Рабочая программа по литературе 5 класс (КТП)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
| | |||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, цифр. и ЭОР | |||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | |||
Введение (1 ч) | ||||||||||
1. | 05.09 | | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Урок усвоения новых знаний | 1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словари, различные рубрики). | Понимать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. Владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Входной | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | |
Из мифологии (3 ч) | ||||||||||
2-3. | 06.09 09.09 | | Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп». Урок усвоения новых знаний | 2 | Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. | Охарактеризовать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа. Отличать миф от сказки, легенды и былины. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы. | ЦОР: Античная мифология. ЦОР: Мифы Древней Греции. (отличительные особенности жанра, мифические существа и т.д.) |
4. | 12.09 | | Гомер. «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Урок усвоения новых знаний | 1 | Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского «Рождение эпоса» | Охарактеризовать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа. Отличать миф от сказки, легенды и былины. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника | ЦОР: Гомер «Одиссея» |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (7 ч +1 ч) | ||||||||||
5-6. | 13.09 16.09 | | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Урок усвоения новых знаний | 2 | Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Малые жанры фольклора. | Называть малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Записать 5 известных пословиц и поговорок, объяснить их значение | ЦОР: Что такое фольклор? |
7. | 19.09 | | Загадки, пословицы и поговорки. Повторительно- обобщающий урок | 1 | Текущий | | ||||
8-9. | 20.09 23.09 | | Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Урок усвоения новых знаний | 2 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы в сказке. Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Называть жанровые особенности сказки, схему построения сказки, строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Составить план сказки | ЦОР: Что такое сказка? ЦОР: Жанровые особенности сказки». |
10. | 26.09 | | Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает». Урок усвоения новых знаний | 1 | Народное представление о справедливости. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни. Отличие от волшебной. Сюжеты и реальная основа. | Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Рассказ, беседа, художественный пересказ | ЦОР: Задания о сказочных героях |
11. | 27.09 | | Вн. чт. Сказки народов мира. «Падчерица». Повторительно- обобщающий урок | 1 | Понимать народное представление о справедливости. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | Текущий | Художественный пересказ | |||
12. | 30.09 | | Урок развития речи Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки. Повторительно- обобщающий урок | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. | Владеть основными нормами русского литературного языка, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | Сочинение сказки (устно) | |
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||||||
13. | 03.10 | | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». Урок усвоения новых знаний | 1 | Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки, в которой родилось Русское государство. Воспитание интереса к отечественной истории. | Понимать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям). | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Сообщение о крещении Руси и его значении. | Презентация |
14. |
| | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси. | Определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин. | Текущий | Худож. пересказ | Презентация | |
Басни народов мира (1 ч) | ||||||||||
15. | 07.10 | | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества. | Понимать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавател. задач. | Текущий | Выраз. чтение | ЦОР: Жизнь Эзопа ЦОР: Истоки басенного жанра. Аллегория и мораль Презентация |
Русские басни (6 ч +1 ч) | ||||||||||
16. | 10.10 | | Русские баснописцы XVIII века. Урок усвоения новых знаний | 1 | В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». Сопоставление басен В. И. Тредиаковского и А. П. Сумарокова на основе выявления особенностей их языка. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Понимать особенности содержания произведения, воспринимать и анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; владение литературоведческим термином «сравнение». | Личностные: осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка; Метапредметные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка. | Тематический | Сопоставить басни | Презентация |
17. | 11.10 | | М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с уникальной личностью М. В. Ломоносова, выявление комических и поучительных элементов басни, её связь с научной деятельностью писателя. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы. | Понимать особенности содержания произведения, воспринимать и анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познават. задач. | Тематический | Наизусть | Презентация |
18. | 14.10 | | Басни И.А. Крылова. «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок». Урок усвоения новых знаний | 1 | Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова | Понимать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Наизусть | ЦОР: Басни Крылова Презентация |
19. | 17.10 | | И.А. Крылов. Басни «Волк на псарне». «Свинья под Дубом». Урок усвоения новых знаний | 1 | Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Обличение человеческих пороков и исторических событий в басне. | Творческая история басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего). Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов. | Тематический | Наизусть | Презентация | |
20. | 18.10 | | Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова, выявление морали басен, а также связи сюжетов басен Михалкова и Крылова. | Творческая история басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев | Личностные: - формирование представлений об антиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности бахвальству и самоуверенности; Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - | Тематический | Выразительное чтение | Презентация иллюстраций |
21. | 21.10 | | Вн. чт. Басенный мир И. А. Крылова . Повторительно- обобщающий урок | 1 | Басни И. А. Крылова. | Понимать основные мотивы творчества Крылова; понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи. | Тематический | Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». | Презентация иллюстраций | |
