Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

1
0
Материал опубликован 16 May 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Примерной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Окружающий мир», 1-4 кл., автор Н.Ф. Виноградова / Сборник Программа Окружающий мир «Начальная школа XXI века», Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017 – 2018учебный год, утверждённым приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О

Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» (раздел «Учебный план»). Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 66 часов в год.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - предста­вить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечело­веческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодей­ствия во всех сферах окружающего мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».

Личностные универсальные учебные действия

У ученика 1 класса будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Ученик 1 класса получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,

ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного

понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их

благополучия.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, ре- гулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные - способность при менять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,

анализ, доказательст­ва и др.);

- регулятивные - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,

творческой), понимание спе­цифики каждой;

- коммуникативные - способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;

владение рассуждением, опи­санием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по­лучения, анализа и обработки информации (обобщение,

классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассу­ждение, описание и др.).

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- проговаривать выполняемые учебные действия;

- работать по предложенному плану, выполнять элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя;

- выполнять задания по образцу;

- осуществлять итоговый контроль под руководством учителя, сравнивая результат с эталоном;

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- обсуждать под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так

и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и

безопасность человека;

-  понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и

в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального

питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить

монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на

позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

-  контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой речи.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для

построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей

деятельности.

 

Предметные результаты

- Осознание целостности окружающего мира.

- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).

- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся 1 класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В результате изучения курса первоклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде

Человек и природа

Ученик 1 класса научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую

классификацию изученных объектов природы;

-  проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные

приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты на бумажных носителях с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений,

создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас

карт) для поиска необходимой информации;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения

необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и

безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и

функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в

быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального

питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации.

Человек и общество

Ученик 1 класса научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой

регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции

развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания

им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации,

ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах

образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися

Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы , представляющие собой правильные , логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Среднему уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, построенные как правильные , логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Перечень практических, контрольных работ

Экскурсии:

Мы школьники (Знакомство со школой.)

Сентябрь – первый месяц осени

«Октябрь уж наступил»

Ноябрь – зиме родной брат

«В декабре, в декабре все деревья а серебре…»

Январь – году начало, зиме середина

Февраль – месяц метелей и вьюг

Весна. Сезонные изменения

Где ты живешь?

Практические работы:

Правила поведения в школе

Правила поведения на дорогах.

Любимые занятия.

Воскресный день.

Правила гигиены

О режиме дня.

Какой бывает вода?

Наш уголок природы

Какой бывает вода? (Изучение свойств снега и льда.)

Контрольные работы

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая контрольная работа

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Введение. Что такое окружающий мир (1 час).

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Родная природа (25 часов).

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-

сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от

состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма,

размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход

за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и

животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Человек и общество

Мы – школьники ( 8 часов).

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя,

уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на

уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка»,

«Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в

работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Мы и вещи ( 6 часов).

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к

вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная страна(19 часов).

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).

Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них

(продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье.

Взаимоотношения членов семьи .Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Правила безопасной жизни

Твоё здоровье (7 часов).

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания.

Культура поведения за столом.

В содержание предмета «Окружающий мир» введён региональный компонент, реализация ,которого позволяет привить школьникам уважение к п

природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие, ценности. Региональное содержание интегрируется

в содержание учебного предмета, обеспечивая формирование ценностных ориентаций, нравственное развитие личности, усиливая воспитательные

аспекты уроков.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

1

Введение.

Что такое окружающий мир

Нас окружает удивительный мир

2

Мы – школьники

Давайте познакомимся

8 ч.

   

Природе нужны все

 
   

Мы школьники

 
   

Правила поведения в школе

 
   

Правила дорожного движения

 
   

О дружбе

 
   

Кто работает ночью

 
   

Кто работает в транспорте

 

3

Ты и здоровье

Твои помощники органы чувств

 

   

Правила гигиены

 
   

О режиме дня

 
   

Здоровая пища

 
   

Витамины

 
   

Если хочешь быть здоров, закаляйся

 
   

Какое бывает настроение

 

4

Мы и вещи

Ты и вещи

   

Кто работает ночью

 
   

Урок в спортивном зале

 
   

Правила поведения

 
   

Зачем люди трудятся

 
   

Весенние работы

 

5

Родная природа

Сентябрь – первый месяц осени

 

25ч.

   

Что нам осень подарила

 
   

Грибная пора

 
   

Октябрь уж наступил

 
   

Птицы осенью

 
   

Явления природы

 
   

Ноябрь – зиме родной брат

 
   

Дикие животные

 
   

Звери млекопитающие

 
   

Что мы знаем о птицах

 
   

«В декабре, в декабре, все деревья в серебре»

 
   

Какая бывает вода?

 
   

Январь году начало, а зиме середина

 
   

Хвойные деревья

 
   

Жизнь птиц зимой

 
   

Февраль – месяц метелей и вьюг

 
   

Звери млекопитающие

 
   

Март – капельник

 
   

Птичьи разговоры

 
   

Апрель водолей

 
   

Жизнь насекомых весной

 
   

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

 
   

Растения уголка природы

 
   

Май весну завершает

 
   

Жизнь земноводных весной

 

6

Родная страна

Семья

19ч

   

Любимые занятия

 
   

Как из зерна получаются булки

 
   

Человек и домашние животные

 
   

Где ты живешь?

 
   

Город село

 
   

Дом, в котором ты живешь

 
   

Наша страна Россия

 
   

Богата природа России

 
   

Мы – россияне

 
   

Идем в гости

 
   

Народная сказка и народные игрушки

 
   

Мы граждане России

 
   

День космонавтики

 
   

С Новым годом!

 
   

8 марта – праздник всех женщин.

 
   

Промежуточная диагностическая работа

 
   

Скоро лето!

 
   

Итоговая контрольная работа

 
 

Региональный компонент Прослеживается в уроках № 7, 10, 11, 25, 28, 29, 30, 40, 41, 60.

 

Всего 66 часов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации