Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по УМК «Начальная школа 21 века»

1
0
Материал опубликован 12 July 2019

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Боровичи

 

Рабочая программа

по окружающему миру

класс 1 Б

учитель Гуляева Л.Б.

учебный год 2017/2018

 

 

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)».

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт челове-чества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание обще-человеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умение применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

В последние годы практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного роста, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Культорологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дат возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется со-циальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширение представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром, а также раскрытием системы правил поведения в природе. Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.

Краеведческий принцип обязывает при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности, в краеведческий музей. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчение усвоения естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность.

Логика построения процесса изучения предмета на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебников и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного процесса.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. В первом классе это 66 часов.

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Изменения в программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» (Москва, «Вентана-Граф», 2013 г.) не вносились.

 

Календарно-тематический план

Дата

 

Раздел

Тема урока

Тип урока

Основные пособия

Д/з

Планируемые результаты

 

  •                       Учебник

 

Рабочаятетрадь

Наглядные

пособия

Предметные

УУД

1

 

Введение. Этот удивительный мир (1 час)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека.

Урок откры-тия новых знаний

стр.4-5

стр.4-5

Таблица

«Живая и неживая природа»

 

Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия».

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Воспроизводить своё полное имя, домашний адрес.

Ориентироваться в основных

помещениях школы, их местоположении.

Определять последовательность времён года, кратко характеризовать сезонные изменения.

Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного мира.

Рассказывать о семье, своих любимых занятиях.

Составлять словесный портрет членов семьи.

Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира.

Сравнивать домашних и диких животных.

.

Определять последовательность времён года (начиная с любого).

Характеризовать кратко сезонные изменения.

Описывать отдельных представителей животного мира.

Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Применять знания о безопасном пребывании на улице.

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях быта.

Приводить примеры различных профессий.

В житейских ситуациях избегать опасных участков.

.

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений.

Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Описывать сезонные изменения в природе.

Определять последо-вательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложен-ной последователь-ности.

Описывать внешние признаки растений.

Составлять небольшой рассказ о своей семье.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнения-ми на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формули-ровать вопрос.

Составлять краткий рассказ на тему «Что

делают в …».

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочи-нения о явлениях и объектах природы.

Устанавливать зависи-мости между явления-ми неживой и живой природы.

Анализировать дорогу

от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения.

Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользова-ния транспортом.

Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.).

Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предмета-ми быта.

Строить небольшой текст информационно-го характера на основе телефонных диалогов.

2

 

Мы – школьники (2 часа)

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Урок откры-тия новых знаний

стр.8

стр.6

Модель часов

 

3

 

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, уборщицы и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.9-14

стр.7-8

   

4

 

Сезонная экскурсия «Времена года». ( Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.15-17

стр.9-10

Презентация «Осень на-шего края»

 

5

 

Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. (Раздел «Родная природа»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.18-22

стр.11-

12

Муляжи (овощи, фрукты)

 

6

 

Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу. (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

стр.18-22

стр.11-

12

Муляжи (овощи, фрукты)

 

7

 

Семья (2 часа)

Семья. Члены семьи. Взаимоотношения членов семьи.

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.24-25

стр.13-

14

   

8

 

Труд, отдых в семье.

Урок рефлексии

стр.26-30

стр.15-

16

   

9

 

Труд людей села ( тракторист и др.). Уважение к труду людей. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.31-32

стр.17

   

10

 

Труд людей села (доярка и др.). Уважение к труду людей. Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.33-34

стр.18-

19

   

11

 

Сезонная экскурсия. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.35

     

12

 

Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.36-37

стр.20

Таблица «Птицы»

 

13

 

Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.38-39

 

Таблица «Звери»

 

14

 

Сезонные изменения в природе (сравнение разных сезонов). (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.40-43

стр.21

   

15

 

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая

часть, мостовая. (Раздел «Наша Родина – Россия. Родной край»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.44-45

стр.22

   

16

 

ОБЖ. Правила пользования общественным транспортом. Правила поведения на дорогах и улицах. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край».

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.46-47

стр.23

   

17

 

ОБЖ. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедная дорожка» и др. Светофор. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.47-49

стр.23

Таблица «Дорожные знаки»

 

18

 

Труд людей (6 часов)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Бережное отношение к вещам.

Урок откры-тия новых знаний

стр.50-53

стр.24

   

19

 

Труд людей, которые делают вещи: одежду, обувь, и другие вещи.

Урок обще-методическ.

направлен.

 

стр.24

   

20

 

Труд людей, которые делают книги. Экскурсия в типографию.

Урок обще-методическ.

направлен.

       

21

 

Профессии.

Урок рефлексии

стр.54-55

стр.74-

75

Презентация «Азбука профессий»

 

22

 

ОБЖ .Правила пожарной безопасности. Телефоны экстренных вызовов.

