Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Мир природы и человека» (1 класс)

12
2
Материал опубликован 25 September 2017 в группе

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"

1 КЛАСС

на 2016 – 2017 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) - "Живой мир 1 класс" Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему  обучению в школе. Курс «Живой мир» в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.

Задачами курса «Живой мир» для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;

формирование способов ориентировки в окружающей действительности;

формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;

формирование всех видов деятельности;

развитие познавательной активности;

развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;

воспитание экологической культуры;

становление нравственной ориентировки;

формирование самостоятельности;

воспитание положительных качеств. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Планируемые результаты обучения: Личностные результаты должны отражать:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »

научится:

-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих

культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);

  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,

-характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-объяснять отличия человека от животных;

-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу;

-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни.

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

.

Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 

Основная образовательная программа начального общего образования.

 

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание курса

Раздел

Краткое содержание раздела

Кол-во часов

1

Неживая природа

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии.

Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток.

Познакомить со значением Солнца для планеты Земля ; значением для растений.

4

2

Сезонные изменения (времена года)

Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года.

8

3

Растения

Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.

Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.

Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы

Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам.

Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи.

Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни.

6

4

Животные

Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.

Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания).

Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.

Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках.

Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках.

Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.

Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года.

7

5

Человек

Учить различать людей по возрасту, полу.

Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).

Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов.

Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении.

Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.

Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.

Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.

Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.

Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.

8

 

Учебно-методическое обеспечение:

-учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.;

-  предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;

-муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

- карточки с заданием для индивидуальных работ;

- комплект заданий на развитие психических процессов;

- комплект "Загадки-отгадки"

Учащиеся должны знать:

о мире живой и неживой природы;

о человеке, работе его органов чувств;

о погоде и ее явлениях;

о смене времен года;

знать правила гигиены.

Учащиеся должны уметь:

называть признаки живой и неживой природы;

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

знать правила гигиены;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений;

узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;

называть наиболее распространенных диких и домашних животных;

называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.

Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека " 1 класс.

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемы

Предметные

результаты

Личностные

Деятельность учащихся

Мониторинг

 

1 четверть

 

9

       

1

Неживая природа

Земля и Солнце. Экскурсия.

 

4

1

Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.

Беседа

2

День и ночь.

 

1

   

Работа с раздаточным материалом, ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

3

Сутки. Занятия людей в течение суток.

 

1

   

Работа с учебником.

Практическое занятие.

4

Значение Солнца. Солнце и жизнь растений.

 

1

   

Работа с наглядным материалом.

Беседа

5

Времена года

Осень. Признаки осени.

 

8

1

Знать названия времен года, знать о явлениях и состояниях неживой природы в разные времена года, уметь сравнивать состояния погоды в разное время года

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Сбор природного материала,

Фронтальный опрос

6

Занятия и одежда детей осенью.

 

1

   

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

Практическое занятие

7

Зима. Признаки зимы.

 

1

   

Работа с сюжетными картинками, работа с учебником

Беседа

8

Одежда и занятия детей зимой.

 

1

   

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы

Фронтальный опрос

9

Весна. Признаки весны.

 

1

   

наблюдать за сезонными изменениями в природе; отгадывать загадки.

Фронтальный опрос

10

2 четверть

Одежда и занятия детей весной.

 

7

1

   

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Беседа

11

Лето. Признаки лета.

 

1

   

Описание времени года по опорным картинкам; разучивание стихотворений о временах года.

Беседа

12

Одежда и занятия детей летом.

 

1

   

Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.

тест

13

Живая природа

Растения

Растения. Строение и сходство растений. Различие растений.

 

22

6

1

Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы; знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок; знать о способах ухода за растениями жизненно необходимые условия.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

Фронтальный опрос

14

Разнообразие цветов. Семена.

 

1

   

Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником.

Беседа

15

Плоды растений. Овощи и фрукты.

 

1

   

Составление рассказа по картинке "Сбор урожая", работа с раздаточным материалом; работа с учебником.

Практическое занятие

16

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

 

1

     

Фронтальный опрос

 

3 четверть

 

9

       

17

Приспособление растений к разным условиям жизни.

 

1

       

18

Растения. (обобщающий урок)

 

1

       

19

Животные.

Животные. Строение и сходство животных. Различие животных.

 

7

1

Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; знать о образе жизни диких и домашних животных; называть домашних и диких животных , их детенышей, определять их признаки; знать какую пользу приносят домашние животные людям.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам.

Беседа

20

Детёныши животных.

 

1

   

Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником

тест

21

Домашние животные.

 

1

   

Заучивание стихотворений о домашних животных; рассматривание картинок.

Фронтальный опрос

22

Дикие животные.

 

1

   

Работа с трафаретами; заучивание стихотворений о диких животных.

Беседа

23

Приспособление животных к различным условиям жизни.

 

1

   

Работа с учебником.

Беседа

24

Приспособление животных к временам года.

 

1

   

Работа с учебником.

Беседа

25

Животные.(обобщающий урок).

 

1

   

Работа с карточками.

Тест

 

4 четверть

 

8

       

26

Человек

Человек. Части тела человека.

 

8

1

Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; правила поведения во время еды; значение глаз, уш, носа, рта для человека; правила красивой осанки.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку.

Беседа

27

Гигиенические навыки.

 

1

   

Участие в беседе о правилах опрятности; просмотр мультфильма "Мойдодыр"; составление предложений по сюжетным картинкам.

Практическое занятие

28

Лицо человека.

 

1

   

Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником.

Беседа

29

Глаза.

 

1

   

Гимнастика для глаз; изучение правил бережного отношения к глазам.

Практическое занятие

30

Уши.

 

1

   

Изучение правил, которые помогают сохранить слух и органы слуха; работа с учебником.

Фронтальный опрос

31

Нос.

 

1

   

Эксперемент "Узнай запах"

Беседа

32

Рот.

 

1

   

Изучение правил во время еды, правила гигиены за полостью рта.

Практическое занятие

33

Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.

 

1

   

Изучение правил гигиены по уходу за кожей; работа с учебником.

Фронтальный опрос

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

ЕЩЁ РАЗ---МОЛОДЕЦ!!!!

25 September 2017

СПАСИБО!!!

25 September 2017

Похожие публикации