Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» в 4 классе (УМК «Перспектива»)

6
0
Материал опубликован 13 June 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 21»

«Согласовано»

Руководитель МО

_______ А.А. Постникова

Протокол №_____

от «_01_»__09_2017г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Школа № 21»

________ Н.Ю. Ерохина

Приказ №_____

от «__01__»__09__2017г.

 

Рабочая программа

по предмету «Окружающему миру»

в 4 А классе

на 2017-2018 учебный год

( 68 часов, 2 часа в неделю)

Составила Постникова Анжела Александровна,

учитель высшей квалификационной категории


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 А класса МБОУ «Школа №21» на 2017 – 2018 учебный разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, на основе рабочей программы предметной линии «Перспектива» авторов А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2015.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

Учебный план МБОУ «Школа №21» на 2017/2018 учебный год.

Решение МО учителей начальных классов (протокол №1 от 30.08.2012г.) о выборе УМК «Перспектива» для работы в специализированных классах, т.к. этот УМК подразумевает обучение по данному предмету на повышенном уровне.

Целью курса«Окружающий мир» является формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи курса:

1)развивать стремление к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира;

2) учить понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) воспитывать любовь и уважение к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству;

расширять опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

Основное содержание курса 4 класса

Человек и природа

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Человек и общество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в 3А классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №21» отводится

68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Изменения в программу не вносились.

Тематическое планирование

4 класс (68ч)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Мы – граждане единого Отечества (12ч)

Общество- это мы. Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз.

Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Знать государственную символику России. Различать права и обязанности России. Определять по карте граничащие государства с Россией.

По родным просторам (19 ч)

Карта- наш экскурсовод. Поравнина и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы - дети родной Земли. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедным и национальным паркам.

Знать условные знаки физической карты. Различать озёра и моря по существенному признаку. Определять по карте природные зоны России. Сравнивать природу природных зон.

Путешествие по Реке Времени (28ч)

В путь по Реке Времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи.

Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва- преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы.на пути к единству. Начало Российской империи. Жизнь - Отечеству, честь – никому! Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!», трудовой фронт России, «Нет в России семьи такой…», После Великой войны. Достижения 1950-1970 гг.

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Знать родословную княжеского рода. Знать и обосновывать деятельность выдающихся людей этой эпохи.

Мы строим будущее России (9 ч)

Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя.

Уметь обосновывать особенности жизни страны. Знать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее страны.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

4 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета«Окружающий мир»

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

способность к самооценке;

осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

У обучающихся могут быть сформированы:

устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватная самооценка;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

установка на здоровый образ жизни и еѐ реализация в своѐм поведении;

осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

основы экологической культуры;

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Обучающиеся могут научиться:

самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающиеся могут научиться:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать еѐ и использовать при выполнении заданий;

устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

сравнивать исторические и литературные источники;

строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерѐдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающиеся могут научиться:

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнѐра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своѐ решение.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

человек – часть природы и общества;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;

правила гигиены, основы здорового образа жизни;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей, товары и услуги;

роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и жи­вотных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особен­ности их

внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города

России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической де­ятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей.

Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Критерии оценивания

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных ре­зультатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполне­ния итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем ус­пешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных ра­бот по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных дейст­вий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координиро­вать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Во четвертом классе проводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, срав­нивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подгото­вившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводят­ся четыре раза в год: в конце второй, третьей четверти учебного года, в конце года пишут ВПР.

Все опросы проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с учеником. Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение са­мостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирова­ние знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окру­жающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изу­чение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представ­лены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подби­рать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окру­жающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Устный ответ

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный матери­ал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явле­ниями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материа­ла, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объек­тами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части про­граммного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителю

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-    преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
-    неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
-    отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает пред­посылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает за­дания средней трудности.

Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Варианты оценивания:


 

 

Уровневая шкала

Процентная балльная шкала

Низкий

Выполнены отдельные задания

0-60%- менее 17 баллов

оценка «2»

Средний

Выполнены все задания, с незна­чительными погрешностями

61-77% - 18-22 балла

оценка «3»

77-90% - 23-26 баллов

оценка «4»

Высокий

Все предложенные задания выпол­нены правильно

91-100% - 27-30 баллов

оценка «5»

 

 

Описание Материально-техническое обеспечение

Литература:

Жадаев, Д. Н.Окружающий мир. Компетентностно – ориентированные задания. 2-4 кл. /Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач. - М.: Легион, 2011.

Окружающиймир. Тематический тестовый контроль в начальной школе /авт.-сост.
Н. Н. Бобкова. - Волгоград : Учитель, 2007.

Окружающиймир. 1-4 кл.: конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011.

В мире природы, истории и литературы: сб. загадок / сост. М. П. Филипченко. - Волгоград:
Учитель, 2008.

Окружающий мир. 2-4 кл. Внеклассные занятия на тему «Времена года» / авт.-сост.
Г. Т. Дьячкова. - Волгоград : Учитель, 2007.

Окружающий мир. 2-4 кл.: дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Лященко. - Волгоград: Учитель, 2008.

Клепинина, 3. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1-4 кл. / 3. А. Клепинина. - М.: Айрис-Пресс, 2012.

Как человек исследует, изучает, использует природу. 2-3 кл. / авт.-сост. В. С. Грибов. -Волгоград: Учитель, 2005.

Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост.

Р. С.Гайсина. - Волгоград : Учитель, 2011.

Новицкая, М. Ю.Уроки по окружающему миру. 4 кл. : пособие для учителя / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова. - М.: Просвещение, 2014.

11 . Модестов, С. Ю.Космос: справочник школьника / С. Ю. Модестов. - СПб. : Литера, 2009.

Модестова, Т. В.Животные: справочник школьника / Т. В. Модестова. - СПб.: Литера, 2009.

Модестова, Т. В.Птицы: справочник школьника / Т. В. Модестова. - СПб.: Литера, 2008.

Шикина, Л. Б.Люди и народы: справочник школьника / Л. Б. Шикина. - СПб. : Литера,2006.

Шикина, Л. Б.Страны и континенты : справочник школьника / Л. Б. Шикина. - СПб.; Литера, 2008.

Экскурсиив природу по югу России. Осень. 1-4 кл.: сценарии интегрированных уроков /
авт.-сост. Е Й. Руднянская, С. А. Сурагина, Л. Б. Черезова. - Волгоград ' Учитель, 2007.

Экскурсиив природу по югу России. Весна : сценарии уроков / авт.-сост. Е. И. Руднянская, С.А.Сурагина, Л.Б.Черезова-Волгоград:Учитель,2005.

Интернет-ресурсы.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа :http://
schoolcollection.edu.ru

КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим
доступа:
http://www.km-school.ru

Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа :http://naehalka/info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа :http://nsc.
lseptember.ru/urok

Наглядные пособия.

Таблицы. Растения и животный мир.

Географические карты. Физическая карта.

Глобус.

Иллюстрации с изображением растений, животных.

Информационно-коммуникативные средства.

Видеофильм «Береги природу» (DVD).

Технические средства обучения.

Телевизор.

Магнитофон.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Шкаф для хранения карт, таблиц.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.