12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гуляева Людмила Борисовна21 |
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Боровичи
Рабочая программа
по окружающему миру
класс 1 Б
учитель Гуляева Л.Б.
учебный год 2017/2018
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)».
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт челове-чества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание обще-человеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умение применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В последние годы практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного роста, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культорологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дат возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется со-циальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширение представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром, а также раскрытием системы правил поведения в природе. Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.
Краеведческий принцип обязывает при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности, в краеведческий музей. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчение усвоения естественнонаучных и обществоведческих понятий.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность.
Логика построения процесса изучения предмета на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебников и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного процесса.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. В первом классе это 66 часов.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Изменения в программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» (Москва, «Вентана-Граф», 2013 г.) не вносились.
Календарно-тематический план
№ | Дата |
Раздел Тема урока | Тип урока | Основные пособия | Д/з | Планируемые результаты | |||||
| Рабочаятетрадь | Наглядные пособия | Предметные | УУД | |||||||
1 | Введение. Этот удивительный мир (1 час) Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека. | Урок откры-тия новых знаний | стр.4-5 | стр.4-5 | Таблица «Живая и неживая природа» | Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Воспроизводить своё полное имя, домашний адрес. Ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении. Определять последовательность времён года, кратко характеризовать сезонные изменения. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного мира. Рассказывать о семье, своих любимых занятиях. Составлять словесный портрет членов семьи. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира. Сравнивать домашних и диких животных. . Определять последовательность времён года (начиная с любого). Характеризовать кратко сезонные изменения. Описывать отдельных представителей животного мира. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Применять знания о безопасном пребывании на улице. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях быта. Приводить примеры различных профессий. В житейских ситуациях избегать опасных участков. | . Определять время по часам с точностью до часа. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Описывать сезонные изменения в природе. Определять последо-вательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложен-ной последователь-ности. Описывать внешние признаки растений. Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнения-ми на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формули-ровать вопрос. Составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочи-нения о явлениях и объектах природы. Устанавливать зависи-мости между явления-ми неживой и живой природы. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользова-ния транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предмета-ми быта. Строить небольшой текст информационно-го характера на основе телефонных диалогов. | ||||
2 | Мы – школьники (2 часа) Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. | Урок откры-тия новых знаний | стр.8 | стр.6 | Модель часов | ||||||
3 | Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, уборщицы и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. | Урок обще-методическ. направлен. | стр.9-14 | стр.7-8 | |||||||
4 | Сезонная экскурсия «Времена года». ( Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.15-17 | стр.9-10 | Презентация «Осень на-шего края» | ||||||
5 | Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. (Раздел «Родная природа»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.18-22 | стр.11- 12 | Муляжи (овощи, фрукты) | ||||||
6 | Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.18-22 | стр.11- 12 | Муляжи (овощи, фрукты) | ||||||
7 | Семья (2 часа) Семья. Члены семьи. Взаимоотношения членов семьи. | Урок обще-методическ. направлен. | стр.24-25 | стр.13- 14 | |||||||
8 | Труд, отдых в семье. | Урок рефлексии | стр.26-30 | стр.15- 16 | |||||||
9 | Труд людей села ( тракторист и др.). Уважение к труду людей. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.31-32 | стр.17 | |||||||
10 | Труд людей села (доярка и др.). Уважение к труду людей. Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.33-34 | стр.18- 19 | |||||||
11 | Сезонная экскурсия. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.35 | ||||||||
12 | Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.36-37 | стр.20 | Таблица «Птицы» | ||||||
13 | Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.38-39 | Таблица «Звери» | |||||||
14 | Сезонные изменения в природе (сравнение разных сезонов). (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.40-43 | стр.21 | |||||||
15 | ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. (Раздел «Наша Родина – Россия. Родной край»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.44-45 | стр.22 | |||||||
16 | ОБЖ. Правила пользования общественным транспортом. Правила поведения на дорогах и улицах. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край». | Урок обще-методическ. направлен. | стр.46-47 | стр.23 | |||||||
17 | ОБЖ. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедная дорожка» и др. Светофор. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.47-49 | стр.23 | Таблица «Дорожные знаки» | ||||||
18 | Труд людей (6 часов) Ты и вещи, которые тебя окружают. Бережное отношение к вещам. | Урок откры-тия новых знаний | стр.50-53 | стр.24 | |||||||
19 | Труд людей, которые делают вещи: одежду, обувь, и другие вещи. | Урок обще-методическ. направлен. | стр.24 | ||||||||
20 | Труд людей, которые делают книги. Экскурсия в типографию. | Урок обще-методическ. направлен. | |||||||||
21 | Профессии. | Урок рефлексии | стр.54-55 | стр.74- 75 | Презентация «Азбука профессий» | ||||||
22 | ОБЖ .Правила пожарной безопасности. Телефоны экстренных вызовов. | Урок откры-тия новых знаний | |||||||||
23 | ОБЖ. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов | Урок обще-методическ. направлен. | |||||||||
24 | Забота о своём здоровье и хорошем настроении. (Раздел «Твоё здоровье»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.56 | . Различать основные нравственно-этические понятия. | Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. | ||||||
25 | Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. (Раздел «Твоё здоровье»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.57-60 | стр.25 | |||||||
26 | Режим дня. Утренняя гимнасти-ка. Прогулки на свежем возду-хе. Солнце, воздух, вода – фак-торы закаливания. (Раздел «Твоё здоровье»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.61-65 | стр.26- 27 | |||||||
27 | Сезонные изменения в природе. Сравнение разных сезонов. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.66-67 | стр.28 | Презентация «Зима наше-го края» | Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать (характеризорвать) отдельных представителей животного мира. Воспроизводить название города, домашний адрес. Приводить примеры различных профес-сий. | Описывать сезонные изменения в природе. Различать животных по классам (без термина). Различать животных по месту обитания. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». | ||||
28 | Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.68-71 | стр.29- 30 | |||||||
29 | Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.72-76 | ||||||||
30 | Название города, в котором мы живём. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.77-79 | стр.31 | |||||||
31 | Главная улица (площадь). Памятные места нашего города. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.80-83 | стр.32 | Набор открыток с видами го-рода. | ||||||
32 | Труд людей нашего города (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.84-86 | стр.33 | |||||||
33 | Экскурсия в парк «Сезонные изменения в природе» (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.87 | стр.34- 35 | Характеризовать кратко сезонные изменения. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини- сочи-нения о явлениях и объектах природы. | |||||
34 | Сравнение разных сезонов. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.88-89 | стр.36 | |||||||
35 | Твои новые друзья. Кого назы-вают друзьями. (Раздел «Я и другие люди») | Урок обще-методическ. направлен. | стр.90-91 | стр.37- 38 | Составлять словесный портрет друзей. | Реализовывать в про-цессе парной работы правила совместной деятельности. | |||||
36 | Коллективные игры и труд. (Раздел «Я и другие люди»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.92-93 | стр.39- 40 | |||||||
37 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе». (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.4-8 | стр.41- 43 | Характеризовать кратко сезонные изменения. Описывать отдель-ных представителей животного мира. | Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Различать животных по месту обитания. | |||||
38 | Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.9-12 | стр.44- 45 | Дидактич. материалы (на каждого) | ||||||
39 | Россия. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок откр. новых знан. | стр.13-15, 20-23 | стр.46, 48-51 | Воспроизводить название страны, достопримечатель-ности столицы России. | Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки). Ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. | |||||
40 | Москва. Красная площадь. Кремль. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.15-17 | стр.47 | Таблица. Пособие «Московск. Кремль» | ||||||
41 | Народное творчество: пение, танцы. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.25-27 | стр.52
| |||||||
42 | Народное творчество: игрушки. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.28 | стр.53- 54 | Таблицы «Деревян. игрушки» | ||||||
43 | Народное творчество: сказки. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.29 | стр.55 | |||||||
44 | Сезонные изменения в природе (характеристика времени года; зависимость изменений в живой природе от неживой). (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.30-31 | стр.56- 57 | Презентация «Весна на-шего края» | Определять последо-вательность времён года (начиная с любого). Находить ошибки в предъявленной последовательности. Описывать (характе-ризовать) отдельных представителей растительного и животного мира. | Описывать сезонные изменения в природе. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. | ||||
45 | Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.32-35 | стр.58 | Раздаточный материал | ||||||
46 | Бережное отношение к животным. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.36-39 | стр.59, 61 | «Красная книга» | ||||||
47 | Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, во-да). (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.40-42 | стр.59- 60 | таблица «Комнатные растения» | ||||||
48 | Уход за комнатными растения-ми. (Раздел «Родная природа»). Практическая работа. | Урок рефлексии | стр.42 | стр.60- 61 | |||||||
49 | Россия. (Раздел «Наша страна- Россия. Родной край»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.43-44 | стр.62 | Различать нравственно-этичес-кие понятия. | Различать (сопостав-лять) основные нравственно-этические понятия. | |||||
50 | Россия. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). | Урок рефлексии | стр.45-48, стр.78-79 | стр.63 | |||||||
51 | Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстников, радоваться успехам друзей. (Раздел «Я и другие люди»). | Урок рефлексии | стр.49-54 | стр.64 | Рассказывать о своих любимых занятиях. | Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. | |||||
52 | Сезонная экскурсия «Времена года». (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.55 | стр.65 | Характеризовать кратко сезонные изменения. | Описывать сезонные изменения в природе. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. | |||||
53 | Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.56-60 | стр.66 | |||||||
54 | Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. (Раздел «Твоё здоровье»). | Урок откры-тия новых знаний | стр.61-62 | стр.67 | Различать основные нравственно-этичес-кие понятия. | Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. | |||||
55 | Режим питания. Культура поведения за столом. (Раздел «Твоё здоровье»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.63-64 | стр.68- 69 | |||||||
56 | Забота о своём здоровье и хорошем настроении. (Раздел «Твоё здоровье»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.65 | стр.70 | |||||||
57 | Сезонная экскурсия «Времена года». (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.66-68 | Определять последовательность времён года (начиная с любого). Находить ошибки в предъявленной последовательности. Характеризовать кратко сезонные изменения. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира. Сравнивать домашних и диких животных. | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочи-нения о явлениях и объектах природы. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Различать животных по месту обитания. | ||||||
58 | Животные вокруг нас: насекомые. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.68-71 | стр.71- 72 | Раздаточный материал» | ||||||
59 | Экскурсия в хозяйство по выращиванию цветов. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | |||||||||
60 | Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.73-74 | ||||||||
61 | Растения сада: название, окраска, форма, размер. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.77- 79 | Гербарий | |||||||
62 | Экскурсия «Растения при-школьного участка: название, внешний вид». (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.77- 79 | Гербарий | |||||||
63 | Животные вокруг нас: земно-водные. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.83-84 | стр.80- 81 | |||||||
64 | Бережное отношение к растениям и животным. (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии | стр.85-90 | стр.82- 87 | |||||||
65 | ОБЖ. Правила безопасного поведения на природе. (Раздел «Родная природа»). | Урок обще-методическ. направлен. | стр.91-93 | стр.88 | Таблица Правила безопасного поведения в природе» | ||||||
66 | Красота природы. Природа и творчество человека. (Раздел «Родная природа»). | Урок рефлексии |
Название раздела | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
«Введение» | 1 | 1 |
«Твоё здоровье» | 6 | 6 |
«Я и другие люди» | 3 | 3 |
«Труд людей» | 6 | 6 |
«Родная природа» | 31 | 31 |
«Семья» | 2 | 2 |
«Наша страна – Россия. Родной край» | 15 | 15 |
Резервные уроки | 2 | 2 |
Всего | 66 | 66 |
Прохождение практической части программы
Четверть | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 четверть | 16 часов | |||
2 четверть | 16 часов | |||
3 четверть | Родная природа | 19 часов | Н.Ф.Виноградова «Итоговая за 3 четверть» | Уход за комнатными растениями |
4 четверть | 15 часов | Н.Ф.Виноградова «Итоговая за 4 четверть» | ||
Всего: | 66 часов | 2 | 1 |
Содержание программы
1 класс (66 часов)
Введение. Этот удивительный мир. (1 час)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы – школьники (2 часа)
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство по столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье (6 часов)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3 часа)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 часов)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных
вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.Строить небольшой текст информацион-ного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 час)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья (2 часа)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обменивать-ся мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна – Россия. Родной край (15 часов)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них ( продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …».
Называть достопримечательности столицы ( с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчест-во»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов т.п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работы
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарии
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- характеризовать кратко сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Методические материалы |
Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет- ресурсы |
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, учебник», 2013 г., Москва, «Вентана-Граф». Рекомендовано Министерством обр-зования и науки Российской Федерации Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, рабочая тетрадь», 2012 г., Москва, «Вентана-Граф». | Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир: программа: 1-4 классы» Москва, «Вентана-Граф», 2012 г. | Н.Ф.Виноградова «Контроль и оценка знаний по предмету «Окружающий мир» («Окружающий мир. Методика обучения», стр.220-228) | Сайт «Электрон-ные образова-тельные ресурсы «Начальная школа 21 века» | |
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения», Москва, «Вентана-Граф», 2002г. | Сайт « Школы, работающие по программе «На-чальная школа 21 века» | |||
Электронный образова-тельный ресурс к УМК «Окружающий мир.1 класс» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), «Вентана-Граф», 2012г. | Сайт «ПроШколу», клуб «Начальная школа 21 века» | |||
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, рабочая тетрадь», 2017 г., Москва, «Вентана-Граф». |