22. | 24.10 | | Урок развития речи Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А. Крылова. Повторительно- обобщающий урок | 1 | Формирование собственных ценностных ориентаций; определение актуальности басен для читателей и слушателей. | Воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям; выразительно читать наизусть. | Личностные: - умение выступать перед аудиторией сверстников; Метапредметные: - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Итоговый | Чтение наизусть, чтение по ролям. | Презентация иллюстраций |
Из литературы ХIХ века (35 ч+ 4 ч) | ||||||||||
23. | 25.10 | | Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. Урок усвоения новых знаний | 1 | Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству А. С. Пушкина. | Рассказывать о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Составление плана основных этапов жизни и творчества А. С. Пушкина | ЦОР: Писатели о сказках А.С.Пушкина. |
24. | 04.11 | | А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с фактами биографии А. Р. Яковлевой, определение её роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне». Формирование нравственно-эстетических представлений. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Наизусть | ||
25. | 07.11 | | А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». «Зимнее утро». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление мотива одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Понятия: стихотворение, стихотворный размер, рифма, тропы и фигуры; метафора, эпитет, антитеза, звукопись; аллитерация, параллелизм, пейзажная лирика (представление). Знать и понимать: особенности построения поэтического произведения. Уметь: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов, анализировать произведение, определять стихотворный размер, тип рифмы. | Текущий | Наизусть | ЦОР: Пейзажная лирика А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро» | |
26. | 08.11 | | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявления народной основы сказки А. С. Пушкина, смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Рассказывать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Выразительное чтение по ролям | Презентация иллюстраций |
27. | 11.11 | | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление идем сказки, роли художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной сказки и литературной. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому. | Текущий | Сравнительный анализ | | |
28. | | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). Урок усвоения новых знаний | 1 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | Пролог к поэме как собирательная картина народных сказок, уметь читать наизусть, делать иллюстрацию. | Личностные: - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках; Метапредметные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное. | Текущий | Выразительное чтение | ||
29-30. | 15.11 18.11 | | Поэзия XIX века о родной природе. Урок усвоения новых знаний | 2 | М.Ю. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива...". Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной ..." Мир и человек. Автор и его отношение к природе. Поэтический мир в различных видах искусства. Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям. | Понятия: стихотворение, стихотворный размер, рифма, тропы и фигуры; метафора, эпитет, антитеза, звукопись; аллитерация, параллелизм, пейзажная лирика (представление). Знать и понимать: особенности построения поэтического произведения. Уметь: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов, анализировать произведение, определять стихотворный размер, тип рифмы. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Выразительное чтение наизусть | Презентация |
31. | 21.11 | | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к личности и творчеству поэта Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения, значения Бородинского сражения в истории Отечественной войны 1812 г. Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г. Воспитание интереса к отечественной истории и культуре. | Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познав. задач. | Текущий | Выразительное чтение наизусть | |
32-33. | 22.11 25.11 | | «Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М. Ю. Лермонтова. Урок усвоения новых знаний | 2 | Выявление художественной идеи стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющейся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины. Воспитание патриотических чувств. | Объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворения, при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий, сопоставлять текст произведения с иллюстрациями Бородинского сражения. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Анализ стихотворения Выразительное чтение наизусть | ЦОР: Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Поле Бородина» и «Бородино» |
34. | 28.11 | | Урок развития речи Сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». Повторительно- обобщающий урок | 1 | Обобщить наблюдения, сделанные в ходе предыдущих уроков, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. | Основные нормы русского литературного языка. Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Личностные: - формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн; Метапредметные: - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров. | Итоговый | Сочинение | |
35. | 29.11 | | Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшим влияние на становление творческой личности писателя; выявление первоначальных представлений о повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя. | Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Ночь перед Рождеством», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | План биографии | Презентация |
36. | 02.12 | | «Ночь перед Рождеством». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление исторической основы. Фольклорных источников и мотивов повести; формирование представлений об образе рассказчика, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей. | Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Тематический | Художественный пересказ | |
37. | 05.12 | | «Ночь перед Рождеством». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление роли фантастических персонажей в произведении, смысла противопоставления реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга; определение художественной идеи повести. | Рассказывать, какие повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды. | Тематический | Анализ повести | Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (проверка знаний творчества Гоголя). | |
