Рабочая программа по обучению чтению и литературному чтению 1 класс УМК «Школа России»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Баскаковская средняя школа» и авторской программы В. Г. Горецкий «Обучение чтению»; Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. 1 – 4 классы»
Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой, умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к чтению, эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе; пробуждение познавательного интереса к предмету, стремления совершенствовать свою речь; воспитание интереса к чтению и книге;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всегта): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Важнейшим аспектом предмета является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 ч в неделю (33 учебные недели)
Распределение учебного материала и время его изучения:
Количество часов в год – 132 ч
Количество часов в неделю – 4 ч
Количество часов в I четверти – 34 ч
Количество часов во II четверти – 30 ч
Количество часов в III четверти – 36 ч
Количество часов в IV четверти – 32 ч
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
1 |
Добукварный период |
19 ч |
2 |
Букварный период |
57 ч |
3 |
Послебукварный период |
16 ч |
4 |
Основной курс |
40 ч |
Вводный урок |
1 7 7 5 8 6 6 |
|
Жили-были буквы |
||
Сказки, загадки, небылицы |
||
Апрель, апрель, звенит капель |
||
И в шутку и в серьёз |
||
Я и мои друзья |
||
О братьях наших меньших |
||
Итого |
132 |
Содержание учебного предмета
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.
Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Вводный урок (1 ч)
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (8 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (6 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (6 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
На внеклассное чтение отводится 20 мин. в неделю
Изучается во всех разделах.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
– восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
– высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую
– овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.
Коммуникативные УУД
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуника тивных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
– умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
- умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Азбука 1 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011.
2. Л. Ф. Климанова, учебник «Литературное чтение» для 1класса, 1 и 2 ч., Москва,
«Просвещение» 2011.
3. Электронное приложение к учебнику «Азбука»
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – 2-е издание, переработанное. Москва «Просвещение» 2010
5. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. Авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С.И. Волкова, В. Г. Горецкий, М.Н.Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011
6. О. Е. Жиренко, Л. А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс - М.: ВАКО, 2012.
7. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс, М.: ВАКО, 2011
8. Э. Н. Золотухина. Обучение грамоте. Русский язык. Литературное чтение, 1 класс: рабочие программы по системе учебников «школа России». – Волгоград: Учитель, 2012
9. Словари:
- Школьный толковый словарь русского языка. М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская
- Толковый словарь русского языка. С. И. Ожигов
- Орфографический словарь.
10. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. Горецкий В. Г.
11. Репродукции картин
12. Предметные картинки. Сказочные герои.
13. Портреты писателей и поэтов
14. Мультимедийные презентации к урокам, физкультминутки
15. Технические средства:
- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Обучение чтению. Азбука. В. Г. Горецкий
1 класс
92 ч
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Добукварный период |
19 |
||
1 |
«Азбука» - первая учебная книга |
1 |
|
2 |
Устная и письменная речь. Предложение |
1 |
|
3 |
Слово и предложение |
1 |
|
4 |
Слог как минимальная произносительная единица языка |
1 |
|
5 |
Ударение. Ударный слог |
1 |
|
6 |
Звуки в окружающем мире и речи |
1 |
|
7 |
Гласные и согласные звуки |
1 |
|
8 |
Слог-слияние |
1 |
|
9 |
Повторение и обобщение пройденного материала |
1 |
|
10-11 |
Гласный звук [а], буквы А, а |
2 |
|
12-13 |
Гласный звук [о], буквы О, о |
2 |
|
14-15 |
Гласный звук [и], буквы И, и |
2 |
|
16-17 |
Гласный звук [ы], буква ы |
2 |
|
18-19 |
Гласный звук [у], буква У, у |
2 |
|
Букварный период |
57 |
||
20-21 |
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н |
2 |
|
22-23 |
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с |
2 |
|
24-25 |
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к |
2 |
|
26-27 |
Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т |
2 |
|
28-29 |
Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л |
2 |
|
30-31 |
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р |
2 |
|
32-33 |
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в |
2 |
|
34-35 |
Гласные буквы Е, е |
2 |
|
36-37 |
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п |
2 |
|
38-39 |
Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. |
2 |
|
40-41 |
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з |
2 |
|
42- 44 |
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б |
3 |
|
45-46 |
Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д |
