Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для 5 класса
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Главного управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»
Рассмотрено Руководитель школьного методического объединения учителей _______________________ ________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2013 г |
Согласовано Заместитель директора _________/Л.Е.Иванова/ ФИО «___» ___________2013 г |
Утверждаю Директор ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Иркутской области __________/И.М.Пескова/ ФИО Приказ №______ от «___» ___________2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по___курсу «литература Восточной Сибири»
_________________________________________________________
(наименование учебного курса, предмета)
для___5____класса
на 2013/2014 учебный год
Составитель программы
Граф Анна Родионовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе примерной программы учебного курса «Писатели Восточной Сибири» 2007г., разработанной в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области за № 619-дпр от 07. 05. 2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007/2008, 2008/2009 учебные годы, рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом образовательного учреждения ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Иркутской области».
УМК состоит из книги для учащихся «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ», программы учебного курса и методических рекомендаций к учебной хрестоматии для учителя. Автором этих пособий является О. Н. Шахерова, ВостСибкнига, Иркутск, 2007 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков, призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей. Программа расширяет и дополняет знания учащихся о литературном процессе, даёт представление о жизни народностей региона, как в прошлом, так и в настоящее время.
Цели обучения курса «Писатели Восточной Сибири»:
формирование представлений об истории и культуре родного края;
формирование знаний учащихся о единстве историко - литературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;
формирование эстетического вкуса;
формирование нравственных идеалов;
воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;
воспитание культуры чтения;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Писатели Восточной Сибири» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».
На основании требований Государственного образовательного стандарта, ФГОС предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
1) приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
2) овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
3) овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
4)свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа «Писатели Восточной Сибири» для учащихся 5-х классов рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области, развитие духовно – нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Личностные задачи:
воспитание духовной развитой личности;
формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе родного края;
усвоение нравственных ценностей многонационального российского общества;
развитие эстетического осознания собственной духовной причастности к красоте и уникальности природы родного края.
Метапредметные задачи:
1. смысловое чтение произведений;
2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
3. умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
4. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные задачи/результаты:
привлечение внимания к устному народному творчеству народов Восточной Сибири;
знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;
развитие эмоционального восприятия художественных произведений;
умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с привлечением образных средств;
формирование навыков анализа произведений с привлечением литературоведческих понятий;
восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В результате изучения курса, а также в ходе внеурочной деятельности у обучающихся должны быть сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Классификация универсальных учебных действий
Личностные
Ценностно-смысловая ориентация учащихся
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Познавательные
Постановка и формулирование проблемы
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
Ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
Определение основной и второстепенной информации
Структурирование знания
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Волевая саморегуляция −способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Коммуникативные.
.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Постановка вопросов
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Разрешение конфликтов
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением партнера
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный курс рассчитан на 34 часа. В календарно-тематическом планировании уроки расписаны на 35 часов, 1 час отводится на повторение и систематизацию изученного (на выбор: обсуждение собирательской работы учеников после изучения темы «Устное народное творчество»; библиотечный урок; урок-встреча с местным поэтом или писателем, который расскажет о своём творчестве).
III. ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
||
I. |
Вводный урок. Литература родного края (1 час) |
||
II. |
Устное народное творчество |
Устное народное творчество (13 часов) |
Устное народное творчество (13 часов) |
|
Русские сказки |
Русские сказки (4 часа) |
Бурятские сказки (4 часа) |
|
Бурятские сказки |
Бурятские сказки (4 часа) |
Тофаларские сказки (1 час) |
|
Тофаларские сказки |
Тофаларские сказки (1 час) |
Эвенкийские сказки (4 часа) |
|
Эвенкийские сказки |
Эвенкийские сказки (4 часа) |
Русские сказки Восточной Сибири (3 часа) |
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» (1 час). Сочиняем сказку (практическая работа) |
|||
III. |
Человек и природа |
Человек и природа (5 часов) |
Человек и природа ( 5 часов) |
|
С.Устинов «Любопытный бурундук» |
С.Устинов «Любопытный бурундук» (1час) |
С.Устинов «Любопытный бурундук» (1час) |
|
А.Смирнов «Черника-хранитель тысячелетий» |
А.Смирнов «Черника-хранитель тысячелетий» (1 час) |
А.Смирнов «Черника-хранитель тысячелетий» (1 час) |
|
В.Распутин «В тайге над Байкалом» |
В.Распутин «В тайге над Байкалом» (3 часа) |
В.Распутин «В тайге над Байкалом» (3 часа) |
IV. |
Стихи и проза для детей (14 часов) |
Стихи и проза для детей (14 часов) |
Стихи и проза для детей (14 часов) |
|
Г.Граубин. Стихи |
Г.Граубин. Стихи (2 часа) |
Г.Граубин. Стихи (2 часа) |
|
И.Луговской. Стихи |
И.Луговской. Стихи (1 час) |
И.Луговской. Стихи (1 час) |
|
Ю.Черных. Стихи |
Ю.Черных. Стихи (1 час) |
Ю.Черных. Стихи (1 час) |
|
Стихи сибирских поэтов |
Стихи местных поэтов (1 час) |
Стихи местных поэтов (1 час) |
|
А.Шастин «Пример для подражания» |
А.Шастин «Пример для подражания» (1 час) |
А.Шастин «Пример для подражания» (1 час) |
|
Ю.Самсонов «Мешок снов» |
Ю.Самсонов «Мешок снов» (2 часа) |
Ю.Самсонов «Мешок снов» (2 часа) |
|
Г.Михасенко «Тётя Атиса» |
Г.Михасенко «Тётя Атиса» ( 4 часа) |
Г.Михасенко «Тётя Атиса» ( 4 часа) |
|
М.Сергеев «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем» |
М.Сергеев «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем» (1 час) |
М.Сергеев «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем» (1 час) |
|
Г,Машкин «Лютня» |
Г,Машкин «Лютня» (1 час) |
Г,Машкин «Лютня» (1 час) |
V. |
Резервный урок (1 час) |
Резервный урок (1 час) |
Повторение и систематизация изученного. Тест. (1 час) |
VI. |
Итоговое занятие (1 час) |
Итоговое занятие (1 час) |
Итоговое занятие (1 час) |
Итого 34 часа |
Итого 34 часа |
Итого 35 часов |
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Устное народное творчество (13 часов)
Литература родного края. Творчество народов Восточной Сибири (1 час)
Бурятская народная сказка «Упрямый парень» (1 час).
