Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Примерной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Окружающий мир», 1-4 кл., автор Н.Ф. Виноградова / Сборник Программа Окружающий мир «Начальная школа XXI века», Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017 – 2018учебный год, утверждённым приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» (раздел «Учебный план»). Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 66 часов в год.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».
Личностные универсальные учебные действия
У ученика 1 класса будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
Ученик 1 класса получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного
понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, ре- гулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные - способность при менять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,
анализ, доказательства и др.);
- регулятивные - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,
творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные - способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;
владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 1 класса научится:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- проговаривать выполняемые учебные действия;
- работать по предложенному плану, выполнять элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя;
- выполнять задания по образцу;
- осуществлять итоговый контроль под руководством учителя, сравнивая результат с эталоном;
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- обсуждать под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так
и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 1 класса научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и
в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 1 класса научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Предметные результаты
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся 1 класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
В результате изучения курса первоклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде
Человек и природа
Ученик 1 класса научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные
приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты на бумажных носителях с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений,
создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас
карт) для поиска необходимой информации;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в
быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
Ученик 1 класса научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой
регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции
развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания
им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Ученик 1 класса получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися
Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы , представляющие собой правильные , логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Среднему уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, построенные как правильные , логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Перечень практических, контрольных работ
Экскурсии:
Мы школьники (Знакомство со школой.)
Сентябрь – первый месяц осени
«Октябрь уж наступил»
Ноябрь – зиме родной брат
«В декабре, в декабре все деревья а серебре…»
Январь – году начало, зиме середина
Февраль – месяц метелей и вьюг
Весна. Сезонные изменения
Где ты живешь?
Практические работы:
Правила поведения в школе
Правила поведения на дорогах.
Любимые занятия.
Воскресный день.
Правила гигиены
О режиме дня.
Какой бывает вода?
Наш уголок природы
Какой бывает вода? (Изучение свойств снега и льда.)
Контрольные работы
Промежуточная диагностическая работа
Итоговая контрольная работа
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Введение. Что такое окружающий мир (1 час).
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Родная природа (25 часов).
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-
сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от
состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма,
размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход
за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и
животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Мы – школьники ( 8 часов).
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя,
уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на
уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка»,
«Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в
работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Мы и вещи ( 6 часов).
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к
вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная страна(19 часов).
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).
Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).
Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них
(продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье.
Взаимоотношения членов семьи .Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Твоё здоровье (7 часов).
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания.
Культура поведения за столом.
В содержание предмета «Окружающий мир» введён региональный компонент, реализация ,которого позволяет привить школьникам уважение к п
природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие, ценности. Региональное содержание интегрируется
в содержание учебного предмета, обеспечивая формирование ценностных ориентаций, нравственное развитие личности, усиливая воспитательные
аспекты уроков.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Введение. Что такое окружающий мир |
Нас окружает удивительный мир |
1ч |
2 |
Мы – школьники |
Давайте познакомимся |
8 ч. |
Природе нужны все |
|||
Мы школьники |
|||
Правила поведения в школе |
|||
Правила дорожного движения |
|||
О дружбе |
|||
Кто работает ночью |
|||
Кто работает в транспорте |
|||
3 |
Ты и здоровье |
Твои помощники органы чувств
|
7ч |
Правила гигиены |
|||
О режиме дня |
|||
Здоровая пища |
|||
Витамины |
|||
Если хочешь быть здоров, закаляйся |
|||
Какое бывает настроение |
|||
4 |
Мы и вещи |
Ты и вещи |
6ч |
Кто работает ночью |
|||
Урок в спортивном зале |
|||
Правила поведения |
|||
Зачем люди трудятся |
|||
Весенние работы |
|||
5 |
Родная природа |
Сентябрь – первый месяц осени
|
25ч. |
Что нам осень подарила |
|||
Грибная пора |
|||
Октябрь уж наступил |
|||
Птицы осенью |
|||
Явления природы |
|||
Ноябрь – зиме родной брат |
|||
Дикие животные |
|||
Звери млекопитающие |
|||
Что мы знаем о птицах |
|||
«В декабре, в декабре, все деревья в серебре» |
|||
Какая бывает вода? |
|||
Январь году начало, а зиме середина |
|||
Хвойные деревья |
|||
Жизнь птиц зимой |
|||
Февраль – месяц метелей и вьюг |
|||
Звери млекопитающие |
|||
Март – капельник |
|||
Птичьи разговоры |
|||
Апрель водолей |
|||
Жизнь насекомых весной |
|||
Наш уголок природы. Животные уголка природы. |
|||
Растения уголка природы |
|||
Май весну завершает |
|||
Жизнь земноводных весной |
|||
6 |
Родная страна |
Семья |
19ч |
Любимые занятия |
|||
Как из зерна получаются булки |
|||
Человек и домашние животные |
|||
Где ты живешь? |
|||
Город село |
|||
Дом, в котором ты живешь |
|||
Наша страна Россия |
|||
Богата природа России |
|||
Мы – россияне |
|||
Идем в гости |
|||
Народная сказка и народные игрушки |
|||
Мы граждане России |
|||
День космонавтики |
|||
С Новым годом! |
|||
8 марта – праздник всех женщин. |
|||
Промежуточная диагностическая работа |
|||
Скоро лето! |
|||
Итоговая контрольная работа |
|||
Региональный компонент Прослеживается в уроках № 7, 10, 11, 25, 28, 29, 30, 40, 41, 60. |
Всего 66 часов |