Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по УМК «Начальная школа 21 века»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Боровичи
Рабочая программа
по окружающему миру
класс 1 Б
учитель Гуляева Л.Б.
учебный год 2017/2018
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)».
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт челове-чества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание обще-человеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умение применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В последние годы практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного роста, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культорологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дат возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется со-циальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширение представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром, а также раскрытием системы правил поведения в природе. Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.
Краеведческий принцип обязывает при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности, в краеведческий музей. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчение усвоения естественнонаучных и обществоведческих понятий.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность.
Логика построения процесса изучения предмета на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебников и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного процесса.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. В первом классе это 66 часов.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Изменения в программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» (Москва, «Вентана-Граф», 2013 г.) не вносились.
Календарно-тематический план
№ |
Дата |
Раздел Тема урока |
Тип урока |
Основные пособия |
Д/з |
Планируемые результаты |
|||||
|
Рабочаятетрадь |
Наглядные пособия |
Предметные |
УУД |
|||||||
1 |
Введение. Этот удивительный мир (1 час) Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека. |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.4-5 |
стр.4-5 |
Таблица «Живая и неживая природа» |
Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Воспроизводить своё полное имя, домашний адрес. Ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении. Определять последовательность времён года, кратко характеризовать сезонные изменения. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного мира. Рассказывать о семье, своих любимых занятиях. Составлять словесный портрет членов семьи. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира. Сравнивать домашних и диких животных. . Определять последовательность времён года (начиная с любого). Характеризовать кратко сезонные изменения. Описывать отдельных представителей животного мира. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Применять знания о безопасном пребывании на улице. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях быта. Приводить примеры различных профессий. В житейских ситуациях избегать опасных участков. |
. Определять время по часам с точностью до часа. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Описывать сезонные изменения в природе. Определять последо-вательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложен-ной последователь-ности. Описывать внешние признаки растений. Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнения-ми на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формули-ровать вопрос. Составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочи-нения о явлениях и объектах природы. Устанавливать зависи-мости между явления-ми неживой и живой природы. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользова-ния транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предмета-ми быта. Строить небольшой текст информационно-го характера на основе телефонных диалогов. |
||||
2 |
Мы – школьники (2 часа) Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.8 |
стр.6 |
Модель часов |
||||||
3 |
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, уборщицы и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.9-14 |
стр.7-8 |
|||||||
4 |
Сезонная экскурсия «Времена года». ( Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.15-17 |
стр.9-10 |
Презентация «Осень на-шего края» |
||||||
5 |
Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. (Раздел «Родная природа»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.18-22 |
стр.11- 12 |
Муляжи (овощи, фрукты) |
||||||
6 |
Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.18-22 |
стр.11- 12 |
Муляжи (овощи, фрукты) |
||||||
7 |
Семья (2 часа) Семья. Члены семьи. Взаимоотношения членов семьи. |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.24-25 |
стр.13- 14 |
|||||||
8 |
Труд, отдых в семье. |
Урок рефлексии |
стр.26-30 |
стр.15- 16 |
|||||||
9 |
Труд людей села ( тракторист и др.). Уважение к труду людей. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.31-32 |
стр.17 |
|||||||
10 |
Труд людей села (доярка и др.). Уважение к труду людей. Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.33-34 |
стр.18- 19 |
|||||||
11 |
Сезонная экскурсия. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.35 |
||||||||
12 |
Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.36-37 |
стр.20 |
Таблица «Птицы» |
||||||
13 |
Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.38-39 |
Таблица «Звери» |
|||||||
14 |
Сезонные изменения в природе (сравнение разных сезонов). (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.40-43 |
стр.21 |
|||||||
15 |
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. (Раздел «Наша Родина – Россия. Родной край»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.44-45 |
стр.22 |
|||||||
16 |
ОБЖ. Правила пользования общественным транспортом. Правила поведения на дорогах и улицах. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край». |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.46-47 |
стр.23 |
|||||||
17 |
ОБЖ. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедная дорожка» и др. Светофор. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.47-49 |
стр.23 |
Таблица «Дорожные знаки» |
||||||
18 |
Труд людей (6 часов) Ты и вещи, которые тебя окружают. Бережное отношение к вещам. |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.50-53 |
стр.24 |
|||||||
19 |