38. | 06.12 | | И. С. Тургенев. Детские впечатления. Урок усвоения новых знаний | 1 | Страницы жизни и творчества писателя. «Муму». История создания. Реальная основа повести. Прототипы главных героев. Выразительное чтение текста произведения. | Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | План биографии | ЦОР. В. Порудоминский, Спасское – Лутовиново (заочная экскурсия). |
39-40. | 09.12 12.12 | | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Урок усвоения новых знаний | 2 | Герасим – главный герой повести. Протест Герасима против барыни и её челяди Работа над характеристикой героя. Средства создания его образа. | Понимать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Тематический | Характеристика героя | ЦОР: И.С.Тургенев «Муму» |
41-42. | 13.12 16.12 | | «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. Урок усвоения новых знаний | 2 | Сопоставительная характеристика Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», изменения в главном герое. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, сострадание в рассказе. Отношение автора к героям. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | Знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое. | Тематический | Анализ эпизодов | ЦОР: Повесть И.С. Тургенева «Муму» (проверка знаний учащихся) | |
43. | 19.12 | | Урок развития речи Сочинение по рассказу «Муму». Повторительно- обобщающий урок | 1 | Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему. | Понимать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | Сочинение | |
44-45. | | | Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык». Урок усвоения новых знаний | 2 | Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык»; роли образно-выразительных средств в стихотворениях. Формирование нравственно-эстетических представлений. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | Объяснять литературоведческие термины «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы. | Личностные: - воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; Метапредметные: - овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавател. деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Входной | Стих. в прозе наизусть | |
46. | | | Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление личности поэта. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. А. Некрасова, формирование гуманистического мировоззрения. | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавател. задач. | Входной | План биографии | Презентация |
47. | | | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с творческой историей стихотворения; выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведения. | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Отрывок наизусть | Презентация |
48. | | | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление активной гражданской позиции автора стихотворения. Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников. | Понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог. | Тематический | Анализ эпизода | Презентация | |
49. | | | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Тройка». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представлений о строфе. Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся. | Понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог. | Тематический | выразительное чтение | Презентация | |
50. | | | Урок контроля Проверочная работа. Самостоятельный анализ стихотворения. Повторительно- обобщающий урок | 1 | Отработка навыка самопроверки творческих работ с использованием словарей. | Объяснять понятия: стихотворение; стихотворный размер, рифма, тропы и фигуры; метафора, эпитет, антитеза, звукопись; аллитерация, параллелизм, пейзажная лирика (представление). Понимать особенности построения поэтического произведения. Уметь: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов, анализировать произведение, определять стихотворный размер, тип рифмы. | Личностные: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; Метапредметные: - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | Итоговый | Анализ стихотворения | |
51. | | | Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявление историко-литературной основы рассказа, первоначальных впечатлений о прочитанном. Воспитание интереса к жизни и творчеству Л. Н. Толстого. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Входной | План биографии | Презентация |
52. | | | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев, особенностей взаимоотношений Жилина и горцев, языка произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения. | Объяснять понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Тематический | Знание содержания | |
53. | | | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения. Воспитание гуманистического мировоззрения. | Объяснять понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя. | Тематический | Срав. хар-ка героев | ||
54. | | | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Урок усвоения новых знаний | 1 | Своеобразие языка и композиции рассказа. | Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы. Уметь владеть литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | Тематический | Худож. пересказ | Презентация | |
55. | | | Урок развития речи Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы». Повторительно -обобщающий урок | 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний, выявление нравственных проблем рассказа, смысла противопоставления доброты и любви к людям злобе и нетерпимости. | Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения. Давать сравнительную характеристику героям. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | Сочинение | |
56. | | | А. П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с биографией Чехова, развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира». | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Входной | План биографии | ЦОР: А.П. Чехов Рассказы» |
57. | | | Рассказ «Пересолил». Урок усвоения новых знаний | 1 | Определение темы; осмысление авторской позиции жанровых особенностей рассказа; выявление художественных особенностей произведения. | Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи. Владение литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия». | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Тематический | Анализ рассказа | Презентация |
58. | | | Рассказ «Злоумышленник». Урок усвоения новых знаний | 1 | Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. | Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи. | Тематический | Выразительное чтение по ролям | Презентация | |
59. | | | ВН.ЧТ. Произведения Антоши Чехонте. Повторительно -обобщающий урок | 1 | Рассказы А.П. Чехова. | Характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация». | Итоговый | Художественный пересказ | Презентация | |