Знакомство с произведениями бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка «Жёлто пёстрая змея и охотник» как волшебная сказка (1 час).
Бурятские народные социально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезъяна» (2 часа).
Тофаларские народные сказки (1 час).
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.
Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» (2 час).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках
Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. В. П. Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции (понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля ( вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка «Митя» (2 часа).
Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы М. К. Азадовский и Е. И. Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение 20 века ( Реалистичное) ( жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединяющихся в финале.
2. Человек и природа (5 часов)
Рассказ Семёна Устинова «Любопытный бурундук» (1 час).
Знакомство с произведениями современного иркутского учёного и писателя. В рассказе описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника- хранитель тысячелетий» (1 час).
Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягоднго кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» (3 часа).
Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
3. Стихи для детей (5 часов)
Стихотворения Георгия Граубина (2 часа).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина.
Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лёд» (1 час).
Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черных «Весёлый разговор « и «Необычные гости» (1 час).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна животного мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
Стихотворения сибирских поэтов о родном крае (1час).
Знакомство с произведениями современных братских поэтов, в которых передаётся чувство любви к родному городу и родной природе. Своеобразие художественного мира стихов.
4. Проза для детей (9 часов)
Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» (1 час).
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» (2 часа).
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте.
Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тётя Атиса» (4 часа).
Знакомство с фантастическим рассказом Г. Михасенко «Тётя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.
Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» (1 час).
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина «Лютня» (1 час).
Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, художественная деталь.
Повторение и систематизация изученного по курсу «Писатели Восточной Сибири» (1 час)
Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири» (1 час).
На выбор учителя или задания для групп обучающихся:
1) беседа об особо любимом или уважаемом учителе класса, которая явится тематическим продолжением предыдущего урока;
2) презентация «Моё открытие сибирской литературы», построенная на анализе или демонстрации творческих работ обучающихся по наиболее понравившимся или запомнившимся произведениям, изученным в курсе;
3) виртуальная экскурсия в историко-краеведческий музей, знакомство с литературными произведениями местных поэтов и писателей.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ К КОНЦУ 2013-2014 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны научиться:
устно:
правильно, бегло и выразительно читать вслух художественное произведение, в том числе и наизусть;
пересказывать отрывок из художественного произведения: подробно, выборочно, сжато, от другого лица;
давать развернутый ответ на вопрос (рассказ о литературном герое, характеристика героя);
составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
владеть монологической и диалогической речью;
использовать различную справочную, дополнительную литературу;
письменно:
давать развернутый ответ на поставленный вопрос, создавать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную и свободную темы;
создавать рассказ-характеристику одного из героев;
создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу;
составлять план сочинения;
создавать оригинальные (по возможности) произведения (сказки, частушки, рассказы, стихотворения).
Чтение прерывистое, не выразительное, медленное, с многочисленными ошибками.
Способы оценивания результативности обучения являются:
пятибалльная система оценки;
тестирование;
учебные проекты;
мониторинг качества знаний;
учебные портфолио;
тьюторство;
критериальное оценивание.
Формы, способы и средства контроля учащихся:
написание сочинений-миниатюр по литературным произведениям;
различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;
творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письменные);
составление плана будущего сочинения;
написание отзыва о произведении;
создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев;
создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа);
проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
тестирование;
контрольные вопросы;
самостоятельные работы.
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов;
Писатели Восточной Сибири: Библиографический указатель. Выпуск 2.Ч.1-Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во,1983;
Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов Общеобразовательных школ. Автор-составитель О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2011;
Шастина Е.И.Сказки ленских берегов. – Иркутск, 1971;
Шастина Е.И.Сказки и сказочники Лены - реки. – Иркутск, 1975;
Шастина Е.И.Сказки, сказочники, современность. – Иркутск, 1981;
Шастина Е.И.Фольклорные традиции в Восточной Сибири. – Иркутск, 1975;
Шаманство/ Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6. Часть первая. – М.:Аванта-плюс, 1996;
Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Изд. 2-е, доп. – Иркутск, 2002;
Сказки народов Сибири. – Красноярск, «Витал», 1992;
Словарь русских говоров Прибайкалья: Вып.2. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1987;
Антология иркутской поэзии 20 века: Изд-во «Сибирь» совместно с изд-вом «Иркутский писатель», 2000;
Корнилов В.Верю, боль моя в храмы войдёт. – Избранное – Иркутск: Изд-во «Иркутский писатель», 2004;
Лисица А.Опять звонят колокола. – М.: РИФ «Рой», 2005.
2. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, аудиосистемы.
3. Экранно-звуковые пособия: звукозаписи магнитные учебные, видеофильмы DVD учебные, компьютерные программы-тренажеры.
4. Оборудование класса: экран, таблицы учебные, раздаточный дидактический материал.