Рабочая адаптированная основная образовательная программа по предмету «Мир природы и человека» (1 класс)
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА"
1 КЛАСС
на 2016 – 2017 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) - "Живой мир 1 класс" Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Курс «Живой мир» в специальной (коррекционной) школе ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.
Задачами курса «Живой мир» для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:
формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
формирование всех видов деятельности;
развитие познавательной активности;
развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
воспитание экологической культуры;
становление нравственной ориентировки;
формирование самостоятельности;
воспитание положительных качеств. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Планируемые результаты обучения: Личностные результаты должны отражать:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »
научится:
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих
культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);
-
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,
-характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-объяснять отличия человека от животных;
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г
.
Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования.
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание курса
№ |
Раздел |
Краткое содержание раздела |
Кол-во часов |
1 |
Неживая природа |
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток. Познакомить со значением Солнца для планеты Земля ; значением для растений. |
4 |
2 |
Сезонные изменения (времена года) |
Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. |
8 |
3 |
Растения |
Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам. Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи. Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни. |
6 |
4 |
Животные |
Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года. |
7 |
5 |
Человек |
Учить различать людей по возрасту, полу. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. |
8 |
Учебно-методическое обеспечение:
-учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.;
- предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;
-муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
- карточки с заданием для индивидуальных работ;
- комплект заданий на развитие психических процессов;
- комплект "Загадки-отгадки"
Учащиеся должны знать:
о мире живой и неживой природы;
о человеке, работе его органов чувств;
о погоде и ее явлениях;
о смене времен года;
знать правила гигиены.
Учащиеся должны уметь:
называть признаки живой и неживой природы;
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
знать правила гигиены;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений;
узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;
называть наиболее распространенных диких и домашних животных;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.
Календарно-тематическое планирование "Мир природы и человека " 1 класс.
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемы Предметные |
результаты Личностные |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Неживая природа Земля и Солнце. Экскурсия. |
4 1 |
Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений. |
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; |
Наблюдения в природе. |
Беседа |
|
2 |
День и ночь. |
1 |
Работа с раздаточным материалом, ответы на вопросы. |
Фронтальный опрос |
|||
3 |
Сутки. Занятия людей в течение суток. |
1 |
Работа с учебником. |
Практическое занятие. |
|||
4 |
Значение Солнца. Солнце и жизнь растений. |
1 |
Работа с наглядным материалом. |
Беседа |
|||
5 |
Времена года Осень. Признаки осени. |
8 1 |
Знать названия времен года, знать о явлениях и состояниях неживой природы в разные времена года, уметь сравнивать состояния погоды в разное время года |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе. |
Сбор природного материала, |
Фронтальный опрос |
|
6 |
Занятия и одежда детей осенью. |
1 |
Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам. |
Практическое занятие |
|||
7 |
Зима. Признаки зимы. |
1 |
Работа с сюжетными картинками, работа с учебником |
Беседа |
|||
8 |
Одежда и занятия детей зимой. |
1 |
Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы |
Фронтальный опрос |
|||
9 |
Весна. Признаки весны. |
1 |
наблюдать за сезонными изменениями в природе; отгадывать загадки. |
Фронтальный опрос |
|||
10 |
2 четверть Одежда и занятия детей весной. |
7 1 |
Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником. |
Беседа |
|||
11 |
Лето. Признаки лета. |
1 |
Описание времени года по опорным картинкам; разучивание стихотворений о временах года. |
Беседа |
|||
12 |
Одежда и занятия детей летом. |
1 |
Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы. |
тест |
|||
13 |
Живая природа Растения Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. |
22 6 1 |
Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы; знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок; знать о способах ухода за растениями жизненно необходимые условия. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Определение сходства и различия растений по графической схеме. |
Фронтальный опрос |
|
14 |
Разнообразие цветов. Семена. |
1 |
Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях, работа с учебником. |
Беседа |
|||
15 |
Плоды растений. Овощи и фрукты. |
1 |
Составление рассказа по картинке "Сбор урожая", работа с раздаточным материалом; работа с учебником. |
Практическое занятие |
|||
16 |
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. |
1 |
Фронтальный опрос |
||||
3 четверть |
9 |
||||||
17 |
Приспособление растений к разным условиям жизни. |
1 |
|||||
18 |
Растения. (обобщающий урок) |
1 |
|||||
19 |
Животные. Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. |
7 1 |
Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые; знать о образе жизни диких и домашних животных; называть домашних и диких животных , их детенышей, определять их признаки; знать какую пользу приносят домашние животные людям. |
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; |
Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам. |
Беседа |
|
20 |
Детёныши животных. |
1 |
Составление описательного рассказа по картинкам, работа с учебником |
тест |
|||
21 |
Домашние животные. |
1 |
Заучивание стихотворений о домашних животных; рассматривание картинок. |
Фронтальный опрос |
|||
22 |
Дикие животные. |
1 |
Работа с трафаретами; заучивание стихотворений о диких животных. |
Беседа |
|||
23 |
Приспособление животных к различным условиям жизни. |
1 |
Работа с учебником. |
Беседа |
|||
24 |
Приспособление животных к временам года. |
1 |
Работа с учебником. |
Беседа |
|||
25 |
Животные.(обобщающий урок). |
1 |
Работа с карточками. |
Тест |
|||
4 четверть |
8 |
||||||
26 |
Человек Человек. Части тела человека. |
8 1 |
Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; правила поведения во время еды; значение глаз, уш, носа, рта для человека; правила красивой осанки. |
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. |
Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку. |
Беседа |
|
27 |
Гигиенические навыки. |
1 |
Участие в беседе о правилах опрятности; просмотр мультфильма "Мойдодыр"; составление предложений по сюжетным картинкам. |
Практическое занятие |
|||
28 |
Лицо человека. |
1 |
Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником. |
Беседа |
|||
29 |
Глаза. |
1 |
Гимнастика для глаз; изучение правил бережного отношения к глазам. |
Практическое занятие |
|||
30 |
Уши. |
1 |
Изучение правил, которые помогают сохранить слух и органы слуха; работа с учебником. |
Фронтальный опрос |
|||
31 |
Нос. |
1 |
Эксперемент "Узнай запах" |
Беседа |
|||
32 |
Рот. |
1 |
Изучение правил во время еды, правила гигиены за полостью рта. |
Практическое занятие |
|||
33 |
Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека. |
1 |
Изучение правил гигиены по уходу за кожей; работа с учебником. |
Фронтальный опрос |
Дементьева Ирина Михайловна
Артеменко Елена Николаевна