Рабочая программа по предмету «Человек» (1 класс)
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников
с ограниченными
возможностями здоровья
«Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано: Рассмотрено:
Зам.директора по УР
_________ /Л.И.Ковалева/ Утверждено:
От
Директор школы
_______В.Н.Васильев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Человек»
1 класс
(Вариант II)
2016 – 2017 учебный год
Разработчик программы:
учитель А.А. Мицих
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой, и следующих нормативно - правовых документов:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков;
формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
II. Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Человек» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
IV. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
VI. Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами
«Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
VII. Тематическое планирование
№ Раздела |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание раздела |
1 |
«Семья» |
29 |
Знакомство с вежливыми словами, проигрывание сюжетно-ролевых игр. Правила безопасности на улице и в помещениях. |
2 |
«Представления о себе» |
66 |
Знакомство с режимом дня, значение и влияние его на организм школьника. Строение человеческого тела. Правила гигиены. Практические занятия |
3 |
Повторение пройденного материала |
4 |
VIII.Описание учебно-методического и материально-технического оборудования
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
VIV. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
«Представления о себе» |
|
Представления о своем теле Представление о правилах здорового образа жизни. Представление о полезных и вредных привычках. |
Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Уметь следить за чистотой рук; мыть их без напоминания. Уметь чистить зубы, полоскать рот. умение различать и называть предметы одежды и обуви. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды. Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи. Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливать еду на стол и на пол, его уборка после еды. Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, картофель и т.д.). Садиться за столы и выходить из-за стола по разрешению учителя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды. Не сорить, не бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора. Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи. Уметь различать, все ли пуговицы на месте. |
«Семья» |
|
Представление о своем ближайшем окружении, взаимоотношениях между ними. Соблюдать правила поведения и общения. |
Понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними. Уметь различать и называть предметы, нужные для постели. Постельное бельё. Заправка постели и приготовление её на ночь. |
X. Система оценки достижения планируемых результатов
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п |
Изучаемый раздел |
Индикаторы |
Баллы |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
«Представления о себе» |
Соблюдает режим дня |
||||||
Различает части тела |
||||||||
Соблюдает правила гигиены |
||||||||
Называет сове имя |
||||||||
Различает продукты питания |
||||||||
2 |
«Семья» |
Использует вежливые слова |
||||||
Знает правила безопасности в доме |
||||||||
Знает правила поведения с животными |
||||||||
Знает правила поведения в лесу |
||||||||
Знает правила поведения на воде |
Баллы |
Уровень сформированности навыка |
0 |
Навык или умение отсутствует |
1 |
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 |
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 |
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 |
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 |
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Тема |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
I четверть (25 часов) |
||
Семья |
||
01.09 06.09 07.09 |
Волшебные слова |
Слушание объяснений учителя, подражание, повторение по возможности вежливых слов, реагирование жестами, учатся здороваться, слушать учителя. |
08.09 13.09 14.09 |
Знакомство. Как вести себя в гостях. |
Учатся вести себя в обществе, действую по образцу, по подражанию |
15.09 20.09 21.09 |
Сюжетно-ролевая игра «Мы вежливые» |
Хоровое проговаривание вежливых слов вместе с учителем, громко, тихо. |
22.09 27.09 |
Как вести себя в школе |
Учатся правильно вести себя в школе, ходьба шагом, не торопясь |
Представление о себе |
||
28.09 29.09 |
Режим дня школьника |
Учатся соблюдать режим дня, слушаю учителя, рассматривают иллюстрации |
04.10 05.10 06.10 |
Прогулка и ее значение |
Учатся правильно вести себя на улице,, просмотр презентации |
11.10 12.10 |
Утренний и вечерний туалет |
Учатся умываться, включать кран, вытираться полотенцем, рассматривание алгоритма чистки зубов. |
13.10 18.10 19.10 |
Зарядка и ее значений |
Слушание объяснений учителя, разучивание комплекса физических упражнений, учатся правильно выполнять движения по показу |
20.10 25.10 |
Сон, его значение |
Рассматривание серии сюжетных картинок (книги), слушание учителя |
26.10 27.10 |
Человек: строение |
Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию |
II четверть (20 часов) |
||
08.11 09.11 |
Игра импровизация «Что умеет твое тело» |
Выполняет инструкции учителя. |
10.11 15.11 16.11 |
Лицо в зеркале |
Учатся умываться |
17.11 22.11 23.11 |
Правила пользование туалетом |
Правильное пользование туалетом, учатся отпрашиваться на уроке |
24.11 29.11 |
Гигиена полости рта |
Правильное пользование зубной щеткой по подражанию, рассматривают, картинки по теме, слушают учителя, отслеживают алгоритм действий. |
30.11 06.12 07.12 |
Практическое занятие: как правильно чистить зубы |
|
08.12 13.12 14.12 |
Наши руки |
Мытье рук перед обедом, после прогулки, повторение выполнения движений (имитация мытья рук) руками за учителем, по образцу, с помощью. |
15.12 20.12 21.12 |
Чистота рук- залог здоровья |
Учатся мыть руки самостоятельно. Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно |
22.12 |
Практическое занятие –как мыть руки |
|
III четверть (29 часов) |
||
10.01 11.01 |
Практическое занятие –как мыть руки |
Учатся мыть руки самостоятельно. Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно |
12.01 17.01 |
Просмотр мультфильма по произведению К.Чуковского «Мойдодыр» |
|
18.01 19.01 24.01 25.01 |
Пол, возраст, имя фамилия |
Учатся называть свои пол, возраст, имя фамилию (по речевым возможностям), показывать возраст на пальцах |
26.01 31.01 01.02 |
Внешний облик человека |
Следят за своим внешним видом |
02.02 07.02 08.02 09.02 |
Правильная осанка человека |
Слушают учителя, правильно садятся за парты, действуют по подражанию, с помощью взрослого |
21.02 22.02 |
Кожа, парез, ожог |
Учатся отличать парез от ожога |
28.02 01.03 02.03 |
Первая помощь при парезах, ожогах |
Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно |
07.03 09.03 14.03 |
Лицо человека: глаза, уши, нос |
Учатся отличать глаза, уши, нос, показывать на кукле. |
Семья |
||
15.03 16.03 21.03 20.03 |
Безопасность в доме |
Учатся правильно вести себя дома без взрослых Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно |
22.03 23.03 |
Пожарная безопасность: огонь |
|
IV четверть (25 часов) |
||
05.04 |
Пожарная безопасность: огонь |
Учатся правильно вести себя дома без взрослых Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно |
Представление о себе |
||
06.04 11.04 12.04 |
Режим питания. Продукты питания |
Учатся правильно кушать |
13.04 18.04 19.04 |
Хлеб – всему голова |
|
20.04 25.04 26.04 |
Самые полезные овощи и фрукты |
Учатся различать овощи от фруктов. |
Семья |
||
27.04 02.05 03.05 |
Безопасность при общении с животными |
Учатся правильно обращаться с животными, рассматривают иллюстрации, выполнение подражательных действий |
04.05 10.05 11.05 |
Правила поведения в лесу |
Слушают, выстраивают алгоритм действий из серии сюжетных картинок по подражанию, с помощью учителя Учатся соблюдать правила поведения в лесу, на воде |
16.05 18.05 |
Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес |
|
23.05 24.05 25.05 |
Правила поведения на воде |
|
26.05 29.05 30.05 31.05 |
Повторение пройденного материала |