Рабочая программа по предмету «Технология» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___ от________2017 Руководитель ШМО ____________ Т.А.Зенкова |
Согласовано зам. директора по УВР __________ Л.Р. Петова «___»_______ 2017 |
Утверждаю директор МБОУ СОШ №3 ___________Л.Ю. Саморукова «__»_______ 2017 |
Рекомендовано к работе
педагогическим советом школы
протокол № ____ от ______ 2017
ТЕХНОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1-4 классы
Составила:
Савилова Валентина Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
При разработке рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009);
Примерная программа начального общего образования;
Авторская программа «Технология» Роговцева Н.И. УМК «Школа России». М. Просвещение 2011г.;
Локальный акт МБОУ СОШ №3 № «О структуре рабочей программы по учебному предмету (модулю)»;
Учебный план МБОУ СОШ №3.
Общая характеристика курса
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Технология» Роговцева Н.И. УМК «Школа России».
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цель изучения технологии:
- приобретать личный опыт как основу обучения и познания;
- приобретать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности; - формировать позитивно эмоционально-ценностное отношение к труду и людям труда.
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями.
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к
равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудовою и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа) ;
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе из федерального компонента отводится 1 ч в неделю. 33ч — в 1 классе (33 учебные недели), 34ч во 2 классе (34 учебные недели), 34ч в 3 классе (34 учебные недели), 34ч в 4 классе (34 учебные недели).
Результаты освоения учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Основное содержание учебного предмета
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система
коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация).
Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический ).
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Тематическое планирование по дисциплине «Технология»
Тематическое планирование |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
Класс |
Количество часов |
Давайте познакомимся. |
4 |
Как работать с учебником. Я и мои друзья. |
1 |
1 |
Материалы и инструменты. Организация рабочего места. |
1 |
1 |
||
Что такое технология. |
1 |
1 |
||
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником |
2 |
1 |
||
Человек и земля. |
46 |
Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». |
1 |
1 |
Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». |
1 |
1 |
||
Пластилин. Изделие «Мудрая сова». |
1 |
1 |
||
Растения. Изделие: «заготовка семян» |
1 |
1 |
||
Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». |
1 |
2 |
||
Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. |
1 |
1 |
||
Насекомые. Изделие «Пчелы и соты». |
1 |
1 |
||
Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные» |
1 |
1 |
||
Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на елку. Изделие: «украшение на елку» Украшение на окно. |
1 |
2 |
||
Домашние животные. Изделие: «Котенок». |
1 |
1 |
||
Такие разные дома. Изделие: « Домик из веток». |
1 |
1 |
||
Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница» |
1 |
|||
Свет в доме. Изделие: «Торшер». |
1 |
1 |
||
Мебель. Изделие: «Стул» |
1 |
1 |
||
Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток» |
1 |
1 |
||
Учимся шить Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок» |
1 |
1 |
||
Передвижение по земле. Изделие: «Тачка». |
2 |
1 |
||
Посуда. «Корзина с цветами». «Семейка грибов на поляне». Проект «Праздничный стол». Игрушка из теста |
2 |
2 |
||
Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». |
2 |
1 |
||
Игрушка из теста. |
2 |
1 |
||
Народные промыслы. Золотая хохлома». Городецкая роспись. Дымковская игрушка |
2 |
3 |
||
Народные промыслы. «Матрёшка». Пейзаж «Деревья». |
2 |
2 |
||
Домашние животные и птицы. «Лошадка». «Курочка из крупы». Проект «Деревенский двор». |
2 |
2 |
||
«Ёлочные игрушки». |
2 |
1 |
||
Строительство. «Изба». |
2 |
1 |
||
В доме. «Домовой». Проект «Убранство избы «Коврик». «Стол и скамья». |
2 |
4 |
||
Народный костюм. «Русская красавица». «Костюмы для Ани и Вани». «Кошелёк». «Тамбурные стежки |
2 |
4 |
||
Человек и вода. |
6ч. |
