Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина» |
||
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «_____» ________________г. №___ _____________Н.А. Балашова |
Утверждаю Директор МБОУ СШ № 35 _____________ Е.А.Сидорук «____» _________________ г |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для 4 класса
Класс: 4 Д
Составитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35,
первая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2018-2019 г.г.
2018
Структура документа:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
-
-
-
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
-
-
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
под познавательными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах – соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
-описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Учащиеся получат возможность научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
2. Содержание учебного предмета
Человек — живое существо (организм) (16 ч.).
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твое здоровье (12 ч.).
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Человек — часть природы (3 ч.).
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (4 ч.).
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна: от края до края (13 ч.).
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек – творец культурных ценностей (12 ч.).
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек – защитник своего Отечества (6 ч.).
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии.
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы.
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (2 ч.).
Россия — наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
3. Тематическое планирование
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Человек – живое существо (16 ч) |
||
I ч.- 1 |
Организм человека. |
|
2 |
Нервная система. |
|
3 |
Двигательная система человека. |
|
4 |
Пищеварительная система, её органы. |
|
5 |
Значение пищеварительной системы. Как беречь зубы. |
|
6 |
Дыхательная система. |
|
7 |
Кровеносная система. |
|
8 |
Как организм выделяет ненужные ему жидкие вещества. |
|
9 |
Кожа. Её функции. |
|
10 |
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Значение зрения в жизни человека |
|
11 |
Орган слуха - ухо. Значение слуха в жизни человека. |
|
12 |
Обоняние. Роль обоняния в жизни человека. |
|
13 |
Вкус. Осязание. Их роль в жизни человека. |
|
14 |
Мир чувств. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев |
|
15 |
Внимание. |
|
16 |
Память. |
|
Твое здоровье (12 ч) |
||
17 |
Режим дня. Р.С. «Составление режима дня школьника с учётом условий Севера» |
|
18 |
Правильное питание. |
|
IIч.- 19 |
Правила закаливания. |
|
20 |
Можно ли снять усталость? |
|
21 |
Поговорим о вредных привычках. Вред курения. |
|
22 |
Поговорим о вредных привычках. Вред алкоголя и наркотиков. |
|
23 |
Когда дом становится опасным. Правила поведения при пожаре. Как уберечь себя при пожаре. |
|
24 |
Когда дом становится опасным. Компьютер и здоровье. |
|
25 |
Улица полна неожиданностей. Правила поведения на улице. |
|
26 |
Улица полна неожиданностей. Правила дорожного движения. |
|
27 |
Если случилась беда. Правила поведения во время грозы. Опасные животные и растения. |
|
28 |
Если случилась беда. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.) |
|
Человек – часть природы (3 ч) |
||
29 |
Чем человек отличается от животного? |
|
30 |
От рождения до старости. |
|
31 |
Контрольная работа 1 «Повторение изученного за I полугодие». |
|
Человек среди людей (4 ч) |
||
32 |
Поговорим о доброте. |
|
IIIч.- 33 |
Поговорим о справедливости. |
|
34 |
О смелости |
|
35 |
Умеешь ли ты общаться? |
|
Родная страна: от края до края (13 ч) |
||
36 |
Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. |
|
37 |
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. Р.С. Пинежье – северный край нашей Родины. |
|
38 |
Природные зоны России. Степи и пустыни. |
|
39 |
Почвы России.Состав почвы. Р.С. Почвы Архангельской области |
|
40 |
Рельеф России. Формы земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги). Р.С. Рельеф Архангельской области. |
|
41 |
Рельеф России. |
|
42 |
Как возникали и строились города. Р.С. Возникновение города Архангельска. |
|
43 |
Россия и её соседи. Япония. |
|
44 |
Россия и её соседи. Китай. |
|
45 |
Россия и её соседи. Р..С..Страны Баренц-Региона |
|
46 |
Россия и её соседи. Финляндия. |
|
47 |
Россия и её соседи. Королевство Дания |
|
48 |
Обобщение по теме «Россия и её соседи». |
|
Человек – творец культурных ценностей (12 ч) |
||
49 |
Что такое культура. |
|
50 |
Из истории письменности. |
|
51 |
Образование – часть культуры. |
|
52 |
Возникновение первых школ на Руси. |
|
IV ч. -53 |
Особенности обучения в Древней Руси. |
|
54 |
Чему и как учились при Петре I. |
|
55 |
Русское искусство до XVIII века. Архитектура. |
|
56 |
Русская икона. Р.С. Экскурсия в отдел «Древнерусского искусства» музея Изобразительных искусств. |
|
57 |
Русское искусство до XVIII века. Художественные ремёсла и музыка. Древней Руси. |
|
58 |
«Золотой» век русской культуры (XIX век). Поэты и писатели XIX века |
|
59 |
«Золотой» век русской культуры (XIX век). Композиторы и художники XIX века. Р.С.Экскурсия в отдел «Русского искусства» музея Изобразительных искусств. |
|
60 |
Искусство России XX века: архитектура, живопись, литература. |
|
Человек – защитник своего Отечества (6 ч) |
||
61 |
Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. |
|
62 |
Промежуточная аттестация. |
|
63 |
Куликовская битва. |
|
64 |
Отечественная война 1812 года. |
|
65 |
Великая Отечественная война. Основные сражения Великой Отечественной войны. |
|
66 |
Великая Отечественная война. Героизм воинов и людей в тылу. |
|
Гражданин и государство (2 ч) |
||
67 |
Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. Права ребёнка. |
|
68 |
Символы государства: гимн, герб, флаг. |
Приложение
Контрольная работа
№ урока |
Тема |
31 |
Повторение изученного за I полугодие. |
62 |
Промежуточная аттестация. |
Итого- 2 ч |
Экскурсия
№ урока |
Тема |
56 |
Экскурсия в отдел «Древнерусского искусства» музея Изобразительных искусств. |
59 |
Экскурсия в отдел «Русского искусства» музея Изобразительных искусств. |
Итого – 2 ч |
Региональное содержание
№ урока |
Тема |
17 |
«Составление режима дня школьника с учётом условий Севера» |
37 |
Пинежье – северный край нашей Родины. |
39 |
Почвы Архангельской области |
40 |
Рельеф Архангельской области. |
42 |
Возникновение города Архангельска. |
45 |
Страны Баренц-Региона |
56 |
Экскурсия в отдел «Древнерусского искусства» музея Изобразительных искусств. |
59 |
Экскурсия в отдел «Русского искусства» музея Изобразительных искусств. |
Итого – 8 ч |