Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе по УМК «Школа России»
Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1от22.08.2017 г. Руководитель МО ______(Попова Л.Н.) |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВРДемьяненко И.Н. Подпись 22.08.2017 г. |
ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1от28 августа 2017 г. Председатель __________ Воликов Ю.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор _______ Воликов Ю.В. Приказ от 31.08.2017 г. № 123 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 1 класс
Количество часов: 4 часа
Учитель: Литвинова М.Д.
Квалификационная категория: высшая
2017-2018 учебный год
РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА».
Рабочая программа по курсу «Литературному чтению» в 1 классе составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- - приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
-приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
Рабочая программа разработана с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Плешаков А.А., Железникова О.А. Концепция учебно-методического комплекта «Школа России»— М.: Просвещение, 2015.
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций — М.: Просвещение, 2014.
Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2016.
Климанова «Литературное чтение». Методическое пособие с поурочными разработками. 1класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2015
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /8-е изд. — М.: Просвещение, 2016.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 частях— М.: Просвещение, 2016.
Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс— М.: Просвещение, 2016.
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 1 класс— М.: Просвещение, 2016.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-овладение осознанным, правильным, плавным слоговым чтением отдельных слов и предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами;
-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, предусматривает обязательное изучение курса «Литературное чтение» в 1классе в объёме 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте 1 и 40 ч (10 учебных недель) — урокам литературного чтения. В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 130 часов.
Срок реализации программы - 2017-2018 учебный год.
РАЗДЕЛ «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА».
Личностные
Учащиеся научатся:
с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к своей малой родине;
отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.
Учащиеся получат возможность научиться:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людям другой национальности; с интересом читать произведения других народов.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;
принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);
планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;
сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходства и различия;
сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;
отличать произведения устного народного творчества от других произведений;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.
Учащиеся получат возможность научиться:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы учителя по теме урока;
создавать связное высказывание из 3—4 простых предложений с помощью учителя;
слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
Учащиеся получат возможность научиться:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);
осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;
читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;
различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;
отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);
отличать прозаический текст от поэтического;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
называть героев произведения, давать характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;
находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности
РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Раздел «Обучение грамоте»
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Раздел «Литературное чтение»
Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Структура учебного курса
Раздел «Обучение грамоте»
Подготовительный период ( 14 часов)
Букварный период (57 часов)
Послебукварный период (20 часов)
Раздел «Литературное чтение»
Жили-были буквы. (8 часов)
Сказки, загадки, небылицы (7 часов)
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 часов)
И в шутку и всерьёз(6 часов)
Я и мои друзья(5 часов)
О братьях наших меньших(8 часов)
РАЗДЕЛ «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ урока |
Раздел (количество часов) Тема урока |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
Дата проведения урока |
Корректировка даты (в случае необходимости) |
|||
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н Ы Й П Е Р И О Д ( 14 часов) |
|||||||
1 |
«Азбука» – первая учебная книга . |
1 |
1.09 |
||||
2 |
Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. |
1 |
4.09 |
||||
3 |
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. |
1 |
5.09 |
||||
4 |
Люби все живое. Слово и слог |
1 |
7.09 |
||||
5 |
Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение. |
1 |
8.09 |
||||
6 |
Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи |
1 |
11.09 |
||||
7. |
Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки |
1 |
12.09 |
||||
8. |
Век живи, век учись. Как образуется слог? |
1 |
14.09 |
||||
9 |
Повторение-мать учения . |
1 |
15.09 |
||||
10 10 |
Азбука - к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функция . |
1 |
18.09 |
||||
11 |
Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге- слиянии . |
1 |
19.09 |
||||
12 |
Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буквы И, и; их функция в слоге- слиянии . |
1 |
21.09 |
||||
13 |
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы; ее функция в слоге- слиянии . |
1 |
22.09 |
||||
14 |
Ученье- путь к уменью. Гласный звук [у]. Буквы У,у; их функция в слоге- слиянии. |
1 |
25.09 |
||||
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (57 часов) |
|||||||
15 |
Труд кормит, а лень портит. Звуки [н] [н']. Буквы Н, н |
1 |
26.09 |
||||
16 |
Старый друг лучше новых двух. Звуки [с] [с']. Буквы С,с |
1 |
28.09 |
||||
17 |
Каков мастер, такова и работа. Звуки [к,] [к']. Буквы К, к. |
1 |
29.09 |
||||
18 |
А. С. Пушкин «Сказки». Звуки [т] [т'] Согласные звуки[т] [т']. Буквы Т, т. |
1 |
2.10 |
||||
19 |
К. И. Чуковский «Сказки». Звуки [л,] [л']. Буквы Л, л. |
1 |
3.10 |
||||
20 |
А. С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» Согласные звуки [р] [р']. Буквы Р, р. |
1 |
5.10 |
||||
21 |
Век живи, век учись. Звуки [в,] [в']. Буквы В, в. |
1 |
6.10 |
||||
22 |
Согласные звуки [в,] [в']. Буквы В, в. |
9.10 |
|||||
23 |
Русская народная сказка. Звуки [й'э] [э]. Буквы Е, е. |
1 |
10.10 |
||||
24 |
Красуйся, град петров! Звуки [п,] [п']. Буквы П, п. |
1 |
12.10 |
||||
25 |
Согласные звуки [п,] [п']. Буквы П, п. |
1 |
13.10 |
||||
26 |
Москва - столица России. Звуки [м,] [м']. Буквы М, м. |
1 |
16.10 |
||||
27 |
Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках. |
1 |
17.10 |
||||
28 |
О братьях наших меньших. Звуки [з,] [з']. Буквы З, з. |
1 |
19.10 |
||||
29 |
Закрепление умения чтения предложений с буквами З,з. |
1 |
20.10 |
||||
30 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Звуки [б,] [б']. Буквы Б, б. |
1 |
23.10 |
||||
31 |
Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. |
1 |
24.10 |
||||
32 |
Терпение и труд все перетрут. Звуки [д,] [д']. Буквы Д, д. |
1 |
26.10 |
||||
33 |
Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д-Т в слогах и словах. |
1 |
27.10 |
||||
34 |
Россия – Родина моя. Звуки [й'а] , [а]. Буквы Я, я. |
1 |
30.10 |
||||
35 |
Чтение текстов с изученными буквами. |
1 |
31.10 |
||||
36 |
Чтение текстов с изученными буквами. |
1 |
2.11 |
||||
37 |
Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [ г,] [г']. Буквы Г, г . |
1 |
13.11 |
||||
38 |
Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении . |
1 |
14.11 |
||||
39 |
Делу время, а потехе час. Звук [ч']. Буква Ч. Правописание сочетаний ча-чу . |
1 |
16.11 |
||||
40 |
Буква Ч (закрепление). |
1 |
17.11 |
||||
41 |
Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь. |
1 |
20.11 |
||||
42 |
Буква ь как показатель мягкости согласных звуков. |
1 |
21.11 |
||||
43 |
Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш ]. Буквы Ш, ш. |
1 |
23.11 |
||||
44 |
Буква Ш (закрепление). |
1 |
24.11 |
||||
45 |
Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж ]. Буквы Ж, ж. |
1 |
27.11 |
||||
46 |
Буквы Ж, ж, сочетания жи-ши (закрепление) . |
1 |
28.11 |
||||
47 |
Люби все живое. Звуки [й'о], [о]. Буквы Ё,ё. |
1 |
30.11 |
||||
48 |
Буква Ё (закрепление) . |
1 |
1.12 |
||||
49 |
Жить – Родине служить. Звук [й']. Буквы й. |
1 |
4.12 |
||||
50 |
Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х,] [х']. Буквы Х, х |
1 |
5.12 |
||||
51 |
Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х. |
1 |
7.12 |
||||
52 |
Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [ х,] [х']. Буквы Х, х |
1 |
8.12 |
||||
53 |
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й'у], [у]. Буквы Ю, ю . |
1 |
11.12 |
||||
54 |
Буквы Ю,ю (закрепление) . |
1 |
12.12 |
||||
55 |
Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц,ц. |
1 |
14.12 |
||||
56 |
Звук [ц]. Буквы Ц,ц (закрепление) . |
1 |
15.12 |
||||
57 |
Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э,э |
1 |
18.12 |
||||
58 |
Гласный звук [э]. Буквы Э,э (закрепление) |
1 |
19.12 |
||||
59 |
Русская народная сказка «По щучьему велению. Звук [щ']. Буквы Щ,щ. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. |
1 |
21.12 |
||||
60 |
Звук [щ']. Буквы Щ,щ (закрепление) . |
1 |
22.12 |
||||
61 |
«Играют волны, ветер свищет…» Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф |
1 |
25.12 |
||||
62 |
Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф (закрепление) |
1 |
26.12 |
||||
63 |
Бог не в силе, а в правде. Буквы ь и ъ |
1 |
28.12 |
||||
64 |
Игра в слова. |
1 |
29.12 |
||||
|
|||||||
65 |
Буквы ь и ъ (закрепление). |
1 |
11.01 |
||||
66 |
Доброе дело - великое счастье. Отработка техники чтения. |
1 |
12.01 |
||||
67 |
Л. Толстой «Правда всего дороже». |
1 |
15.01 |
||||
68 |
Л. Толстой «Три калача и одна баранка». |
1 |
16.01 |
||||
69 |
Русский алфавит . |
1 |
18.01 |
||||
70 |
И. Суриков «Зима». |
1 |
19.01 |
||||
71 |
С. Маршак «Буквы». |
1 |
22.01 |
||||
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (20 часов) |
|||||||
72 |
В. Берестов «Читалочка». Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить». |
1 |
23.01 |
||||
73 |
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество». Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине. |
1 |
25.01 |
||||
74 |
История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. |
1 |
26.01 |
||||
75 |
В. Крупин Первый букварь». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки. |
1 |
29.01 |
||||
76 |
А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. |
1 |
30.01 |
||||
77 |
Л.Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. |
1 |
1.02 |
||||
78 |
К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей. |
1 |
2.02 |
||||
79 |
К.И. Чуковский Телефон.Путаница. |
1 |
5.02 |
||||
80 |
К.И. Чуковский Телефон., Путаница Инсценирование стихотворения. |
6.02 |
|||||
81 |
В.В. Бианки «Первая охота». |
1 |
8.02 |
||||
82 |
С.Я. Маршак «Угомон» «Дважды два». |
1 |
9.02 |
||||
83 |
М.М. Пришвин «Предмайское утро» . |
1 |
19.02 |
||||
84 |
М.М. Пришвин «Глоток молока». |
1 |
20.02 |
||||
85 |
А.Л. Барто«Помощница» «Зайка» «Игра в словах». |
1 |
22.02 |
||||
86 |
Стихи А.Л. Барто. |
1 |
26.02 |
||||
87 |
С.В. Михалков «Котята». |
1 |
27.02 |
||||
88 |
Б.В. Заходер «Два и три». |
1 |
1.03 |
||||
89 |
В.Д. Берестов «Пёсья песня» «Прощание с другом». |
1 |
2.03 |
||||
90 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
5.03 |
||||
91 |
Анализ результатов работы и работа над ошибками. |
1 |
6.03 |
||||
ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ. (8 часов) |
|||||||
92 |
Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием. |
1 |
9.03 |
||||
93 |
В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. |
1 |
12.03 |
||||
94 |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. |
1 |
13.03 |
||||
95 |
С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. |
1 |
15.03 |
||||
96 |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». |
1 |
16.03 |
||||
97 |
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». |
1 |
19.03 |
||||
98 |
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. |
1 |
20.03 |
||||
99 |
Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведения. Знакомство с элементами книги. |
1 |
22.03 |
||||
Сказки, загадки, небылицы (7 часов) |
|||||||
100 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. |
1 |
23.03 |
||||
101 |
Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей |
1 |
2.04 |
||||
102 |
Русская народная сказка «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. |
1 |
3.04 |
||||
103 |
Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок. |
1 |
5.04 |
||||
104 (13) |
Русские народные потешки. |
1 |
6.04 |
||||
105 |
Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. |
1 |
9.04 |
||||
106 (15). |
Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы». |
1 |
10.04 |
||||
Апрель, апрель. 3венит капель!(5 часов) |
|||||||
107 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. |
1 |
12.04 |
||||
108 |
А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. |
1 |
13.04 |
||||
109 |
Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. |
1 |
16.04 |
||||
110 |
И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. |
1 |
17.04 |
||||
111 (20) |
Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». |
1 |
19.04 |
||||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ(6 часов) |
|||||||
112 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. |
1 |
20.04 |
||||
113 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. |
1 |
23.04 |
||||
114 |
Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. |
1 |
24.04 |
||||
115 |
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. |
1 |
26.04 |
||||
116 |
И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. |
1 |
27.04 |
||||
117 (26) |
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». |
1 |
3.05 |
||||
Я И МОИ ДРУЗЬЯ(5 часов) |
|||||||
118 |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. |
1 |
4.05 |
||||
119 |
«Подарок». Анализ и оценка поступков героев. В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. |
1 |
7.05 |
||||
120 |
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев. |
1 |
8.05 |
||||
121 (30). |
Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев. |
1 |
10.05 |
||||
122 (31). |
Обобщение по теме «Я и мои друзья». |
1 |
11.05 |
||||
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ(8часов) |
|||||||
123 (32). |
Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. |
1 |
14.05 |
||||
124 |
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. |
1 |
15.05 |
||||
125 (34). |
В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. |
1 |
17.05 |
||||
126 (35) |
И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев. |
1 |
18.05 |
||||
127 (36). |
Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений. |
1 |
21.05 |
||||
128 (37).
|
Обобщающий урок «О братьях наших меньших».
|
1
|
22.05 |
||||
129 (38 -40) |
Интегрированная проверочная работа. |
1 |
24.05 |
||||
130 |
Анализ результатов работы и работа над ошибками. |
1 |
25.05 |
||||
Итого 130 ч |