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями». |
1 |
1 |
Питьевая вода. Изделие: «Колодец».Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот |
1 3 |
2 4 |
||
Рыболовство. «Золотая рыбка. Проект «Аквариум». «Русалка |
2 |
3 |
||
Человек и воздух. |
6ч. |
Использование ветра. Изделие: «Вертушка» |
1 |
1 |
Полеты птиц. Изделие: «Попугай» |
1 |
1 |
||
Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют» |
1 |
1 |
||
Птица счастья (оригами). |
2 |
3 |
||
Использование ветра. «Ветряная мельница». «Флюгер». |
1 |
1 |
||
Человек и информация. |
5 ч. |
Способы общения. |
1 |
1 |
Компьютер. |
1 |
1 |
||
Книгопечатание «Книжка-ширма». |
2 |
2 |
||
Поиск информации в Интернете. Практическая работа. |
2 |
1 |
||
Работа с бумагой |
28 |
Складная коробка. |
3 |
1 |
Укладка для инструментов |
3 |
1 |
||
Бабушкин сундучок. |
3 |
1 |
||
Папочка- игольница |
3 |
2 |
||
Тетрадка- малышка. |
3 |
1 |
||
Блокнот для записей. |
3 |
1 |
||
Работа с природным материалом. |
3 |
4 |
||
На отдыхе. |
3 |
1 |
||
Райская птичка. |
3 |
1 |
||
Рамка для фотографии. |
3 |
2 |
||
Ажурная закладка. |
3 |
1 |
||
Складной конверт. |
3 |
1 |
||
Каскад колокольчиков. |
3 |
1 |
||
Петрушка. |
3 |
2 |
||
Рыбки –подружки. |
3 |
1 |
||
Маска «Мишка». |
4 |
1 |
||
Оригами «Учимся плавать». |
4 |
2 |
||
Ёлочка для кукольного домика. |
4 |
1 |
||
Друзья на празднике. |
4 |
1 |
||
Друзья на празднике. |
4 |
2 |
||
Зимние цветы. |
4 |
1 |
||
Волшебный сапожок. |
4 |
2 |
||
Георгины. |
4 |
1 |
||
Плетёная корзиночка. |
4 |
1 |
||
Папочка для вкусностей. |
4 |
1 |
||
Лягушонок- озорник. |
4 |
2 |
||
Работа с текстильным материалом |
5 |
Игольничек - мышка |
3 |
1 |
Кожаная закладка |
3 |
1 |
||
Ажурный ёлочный шарик. |
3 |
1 |
||
Цыплёнок. |
3 |
1 |
||
Лохмушка |
3 |
1 |
||
Работа с компьютером |
17 |
Техника безопасности, правила работы на компьютере. Назначение текстовой информации. Основные возможности текстового редактора. |
3 |
1 |
Создание, редактирование, форматирование, сохранение и печать документа. |
3 |
1 |
||
Вставка в текст графического объекта. |
3 |
1 |
||
Копирование, удаление, перемещение объектов текста. |
3 |
1 |
||
Представление текста в несколько колонок, в табличном виде. |
3 |
1 |
||
Понятие цифровой фото и видео информации и способы её получения |
3 |
1 |
||
Понятие компьютерной анимации и её виды. |
3 |
1 |
||
Понятие о презентации. Знакомство с редактором презентаций |
4 |
1 |
||
Размещение графической, текстовой, аудио- и видеоинформации на слайдах. |
4 |
1 |
||
Применение шаблонов оформления, анимация объектов слайда. |
4 |
2 |
||
Открытка с компьютерным рисунком. |
4 |
3 |
||
Проектная деятельность. |
4 |
2 |
||
Работа с пенопластом |
8 |
Робот. |
4 |
1 |
Весёлая компания. |
4 |
2 |
||
Лыжник. |
4 |
2 |
||
Воздушный аквариум |
4 |
1 |
||
Лебедь на озере. |
4 |
2 |
||
Комплексные работы |
12 |
Скоро дождик. |
4 |
1 |
Рыжий, рыжий, конопатый. |
3 |
1 |
||
Смешные глазки. |
3 |
1 |
||
Страшила. |
3 |
1 |
||
Ландыши. |
3 |
1 |
||
Корзина цветов. |
4 |
1 |
||
Человечек |
4 |
2 |
||
Скоро дождик. |
4 |
1 |
||
Рыжий, рыжий, конопатый. |
4 |
1 |
||
Смешные глазки. |
4 |
1 |
||
Страшила. |
4 |
2 |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд
Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Уроки технологии. 1 класс. Н.И. Роговцева. Рабочая тетрадь. Роговцева Н.И. Богданова Н.В. Уроки технологии. Методические рекомендации для учителя 2 класс. М.: Просвещение 2013г Н.И. Роговцева. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение 2013г Роговцева Н.И. Богданова Н.В. Уроки технологии. Методические рекомендации для учителя 2 класс. М.: Просвещение 2013г Н.И. Роговцева. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: Просвещение 2013г Т. М. Геронимусс «Я все умею делать сам». Рабочая тетрадь. М. : Просвещение,2013г Т. М. Геронимусс «Маленький мастер»Учебник М. : Просвещение,2012г |
«Д» |
Печатные пособия
Демонстрационный материал. Коллекции: «Лён», «Хлопок». |
«Д» |
Технические средства
Магнитная классная доска. Компьютер. Экран. Проектор. |
«Д» «Д» «Д» «Д» |
Оборудование класса
Ученические парты. Ученические стулья. Стол учительский. Стул учительский. Шкафы. |
«Ф» «К» «Д» «Д» |
Перечень литературы
Для учителя
Закон «Об образовании»
Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010
Школа России: Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2011.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В. Уроки технологии.