Труд людей, которые делают вещи: одежду, обувь, и другие вещи. |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.24 |
||||||||
20 |
Труд людей, которые делают книги. Экскурсия в типографию. |
Урок обще-методическ. направлен. |
|||||||||
21 |
Профессии. |
Урок рефлексии |
стр.54-55 |
стр.74- 75 |
Презентация «Азбука профессий» |
||||||
22 |
ОБЖ .Правила пожарной безопасности. Телефоны экстренных вызовов. |
Урок откры-тия новых знаний |
|||||||||
23 |
ОБЖ. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов |
Урок обще-методическ. направлен. |
|||||||||
24 |
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. (Раздел «Твоё здоровье»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.56 |
. Различать основные нравственно-этические понятия. |
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. |
||||||
25 |
Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. (Раздел «Твоё здоровье»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.57-60 |
стр.25 |
|||||||
26 |
Режим дня. Утренняя гимнасти-ка. Прогулки на свежем возду-хе. Солнце, воздух, вода – фак-торы закаливания. (Раздел «Твоё здоровье»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.61-65 |
стр.26- 27 |
|||||||
27 |
Сезонные изменения в природе. Сравнение разных сезонов. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.66-67 |
стр.28 |
Презентация «Зима наше-го края» |
Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать (характеризорвать) отдельных представителей животного мира. Воспроизводить название города, домашний адрес. Приводить примеры различных профес-сий. |
Описывать сезонные изменения в природе. Различать животных по классам (без термина). Различать животных по месту обитания. Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …». |
||||
28 |
Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.68-71 |
стр.29- 30 |
|||||||
29 |
Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.72-76 |
||||||||
30 |
Название города, в котором мы живём. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.77-79 |
стр.31 |
|||||||
31 |
Главная улица (площадь). Памятные места нашего города. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.80-83 |
стр.32 |
Набор открыток с видами го-рода. |
||||||
32 |
Труд людей нашего города (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.84-86 |
стр.33 |
|||||||
33 |
Экскурсия в парк «Сезонные изменения в природе» (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.87 |
стр.34- 35 |
Характеризовать кратко сезонные изменения. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. |
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини- сочи-нения о явлениях и объектах природы. |
|||||
34 |
Сравнение разных сезонов. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.88-89 |
стр.36 |
|||||||
35 |
Твои новые друзья. Кого назы-вают друзьями. (Раздел «Я и другие люди») |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.90-91 |
стр.37- 38 |
Составлять словесный портрет друзей. |
Реализовывать в про-цессе парной работы правила совместной деятельности. |
|||||
36 |
Коллективные игры и труд. (Раздел «Я и другие люди»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.92-93 |
стр.39- 40 |
|||||||
37 |
Экскурсия «Сезонные изменения в природе». (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.4-8 |
стр.41- 43 |
Характеризовать кратко сезонные изменения. Описывать отдель-ных представителей животного мира. |
Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Различать животных по месту обитания. |
|||||
38 |
Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.9-12 |
стр.44- 45 |
Дидактич. материалы (на каждого) |
||||||
39 |
Россия. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок откр. новых знан. |
стр.13-15, 20-23 |
стр.46, 48-51 |
Воспроизводить название страны, достопримечатель-ности столицы России. |
Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки). Ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. |
|||||
40 |
Москва. Красная площадь. Кремль. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.15-17 |
стр.47 |
Таблица. Пособие «Московск. Кремль» |
||||||
41 |
Народное творчество: пение, танцы. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.25-27 |
стр.52
|
|||||||
42 |
Народное творчество: игрушки. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.28 |
стр.53- 54 |
Таблицы «Деревян. игрушки» |
||||||
43 |
Народное творчество: сказки. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.29 |
стр.55 |
|||||||
44 |
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года; зависимость изменений в живой природе от неживой). (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.30-31 |
стр.56- 57 |
Презентация «Весна на-шего края» |
Определять последо-вательность времён года (начиная с любого). Находить ошибки в предъявленной последовательности. Описывать (характе-ризовать) отдельных представителей растительного и животного мира. |
Описывать сезонные изменения в природе. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. |
||||
45 |
Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.32-35 |
стр.58 |
Раздаточный материал |
||||||
46 |
Бережное отношение к животным. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.36-39 |
стр.59, 61 |
«Красная книга» |
||||||
47 |
Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, во-да). (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.40-42 |
стр.59- 60 |
таблица «Комнатные растения» |
||||||
48 |
Уход за комнатными растения-ми. (Раздел «Родная природа»). Практическая работа. |
Урок рефлексии |
стр.42 |
стр.60- 61 |
|||||||
49 |
Россия. (Раздел «Наша страна- Россия. Родной край»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.43-44 |
стр.62 |
Различать нравственно-этичес-кие понятия. |
Различать (сопостав-лять) основные нравственно-этические понятия. |
|||||
50 |
Россия. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»). |
Урок рефлексии |
стр.45-48, стр.78-79 |
стр.63 |
|||||||
51 |
Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстников, радоваться успехам друзей. (Раздел «Я и другие люди»). |
Урок рефлексии |
стр.49-54 |
стр.64 |
Рассказывать о своих любимых занятиях. |
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. |
|||||
52 |
Сезонная экскурсия «Времена года». (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.55 |
стр.65 |
Характеризовать кратко сезонные изменения. |
Описывать сезонные изменения в природе. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. |
