Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе (УМК «Перспектива»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 21»
«Согласовано» Руководитель МО _______ А.А. Постникова Протокол №_____ от «_01_»__09_2017г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Школа № 21» ________ Н.Ю. Ерохина Приказ №_____ от «__01__»__09__2017г. |
Рабочая программа
по предмету «Окружающему миру»
в 4 А классе
на 2017-2018 учебный год
( 68 часов, 2 часа в неделю)
Составила Постникова Анжела Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 А класса МБОУ «Школа №21» на 2017 – 2018 учебный разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, на основе рабочей программы предметной линии «Перспектива» авторов А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2015.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:
• Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
• Учебный план МБОУ «Школа №21» на 2017/2018 учебный год.
• Решение МО учителей начальных классов (протокол №1 от 30.08.2012г.) о выборе УМК «Перспектива» для работы в специализированных классах, т.к. этот УМК подразумевает обучение по данному предмету на повышенном уровне.
Целью курса«Окружающий мир» является формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
1)развивать стремление к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира;
2) учить понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) воспитывать любовь и уважение к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству;
расширять опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.
Основное содержание курса 4 класса
Человек и природа
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства.
Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в 3А классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №21» отводится
68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Изменения в программу не вносились.
Тематическое планирование
4 класс (68ч)
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Мы – граждане единого Отечества (12ч) |
|
Общество- это мы. Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. |
Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Знать государственную символику России. Различать права и обязанности России. Определять по карте граничащие государства с Россией. |
По родным просторам (19 ч) |
|
Карта- наш экскурсовод. Поравнина и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы - дети родной Земли. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедным и национальным паркам. |
Знать условные знаки физической карты. Различать озёра и моря по существенному признаку. Определять по карте природные зоны России. Сравнивать природу природных зон. |
Путешествие по Реке Времени (28ч) |
|
В путь по Реке Времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва- преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы.на пути к единству. Начало Российской империи. Жизнь - Отечеству, честь – никому! Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!», трудовой фронт России, «Нет в России семьи такой…», После Великой войны. Достижения 1950-1970 гг. |
Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Знать родословную княжеского рода. Знать и обосновывать деятельность выдающихся людей этой эпохи. |
Мы строим будущее России (9 ч) |
|
Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя. |
Уметь обосновывать особенности жизни страны. Знать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее страны. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
4 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета«Окружающий мир»
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
У обучающихся могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и еѐ реализация в своѐм поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать еѐ и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерѐдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнѐра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своѐ решение.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
человек – часть природы и общества;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
правила гигиены, основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их
внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города
России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей.
Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Во четвертом классе проводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце второй, третьей четверти учебного года, в конце года пишут ВПР.
Все опросы проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с учеником. Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окружающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Устный ответ
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителю
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Варианты оценивания:
Уровневая шкала |
Процентная балльная шкала |
||
Низкий |
Выполнены отдельные задания |
0-60%- менее 17 баллов |
оценка «2» |
Средний |
Выполнены все задания, с незначительными погрешностями |
61-77% - 18-22 балла |
оценка «3» |
77-90% - 23-26 баллов |
оценка «4» |
||
Высокий |
Все предложенные задания выполнены правильно |
91-100% - 27-30 баллов |
оценка «5» |
Описание Материально-техническое обеспечение
Литература:
Жадаев, Д. Н.Окружающий мир. Компетентностно – ориентированные задания. 2-4 кл. /Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач. - М.: Легион, 2011.
Окружающиймир. Тематический тестовый контроль в начальной школе /авт.-сост.
Н. Н. Бобкова. - Волгоград : Учитель, 2007.
Окружающиймир. 1-4 кл.: конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.
В мире природы, истории и литературы: сб. загадок / сост. М. П. Филипченко. - Волгоград:
Учитель, 2008.
Окружающий мир. 2-4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост.
Г. Т. Дьячкова. - Волгоград : Учитель, 2007.
Окружающий мир. 2-4 кл.: дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Лященко. - Волгоград: Учитель, 2008.
Клепинина, 3. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1-4 кл. / 3. А. Клепинина. - М.: Айрис-Пресс, 2012.
Как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 кл. / авт.-сост. В. С. Грибов. -Волгоград: Учитель, 2005.
Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост.
Р. С.Гайсина. - Волгоград : Учитель, 2011.
Новицкая, М. Ю.Уроки по окружающему миру. 4 кл. : пособие для учителя / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова. - М.: Просвещение, 2014.
11 . Модестов, С. Ю.Космос: справочник школьника / С. Ю. Модестов. - СПб. : Литера, 2009.
Модестова, Т. В.Животные: справочник школьника / Т. В. Модестова. - СПб.: Литера, 2009.
Модестова, Т. В.Птицы: справочник школьника / Т. В. Модестова. - СПб.: Литера, 2008.
Шикина, Л. Б.Люди и народы: справочник школьника / Л. Б. Шикина. - СПб. : Литера,2006.
Шикина, Л. Б.Страны и континенты : справочник школьника / Л. Б. Шикина. - СПб.; Литера, 2008.
Экскурсиив природу по югу России. Осень. 1-4 кл.: сценарии интегрированных уроков /
авт.-сост. Е Й. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. - Волгоград ' Учитель, 2007.
Экскурсиив природу по югу России. Весна : сценарии уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С.А.Сурагина, Л.Б.Черезова-Волгоград:Учитель,2005.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа :http://
schoolcollection.edu.ru
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим
доступа: http://www.km-school.ru
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :http://naehalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа :http://nsc.
lseptember.ru/urok
Таблицы. Растения и животный мир.
Географические карты. Физическая карта.
Глобус.
Иллюстрации с изображением растений, животных.
Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт, таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол