КТП по предмету «Окружающий мир» (1 класс)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Окружающий мир»
1 класс
Общий объем учебного времени (часов) – 66
Количество часов в неделю - 2
№ |
Тема урока (страницы учебника) |
Цели урока |
УУД |
Дата |
1-2 |
Учебник «Окружающий мир». Где живет семья Ивановых. (с. 3-5) (Вводный) |
Познакомить с учебником «Окружающий мир»; условными обозначения (ФБУ); правилами поведения в школе, уточнить понятие «адрес»: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома; узнают адрес школы; научить описывать дорогу от дома до школы |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе Познавательные УУД: работать с учебной книгой - рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника (фамилию автора и заглавие); знакомиться с аппаратом ориентировки; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска (ФБУ). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватные представления об учебной деятельности |
|
3-4 |
Мы познаем мир (с. 6-7). (Изучение нового материала) |
Познакомить с правилами поведения в природе; научить определять признаки различных объектов природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и рассказывать о своих наблюдениях |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (ФБУ); определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов |
|
5-6 |
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) (Изучение нового материала) Опыт «Определение признаков различных предметов с помощью органов чувств» |
Познакомить с названиями органов чувств и их функции; научить определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты и обобщать их результаты, делать выводы; объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; называть органы чувств человека и их основные функции. |
Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё" не известно; планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциями правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса — одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: развитие основ самоорганизации учебной деятельности |
|
7 |
Что нас окружает (с. 10-11). (Решение частных задач) |
Научить различать объекты природы и изделия, созданные человеком, объекты и явления неживой и живой природы; называть предметы окружающего мира, проводить индивидуальные наблюдения на выявление признаков предметов. |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждения, анализировать истинность утверждений, доказывать; выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать |
|
8 |
Животные - часть природы (с. 12-13) (Изучение нового материала) Х.с. 4-7 . |
Познакомить с признаками живых организмов; уточнить отличительные признаки животных; научатся приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрыть особенности их внешнего вида, описывать на основе иллюстрации явление живой природы (цикл развития цыпленка) |
Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Личностные УУД: определение и высказывание под руководством педагога самых простых, общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы |
|
9-10 |
Дикие и домашние животные (с. 14-15) (Обобщение изученного материала) Животные Вологодской области |
Уточнить названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных; научить раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных, описывать на основе иллюстрации объекты живой природы, называть и характеризовать условия, необходимые для жизни животных |
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), синтез -составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
11-12 |
Насекомые — часть природы (с. 16-17) (Изучение нового материала) Насекомые Вологодской области |
Познакомить с отличительными признаками насекомых; научить раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых, называть насекомых родного края. |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска (ФБУ). Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить монологические высказывания. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности |
|
13-14 |
Растения - часть живой природы (с. 18-19). (Решение частных задач) Разнообразие растений Вологодской области |
Познакомить с общими признаки для всех растений; уточнить названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода); научить различать и узнавать растения по их листьям, называть условия, необходимые для жизни растений, проводить индивидуальные наблюдения за прорастанием семян и ростом растений |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определение цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
15-16 |
Что общего у трав, кустарников и деревьев (с. 20-21) (Изучение нового материала) Х.с.8-9 |
Познакомить с названиями органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); научить различать части растений, отображать их в рисунке, сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя информацию, полученную в результате наблюдений и работы с иллюстрациями |
Регулятивные УУД: выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; осуществлять планирование -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать - предвосхищать результат и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; осмыслять цель чтения и выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности |
|
17-18 |
Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) (Изучение нового материала) Х.с.10 |
Познакомить со способами распространения семян; научить анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения данного растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян растений родного края; называть условия, необходимые для жизни растений. |
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения; доказывать; выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса- одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
19 |
Природа и ее сезонные изменения (с. 24-25). (Открытие нового знания) Х.с.12-13 Наблюдение за природой Вологодской области. |
Познакомить с правилами безопасного поведения на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время; научить описывать сезонные изменения в природе, основные признаки времен года, описывать каждое время года и их последовательность. |
Регулятивные УУД: осуществлять коррекцию -вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата с эталоном, оценка этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: проявление познавательного интереса на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы) |
|
20-21 |
Жизнь растений осенью (с. 26-27) (Изучение нового материала) Х.с.14-15 Наблюдение за жизнью растений Вологодской области. |
Познакомить с особенности жизни лиственницы; уточнить разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период; научить различать лиственные и хвойные деревья, анализировать изменения природы осенью, наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и сменой времен года. |
Регулятивные УУД оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию {выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов (ФБУ). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительно- го отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности |
|
22 |
Труд людей осенью (с. 28-29) (Обобщение и систематизация знаний) |
Познакомить с трудом людей осенью в саду, на огороде, в поле; научить называть овощи и фрукты, выполнять работу в огороде осенью, соблюдать правила личной безопасности (вопросы охраны здоровья) |
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре. Познавательные УУД: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре. Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебной деятельности, соблюдение правил личной безопасности |
|
23- 24 |
Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) (Изучение нового материала) Х.с.16-18 |
Познакомить с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; научить делить птиц на две группы (перелетных и оседлых), рассказывать, как животные родного края готовятся к зиме; анализировать изменения при роды зимой, описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (подготовка птиц к зиме), выделять их основные существенные признаки. |
Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом- |
|
25-26 |
Пришла зима (с. 32-33) (Открытие нового знания) Х.с.19-22 Опыт «Лед - замерзшая вода» |
Уточнить основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; познакомить с правилами безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время; научить доказывать, что лед -это замерзшая вода. |
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале ;выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины) (ФБУ). Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности; соблюдение правил личной безопасности (правил безопасного поведения во время зимних забав). |
|
27 |
Снежные загадки (с. 34-35). (Решение частных задач) Х.с.24-25 Опыт «Чист ли белый снег (лед) ?» |
Познакомить с правилами наблюдения и проведения опытов; обобщить жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы; познакомить с элементарным представлением об образовании снежинок; почему нельзя есть снег, почему снег скрипит. |
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов (ФБУ). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. |
|
28-29 |
Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37). (Изучение нового материала) Х.с.26-29 |
Познакомить с зимовкой животных, работой лесника в зимнее время года; научить оказывать помощь птицам, наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и временем года, описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (жизнь зверей в лесу) |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правила при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение Регулятивные УУД: различать отметку и оценку. |
|
30-31 |
Как помочь птицам зимой (с. 38-39) (Решение частных задач) Х.с.30-35 Птицы Вологодской области. |
Познакомить с признаками, по которым из всех животных выделяется особая группа - птицы; уточнить виды зимующих птиц; научить оказывать помощь зимующим птицам, строить кормушки для зимующих птиц, узнавать птиц по картинкам; обобщить жизненные наблюдения |
Регулятивные УУД: различать отметку и оценку, оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем; самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре. Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к природе |
|
32. |
Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с. 40-41) (Изучение нового материала) Х.с.36-39 |
Познакомить с признаками рыб, о жизни некоторых животных и растений подо льдом; научить соблюдать правила безопасного поведения у водоемов зимой |
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации личными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
33. |
Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43) (Изучение нового материала) Х.с.40-41 |
Познакомить с жизнью трав, деревьев и кустарников в зимний период; научить делать выводы на основе наблюдений; дать представление о внутреннем строении почки |
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов. |
|
34 |
Труд людей зимой (с. 42-43) (Обобщение изученного материала) |
Познакомить с особенностями труда людей зимой; научить обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой, описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений) |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы |
|
35 |
Учимся различать деревья и кустарники зимой (с, 44-45) (Решение частных задач) Х.с.42-44 |
Познакомить с отличия ми деревьев и кустарников зимой; научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, ко- ре, почкам, плодам; уточнить названия кустарников и деревьев родного края; научить описывать внешний вид деревьев, определять деревья по их плодам |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска (ФБУ). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса- одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение. |
|
36 |
Экскурсия. Учимся различать деревья и кустарники зимой. (Решение практических задач)
Распознавание деревьев и кустарников Вологодской области по коре, почкам, плодам, кронам. |
Познакомить с отличиями деревьев и кустарников зимой; научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимнее время года, различать изученные объекты живой природы и проводить простейшую классификацию на основе существенных признаков |
Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать -предвосхищать результат и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям. и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины) (ФБУ). Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре, договариваться о распределении функций и ролей. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
37-38 |
Пришла весна (с. 46-47) (Изучение нового материала) |
Познакомить с правилами поведения на экскурсии, правила безопасности на воде и на льду в весеннее время; уточнить названия животных и растений родного края, раннецветущих растений; научить анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; называть основные признаки времен года, знать их последовательность. |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить монологические высказывания. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. |
|
39-40 |
Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49). (Изучение нового материала) Х.с.46-49 |
Познакомить с раннецветущими растениями, причинами их раннего цветения; научить отличать раннецветущие растения от остальных растений, устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края. |
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность |
|
41-42 |
Как животные весну встречают (с. 50-51). (Изучение нового материала) Х.с.50-54 |
Познакомить с изменениями в жизни животных весной; научить устанавливать взаимосвязи в живой и неживой природе, анализировать рисунок и отвечать по нему; выполнять правила охраны животных в весеннее время; получат представление о гнездовании птиц. |
Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы, использовать их для бережного отношения к природе; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности |
|
43-44 |
Про больших и маленьких (с. 52-53) (Открытие нового знания) Х.с.55-57,62-64 |
Познакомить с тем, как появляется потомство у животных; научить сравнивать потомство и животных-родителей, наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и временем года. |
Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
45-46 |
Лето пришло (с. 54-55). (Изучение нового материала) Х.с.66 |
Познакомить с основными изменениями в неживой и живой природе с приходом лета; уточнить правила поведения в природе во время экскурсии; научить устанавливать взаимосвязи в природе в летний период, анализировать и обобщать полученную информацию при наблюдении, выполнять оздоровительные и закаливающие процедуры. |
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: определять учебную задачу изучения данного раздела, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; соблюдение правил поведения во время игр в летний период (в том числе на водоеме) |
|
47-48 |
В лес по ягоды пойдем (с. 56-57) (Изучение нового материала) Х.с.67-68 |
Познакомить с питательными и целебными свойства ягод; дать представление о правилах сбора ягод; научить приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить монологическое высказывание. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом |
|
49-50 |
С лукошком за грибами (с. 58-59) (Изучение нового материала) Х.с.69-73 |
Познакомить с признаками и названиями грибов, правилами сбора грибов; научить различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края, соблюдать правила безопасного поведения в лесу. |
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов (ФБУ). Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения в лесу, проявление познавательного интереса к учебной деятельности |
|
51-52 |
Зеленая аптека (с. 60-61) (Открытие нового знания) |
Познакомить с лекарственными растениями, целебной силе растений, правилами сбора целебных трав; дать т представление о приемах использования лекарственных растений; научить называть условия, необходимые для жизни растений, рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и соблюдать их. |
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности |
|
53 |
Природа и мы (с. 62-63). (Обобщение и систематизация изученного) Х.с.74-75 |
Познакомить что обозначает термин «экология», как человек и его отношение к природе влияют на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные; научить соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий |
Регулятивные УУД: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы. Познавательные УУД: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; определять учебную задачу изучения данного раздела; Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: осознание ценностного отношения к природному миру, проявление готовности следовать нормам природоохранного поведения |
|
54 |
Экскурсия. Природа и мы (с. 62-63). (Обобщение и систематизация изученного материала) |
Познакомить с видами и формами помощи человека природе; научить соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков - экскурсий, рассказывать о результатах экскурсии. |
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины), определять характер взаимоотношений человека с природой (ФБУ). Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре, строить монологические высказывания. Личностные УУД: осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности |
|
55-56 |
Красная книга (с. 62-63). (Изучение нового материала) |
Познакомить с растениями и животными родного края, занесенных в Красную книгу; научить устанавливать взаимосвязи в природе, приводить примеры животных из Красной книги (ФБУ). |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Информационные умения: создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: соблюдение правил экологической культуры. |
|
57 |
Родной край. (Изучение нового материала) |
Познакомить с названиями нашей планеты, родной страны, своего региона, родного города; научить описывать достопримечательности родного края, называть виды растений и животных родного края. |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: осознание себя как гражданина России, своей этнической принадлежности |
|
58-59 |
Наша родина – Россия (с. 64-65). (Открытие нового знания) |
Познакомить с названиями своего государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), главной исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня); научить называть столицу России, приводить примеры и описывать достопримечательности столицы России . |
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордость за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни. |
|
60-61 |
Государственная символика России (с. 66-67) (Изучение нового материала) |
Познакомить с государственной символикой России, выучить первый куплет и припев гимна России; научить описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России, узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб, выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна России. |
Регулятивные УУД: выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать - предвосхищать результат и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших текстов (ФБУ). Информационные умения: фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре. Личностные УУД: осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни |
|
62-63 |
Москва - столица нашего государства (с. 68-71) (Изучение нового материала) |
Познакомить со столицей государства, сердцем Москвы - Кремлем, главной площадью столицы; научить описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы. |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Информационные умения: поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, распределять функции и роли в совместной деятельности. Личностные УУД: осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордость за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни |
|
64-65 |
Экскурсия в город. Вологда - областной центр Вологодской области. (с. 72-73) (Обобщение изученного материала) |
Познакомить с правилами поведения во время движения по городу, виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус); дать представление об основных достопримечательностях своего края. |
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордость за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни |
|
66 |
Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77) (Обобщение и систематизация знаний) |
Познакомить с правилами членов клуба «Мы и окружающий мир»; научить подписывать конверт и писать письмо, работать с дополнительной литературой, заполнять и анализировать результаты работы в «карте успехов» |
Регулятивные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выполнять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные УУД: проявление интереса к занятиям научной деятельностью, осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни |