Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир» (М.: Вентана-Граф, 2012).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 4 класс: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2016.
Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Учимся познавать мир. - М.: Вентана-Граф, 2012.
На изучение данного предмета согласно БУП 2009 в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов год. Рабочая программа составлена на 65 ч (2 ч в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Данный курс построен на общей научно-методической основе реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника. Его содержание включает сведения из разных областей действительности и готовит младших школьников к изучению географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Предмет «окружающий мир» построен из интегрированных курсов. В программу включены темы из программы «Основы здорового образа жизни». Учебный процесс строится таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил к расчленённому (предметно-дифференцированному) изучению предмета. Одной из важнейших идей предмета является обеспечение перспективности в его изучении (установление преемственных связей как внутри начальной школы, так и возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы).
Значимость предмета «окружающий мир» также определяется тем, что данный учебный предмет вносит вклад в экологическое воспитание школьников и воспитания бережного отношения к собственному здоровью. Формирование у ребёнка элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Важнейшими целями обучения окружающему миру являются:
1. Приобщение детей к социальному опыту и культуре.
2. Воспитание правильного взаимодействия с природной и социальной средой.
3.Формирование знаний о природе, человеке и обществе, социальное развитие школьника, воспитание высших нравственных чувств.
4.Формирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции, общей культуры.
В связи с этим основные задачи, стоящие перед учителем в четвёртом классе определяются следующим образом:
- расширяется содержания ознакомления с природой и обществом, уточняется понятие «окружающий мир», развивается умение школьников различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия, сделанные человеком».
- продолжается работа по отработке устойчивых навыков к безопасности жизни, выполнению правил гигиены и физической культуры.
- расширяются краеведческие знания, формируется понятие «родной край».
- обогащается понятие «культура поведения», «культура взаимоотношений, расширяются знаний о сферах применения правил поведения в природной и социальной среде.
Курс 4 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Принцип интеграции – соотношение между естественно - научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младших школьников – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во - вторых обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. В программу включена проектная деятельность: Урок- проект «О правильном питании»,урок-проект « Природные зоны России». Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса по данной программе используется система индивидуально-групповых занятий, работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды и формы контроля: тестирование, проверочные работы. Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
Срок реализации программы – 1 год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Методическую поддержку в реализации программы оказывают сайты:
www.metodisty.ru
www.festival.ru
www.4stupeni.ru
Учебно-тематический план
по окружающему миру
Класс - 4
Учитель: Косова Мария Михайловна
Количество часов
по учебному плану 65 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 2, тестов 5 ч., практических работ-2
Административных контрольных уроков _1_ч.
Планирование составлено на основе:
-Программы «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова
-Учебник «Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 4 класс: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2013. ,Виноградова Н. Ф., Калинова, Г. С.
- Рабочая тетрадь «Учимся познавать мир» - М.: Вентана-Граф, 2014
Стандарты 2009
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
План | факт | |||||
| Человек – живое существо (организм) Общее строение организма человека. | 16 1 | 01.09 | | | |
| Нервная система. Головной и спинной мозг. | 1 | 06.09 | | Схема «Нервная система» | |
| Двигательная система организма человека. | 1 | 08.09 | | Плакат «Опорно- двигательная система» | |
| Пищеварительная система. | 1 | 13.09 | | Плакат «Пищеварительная система» | |
| Пищеварительная система. | 1 | 15.09 | | | |
| Дыхательная система. | 1 | 20.09 | | Плакат «Дыхательная система» | |
| Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом. Опыт «Измерение пульса». | 1 | 22.09 | | Плакат «Кровеносная система. Кровь и её значение», микроскоп | |
| Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 1 | 27.09 | | | |
9 | Кожа. | 1 | 29.09 | | Схема «Кожа, её строение и значение» | |
10 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | 04.10 | | | |
11 | Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы». | 1 | 06.10 | | Презентация «Гигиена зрения» | |
12 | Слух. Гигиена слуха. | 1 | 11.10 | | | |
13 | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | 1 | 13.10 | | | |
14 | Мир чувств.Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | 1 | 18.10 | | | |
15 | Внимание. | 1 | 20.10 | | | |
16 | Память. Проверь себя. Тест. | 1 | 25.10 | | | |
17 | Ты и твоё здоровье. Режим дня. | 11 1 | 27.10 | | Плакат «Режим дня» | |
18 | Режим дня | 1 | 08.11 | | Д «К и М» | |
19 | Правила закаливания. | 1 | 10.11 | | | |
20 | Можно ли снять усталость? | 1 | 15.11 | | | |
21 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | 17.11 | | Презентация «Вкусное часто бывает опасным» | |
22 | Поговорим о вредных привычках. | 1 | 22.11 | | | |
23 | Когда дом становится опасным. | 1 | 24.11 | | Д «К и М» | |
24 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 29.11 | | Плакат по ПДД | |
25 | Улица полна неожиданностей. | 1 | 01.12 | | | |
26 | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | 1 | 06.12 | | Презентация «Правила оказания первой медицинской помощи» | |
27 | Если случится беда. Тест. | 1 | 08.12 | | | |
28 | Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. | 2 1 | 13.12 | | | |
29 | От рождения до старости (развитие человека).Опыт«Измерение роста и веса младшего школьника». | 1 | 15.12 | | Весы напольные, метр | |
30 | Человек среди людей. Поговорим о доброте. | 5 1 | 20.12 | | | |
31 | Что такое справедливость. | 1 | 22.12 | | | |
32 | О смелости. | 1 | 27.12 | | | |
33 | Умеешь ли ты общаться. | 1 | 10.01 | | | |
34 | Умеешь ли ты общаться. Тест. | 1 | 12.01 | | | |
35 | Родная страна от края до края. Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | 10 1 | 17.01 | | Карта «Природные зоны России» | |
36 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | 1 | 19.01 | | Д «К и М» | |
