 |
||
Факторы, разрушающие здоровье человека |
2 |
||
Репродуктивное здоровье |
2 |
||
Р-III |
Основы военной службы |
20 |
|
Тема 4 |
Воинская обязанность |
20 |
|
Воинский учет и подготовка граждан к военной службе |
6 |
||
Правовые основы военной службы |
3 |
||
Особенности военной службы |
3 |
||
Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих |
3 |
||
Военно-профессиональная ориентация |
1 |
||
Психологические основы подготовки к военной службе |
4 |
||
Всего часов |
34 |
Содержа-тельные линии. |
Разделы и темы программы. |
Количество часов. |
Часов практ. занятий. |
-1- |
-2- |
-3- |
-4- |
1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
1. Основы здорового образа жизни. |
5 |
1 |
1.1. Правила личной гигиены и здоровье. |
1 |
1 |
|
1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. |
1 |
- |
|
1.3. Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье. |
1 |
- |
|
1.4. Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики. |
1 |
||
1.5. СПИД и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение венерическими заболеваниями. |
1 |
- |
|
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (ПМП). |
8 |
6 |
|
2.1. Первая медицинская помощь при кровотечениях. |
1 |
1 |
|
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях. |
1 |
1 |
|
2.3. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика. |
1 |
1 |
|
2.4. ПМП при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. |
1 |
1 |
|
2.5. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза. |
1 |
1 |
|
2.6. Первая медицинская помощь при травматическом шоке. |
1 |
- |
|
2.7. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Экстренная реанимационная помощь. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
1 |
1 |
|
- |
-1- |
-2- |
-3- |
-4- |
II. Основы военной службы. |
3. Воинская обязанность. |
5 |
1 |
3.1. Основные понятия о воинской обязанности. |
1 |
- |
|
3.2 Организация воинского учёта и его предназначение. |
1 |
- |
|
3.3. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. |
1 |
- |
|
3.4. Организация медицинского обследования граждан при постановке на воинский учёт. |
1 |
1 |
|
3.5. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. |
1 |
- |
|
4. Особенности военной службы. |
7 |
- |
|
4.1. Правовые основы военной службы. Конституция РФ, Федеральные Законы «Об обороне», «О статусе 4оеннослужащих.», «О воинской обязанности и военной службе.» |
1 |
- |
|
4.2. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил РФ – закон жизни воина. |
1 |
- |
|
4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России. |
1 |
- |
|
4.4. Прохождение военной службы по призыву. |
1 |
- |
|
4.5. Прохождение военной службы по контракту. |
1 |
- |
|
4.6. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. |
1 |
- |
|
4.7. Права и ответственность военнослужащих. |
1 |
- |
|
5. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России. |
9 |
2 |
|
5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. |
1 |
- |
|
5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. |
1 |
- |
|
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным качествам гражданина. |
1 |
- |
|
5.4. Военнослужащий – подчинённый, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. |
1 |
- |
|
5.5. Как стать офицером Российской армии. |
1 |
- |
|
5.6.Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ. |
1 |
- |
|
5.7. Международное гуманитарное право. Ограничение средств и методов военных действий. |
1 |
- |
|
5.8. Международные отличительные знаки, используемые во время вооружённого конфликта. |
1 |
1 |
|
5.9Психологические основы подготовки к воинской службе |
|||
Всего: |
По плану: |
34 |
10 |
3.Содержание курса
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».
В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе»
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.
Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.
Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Безопасность и защита человека в среде обитания (20 ч)
Правила безопасного обитания в социальной среде (5 ч)
Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования( 2 ч )
Основные причины вынужденного автономного существования. Понятие о выживании и автономном существовании. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.
Автономное существование человека в условиях природной среды. Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера ( 3 ч )
Понятие о преступлении и преступном поведении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях ( 5 ч )
Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера( 1 ч )
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения, при сходе оползней, селей, обвалов и лавин, при возникновении ураганов, бурь и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.
Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических и транспортных авариях.
Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера ( 4 ч )
Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.
Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.
Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического оружия.
Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (10 ч )
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личной, общества и государства ( 1 ч )
Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.
Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время ( 2 ч )
Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования.
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время. ( 7 ч )
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.
Организация и ведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5 ч)
Основы медицинских знаний(2 ч)
Основные инфекционные заболевания и их профилактика (2 ч)
Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.
