Рабочая программа по окружающему миру (1-4 классы, УМК «Начальная школа 21 века»)

1
0
Материал опубликован 2 August 2019

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им.Н.В.Кузьмина

 

РЕКОМЕНДОВАНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

М\О ПЕД. СОВЕТОМ ДИРЕКТОР МОУ СОШ.№ 6

ПРОТОКОЛ № 1 ПРОТОКОЛ № 1 ____________Л.Л.Устинова

ПРИКАЗ № 114

« 29» августа 2018_г. « 30»_августа 2018_г. « 30 » августа 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 

 

для 1-4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: Павлова О.И.

 

 

 

 

 

 

СЕРДОБСК

2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 1-4 КЛАССА
МОУ СОШ № 6 г. СЕРДОБСКА


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 класса начальной общеобразовательной школы создана на основе основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание образовательной программы школы по окружающему миру для 1-4 класса. Данной программе соответствует учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа ХХI века»).

Структура документа

Рабочая программа по окружающему миру включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по всем разделам курса, изучаемых в каждой параллели; планируемые результаты освоения обучающимися программы.

 

Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцировано на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии и других дисциплин.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно решены две задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

 

В программе выделяются учебные разделы: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

 

Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане школы.

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: в 1 классе – 66 ч (33 учебных недели), во 2, 3, 4 классах – по 68 ч (34 учебных недели).

 

Основное содержание

1 КЛАСС – 66 ч.

ТЕМА 1. Человек и природа - 35 ч.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры явлений природы: месяца времен года.

Вода. Состояния воды.

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Хвойные деревья.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Грибная пора.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Животное – живое существо. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Звери – млекопитающие. Покров тела у зверей. Многообразие птиц. Жизнь птиц. Питание, передвижение зверей. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Жизнь земноводных весной. Дикие и домашние животные. Человек и домашние животные. Школьный уголок природы.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Что такое здоровье. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Органы чувств. Правила гигиены. Правильное питание. Здоровая пища. Настроение человека.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в лес, на водоем, парк.

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.

ТЕМА 2. Человек и общество – 26 ч.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.

Семья — самое близкое окружение человека. Твоя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. О маме. Оказание посильной помощи взрослым. Воскресный день. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Мы - школьники. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

О дружбе. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Зачем люди трудятся. Как из зерна получилась булка. Ты и вещи. Кто работает ночью. Кто работает на транспорте. Весенние работы.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Мы - граждане России. Богатство природы России. Права и обязанности граждан России.

Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 Mарта, День Победы, День России, День Конституции.

Родной край — частица России. Где ты живешь? Родной город Сердобск.

Экскурсии. Экскурсия по школе. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.

ТЕМА 3. Правила безопасной жизни – 5 ч.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Урок в спортивном зале. Правила поведения.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

 

2 КЛАСС – 68 ч.

ТЕМА 1. Человек и природа - 36 ч.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Звёзды и планеты. Солнечная система. Глобус как модель Земли.

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы леса, луга, поля, сада. Лекарственные растения. Зерновые культуры.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Грибная пора.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Животные леса, луга, поля, сада. Животные водоемов. Птицы леса. Насекомые леса. Пресмыкающиеся.

Вода. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Естественные и искусственные водоемы.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в лес, на водоем, парк.

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.

ТЕМА 2. Человек и общество – 24 ч.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.

Семья — самое близкое окружение человека. Родственники. Домашнее хозяйство. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Семейные праздники.

Мы - школьники. Правила поведения. История возникновения правил. Правила поведения в школе, в театре. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

О дружбе. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Жесты и мимика.

Значение труда в жизни человека и общества. Занятия наших предков. Труд в сельской местности. Труд в городах. Профессии людей. Труд фермера, экономиста, программиста.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Мы - граждане России. Богатство природы России. Права и обязанности граждан России. Права детей.

Родной край — частица России. Россия – многонациональная страна. Каждый народ талантлив. Города России.

Экскурсии. Экскурсия по памятным местам Пензенской области. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом.

ТЕМА 3. Правила безопасной жизни – 8 ч.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Правильное питание.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

3 КЛАСС – 68 ч.

ТЕМА 1. Человек и природа - 36 ч.

Природные тела и природные явления. Искусственные тела.

Звёзды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Вода – условие жизни на Земле. Источники пресной воды. Воздух – условие жизни на Земле. Чистый воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогноз погоды.

Изображение Земли. Географическая карта и план. Ориентирование на местности. Компас.

Бактерии. Среда обитания бактерий. Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Распространение растений на Земле. Ядовитые растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Размножение растений. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Дикорастущие и культурные растения.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Питание, передвижение, дыхание животных. Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Беспозвоночные и позвоночные животные. Насекомые, пауки, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

уголка природы. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

ТЕМА 2. Человек и общество – 28 ч.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Восточнославянские племена. Картины быта, труда, ремесла, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. История имен. Боги древних славян. Народные праздники. Принятие христианства на Руси. Христианские праздники. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты. Первые железные дороги. Освоение космоса.

ТЕМА 3. Правила безопасной жизни – 4 ч.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного пользования транспортом. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

4 КЛАСС – 68 ч.

ТЕМА 1. Человек и природа - 28 ч.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Ядовитые растения.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

ТЕМА 2. Человек и общество – 35 ч.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие, справедливость, смелость. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. «Кремлевские» города.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

ТЕМА 3. Правила безопасной жизни – 5 ч.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога и улица. Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


 

 

Содержание курса в часах по темам.

 

НАЗВАНИЕ ТЕМ

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

иТОГО

1.Человек и природа

35

36

36

28

(27 из резерва)

135

2.Человек и общество

26

24

28

35 (5резерв)

113

3.Правила безопасной жизни

5 (резерв)

8(резерв)

4(резерв)

5( резерв)

22

резерв

 

5

8

4

37

54

 

Итого

66

68

68

68

270

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

осознание своей гражданской идентичности:

«Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

принятие установки на здоровый образ жизни;

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; сети Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

 

Предметные результаты Человек и природа

Обучающийся научится:

описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) с целью по- иска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы;

использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в т.ч. (при возможности) и медиаресурсы;

использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);

сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве;

узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; на- ходить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в т.ч. и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

– осознавать связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством (на уровне представления).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;

имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев;

об истории, достопримечательностях и выдающихся людях родного края.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.