Содержание
Пояснительная записка............................................3
Календарно – тематическое планирование............5
Содержание учебно-тематического плана……………………………………………..….9
Методическое обеспечение ....................................................................................11
Список литературы................................................................12
Пояснительная записка
Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «пропускать» огромные ее объемы через себя. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать и корректировать у обучающихся эти навыки, а также, помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Необходимо отметить, что обучение разделено на 3 возрастные категории. Отличаются они по сложности и интенсивности программы.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает развитие навыков у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими арифметического материала и развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Задачи:
дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на соробане;
развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
обогащать арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия;
развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
развивать все виды памяти: зрительная (фотографическая), аудиальная (слуховая), кинетическая (мышечная);
развивать наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность;
обогащать словарный запас;
воспитывать уважение к окружающим, доброжелательность;
формировать коммуникативные умения, развивать навыки сотрудничества.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность проявиться, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика. Отрабатывать арифметический навык. Подготовить ум для более серьезной работы. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Решая проблему развития пространственного мышления, в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данное объединение направлено на развитие у учащихся образного (пространственного) мышления, повышения скорости мышления, а также использование на практике приемов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Формировать у детей способность быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Программа объединению также способствует развитию всех видов памяти и повышению концентрации внимания.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Режим занятий: среда 13:00-14:30
суббота 11:00-12:30
Календарно – тематическое планирование
Количество часов |
Планируемые результаты |
Форма контроля |
По плану |
По факту |
Примечание |
||||||||||||
Всего часов |
теория |
практика |
|||||||||||||||
Введение |
4 |
2 |
2 |
||||||||||||||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
Познакомиться с соробаном |
Беседа |
12.09 |
||||||||||
2 |
Первое ознакомительное занятие |
2 |
1 |
1 |
19.09 |
||||||||||||
Прямое +/- 1Д |
34 |
15 |
19 |
||||||||||||||
3 |
Прямое сложение и вычитание (+/-) на нижних косточках |
2 |
1 |
1 |
Обладать знаниями правильной постановки пальцев, и умение решать примеры на нижних косточках . |
Диктант на память Диктант с флеш-картами Диктант на память, слуховой диктант Контрольная работа1. |
22.09 |
||||||||||
4 |
Прямое сложение и вычитание (+/-) на нижних косточках |
2 |
1 |
1 |
26.09 |
||||||||||||
5 |
Прямое + 5 |
2 |
1 |
1 |
29.09 |
||||||||||||
6 |
Индивидуальное занятие |
2 |
1 |
1 |
29.09 |
||||||||||||
7 |
Прямое - 5 |
2 |
1 |
1 |
03.10 |
||||||||||||
8 |
Прямое (+/-) 5 |
2 |
1 |
1 |
06.10 |
||||||||||||
9 |
Прямое + 6 |
2 |
1 |
1 |
10.10 |
||||||||||||
10 |
Прямое - 6 |
2 |
1 |
1 |
13.10 |
||||||||||||
11 |
Прямое (+/-) 6 |
2 |
1 |
1 |
17.10 |
||||||||||||
12 |
Прямое + 7 |
2 |
1 |
1 |
20.10 |
||||||||||||
13 |
Индивидуальное занятие |
2 |
1 |
1 |
23.10 |
||||||||||||
14 |
Прямое -7 |
2 |
1 |
1 |
24.10 |
||||||||||||
15 |
Прямое (+/-) 7 |
2 |
1 |
1 |
27.10 |
||||||||||||
16 |
Прямое (+/-) 8 |
2 |
1 |
1 |
31.10 |
||||||||||||
17 |
Прямое (+/-) 9 |
2 |
1 |
1 |
03.11 |
||||||||||||
18 |
Закрепление прямое (+/) |
2 |
0 |
2 |
07.11 |
||||||||||||
19 |
Контрольная работа 1 |
2 |
0 |
2 |
10.11 |
||||||||||||
Прямое (+/-) двузначные |
40 |
18 |
22 |
||||||||||||||
20 |
Прямое + двузначные |
2 |
1 |
1 |
Обладать знаниями правильной постановки пальцев, использования двух рук при работе с соробаном |
Ментальный диктант Диктант на соробане Контрольная работа 2 |
14.11 |
||||||||||
21 |
Прямое + двузначные (10-19) |
2 |
1 |
1 |
17.11 |
||||||||||||
22 |
Прямое - двузначные (10-19) |
2 |
1 |
1 |
21.11 |
||||||||||||
23 |
Прямое (+/-) 2Д (10-19) |
2 |
1 |
1 |
24.11 |
||||||||||||
24 |
Прямое (+/-) 2Д (20-29) |
2 |
1 |
1 |
28.11 |
||||||||||||
25 |
Повторение прямое (+/-) 2Д (20-29) |
2 |
1 |
1 |
01.12 |
||||||||||||
26 |
Индивидуальное занятие |
2 |
1 |
1 |
04.12 |
||||||||||||
27 |
Прямое (+/-) 2Д (30-39) |
2 |
1 |
1 |
05.12 |
||||||||||||
28 |
Повторение прямое (+/-) 2Д (30-39) |
2 |
1 |
1 |
08.12 |
||||||||||||
29 |
Прямое (+/-) 2Д (40-49) |
2 |
1 |
1 |
12.12 |
||||||||||||
30 |
Повторение прямое (+/-) 2Д (40-49) |
2 |
1 |
1 |
15.12 |
||||||||||||
31 |
Контрольная работа |
2 |
0 |
2 |
19.12 |
||||||||||||
32 |
Прямое (+/-) 2Д (10-49). Закрепление |
2 |
1 |
1 |
22.12 |
||||||||||||
33 |
Прямое (+/-) 2Д (50-59) |
2 |
1 |
1 |
26.12 |
||||||||||||
34 |
Прямое (+/-) 2Д (60-69) |
2 |
1 |
1 |
12.01 |
||||||||||||
35 |
Прямое (+/-) 2Д (70-79) |
2 |
1 |
1 |
16.01 |
||||||||||||
36 |
Прямое (+/-) 2Д (80-89) |
2 |
1 |
1 |
19 .01 |
||||||||||||
37 |
Прямое (+/-) 2Д (90-99) |
2 |
1 |
1 |
23.01 |
||||||||||||
38 |
Закрепление прямое (+/-) 2Д (10-99) |
2 |
0 |
2 |
26.01 |
||||||||||||
39 |
Индивидуальное занятие |
2 |
1 |
1 |
29.01 |
||||||||||||
МТ(+/-) |
42 |
20 |
22 |
||||||||||||||
40 |
МТ +4 |
2 |
1 |
1 |
Выучить состав числа 5 Обладать знаниями правильной постановка пальцев. Уметь перемещать косточки по формуле |
Диктант на соробане |
30.01 |
||||||||||
41 |
Закрепление МТ +4 |
2 |
1 |
1 |
06.02 |
||||||||||||
42 |
МТ -4 |
2 |
1 |
1 |
09.02 |
||||||||||||
43 |
Индивидуальное занятие |
2 |
1 |
1 |
12.02 |
||||||||||||
44 |
Закрепление МТ -4 |
2 |
1 |
1 |
13.02 |
||||||||||||
45 |
МТ +3 |
2 |
1 |
1 |
16.02 |
||||||||||||
46 |
Закрепление МТ +3 |
2 |
1 |
1 |
20.02 |
||||||||||||
47 |
МТ -3 |
2 |
1 |
1 |
27.02 |
||||||||||||
48 |
Закрепление МТ -3 |
2 |
1 |
1 |
02.03 |
||||||||||||
49 |
МТ +2 |
2 |
1 |
1 |
06.03 |
||||||||||||
50 |
Закрепление МТ +2 |
2 |
1 |
1 |
09.03 |
||||||||||||
51 |
МТ -2 |
2 |
1 |
1 |
13.03 |
||||||||||||
52 |
Закрепление МТ -2 |
2 |
1 |
1 |
16.03 |
||||||||||||
53 |
МТ +1 |
2 |
1 |
1 |
20.03 |
||||||||||||
54 |
Закрепление МТ +1 |
2 |
1 |
1 |
23.03 |
||||||||||||
55 |
МТ -1 |
2 |
1 |
1 |
27.03 |
||||||||||||
56 |
Закрепление МТ -1 |
2 |
1 |
1 |
30.03 |
||||||||||||
57 |
МТ +/- 2Д2Р |
2 |
1 |
1 |
03.04 |
||||||||||||
58 |
Закрепление МТ +/- 2Д2Р |
2 |
1 |
1 |
06.04 |
||||||||||||
59 |
МТ +/- 2Д3Р |
2 |
1 |
1 |
10.04 |
||||||||||||
60 |
Закрепление МТ +\- 2Д3Р |
2 |
0 |
2 |
13.04 |
||||||||||||
СТ + |
24 |
10 |
14 |
||||||||||||||
61 |
СТ+9 1Д3Р |
2 |
1 |
1 |
Правильно ставить пальцы, знать состав числа 10 Знать правила сложения однозначных чисел и формулу «старшие товарищи» с составом числа 10 |
Скоропись, диктант ментальный Контрольная работа итоговая |
17.04 |
||||||||||
62 |
Закрепление СТ+9 1Д4Р |
2 |
1 |
1 |
20.04 |
||||||||||||
63 |
СТ +9 2Д3Р |
2 |
1 |
1 |
24.04 |
||||||||||||
64 |
Закрепление СТ+9 2Д4Р |
2 |
1 |
1 |
27.04 |
||||||||||||
65 |
СТ +8 1Д3Р |
2 |
1 |
1 |
04.05 |
||||||||||||
66 |
Закрепление СТ+8 1Д4Р |
2 |
1 |
1 |
08.05 |
||||||||||||
67 |
СТ +8 2Д3Р |
2 |
1 |
1 |
11.05 |
||||||||||||
68 |
Закрепление СТ+8 2Д4Р |
2 |
1 |
1 |
15.05 |
||||||||||||
69 |
СТ +7 1Д3Р |
2 |
1 |
1 |
18.05 |
||||||||||||
70 |
Закрепление СТ+7 1Д4Р |
2 |
1 |
1 |
22.05 |
||||||||||||
71 |
Контрольная работа итоговая |
2 |
0 |
2 |
25.05 |
||||||||||||
72 |
Мотивационное, игровое занятие |
2 |
0 |
2 |
29.05 |
||||||||||||
|
144 |
65 |
79 |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила работы на соробане.