Для ученика
Н.И. Роговцева. Рабочая тетрадь.
Контрольно-оценочная деятельность
Критерии и нормы оценки обучающихся
1 класс
Основным критерием внешней оценки на уроках технологии является умение обучающихся планировать свою работу и определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
• Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.
• Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
• Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
Оценивание учебных достижений в 1 классе также проводится виде выставок работ учащихся, участие в различных конкурсах, проектной деятельности и выражается в «Портфолио» учащегося.
Контрольных и тестовых работ в 1 классе не предусмотрено
2-4 класс
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
Оригинальность темы и идеи проекта.
Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
Во 2-4-ом классах рабочей программой предусмотрены итоговые тесты по технологии, которые проводятся в мае
Инструментарий
Контрольные работы по технологии для 2 класса
Контрольная работа №1
1.Для изготовления современной посуды не используют:
А – стекло В – бумагу
Б – глину Г – металл
2.Гончар – это:
А – мастер по изготовлению глиняной посуды
Б – мастер по изготовлению металлической посуды
В – мастер по изготовлению стеклянной посуды
3.Какие инструменты использует в работе пекарь?
А – скалка В – сито
Б – ножницы Г – миксер
4.Какие изделия готовят из теста?
А – каша В – коржик
Б – пирог Г – конфета
5.Символом какой страны является матрёшка?
А – Англия В – Германия
Б – Россия Г – Швеция
6.Как называется профессия человека, который ухаживает
за лошадьми?
А – конюх В – тракторист
Б – пахарь Г – доярка
7.Кто такой рыболов?
А – тот, кто продаёт рыбу
Б – тот, кто чистит рыбу
Контрольная работа №2
1. Аппликация из цветной бумаги.
а). детали склеиваются
б). детали сшиваются
в). детали сколачиваются гвоздями
2. Можно ли сделать красивые поделки с ватными деталями?
а). нет б). да
3. Что можно сделать из соломы?
а). накрыть крышу
б). сделать метлу
в). сделать поделку
4. Что нужно на уроках труда? ________________________________________________________
5. Швы для вышивания.
а)«вперёд иголка» б) «назад иголка» в)« иголка в сторону»
6. Что такое игольница?
а). подушечка б) ежиха в). кактус
7. Как можно размягчить пластилин?
а).разогреть на батарее б). разогреть на солнце
в). разогреть теплом своих рук
8. Как правильно передавать ножницы?
а). кольцами вперед б). кольцами к себе
в). кинуть г). с раскрытыми лезвиями
Контрольная работа №3
1. Что из чего сделано:
1) матрешка 1) ткань
2) кувшин 2) металл
3) платье 3) дерево
4) ножницы 4) глина
2. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) приклей; б) нарисуй эскиз; в) составь композицию; г) подбери материалы;
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.
3. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) эскиз; б) аппликация; в) композиция.
4. Пластилин – это:
а) природный материал; б) материал, созданный человеком.
5. Перечисли приспособления при работе с пластилином:
а) подкладная доска; б) катушечные нитки; в) стеки; г) тряпочки.
6. Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) хорошо рвется; б) легко мнется; в) влажная бумага становится прочной.
7. Выбери инструменты при работе с бумагой:
а) ножницы; б) игла; в) линейка; г) карандаш.
8. Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей; б) чтобы получить одну деталь.
Контрольная работа №4
1. Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.
2. Для чего нужен шаблон?
Чтобы получить много одинаковых деталей;
чтобы получить одну деталь.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
Лицевую;
изнаночную.
4. Какие виды разметки ты знаешь?
По шаблону;
сгибанием;
сжиманием.
5.Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
Приклей;
нарисуй эскиз;
составь композицию;
подбери материалы;
закрой листом бумаги и положи сверху груз.
Обозначь цифрой этапы работы. Запиши порядковый номер.
6. Какие свойства бумаги ты знаешь?
Хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
Держать ножницы острыми концами вниз;
оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
передавать их закрытыми кольцами вперед;
пальцы левой руки держать близко к лезвию;
хранить ножницы после работы в футляре.
8. Технология – это:
знания о технике;
способы и приемы выполнения работы.
Контрольные работы по технологии для 3 класса
Контрольная работа №1
1. Какой инструмент не нужен при работе с бумагой?
а) ножницы б) игла в) линейка г) карандаш
2. Чего не было в старинной русской избе?
а) посуда б) печь в) кочерга г) телевизор
3. Для изготовления современной посуды не используют:
а) стекло б) глину в) металл г) бумагу
4. Какой инструмент не нужен для строительства дома?
а) грабли б) рубанок в) молоток г) пила
5. Какое изделие готовят не из теста?
а) пирог б) коржик в) конфета г) торт
6. Какое утверждение верное?
а) Бумага – это материал. б) Бумага – это инструмент. в) Бумага – это приспособление.
7. Как называется профессия человека, который ухаживает за лошадьми?
а) пахарь б) доярка в) конюх г) тракторист
8. Какой инструмент не использует в работе пекарь?
а) сито б) ножницы в) скалка г) миксер
Контрольная работа №2
1. Какое утверждение верное?
а) Материалы – это линейка, клей, ножницы.
б) Материалы – это бумага, нитки, проволока.
2. Для работы с какими материалами предназначены инструменты:
линейка, ножницы, гладилка?
а) Для работы с бумагой б) Для работы с пластилином
3. Какое утверждение верное?
а) Бумага во влажном состоянии становится прочнее.
б) Бумага пластична, её легко сложить, согнуть.
4. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) аппликация б) эскиз в) рисунок г) муляж
5. Какое утверждение верно?
а) Инструменты – это линейка, клей, треугольник.
б) Инструменты – это игла, ножницы, треугольник.
6. Какие бывают виды ниток?
а) швейные б) вязальные в) вышивальные г) ручные
7. Как называется материал, представляющий собой искусственную невысыхающую массу, которая многократно используют в поделках?
а) цветная бумага б) пластилин в) картон
8. Как называется рисунок, созданный из рваных кусочков цветной бумаги?
а) мозаика б) аппликация
Контрольная работа №3
1. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) аппликация б) эскиз в) рисунок г) муляж
2. Какая страна является родиной оригами?
а) Англия б) Германия в) Россия г) Япония
3. Искусство наклеивания или пришивания узора, орнамента к основе – это…
а) аппликация б) витраж
4. Выбери, кто работает с тканью:
а) закройщица; б) швея; в) архитектор; г) повар; д) портниха; е) художник - модельер.
5. Выбери инструменты при работе с конструктором:
а) уголок; б) гаечный ключ; в) колесо; г) отвертка.
6. Перечисли материалы для вышивки:
а) ткань; б) нитки; в) ножницы; г) пяльцы.
7. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
а) не ломать деревья б) не мусорить в) громко разговаривать г) не рвать редкие растения
8. Какие виды разметки ты знаешь?
а) по шаблону б) сгибанием в) сжиманием г) на глаз
д) с помощью копировальной бумаги
Контрольная работа №4
1. Соедини стрелками, к кому что относится:
1) доярка 2) врач 3) водитель 4) швея 5) гончар 6) повар |
а) автобус б) корова в) швейная машина д) кувшин е) таблетки |
2. Выбери инструменты для работы на пришкольном участке:
а) грабли; б) лопата; в) тяпка; г) колышки.
3. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
а) легко ломаются; б) не ломаются.
4. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) Приклей; б) нарисуй эскиз; в) составь композицию; г) подбери материалы;
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.
5. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) Эскиз; б) аппликация; в) композиция.
6. Что такое муляж?
а) Копия предмета; б) скелет предмета; в) слепок, точно передающий форму предмета.
7. Пластилин – это:
а) природный материал; б) материал, созданный человеком.
8. Перечисли приспособления при работе с глиной, пластилином:
а) подкладная доска; б) катушечные нитки; в) стеки; г) тряпочки.
9. Какой уход нужен комнатным растениям?
а) свет; б) удаление пыли; в) опрыскивание; г) просушка; д) полив;е) рыхление почвы.
10. Как правильно полить растение?
а) Ближе к стеблю; б) дальше от стебля.