37 | Природные зоны России. Степи и пустыни. | 1 | 24.01 | | | |
38 | Почвы России. Опыт «Состав почвы». | 1 | 26.01 | | | |
39 | Рельеф России. | 1 | 31.01 | | | |
40 | Рельеф России. | 1 | 02.02 | | | |
41 | Как возникали и строились города. | 1 | 07.02 | | | |
42 | Россия и ее соседи. Япония. | 1 | 09.02 | | Карта мира | |
| Россия и ее соседи. Китай. | 1 | 14.02 | | | |
| Россия и ее соседи. Королевство Дания. Тест. | 1 | 16.02 | | | |
| Человек – творец культурных ценностей. Что такое культура. | 12 1 | 21.02 | | Д «К и М» | |
| Из истории письменности. | 1 | 28.02 | | | |
| О первых школах и книгах. | 1 | 02.03 | | | |
| О первых школах и книгах. | 1 | 07.03 | | | |
| Чему и как учились в России при Петре I. | 1 | 09.03 | | | |
| Русское искусство до XVIII века. | 1 | 14.03 | | Презентация «Русское искусство» | |
| Русское искусство до XVIII века. | 1 | 16.03 | | Памятники архитектуры | |
| Искусство России XVIII века. | 1 | 21.03 | | | |
| Искусство России XVIII века. Проверь себя. | 1 | 23.03 | | Д «К и М» | |
| «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 1 | 04.04 | | | |
| «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 1 | 06.04 | | | |
| Искусство России ХХ века. Тест. | 1 | 11.04 | | | |
| Человек – защитник своего Отечества. Как Русь боролась с половцами. | 5 1 | 13.04 | | | |
| Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 1 | 18.04 | | | |
| Отечественная война 1812 года. | 1 | 20.04 | | Д «К и М» | |
60,61 | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | 2 | 27.04 02.05 | | | |
62, 63 | Гражданин и государство. Гражданин и государство. | 6 2 | 04.05 11.05 | | | |
64 | Административная контрольная работа за год | 1 | 16.05 | | | |
65,66 | Права и обязанности граждан. | 2 | 18.05 23.05 | | | |
67 | Символика России. | 1 | 25.05 | | | |
Итого 67 ч. |
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | УУД |
1 | Человек – живое существо (организм) | 16 | Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять роль нервной системы в организме. |
2 | Твоё здоровье | 11 | Раскрывать принципы здорового образа жизни. Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя. Различать ядовитые грибы и растения. Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. |
3 | Человек – часть природы | 2 | Характеризовать человека как часть природы: выявлять общее и отличительное от организма животного. Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребёнка. |
4 | Человек среди людей | 5 | Различать положительные и отрицательные качества человека. Приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми. |
5 | Родная страна от края до края | 10 | Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках, фото особенности разных природных зон. Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Находить на карте равнины и горы России. Узнавать порисункам особенности кремлёвских городов. Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей разных стран – соседей России. |
5 | Человек – творец культурных ценностей. | 12 | Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами. Составлять рассказы- повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Называть основные события в культурной жизни России и их даты. Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. |
6 | Человек – защитник своего Отечества. | 5 | Составлять рассказ – повествование об основных событиях, связанных с освободительными воинами Руси и России, называть их даты. |
7 | Гражданин и государство | 4 | Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. |
Итого 65 ч. |
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех,боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Твоё здоровье (11ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение.
Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!» Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях.
Человек – часть природы ( 2 ч)
Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.
Родная страна: от края до края (10 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, быт и труд людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России.
Как развивались и строились города.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов)
Человек – творец культурных ценностей (12ч)
Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.
Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин — солнце русской поэзии (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения советских художников (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Человек – защитник своего Отечества ( 5 ч)
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Первые книги по истории России.
Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти России. Экскурсии.в биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Гражданин и государство (4 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России.
Экскурсии.В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Планируемые результаты освоения курса «Окружающий мир»
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника :
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметныхрезультатов естественнонаучного и обществоведческого образования, где особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.)
Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;
Владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники:
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Наука. Энциклопедия. / пер. с англ. М.: Росмэн, 2000
4. Рабочая тетрадь «Учимся познавать мир» - М.: Вентана-Граф, 2014
5. Учебник «Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 4 класс: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2014 ,Виноградова Н. Ф., Калинова, Г. С.
Информационные средства.
Диски по окружающему миру
Учебно-практическое оборудование.
1. Модель глобуса.
2. Комплект карт.
3. Плакаты:
«Тела живой и неживой природы».
Схема «Опорно-двигательная система».
Схема «Нервная система».
Схема «Пищеварительная система»
Общее строение организма человека.
Схема «Дыхательная система»
Схема «Кровеносная система. Кровь и ее значение»
Схема «Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества»
Схема «Кожа, ее строение и значение»
Оборудование для опытов. Гербарий.
Диаграмма «Состав воздуха»
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 -4 классы. Методика обучения. - М.; Вентана-Граф, 2009.
2. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина- Россия. - М.: Просвещение, 2000.
3. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика. 1982.
4. Кульчинская Н.Л. Путешествие по Москве. М.: . 1997.
5. Левицкая З .В. История отечества для детей. Самара: Владос, 1996.
6. Лободина Н.В.. Предметные олимпиады. Волгоград. Издательство «Учитель»2010г.
7. Наука. Энциклопедия. / пер. с англ. М.: Росмэн, 2000.
8. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995.
9. Стрижев А. Большая книга леса. - М.: Олма-Пресс. 1999.
10.Соловьёв В.М. Путешествие в прошлое России, М.: Просвещение, 1997.