Теория: Техника безопасности и организация рабочего места при работе
Понятие «Ментальная арифметика». История возникновения. Знакомство с инструментом «соробан».
Практика: Правильное постановка пальцев, использование двух рук при работе с соробаном, правила перемещения косточек на соробане.
Тема 2. Прямое сложение и вычитание однозначных чисел на нижних косточках
Теория: Правила сложения и вычитания однозначных чисел. Понятие «флэш-карты»,
«ментальный диктант».
Практика: Постановка пальцев, перемещение косточек.
Тема 3. Прямое сложение и вычитание, двузначные на нижних косточках.
Теория: Правила сложения и вычитания двузначных чисел.
Практика: Правильное постановка пальцев, использование двух рук при работе с соробаном, правила перемещения косточек на соробане. Упражнения «флэш-карты», «ментальный
диктант».
Тема 4. Формула «Младшие товарищи».
Теория: Правила сложения однозначных чисел, формула «младшие товарищи».
Практика: Правильная постановка пальцев. Перемещение косточек по формуле. Упражнения
«флэш-карты», «ментальный диктант». Состав числа 5.
Тема 5. Формула «Старшие товарищи» однозначные числа (на плюс)
Теория: Правила сложения однозначных чисел, формула «старшие товарищи».
Практика: Правильная постановка пальцев. Перемещение косточек по формуле. Упражнения
«флэш-карты», «ментальный диктант». Состав числа 10.
Тема 6. Составная формула (микс формула) однозначные числа (на плюс).
Теория: Микс формула. Правила перемещения косточек по формуле.
Практика: Правильная постановка пальцев. Перемещение косточек по формуле. Упражнения
«флэш-карты», «ментальный диктант». Состав числа10.
Тема 7. Формула «Старшие товарищи» однозначные числа (на минус).
Теория: Правила сложения однозначных чисел, формула «старшие товарищи».
Практика: Правильная постановка пальцев. Перемещение косточек по формуле. Упражнения
«флэш-карты», «ментальный диктант». Состав числа 10.
Тема 8. Индивидуальное занятие.
Теория: Объяснение неусвоенной обучающимся темы.
Практика: Правильная постановка пальцев. Перемещение косточек по формуле. Упражнения
«флэш-карты», «ментальный диктант».
Тема 9. Мотивационное, игровое занятие.
Теория: Мотивация детей.
Практика: Проведение игр на развитие интеллекта.
Тема 10. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов года.
Формы аттестации и оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
-
-
контрольные работы;
диктанты;
итоговый контроль.
-
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: фиксируются ежедневно в графике (в рабочих тетрадях у каждого ребенка индивидуально).
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа.
Методы выявления результатов развития: анкетирование.
Методическое обеспечение
Упражнения на развитие фотографической памяти – диктант с флеш-картами; упражнения на развитие слуховой памяти и концентрации внимания - диктанты.
Упражнения для развития скорости мышления - решение примеров на время (система нормативов выстроена таким образом, что времени всегда чуть меньше, чем могут сделать дети).
Упражнения для развития мелкой моторики - фундаментальные упражнения.
Упражнение на увеличение объема памяти - диктант на память.
Упражнение на развитие образного мышления - ментальный счет.
На занятии все эти элементы проходят друг за другом, формируя у детей способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Продолжительность урока составляет 80 минут с учетом перерыва, у детей формируется способность заниматься длительное время, повышается работоспособность. Домашнее задание в этой методике расписано на каждый день, что закладывает у ребенка чувства ответственности и самостоятельности.
Материально-техническое обеспечение программы представлено банком медиапрезентаций по изучаемым темам, аудио и видеоматериалами, таблицами, счёты - соробан, тренажер, для увеличения скорости вычислений на соробане.
Список литературы для ПДО:
Артур Бенджамин, Майкл Шармер «Магия чисел. Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы». Издательство Манн, Иванов и Фербер. 2013г., 500с.
Сборник диктантов по ментальной арифметике. Издательство http://iama.kz/. 2018г.
Малсан Би «Ментальная арифметика для всех». Издательство: Издательские решения. 2017г, 17с.
А. Бенжамин «Матемагия. Секреты ментальной математики». 2014г.
Список литературы и пособий для обучающихся и родителей:
Рабочая тетрадь для младшей группы 1 ступень. 1 часть Издательство http://iama.kz/. 2018г.
Рабочая тетрадь для младшей группы 1 ступень. 2 часть Издательство http://iama.kz/. 2018г.
Рабочая тетрадь для младшей группы 1 ступень. 3 часть Издательство http://iama.kz/. 2018г.
Рабочая тетрадь для младшей группы 1 ступень. 4 часть Издательство http://iama.kz/. 2018г.
Рабочая тетрадь для младшей группы 1 ступень. 5 часть Издательство http://iama.kz/. 2018г.