|||||
53 |
Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.56-60 |
стр.66 |
|||||||
54 |
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. (Раздел «Твоё здоровье»). |
Урок откры-тия новых знаний |
стр.61-62 |
стр.67 |
Различать основные нравственно-этичес-кие понятия. |
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. |
|||||
55 |
Режим питания. Культура поведения за столом. (Раздел «Твоё здоровье»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.63-64 |
стр.68- 69 |
|||||||
56 |
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. (Раздел «Твоё здоровье»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.65 |
стр.70 |
|||||||
57 |
Сезонная экскурсия «Времена года». (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.66-68 |
Определять последовательность времён года (начиная с любого). Находить ошибки в предъявленной последовательности. Характеризовать кратко сезонные изменения. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира. Сравнивать домашних и диких животных. |
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочи-нения о явлениях и объектах природы. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Различать животных по месту обитания. |
||||||
58 |
Животные вокруг нас: насекомые. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.68-71 |
стр.71- 72 |
Раздаточный материал» |
||||||
59 |
Экскурсия в хозяйство по выращиванию цветов. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
|||||||||
60 |
Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.73-74 |
||||||||
61 |
Растения сада: название, окраска, форма, размер. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.77- 79 |
Гербарий |
|||||||
62 |
Экскурсия «Растения при-школьного участка: название, внешний вид». (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.77- 79 |
Гербарий |
|||||||
63 |
Животные вокруг нас: земно-водные. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.83-84 |
стр.80- 81 |
|||||||
64 |
Бережное отношение к растениям и животным. (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
стр.85-90 |
стр.82- 87 |
|||||||
65 |
ОБЖ. Правила безопасного поведения на природе. (Раздел «Родная природа»). |
Урок обще-методическ. направлен. |
стр.91-93 |
стр.88 |
Таблица Правила безопасного поведения в природе» |
||||||
66 |
Красота природы. Природа и творчество человека. (Раздел «Родная природа»). |
Урок рефлексии |
Название раздела |
Количество часов в авторской программе |
Количество часов в рабочей программе |
«Введение» |
1 |
1 |
«Твоё здоровье» |
6 |
6 |
«Я и другие люди» |
3 |
3 |
«Труд людей» |
6 |
6 |
«Родная природа» |
31 |
31 |
«Семья» |
2 |
2 |
«Наша страна – Россия. Родной край» |
15 |
15 |
Резервные уроки |
2 |
2 |
Всего |
66 |
66 |
Прохождение практической части программы
Четверть |
Раздел |
Всего часов |
Контрольные работы |
Практические работы |
1 четверть |
16 часов |
|||
2 четверть |
16 часов |
|||
3 четверть |
Родная природа |
19 часов |
Н.Ф.Виноградова «Итоговая за 3 четверть» |
Уход за комнатными растениями |
4 четверть |
15 часов |
Н.Ф.Виноградова «Итоговая за 4 четверть» |
||
Всего: |
66 часов |
2 |
1 |
Содержание программы
1 класс (66 часов)
Введение. Этот удивительный мир. (1 час)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы – школьники (2 часа)
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство по столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Универсальные учебные действия
Определять время по часам с точностью до часа.
Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.
Твоё здоровье (6 часов)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Универсальные учебные действия
Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди (3 часа)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия
Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Труд людей (6 часов)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных
вызовов.
Универсальные учебные действия
Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.Строить небольшой текст информацион-ного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 час)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия
Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.
Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.
Семья (2 часа)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Универсальные учебные действия
Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обменивать-ся мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.
Наша страна – Россия. Родной край (15 часов)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них ( продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Универсальные учебные действия
Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …».
Называть достопримечательности столицы ( с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчест-во»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.
Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.
Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов т.п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работы
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарии
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- характеризовать кратко сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники |
Методические материалы |
Дидактические материалы |
Материалы для контроля |
Интернет- ресурсы |
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, учебник», 2013 г., Москва, «Вентана-Граф». Рекомендовано Министерством обр-зования и науки Российской Федерации Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, рабочая тетрадь», 2012 г., Москва, «Вентана-Граф». |
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир: программа: 1-4 классы» Москва, «Вентана-Граф», 2012 г. |
Н.Ф.Виноградова «Контроль и оценка знаний по предмету «Окружающий мир» («Окружающий мир. Методика обучения», стр.220-228) |
Сайт «Электрон-ные образова-тельные ресурсы «Начальная школа 21 века» |
|
Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения», Москва, «Вентана-Граф», 2002г. |
Сайт « Школы, работающие по программе «На-чальная школа 21 века» |
|||
Электронный образова-тельный ресурс к УМК «Окружающий мир.1 класс» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), «Вентана-Граф», 2012г. |
Сайт «ПроШколу», клуб «Начальная школа 21 века» |
|||
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, рабочая тетрадь», 2017 г., Москва, «Вентана-Граф». |