Контрольные работы по технологии для 4 класса
Контрольная работа №1
1. Укажи, что относится к природным материалам:
а) листья; б) желуди; в) цветы; г) бумага; д) плоды; е) семена; ж) кора; з) ткань;
2. Как правильно вести себя во время сбора природных материалов?
а) Не ломать деревья; б) не мусорить; в) громко разговаривать;
г) не рвать редкие растения.
3. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных?
а) легко ломаются; б) не ломаются.
4. Почему для сушки листьев используют газетную бумагу? Потому что...
а) Она хорошо впитывает влагу; б) для удобства.
5. Что ты понимаешь под "аппликацией"?
а) выравнивание; б) способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов, листьев, семян и других материалов.
6. Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз; б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья;
в) положи их на газету, расправь; г) через несколько дней разложи их в папки.
7. Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) Приклей; б) нарисуй эскиз; в) составь композицию; г) подбери материалы; д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.
8. Как называется предварительный набросок?
а) эскиз; б) аппликация; в) сюжет.
Контрольная работа №2
1. Что такое ткань?
а) Материал, созданный человеком; б) природный материал.
2. Из чего ткут ткань?
а) Из ниток; б) из волокна.
3. Какие виды тканей ты знаешь?
а) шерстяные; б) древесные; в) шелковые; г) хлопчатобумажные.
4. Из чего получают хлопчатобумажную ткань?
а) Из хлопка; б) из льна; в) из нефти.
5. Какую ткань получают из химических волокон?
а) Искусственную; б) шелковую; в) синтетическую; г) льняную.
6. Ткани отличаются друг от друга по: а) цвету; б) размеру; в) толщине.
7. Что такое сутаж? ) Бумага; б ) плетеный шнур для отделки; в ) картон.
8. Какие другие швейные материалы, кроме ткани, ты знаешь?
а) пряжа; б) нитки; в) бумага; г) тесьма.
9. Определи порядок работы при выполнении аппликации из ткани:
а) наклей ткань на бумагу; б) сделай шаблон; в) вырежи; г) высуши под прессом;
д) приклей на основу; е) обведи шаблон.
Контрольная работа №3
1. Из чего делают бумагу?
а) Из древесины; б) из старых книг и газет; в) из железа.
2. Где впервые появилось искусство оригами?
а) В Китае; б) в Японии; в) в России.
3. Бумага – это:
а ) материал; б ) инструмент; в ) приспособление.
4. Что означает толстая основная линия в оригами?
а) Контур заготовки; б) линию сгиба.
5. Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) Хорошо рвется; б) легко гладится; в) легко мнется; г) режется;
д) хорошо впитывает воду; е) влажная бумага становится прочной.
6. Какие виды бумаги ты знаешь?
а) наждачная; б) писчая; в) шероховатая; г) оберточная; д) толстая; е) газетная.
7. Выбери инструменты при работе с бумагой:
а) ножницы; б) игла; в) линейка; г) карандаш.
8. Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) Держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию;
д) хранить ножницы после работы в футляре.
Контрольная работа №4
1. Для чего нужен шаблон?
а) Чтобы получить много одинаковых деталей; б) чтобы получить одну деталь.
2. В каком порядке выполняют аппликацию?
а) Вырежи; б) разметь детали; в) приклей.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
а) Лицевую; б) изнаночную.
4. Для чего нужен подкладной лист?
а) Для удобства; б) чтобы не пачкать стол.
5. На деталь нанесли клей. Что нужно сделать дальше?
а) Сразу приклеить деталь на основу;
б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем.
6. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
а) чистый лист бумаги; б) ладошку; в) тряпочку.
7. Какие виды разметки ты знаешь?
а) По шаблону; б) сгибанием; в) сжиманием; г) на глаз;
д) с помощью копировальной бумаги.
8. Укажи порядок наклеивания деталей при выполнении аппликации:
а) мелкие; б) крупные; в) средние.
9. При разметке симметричных деталей применяют:
а) шаблон половинки фигуры; б) целую фигуру.
10. Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
а) не разворачиваешь лист; б) разворачиваешь лист
Методики и технологии
При проведении уроков математики используются следующие методики и технологии:
технология проблемно-диалогического обучения, позволяющая учащимся самостоятельно добывать знания и учиться самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач, а не получать знания в готовом виде или решать задачи по образцу.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Данная технология обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитывает активную личность. У ученика формируются такие качества как работа с информацией, склонность к размышлению, аргументация своего мнения.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Такому уроку свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6) Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию..
Планируемые результаты изучения технологии
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио‑ и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей техническойдокументацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации обственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютероми другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
26