Основы здорового образа жизни(3 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни(3 ч )
Сохранение и укрепление здоровья – важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности жизни.
Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха,двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость.
Основы военной службы(44 ч)
Основы обороны государства( 9 ч)
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России (2ч )
Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», « О статусе военнослужащих».
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства (4ч)
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству.
Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации(3ч )
Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали – почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.
Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности воинских частей и подразделений.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.
11 класс
Безопасность и защита человека в среде обитания (1ч)
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения(1ч )
Международное гуманитарное право. Защита жертв международных конфликтов(1ч )
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве. Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженных конфликтов.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни(13ч)
Основы медицинских знаний(8ч )
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (5ч )
Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Отработка приемов остановки кровотечений: пальцевым прижатием; наложением жгута; наложением жгута-закрутки; максимальное сгибание конечности; наложение давящей повязки. Остановка носового кровотечения. Первая медицинская помощь при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях.
Понятие о закрытых повреждениях и их характеристика. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах.
Основные принципы и способы транспортной иммобилизации.
Отработка приемов оказания первой медицинской помощи при переломах костей верхних и нижних конечностей, переломе ребер.
Травмы головы и позвоночника. Причины и признаки травм головы и позвоночника. Особенности шинирования при переломах позвоночника; перекладывание пострадавшего с земли на носилки. Основные правила оказания первой медицинской помощи при сотрясении головного мозга.
Понятие о травматическом шоке, его причины и последствия. Признаки травматического шока. Основные правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.
Первая медицинская помощь при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел.
Первая медицинская помощь при острых состояниях (3ч )
Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца.
Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Основы здорового образа жизни(5ч)
Факторы, укрепляющие здоровье человека(1ч )
Правила личной гигиены и здоровье. Понятие о личной гигиене. Правила ухода за зубами и волосами. Понятие об очищении организма.
Факторы, разрушающие здоровье человека (2ч )
Болезни, передаваемые половым путем, и их профилактика. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и его профилактика. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ – инфекцией.
Репродуктивное здоровье(2ч )
Понятие о репродуктивном здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
Ранние половые связи. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия.
Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. Правила личной гигиены.
Основы военной службы( 20ч)
Воинская обязанность(20ч )
Воинский учет и подготовка граждан к военной службе (6ч )
Понятие о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Ответственность граждан за невыполнение обязанностей по воинскому учету.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание и установленные формы проведения обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Организация и проведение медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке граждан на воинский учет.
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Правовые основы военной службы( 3ч)
Вопросы защиты Отечества в Конституции Российской Федерации и федеральных законах: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни. Права военнослужащих.
Особенности военной службы(3ч )
Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Статус военнослужащего. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Альтернативная гражданская служба. Требования, предъявляемые к гражданам, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы.
Воинская дисциплина и ответственность военнослужащих (3ч )
Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Принцип единоначалия в Вооруженных Силах. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная).
Военно-профессиональная ориентация(1ч )
Ориентирование на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования. Как стать офицером Российской армии. Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждение военного профессионального образования.
Психологические основы подготовки к военной службе (3ч )
Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль военного человека. Психологические свойства в структуре личности. Морально-этические качества военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование личности. Психическое саморегулирование и самоанализ.
4.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:
а) знать /понимать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ;
б) уметь:
применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
в) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
при оказании первой медицинской помощи;
для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.
5.Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по Основам безопасности жизнедеятельности
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку («3», «4», «5»).
Оценка «5» ставится, когда ученик:
- Знает и умеет правильно анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера.
- Знает способы оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
- Четко и правильно излагает основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
- Четко и правильно излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
- Четко знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности) и правильно излагает применение основных положений.
- Имеет четкие представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
- Имеет четкие представления об основных положениях ЗОЖ.
- Умело пользуется подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
- Умело пользуется индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
- Владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
- Владеет навыками в определении сторон горизонта различными способами, в разведении костра и приготовлении пищи.
Оценка «4» ставится, когда ученик:
- Знает и умеет анализировать причины развития различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, но допускает незначительные (несущественные) ошибки.
- Знает некоторые способы оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
- Допускает незначительные (несущественные) ошибки при изложении основных правил поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом.
