Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 года.
Примерной рабочей программы начального общего образования ФГБНУ Институтом стратегии развития образования Российской академии образования по учебному предмету «Окружающий мир», Москва 2021 г.
Основной образовательной программой начального общего образования, утверждённой приказом директора школы от____________
Учебного плана на 2021-2022 учебный год, утвержденного приказом директора школы от ___________
Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы __________
Календарный учебный график МБОУ КСОШ № __ на 2021-2022 учебный год, приказ от ____________
Цель: формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Задачи:формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности
Место курса в учебном плане.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч
Содержание учебного предмета.
1 КЛАСС (66 ч)Человек и общество(16 часов)
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа (37 часов)
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни (7 часов)
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и элек- тронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Резерв (6 часов)
Познавательные универсальные учебные действия:
- сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы;
- приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
- приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.
Работа с информацией:
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы;
- соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от- носиться к разным мнениям;
- воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России;
- соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по пред ложенному плану;
- описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям;
- сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов);
- оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку;
- анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
- участвовать в совместной деятельности с одноклассниками, для решения учебной или познавательной задачи выбирать партнёра не только по симпатии, но и по деловым качествам;
- соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Планируемые результаты
освоения изучения учебного предмета «Окружающий мир».
Личностные результаты.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — Рос сии;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений
Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художествен ной деятельности
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
Метапредметные результаты.
Познавательные:базовые логические действия:
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоот ношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях соци альной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятель ности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
4)Совместная деятельность:- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты:
1 классК концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
- воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
- приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий;
- различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), изме рения (в том числе вести счёт времени, измерять температу ру воздуха) и опыты под руководством учителя;
- использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
Тематическое планирование
1 КЛАСС (66 ч)
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Человек и общество. 16 ч | Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха | Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе». Беседа по теме, например, «Как содержать рабочее место в порядке» |
Россия. Москва — столица России. Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Мо скве». Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Москва — столица России», о родном крае, труде людей. Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России. Беседа по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке» | ||
| | ||
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес | Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья». Учебный диалог по теме, например, «Что такое семья». Рассказы детей по теме, например, «Как наша семья проводит свободное время» | ||
2 | Человек и природа. 37 ч | Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред- метам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе | Учебный диалог по теме, например, «Почему люди должны оберегать и охранять природу». Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой». Практическая работа по теме, напри- мер, «Измеряем температуру». Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа» |
Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культур- | Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Определение названия по внешнему виду дерева. Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные. Учебный диалог | ||
| | ные растения. Части растения (называние, краткая характери- стика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода | по теме, например, «Чем различаются дикорастущие и культурные растения?». Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части». Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору). Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы» |
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах | Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)». Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов). Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно. Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец» | ||
3 | Правила безопасной жизни. 7 ч | Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы) Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника. Рассказ учителя: «Что такое правильное питание». Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии: «Правила пользования газовой и электроплитой». Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб». Дидактическая игра по теме, например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки» |
Резерв: 6 ч |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир».
№ п.п. | Тема урока | Количество часов | | |||||
ЭОР, ЦОР | КИМы | план | факт | |||||
Раздел «Человек и общество» (16 часов) | ||||||||
1 | Экскурсия по школе. | 1 | | | | | ||
2 | Мы - школьники. Правила поведения в школе и в классе. | 1 | | | | | ||
3 | Рабочее место школьника. | 1 | | | | | ||
4 | Правила безопасной работы. Режим труда и отдыха. | 1 | | | | | ||
5 | Школьные традиции и праздники. | 1 | | | | | ||
6 | Что такое дружба? Ценность дружбы. | 1 | | | | | ||
7 | Россия. Москва-столица нашей Родины. | 1 | | | | | ||
8 | Символы России (герб, флаг, гимн). | 1 | | | | | ||
9 | Народы России. | 1 | | | | | ||
10-11 | Родной край. Культурные объекты родного края. | 2 | | | | | ||
12 | Ценность и красота рукотворного мира. | 1 | | | | | ||
13 | Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи. Профессия моих родителей. | 1 | | | | | ||
14-15 | Семейные ценности и традиции. Составление рассказов о семье. | 2 | | | | | ||
16 | Любимые занятия членов семьи. | 1 | | | | | ||
Раздел «Человек и природа (37 часов) | ||||||||
17 | Природа и предметы, созданные человеком. | 1 | | | | | ||
18 | Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. | 1 | | | | | ||
19-20 | Живая и неживая природа. | 2 | | | | | ||
21 | Погода и термометр. | 1 | | | | | ||
22-23 | Сезонные изменения в природе. | 2 | | | | | ||
24 | Взаимосвязи между человеком и природой. | 1 | | | | | ||
25 | Экскурсия. Растения ближайшего окружения. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Правила поведения в природе. | 1 | | | | | ||
26 | Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). | 1 | | | | | ||
27 | Овощи и фрукты. | 1 | | | | | ||
28-29 | Дикорастущие и культурные растения. | 2 | | | | | ||
30-31 | Хвойные и лиственные деревья. | 2 | | | | | ||
32-34 | Части растений. | 3 | | | | | ||
35-36 | Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями. | 2 | | | | | ||
37 | Проверочная работа по теме «Растения». | 1 | | + | | | ||
38 | Повторение изученного. | 1 | | | | | ||
39-40 | Животные. Главные особенности животных-представителей одной группы. | 2 | | | | | ||
41-42 | Насекомые. | 2 | | | | | ||
43-44 | Рыбы. | 2 | | | | | ||
45-46 | Птицы. | 2 | | | | | ||
47-48 | Звери. | 2 | | | | | ||
49-50 | Домашние и дикие животные. | 2 | | | | | ||
51 | Забота о домашних питомцах. | 1 | | | | | ||
52 | Проверочная работа по теме «Животные». | 1 | | + | | | ||
53 | Повторение изученного материала по разделу. | 1 | | | | | ||
Раздел «Правила безопасной жизни» (7 часов) | ||||||||
54 | Режим дня. Выполнение группового проекта «Режим дня школьника». | 1 | | | | | ||
55 | Правила здорового питания. | 1 | | | | | ||
56 | Личная гигиена. | 1 | | | | | ||
57 | Правила безопасности в быту. | 1 | | | | | ||
58 | Безопасность в сети Интернет. | 1 | | | | | ||
59 | Безопасный маршрут «Дом-Школа-Дом». | 1 | | | | | ||
60 | Правила дорожного движения. | 1 | | | | | ||
61-66 | Резерв | 6 | | | | |
*Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Приложение
Коллекции электронных и цифровых образовательных ресурсов.
- Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
- Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org
Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр"
Агапова Татьяна Евгеньевна