2 |
|
47- 49 |
Гласные буквы Я, я |
3 |
|
50-51 |
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г – к |
2 |
|
52-53 |
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. |
2 |
|
54-55 |
Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
2 |
|
56-57 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши |
2 |
|
58-59 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш] |
2 |
|
60-61 |
Гласные буквы Ё, ё |
2 |
|
62-63 |
Согласный звук [й,], буквы Й, й |
2 |
|
64-65 |
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х |
2 |
|
66-67 |
Гласные буквы Ю, ю. |
2 |
|
68-69 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц |
2 |
|
70-71 |
Гласный звук [э], буквы Э, э |
2 |
|
72-73 |
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. |
2 |
|
74 |
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф |
1 |
|
75 |
Мягкий и твёрдый разделительные знаки |
1 |
|
76 |
Русский алфавит |
1 |
|
Послебукварный период |
16 |
||
77 |
Как хорошо уметь читать. С. Маршак «Ты эти буквы заучи». В. Берестов «Читалочка». Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». |
1 |
|
78 |
Одна у человека мать; одна у него и Родина. К. Ушинский «Наше Отечество». |
1 |
|
79 |
История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские» |
1 |
|
80 |
История создания первого букваря. В. Крупин «Первый букварь». |
1 |
|
81 |
А. С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. |
1 |
|
82 |
Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступков героев. |
1 |
|
83 |
К. Д. Ушинский. Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей |
1 |
|
84 |
К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. И. Чуковского для детей |
1 |
|
85 |
К. И. Чуковский «Путаница». Особенности стихотворения-небылицы. |
1 |
|
86 |
В. В. Бианки «Первая охота» |
1 |
|
87 |
С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» |
1 |
|
88 |
М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». Знакомство с текстом-описанием. Герой рассказа |
1 |
|
89 |
А. Л. Барто. Стихи для детей «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» |
1 |
|
90 |
Весёлые стихи для детей С. В. Михалкова, Б. В. Заходера, В. Д. Берестова. |
1 |
|
91 |
Презентация проекта «Живая азбука» |
1 |
|
92 |
Обобщение пройденного материала |
1 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
1 класс
40 ч
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Вводный урок. Знакомство с учебником |
1 |
|
Жили-были буквы |
7 |
||
2 |
В. Данько «Загадочные буквы». |
1 |
|
3 |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» |
1 |
|
4 |
С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» |
1 |
|
5 |
Г. Сапгир «Про Медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
1 |
|
6 |
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» |
1 |
|
7 |
Обобщение по теме «Жили-были буквы» |
1 |
|
8 |
Проект «Создаём музей «Город букв» |
1 |
|
Сказки, загадки, небылицы |
7 |
||
9 |
Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок» |
1 |
|
10 |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
1 |
|
11 |
Загадки. Русские народные песни, потешки и небылицы. |
1 |
|
12 |
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» |
1 |
|
13 |
А. Пушкин. Отрывки из произведений |
1 |
|
14 |
Русская народная сказка «Петух и собака» |
1 |
|
15 |
Обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». |
1 |
|
Апрель, апрель, звенит капель |
5 |
||
16 |
Стихотворения русских поэтов о природе. А. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря…». А. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит…». |
1 |
|
17 |
Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» |
1 |
|
18 |
Стихи-загадки. И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи…» И. Токмакова «К нам весна шагает» |
1 |
|
19 |
В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». |
1 |
|
20 |
Обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». |
1 |
|
И в шутку и в серьёз |
8 |
||
21 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «РРРЫ!» |
1 |
|
22 |
Н. Артюхова «Саша-дразнилка» |
1 |
|
23 |
К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук» |
1 |
|
24 |
И Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» |
1 |
|
25 |
К. Чуковский «Телефон» |
1 |
|
26 |
М. Пляцковский «Помощник» |
1 |
|
27 |
К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому». |
1 |
|
28 |
Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». |
1 |
|
Я и мои друзья |
6 |
||
29 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок» |
1 |
|
30 |
В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны» |
1 |
|
31 |
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…». В. Орлов « Если дружбой дорожить». И. Пивоварова «Вежливый ослик» |
1 |
|
32 |
Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день» |
1 |
|
32 |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу» |
1 |
|
33 |
Обобщение по теме «Я и мои друзья» |
1 |
|
О братьях наших меньших |
6 |
||
34 |
С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак» |
1 |
|
35 |
В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку» |
1 |
|
37 |
М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках. |
1 |
|
38 |
В. Берестов «Лягушата». Научно-познавательный текст о лягушках. В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «!Важный совет» |
1 |
|
39 |
Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». С. Аксаков «Гнездо» |
1 |
|
40 |
Обобщение по теме «О братьях наших меньших» |
1 |