60. | | | Урок развития речи Юмористический рассказ «Случай из жизни». Повторительно -обобщающий урок | 1 | Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов А. П. Чехова. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся. | Составление устного рассказа, работа с таблицей, конструирование начала и финала сочинения. | Личностные: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; Метапредметные: - умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; владение устной и письменной монологической речью. | Итоговый | Сочинение | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 ч + 1 ч) | ||||||||||
61. | | | И. А. Бунин. Детские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии И. Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству И. Бунина. | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Входной | План биографии | Презентация |
62. | | | И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Урок усвоения новых знаний | 1 | Тема природы и приемы ее реализации, второй план в стихотворении. Выявление художественной идеи стихотворения. Воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся. | Выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческим термином «стихотворение-размышление». | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Наизусть | Презентация |
63. | | | И. А. Бунин. «В деревне». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа. | Уметь выразительно читать текст; умения давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. | Личностные: трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости»; стремление к постижению «вечных вопросов жизни»; Метапредметные: владение устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное. | Текущий | Худож. пересказ | Презентация |
64. | | | И. Бунин. «Подснежник». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление художественной идеи рассказа. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся. Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе. | Объяснять литературоведческие термины «герой», «персонаж», «повествователь»; уметь понимать и формулировать тему, идею и нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | Личностные: - формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; противопоставление искренности, доверчивости, стремления к прекрасному – пошлости, грубости и равнодушию; Метапредметные: - формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. | Текущий | Анализ произведения | Презентация |
65. | | | Л. Андреев. Краткие сведения о писателе. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения, определения творческих интересов писателя. Воспитание интереса к творчеству Л. Н. Андреева. | Объяснять литературоведческие термины «финал»; понимать связи литературных произведений с эпохой их написания; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. | Личностные: - формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; противопоставление одухотворяющей силы природы губительной и равнодушной силе города; жестокая действительность, разрушающая мечты о счастье, - причина апатии и духовной смерти; Метапредметные: - формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. | Входной | План биографии | Презентация |
66. | | | Л. Андреев «Петька на даче». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни города, выявление её пагубного влияния на души людей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся. | Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Пересказ | Презентация |
67. | | | Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление смысла противопоставлений жестокой и грязной жизни города и одухотворенного бытия природы; формирование представлений об авторской позиции. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся. | Знать факты биографии Л.Н. Андреева, содержание рассказа. | Текущий | Худож. особенности языка | Презентация | |
68-69. | | | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии А. И. Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. И. Куприна. | Знать факты биографии А. И. Куприна, содержание рассказа. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Входной | Факты биографии. Пересказ | Презентация |
70. | | | Детские впечатления А.А. Блока. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Блока, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Блока. | Знать факты биографии А. А. Блока, стихотворения А. А. Блока. Уметь анализировать поэтический текст, рассказывать о поэте по ключевым словам. | Личностные: - формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к неуспокоенности, к борьбе; Метапредметные: - формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении. | Входной | План биографии | Презентация |
71-72. | | | А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» Урок усвоения новых знаний | 2 | Выявление объединяющего начала стихотворений А. Блока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся. | Уметь анализировать поэтический текст, рассказывать о поэте по ключевым словам. Выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческими терминами «антитеза», «художественное пространство». | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавател. задач. | Тематический | Наизусть | Презентация |
73. | | | С.А. Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии С. Есенина, оказавшими влияние на процесс формирования творческой личности поэта; выявление роли книги, общения с природой в его судьбе. | Знать основные события жизни С. Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Тематический | План биографии | Презентация |
74. | | | С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление художественной идеи стихотворения С. А. Есенина. Воспитание любви к родине и родной природе. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Выраз. чтение | Презентация | |
75. | | | С.А. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление особенностей мировосприятия поэта, поэтической манеры С. А. Есенина. Воспитание любви к родной природе. | Тематический | Наизусть | Презентация | ||
76. | | | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии А. А. Платонова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству А. А. Платонова. Выявление худож. идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творч. личности. | Знать факты биографии А. П. Платонова, содержание рассказа. Уметь художественно пересказывать фрагмент; умение составлять словарь для характеристики предметов и явлений; умение давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «мифологическое сознание». | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Факты биографии | ЦОР: А.П.Платонов |
77. | | | А.П. Платонов. «Цветок на земле». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобраз. средств в нём. Формирование нравственно-эстетич. представлений учащихся. | Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам. Уметь воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев. | Текущий | Худож. пересказ | Презентация | |
78. | | | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству П. П. Бажова. | Факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Входной | Факты биографии | Презентация |
79-80. | | | П. П. Бажов «Каменный цветок». . Урок усвоения новых знаний | 2 | Человек труда в сказе П. Бажова. Приёмы создания художественного образа Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренне силы. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся. | Понимать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику героям, отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм». | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавател. задач. | Тематический | Особенности языка | Презентация |
81. | | | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. «Три охотника». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии Н. Н. Носова; актуализация читательского опыта учащихся, выявление их читательских предпочтений. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н. Н. Носова. | Выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр. | Личностные: -формирование представлений о деликатности, ранимости, доброжелательности, точности в оценке явлений и событий; Метапредметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности. | Текущий | Факты биографии | ЦОР: Е.И.Носов. Рассказы |
82.. | | | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии В. П. Астафьева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Воспитание интереса к творчеству В. П. Астафьева. | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Входной | Факты биографии | Презентация |
83-84. | | | Рассказ «Васюткино озеро». Урок усвоения новых знаний | 2 | Выявление основных черт характера героя, его знаний об окружающем мире, обусловивших поведение мальчика в лесу. Выявление худож. идеи рассказа, состоящей в утверждении бережного и внимательного отношения к природе. Воспитание нравственно-эстетич. представлений учащихся. | Содержание прочитанного произведения Уметь: определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа. Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки). | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Черты характера героя | Презентация |
85. | | | Урок развития речи Подготовка к сочинению «Как Васютка выжил в тайге». Повторительно -обобщающий урок | 1 | Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов В. П. Астафьева. Формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся. | Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения. Давать характеристику героям. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Итоговый | Сочинение | |
86. | | | Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Урок усвоения новых знаний | 1 | Знакомство с некоторыми фактами биографии Е. И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Выявление художественной идеи рассказа. Воспитание интереса к творчеству Е. И. Носова. Мир глазами Ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. | Уметь различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа. | Личностные: - формирование представлений о милосердии, готовности помочь, сострадании, человеколюбии; Метапредметные: - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное. | Текущий | Худож. пересказ | Презентация |
87-88. | | | Родная природа в произведениях писателей XX века. Урок усвоения новых знаний | 2 | В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби». | Знать двусложные размеры стиха, роль антитезы в стихотворении. Знать художественные средства, предающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Тематический | Выразительное чтение наизусть | Презентация |
Из зарубежной литературы (15 ч) | ||||||||||
89-90. | | | Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе. | Знать: биографию и творчество Дефо, современное значение слов «робинзон» и «робинзонада». Уметь: анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравствен. качества, которые помогли выжить на острове, доказывать, что роман Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, пересказывать эпизоды произведения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Анализ эпизода | ЦОР: Особенности повествовательной структуры в «Робинзоне Крузо» Дефо |
91-92. | | | Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. «Соловей». Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; актуализация знаний учащихся в ходе викторины по творчеству писателя. Воспитание интереса к жизни и творчеству Х. К. Андерсена. | Знать содержание прочитанного произведении. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различ. учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Худож. пересказ | ЦОР: Сказки Андерсена ЦОР: Г.Х.Андерсен. |
93-94. | | | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, нашедшими отражение в книге «Приключения Тома Сойера», выявление роли творчества М. Твена в мировом литературном процессе, актуализация знаний учащихся. | Знать содержание прочитанного произведении. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Анализ эпизода | Презентация |
95. | | | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Урок усвоения новых знаний | 1 | Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа Тома Сойера. | Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев. | Текущий | Анализ эпизода | Презентация | |
96-97. | | | Ж. Рони–старший. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя; выявление гуманистической идеи отрывка из повести «Борьба за огонь». | Знать биографию писателя, содержание повести. Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Худож. пересказ | Презентация |
98-99. | | | Дж. Лондон «Сказание о Кише». Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, оказавшими влияние на формирование мировоззрений Дж. Лондона. Выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви. | Знать содержание прочитанного произведении. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Худож. пересказ | ЦОР: Джек Лондон |
100-101 | | | А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). Урок усвоения новых знаний | 2 | Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление качеств характера героя произведения А. Линдгрен – Эмиля, актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины по произведениям писателя. | Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Текущий | Худож. пересказ | Презентация |
102 | | | Подведение итогов года. Литературная игра. Повторительно -обобщающий урок | 1 | Обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций учащихся. | Знать и уметь: определять роды и жанры произведений; владеть теоретико–литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | | | |
103 | | | Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. | 1 | | | | | | |
104-105 | | | Резервные уроки | 2 | | | | | | |