- С небольшими затруднениями излагает правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций и ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
- Знает основные принципы самоспасения (формулу безопасности).
- Имеет представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
- Имеет представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Имеет представления об основных положениях ЗОЖ.
- Умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
- Умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
- Способен оказать ПМП при различных видах травм.
- Способен определить стороны горизонта, развести костер и приготовить пищу.
Оценка «3» ставится, когда ученик:
- Основной материал знает нетвердо, отвечает неуверенно, требует постоянной помощи учителя.
- Знает большую часть изучаемого материала, но допускает много ошибок при изложении.
- Рабочую тетрадь ведет небрежно, отсутствуют одна-две темы в изученном разделе.
- Имеет слабые представления об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях.
- Имеет слабые представления об основных положениях ЗОЖ.
- Подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении пользуется с грубыми ошибками.
- Индивидуальными средствами защиты пользуется с грубыми ошибками и выполняет нормативы на соответствующую оценку.
- Слабые навыки в оказании ПМП при различных видах травм.
- Слабые навыки в определении сторон горизонта, разведении костра и приготовлении пищи.
Оценка «2» ставится, когда ученик:
- Основной программный материал не знает, часто ответить на поставленный вопрос не может.
- Рабочую тетрадь не ведет или ведет периодически, отсутствуют более трех тем в изученном разделе.
- Имеет слабые представления по изучаемому вопросу, не умеет анализировать причины опасных ситуаций и вырабатывать порядок действий.
- Не знает способов оповещения населения при возникновении опасных ситуаций.
- Не знает основные правила безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций, ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района.
- Не умеет пользоваться подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении.
- Не умеет пользоваться индивидуальными средствами защиты и выполняет нормативы.
- Не владеет навыками в приемах оказания ПМП при различных видах травм.
- Не владеет навыками в определении сторон горизонта, в разведении костра и приготовлении пищи.
6.Календарно-тематическое планирование является приложением и разрабатывается ежегодно.
7.Ресурсное обеспечение программы.
Тематические таблицы:
«Пожарная безопасность»
Правила поведения при загорании телевизора
Как выйти из задымленного помещения
Действия при эвакуации из горящего здания
Признаки и поражающие факторы пожара.
«Терроризм»
Основные законодательства
Связь в экстренных случаях
Цели и субъекты в борьбе с терроризмом
Способы действия террористов
Государственная антитеррористическая система
Меры по предупреждению террактов
Профилактические меры
Обязанности должностных лиц
признаки наличия взрывных устройств
Вероятные места закладки взрывных устройств
Признаки взрывных устройств на теле человека
Порядок действия при угрозе взрыва
Порядок действий при поступлении угрозы
Эвакуация
Действия при захвате
Действия при получении ранения
Действия при завале
Признаки наличия сильного стресса
Действия для выхода из стрессового состояния.
«Безопасность на улицах и дорогах»
На улицах города
Элементы улиц и дорог
Пешеходные переходы
Переход улиц и дорог
Дорожные знаки.
«Основы военной службы»
Вооруженные Силы РФ
Назначение и устройство 7,62 мм модернизированного автомата Калашникова
Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат
Приемы метания ручных осколочных гранат
Меры безопасности при проведении стрельб из стрелкового оружия и метании ручных гранат
Строевая подготовка
«Гражданская оборона»
Единая Государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) РФ
Гражданская оборона РФ
Средства коллективной защиты
Признаки и поражающие факторы пожара
Средства индивидуальной защиты
Что делать, если захватили в заложники
Макеты .
1.ОЗК -1 шт
2.Макет автомата Калашникова-1шт.
3. компас-8шт
4. Прибор хим разведки.
5. Аптечка.
school-obz.org - "Основы безопасности жизнедеятельности" журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей.
nsportal.zaizeva42.ru- Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Зайцевой И.В.. Раздел "Основы безопасности жизнедеятельности" - Нормативные документы, методические материалы, Тематическое планирование, Презентации, Тесты,
памятки, инструкции по охране труда, по безопасности,
образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);
Интернет ресурсы
Энциклопедии
Словари
Кроссворды, ребусы, загадки.
Список литературы.Основная литература:
Учебник:«ОБЖ 10 кл.» В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. «Дрофа», 2006.
Учебник:«ОБЖ 11 кл.» В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. «Дрофа», 2008г.
28