Урок откры-тия новых знаний

       

23

 

ОБЖ. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов

Урок обще-методическ.

направлен.

       

24

 

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. (Раздел «Твоё здоровье»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.56

     

.

Различать основные нравственно-этические понятия.

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

25

 

Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. (Раздел «Твоё здоровье»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.57-60

стр.25

   

26

 

Режим дня. Утренняя гимнасти-ка. Прогулки на свежем возду-хе. Солнце, воздух, вода – фак-торы закаливания. (Раздел «Твоё здоровье»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.61-65

стр.26-

27

   

27

 

Сезонные изменения в природе. Сравнение разных сезонов. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.66-67

стр.28

Презентация «Зима наше-го края»

 

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать (характеризорвать) отдельных представителей животного мира.

Воспроизводить название города, домашний адрес.

Приводить примеры различных профес-сий.

Описывать сезонные изменения в природе.

Различать животных по классам (без термина).

Различать животных по месту обитания.

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта.

Составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …».

28

 

Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.68-71

стр.29-

30

   

29

 

Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.72-76

     

30

 

Название города, в котором мы живём. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.77-79

стр.31

   

31

 

Главная улица (площадь). Памятные места нашего города. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.80-83

стр.32

Набор открыток с видами го-рода.

 

32

 

Труд людей нашего города (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.84-86

стр.33

   

33

 

Экскурсия в парк «Сезонные изменения в природе» (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

стр.87

стр.34-

35

   

Характеризовать кратко сезонные изменения.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать сезонные изменения в природе.

Создавать мини- сочи-нения о явлениях и объектах природы.

34

 

Сравнение разных сезонов. Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

стр.88-89

стр.36

   

35

 

Твои новые друзья. Кого назы-вают друзьями. (Раздел «Я и другие люди»)

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.90-91

стр.37-

38

   

Составлять словесный портрет друзей.

Реализовывать в про-цессе парной работы правила совместной деятельности.

36

 

Коллективные игры и труд. (Раздел «Я и другие люди»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.92-93

стр.39-

40

   

37

 

Экскурсия «Сезонные изменения в природе». (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.4-8

стр.41-

43

   

Характеризовать кратко сезонные изменения.

Описывать отдель-ных представителей животного мира.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Различать животных по месту обитания.

38

 

Животные вокруг нас: птицы. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.9-12

стр.44-

45

Дидактич.

материалы

(на каждого)

 

39

 

Россия. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок откр. новых знан.

стр.13-15,

20-23

стр.46,

48-51

   

Воспроизводить название страны, достопримечатель-ности столицы России.

Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки).

Ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

40

 

Москва. Красная площадь. Кремль.

(Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.15-17

стр.47

Таблица.

Пособие «Московск. Кремль»

 

41

 

Народное творчество: пение, танцы. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.25-27

стр.52

 

   

42

 

Народное творчество: игрушки. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.28

стр.53-

54

Таблицы

«Деревян. игрушки»

 

43

 

Народное творчество: сказки. (Раздел «Наша страна –

Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.29

стр.55

   

44

 

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года; зависимость изменений в живой природе от неживой). (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.30-31

стр.56-

57

Презентация «Весна на-шего края»

 

Определять последо-вательность времён года (начиная с любого).

Находить ошибки в предъявленной последовательности.

Описывать (характе-ризовать) отдельных представителей растительного и животного мира.

Описывать сезонные изменения в природе.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения.

Характеризовать условия роста растения.

45

 

Животные вокруг нас: звери. Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.32-35

стр.58

Раздаточный материал

 

46

 

Бережное отношение к животным. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.36-39

стр.59,

61

«Красная книга»

 

47

 

Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, во-да). (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.40-42

стр.59-

60

таблица «Комнатные растения»

 

48

 

Уход за комнатными растения-ми. (Раздел «Родная природа»).

Практическая работа.

Урок рефлексии

стр.42

стр.60-

61

   

49

 

Россия. (Раздел «Наша страна- Россия. Родной край»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.43-44

стр.62

   

Различать нравственно-этичес-кие понятия.

Различать (сопостав-лять) основные нравственно-этические понятия.

50

 

Россия. (Раздел «Наша страна – Россия. Родной край»).

Урок рефлексии

стр.45-48,

стр.78-79

стр.63

   

51

 

Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстников, радоваться успехам друзей. (Раздел «Я и другие люди»).

Урок рефлексии

стр.49-54

стр.64

   

Рассказывать о своих любимых занятиях.

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

52

 

Сезонная экскурсия «Времена года». (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.55

стр.65

   

Характеризовать кратко сезонные изменения.

Описывать сезонные изменения в природе.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

53

 

Сезонная жизнь животных. (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

стр.56-60

стр.66

   

54

 

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. (Раздел «Твоё здоровье»).

Урок откры-тия новых знаний

стр.61-62

стр.67

   

Различать основные нравственно-этичес-кие понятия.

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

55

 

Режим питания. Культура поведения за столом. (Раздел «Твоё здоровье»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.63-64

стр.68-

69

   

56

 

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. (Раздел «Твоё здоровье»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.65

стр.70

   

57

 

Сезонная экскурсия «Времена года». (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

стр.66-68

     

Определять последовательность времён года (начиная с любого).

Находить ошибки в предъявленной последовательности.

Характеризовать кратко сезонные изменения.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира.

Сравнивать домашних и диких животных.

Описывать сезонные изменения в природе.

Создавать мини-сочи-нения о явлениях и объектах природы.

Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения.

Характеризовать условия роста растения.

Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина).

Различать животных по месту обитания.

58

 

Животные вокруг нас: насекомые. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.68-71

стр.71-

72

Раздаточный материал»

 

59

 

Экскурсия в хозяйство по выращиванию цветов. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

       

60

 

Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.73-74

     

61

 

Растения сада: название, окраска, форма, размер. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

 

стр.77-

79

Гербарий

 

62

 

Экскурсия «Растения при-школьного участка: название, внешний вид». (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

 

стр.77-

79

Гербарий

 

63

 

Животные вокруг нас: земно-водные. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.83-84

стр.80-

81

   

64

 

Бережное отношение к растениям и животным. (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

стр.85-90

стр.82-

87

     

65

 

ОБЖ. Правила безопасного поведения на природе. (Раздел «Родная природа»).

Урок обще-методическ.

направлен.

стр.91-93

стр.88

Таблица

Правила безопасного поведения в природе»

   

66

 

Красота природы. Природа и творчество человека. (Раздел «Родная природа»).

Урок рефлексии

         

 

 

Название раздела

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

«Введение»

1

1

«Твоё здоровье»

6

6

«Я и другие люди»

3

3

«Труд людей»

6

6

«Родная природа»

31

31

«Семья»

2

2

«Наша страна – Россия. Родной край»

15

15

Резервные уроки

2

2

 

Всего

66

66

 

 

 

Прохождение практической части программы

Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы

 

1 четверть

 

16 часов

   

 

2 четверть

 

16 часов

   

3 четверть

Родная природа

19 часов

Н.Ф.Виноградова

«Итоговая за 3 четверть»

Уход за комнатными растениями

4 четверть

 

15 часов

Н.Ф.Виноградова

«Итоговая за 4 четверть»

 

Всего:

 

66 часов

2

1

Содержание программы

1 класс (66 часов)

Введение. Этот удивительный мир. (1 час)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы – школьники (2 часа)

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство по столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Универсальные учебные действия

Определять время по часам с точностью до часа.

Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке.

Твоё здоровье (6 часов)

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.

Универсальные учебные действия

Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Я и другие люди (3 часа)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Универсальные учебные действия

Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Труд людей (6 часов)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных

вызовов.

Универсальные учебные действия

Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.Строить небольшой текст информацион-ного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (31 час)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия

Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей.

Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания.

 

Семья (2 часа)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обменивать-ся мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Наша страна – Россия. Родной край (15 часов)

Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтёр, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них ( продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Универсальные учебные действия

Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в …».

Называть достопримечательности столицы ( с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчест-во»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек.

Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы.

Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»: в теплицу, в парник, в хозяйство по выращиванию цветов т.п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).

 

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, террариумом, инсектарии

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

- воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;

- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

- характеризовать кратко сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

- сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:

- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

- различать основные нравственно-этические понятия;

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Методические

материалы

 

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Интернет-

ресурсы

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, учебник», 2013 г., Москва, «Вентана-Граф».

Рекомендовано Министерством обр-зования и науки Российской Федерации

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, рабочая тетрадь», 2012 г., Москва, «Вентана-Граф».

Н.Ф.Виноградова

«Окружающий мир: программа: 1-4 классы»

Москва, «Вентана-Граф», 2012 г.

 

Н.Ф.Виноградова

«Контроль и оценка знаний по предмету «Окружающий мир»

(«Окружающий мир. Методика обучения», стр.220-228)

Сайт «Электрон-ные образова-тельные ресурсы «Начальная школа 21 века»

Н.Ф.Виноградова

«Окружающий мир: 1-4 классы. Методика обучения», Москва, «Вентана-Граф», 2002г.

Сайт « Школы, работающие по программе «На-чальная школа 21 века»

Электронный образова-тельный ресурс к УМК «Окружающий мир.1 класс» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), «Вентана-Граф», 2012г.

Сайт «ПроШколу»,

клуб «Начальная школа 21 века»

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир: 1 класс, рабочая тетрадь», 2017 г., Москва, «Вентана-Граф».

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации