12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Анастасия Леонидовна245
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Примерной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», общей образовательной программы начального общего образования ОУ, программы «Окружающий мир», 1-4 кл., автор Н.Ф. Виноградова / Сборник Программа Окружающий мир «Начальная школа XXI века», Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013, в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №1» на 2017 – 2018учебный год, утверждённым приказом директора школы от 31.08.2017 №391/О

Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ № 1» (раздел «Учебный план»). Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 66 часов в год.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - предста­вить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечело­веческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодей­ствия во всех сферах окружающего мира.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».

Личностные универсальные учебные действия

У ученика 1 класса будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Ученик 1 класса получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,

выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,

ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного

понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их

благополучия.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, ре- гулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные - способность при менять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,

анализ, доказательст­ва и др.);

- регулятивные - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,

творческой), понимание спе­цифики каждой;

- коммуникативные - способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;

владение рассуждением, опи­санием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по­лучения, анализа и обработки информации (обобщение,

классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассу­ждение, описание и др.).

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- проговаривать выполняемые учебные действия;

- работать по предложенному плану, выполнять элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя;

- выполнять задания по образцу;

- осуществлять итоговый контроль под руководством учителя, сравнивая результат с эталоном;

- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- обсуждать под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так

и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и

безопасность человека;

-  понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и

в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального

питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 1 класса научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить

монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на

позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

-  контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть

диалогической формой речи.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для

построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей

деятельности.

 

Предметные результаты

- Осознание целостности окружающего мира.

- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).

- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся 1 класса получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В результате изучения курса первоклассники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде

Человек и природа

Ученик 1 класса научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую

классификацию изученных объектов природы;

-  проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные

приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты на бумажных носителях с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений,

создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас

карт) для поиска необходимой информации;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения

необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и

безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и

функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в

быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального

питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации.

Человек и общество

Ученик 1 класса научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой

регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции

развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания

им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации,

ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ученик 1 класса получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах

образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и

сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися

Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы , представляющие собой правильные , логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Среднему уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, построенные как правильные , логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Перечень практических, контрольных работ

Экскурсии:

Мы школьники (Знакомство со школой.)

Сентябрь – первый месяц осени

«Октябрь уж наступил»

Ноябрь – зиме родной брат

«В декабре, в декабре все деревья а серебре…»

Январь – году начало, зиме середина

Февраль – месяц метелей и вьюг

Весна. Сезонные изменения

Где ты живешь?

Практические работы:

Правила поведения в школе

Правила поведения на дорогах.

Любимые занятия.

Воскресный день.

Правила гигиены

О режиме дня.

Какой бывает вода?

Наш уголок природы

Какой бывает вода? (Изучение свойств снега и льда.)

Контрольные работы

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая контрольная работа

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа

Введение. Что такое окружающий мир (1 час).

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Родная природа (25 часов).

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-

сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от

состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма,

размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход

за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и

животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Человек и общество

Мы – школьники ( 8 часов).

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя,

уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на

уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.

Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка»,

«Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в

работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Мы и вещи ( 6 часов).

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к

вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная страна(19 часов).

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).

Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них

(продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье.

Взаимоотношения членов семьи .Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Правила безопасной жизни

Твоё здоровье (7 часов).

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания.

Культура поведения за столом.

В содержание предмета «Окружающий мир» введён региональный компонент, реализация ,которого позволяет привить школьникам уважение к п

природе и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие, ценности. Региональное содержание интегрируется

в содержание учебного предмета, обеспечивая формирование ценностных ориентаций, нравственное развитие личности, усиливая воспитательные

аспекты уроков.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

1

Введение.

Что такое окружающий мир

Нас окружает удивительный мир

2

Мы – школьники

Давайте познакомимся

8 ч.

   

Природе нужны все

 
   

Мы школьники

 
   

Правила поведения в школе

 
   

Правила дорожного движения

 
   

О дружбе

 
   

Кто работает ночью

 
   

Кто работает в транспорте

 

3

Ты и здоровье

Твои помощники органы чувств

 

   

Правила гигиены

 
   

О режиме дня

 
   

Здоровая пища

 
   

Витамины

 
   

Если хочешь быть здоров, закаляйся

 
   

Какое бывает настроение

 

4

Мы и вещи

Ты и вещи

   

Кто работает ночью

 
   

Урок в спортивном зале

 
   

Правила поведения

 
   

Зачем люди трудятся

 
   

Весенние работы

 

5

Родная природа

Сентябрь – первый месяц осени

 

25ч.

   

Что нам осень подарила

 
   

Грибная пора

 
   

Октябрь уж наступил

 
   

Птицы осенью

 
   

Явления природы

 
   

Ноябрь – зиме родной брат

 
   

Дикие животные

 
   

Звери млекопитающие

 
   

Что мы знаем о птицах

 
   

«В декабре, в декабре, все деревья в серебре»

 
   

Какая бывает вода?

 
   

Январь году начало, а зиме середина

 
   

Хвойные деревья

 
   

Жизнь птиц зимой

 
   

Февраль – месяц метелей и вьюг

 
   

Звери млекопитающие

 
   

Март – капельник

 
   

Птичьи разговоры

 
   

Апрель водолей

 
   

Жизнь насекомых весной

 
   

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

 
   

Растения уголка природы

 
   

Май весну завершает

 
   

Жизнь земноводных весной

 

6

Родная страна

Семья

19ч

   

Любимые занятия

 
   

Как из зерна получаются булки

 
   

Человек и домашние животные

 
   

Где ты живешь?

 
   

Город село

 
   

Дом, в котором ты живешь

 
   

Наша страна Россия

 
   

Богата природа России

 
   

Мы – россияне

 
   

Идем в гости

 
   

Народная сказка и народные игрушки

 
   

Мы граждане России

 
   

День космонавтики

 
   

С Новым годом!

 
   

8 марта – праздник всех женщин.

 
   

Промежуточная диагностическая работа

 
   

Скоро лето!

 
   

Итоговая контрольная работа

 
 

Региональный компонент Прослеживается в уроках № 7, 10, 11, 25, 28, 29, 30, 40, 41, 60.

 

Всего 66 часов

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.