Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса (УМК «Школа России»)

10
0
Материал опубликован 31 July 2017 в группе

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:

Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2011г.).

Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2011 г.)

2 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

экскурсии

практичес-кие

работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы

1

Где мы живем?

4

1

   

2

Природа

20

2

6

3

3

Жизнь города и села

10

2

 

2

4

Здоровье и безопасность

9

 

1

2

5

Общение

7

 

1

1

6

Путешествия

18

3

2

3

 

Итого

68

8

10

11

 


 

Тематическое планирование (1 вариант).

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа - 36ч

Природа - это то, что нас окружа­ет, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и жи­вая природа.

Примеры явлений природы: смена времен года, сне­гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Солнце - ближайшая к нам звезда,

Звёзды. Источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета.

Географическая карта.

Времена года, их осо­бенности (на основе наблюдений).

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (темпе­ратура воздуха, облачность, осад­ки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: рав­нины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозна­чение равнин и гор на карте). Осо­бенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); исполь­зование человеком.

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Состояния воды, ее распространение в приро­де, значение для живых организ­мов и хозяйственной жизни чело­века.

Полезные ископаемые, их значе­ние в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископае­мые родного края (2-3 примера).

Растения, их разнообразие. Де­ревья, кустарники, травы. Дико­растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родно­го края, названия и краткая харак­теристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищ­ные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль жи­вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характе­ристика на основе наблюдений.

Взаимосвязи в природе (на примере своей местности): растения - пища и ук­рытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.

Человек - часть природы. Зависи­мость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана при­родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, раститель­ного и животного мира.

Красная книга России, ее значение, отдель­ные представители растений и жи­вотных Красной книги.

Общее представление о строении тела человека.

Гигиена. Номера телефонов экстренной помощи.

Времена года

Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке).

Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Признаки весны (уве­личение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние сне­га и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения).

Погода весной.

Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у жи­вотных).

Природа вокруг нас

Растения — живые организмы.

Роль растений в очищении возду­ха и обеспечении пищей живот­ных.

Животные - живые организмы. Дикие и одомашненные растения и животные.

Уход человека за одо­машненными растениями и живот­ными. Их многообразие и полез­ные свойства.

Использование человеком богатств природы.

Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в ле­су, на реке и озере. Бережное от­ношение к окружающему миру.

Природа неживая и живая

Природа - это весь многообраз­ный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.

Знакомство с природными объектами и изделиями (искус­ственными предметами). Неживая и живая природа. Примеры явле­ний природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рас­свет, закат, ветер, дождь, гроза.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Погода, ее составляющие (темпе­ратура воздуха, облачность, осад­ки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Вода, её значение для живых организмов, человека.

Водоемы родного края (названия, краткая характе­ристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.

Растения, их разнообразие. Де­ревья, кустарники, травы. Дико­растущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше­ние человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных сво­ей местности), их отличия. Дикие и домашние животные (на примере животных своей мест­ности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отноше­ние человека к животным.

Единство живого и неживого

Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители пло­дов и семян растений (на местных примерах).

Человек — часть природы

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе. Охрана при­родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

Красная книга России, ее значе­ние, отдельные представители рас­тений и животных Красной книги.

Тело человека

Системы органов. Гигиена. Телефоны экстренной помощи.

Наша страна на карте и глобусе

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Земля - планета.

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте.

Времена года, их осо­бенности (на основе наблюдений).

Формы земной поверхности: рав­нины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозна­чение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото);использование человеком.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времён года.

Исследовать (на основе непосред­ственных наблюдений) связи жиз­недеятельности растений, живот­ных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в нашем крае".

Различать растения и животных, используя информацию, получен­ную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности ди­корастущих и культурных расте­ний, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; куль­турные—дикорастущие растения.

Анализировать примеры использо­вания человеком богатств приро­ды.

Обсуждать в группах и объяс­нять правила поведения в различ­ных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкрет­ные примеры поведения в природе.

Различать природные объекты и изделия.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом мате­риале), характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой при­роды по отличительным признакам.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Измерять температуру воздуха, во­ды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных иско­паемых.

Характеризовать свой­ства изученных полезных ископа­емых. Различать изученные по­лезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Описывать внешний вид характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Характеризовать влияние человека на природу (на примере своей местности).

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Моделировать формы. поверхности из песка, глины или пластилина.

Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и опреде­лять их названия. Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте материки и океаны. Сравнивать и различать времена года.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности.

Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии.

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Человек и общество -32ч

Человек — член общества. Взаимо­отношения человека с другими людьми. Культура общения. Уваже­ние к чужому мнению.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаи­мопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.

Име­на и фамилии членов семьи.

Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Правила взаи­моотношений со взрослыми, свер­стниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередова­ние труда и отдыха в режиме дня.

Прави­ла безопасного поведения на до­рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо­жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект­ричеством, водой.

Профессии людей. Общественный транспорт. Транс­порт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная сим­волика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн Рос­сии; правила поведения при прослушивания гимна.

Россия на карте.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Города Золотого кольца России (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (об­ласть, край, республика): назва­ние, основные достопримечатель­ности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знаком­ство с 3—4 странами (по выбору): название, расположение на поли­тической карте, столица, главные достопримечательности.

Я — школьник

Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи­моотношений со взрослыми, свер­стниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим дня школьника, чередова­ние труда и отдыха в режиме дня.

Правила безопасной жизнедея­тельности

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, прави­ла безопасного поведения на до­рогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопо­жарной безопасности, основные правила обращения с газом, элект­ричеством и водой.

Моя Родина

Семья - самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее со­став. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге.

Распределе­ние домашних обязанностей. Обя­занности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Занятия людей. Знакомые школьнику про­фессии на примере своего населенного пункта.

Городской транс­порт. Правила уличного движения — гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государ­ственный флаг России, значение цветов флага. Москва - столица России. Красная площадь и Кремль - главные достопримеча­тельности Москвы.

Родной край — частица Родины

Семья и семейные традиции.

Имена и фамилии чле­нов семьи.

Родной регион (область, край, республика) и его местонахожде­ние на карте. Наро­ды, населяющие регион (по вы­бору). Некоторые обычаи и харак­терные особенности быта народов (2-3 примера).

Человек — член общества

Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Многообразие видов деятельности людей.

Значение труда для человека и общества

Профессии людей. Транспорт го­рода и села. Наземный, воздуш­ный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Телефоны экстренной помощи.

Наша Родина — Россия, Российс­кая Федерация

Расположение Москвы на карте России.

Москва - столица России.

Некоторые достопримечательности столицы России. Города России (по выбору).

Государственный герб России, Го­сударственный гимн России. Пра­вила поведения при прослушива­нии гимна.

Страны и народы мира

Общее представление о многооб­разии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): на­звание, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстника­ми и обсудить их. Моделировать и оценивать раз­личные ситуации поведения в шко­ле и других общественных местах.

Различать формы поведения, кото­рые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы по­ведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Работать в группах по составлению режима дня.

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).

Обсуждать в коллективе необходи­мость соблюдения правил здоро­вого образа жизни. Выявлять потенциально опасные си­туации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения лич­ного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водо­емах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге).

Объяснять основные правила об­ращения с газом, электричеством, водой.

Готовить рассказы о семье, домаш­нем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, мест­ными жителями.

Приводить примеры заботы школь­ников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Рассказывать по результатам экс­курсии о достопримечательностях родного города (села).

Участвовать в игровых ситуациях по соблюде­нию правил движения.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание рос­сийского флага среди флагов дру­гих стран.

Работать с текстом и иллюстрация­ми учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы.

Составлять вместе со старшими родственниками родословное дре­во семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.

Находить на карте России родной регион.

Готовить в группе рассказ по ре­зультатам экскурсии в краеведче­ский музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона.

Обмениваться мнениями, получен­ными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.

Работать с иллюстративным материалом.

Приводить примеры культуры об­щения во взаимоотношениях лю­дей. Моделировать ситуации об­щения с людьми разного возраста, национальности.

Оценивать реаль­ные и игровые ситуации общения.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскур­сии на одно из предприятий род­ного края.

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о пра­вилах пользования транспортом.

Работать с картой: по­казывать территорию России.

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде­ние Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе допол­нительной информации.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами гер­ба столицы, достопримечательнос­тей городов России.

Объяснять основные изображения Государственного герба России, уз­навать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Госу­дарственного гимна России. Про­слушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную инфор­мацию о них с помощью библио­теки, Интернета и других инфор­мационных средств.

Обсуждать особенности 2-3 стран мира.


 


 


 


 


 

Календарно – тематическое планирование

Дата

П. Ф.

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

уч-ся

Характеристика деятельности

 


 

1 четверть 18ч

«Где мы живем»-4 ч

 

1

   

1 Родная страна

3нако с целями и задачами раздела и урока.
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета- Земля, страна- Россия, название нашего города, что мы называем родным краем. (район, область). Флаг, герб, гимн России. Государственный язык

Стартовая диагностика.

Урок ознакомления с новым матери-алом.

Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная сим­волика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн Рос­сии; правила поведения при прослушивания гимна.

Россия на карте.

Знать:

-государственные символы нашей страны.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока стремиться их выполнять:
- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн) отличать
герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской
Федерации:

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России.
О многонациональном составе населения страны: приводить примеры народов
России: различать национальный язык" и государственный язык России: обсуждать, почему народы России называют братскими:

- работать со взрослыми: извлекать из ИСТОЧНИКОВ сведения
о гербе своего региона и города национальном составе населения региона. гербах
других государств.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

2

   

2 Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и село

Комбинированный.

Городские и сельские поселения. Преимущественные занятия жителей города и село.

Уметь: сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома

Понимать учебные задачи раздела и данного урока стремиться их выполнять.
Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

рассказывать о своем доме по плану;

работать в паре: сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

распределять обязанности по выполнению проекта;

помогать взрослым в благоустройстве.

 

3

   

3 Природа и рукотворный мир.

Объекты при роды и рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Комбинированный.

Природа - это весь многообраз­ный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.

Знакомство с природными объектами и изделиями (искус­ственными предметами).

Знать:

-живая и неживая природа.

Уметь:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока стремиться их выполнять.

Различать природные объекты и изделия.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом мате­риале), характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой при­роды по отличительным признакам.

Обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней.

 

4

   

4 Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»

Проверка знаний и умений.

Комбинированный.

Проверка знаний и умений.

-государственные символы нашей страны.

- сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома ;

- живая и неживая природа.

Выполнять тестовые задания учебника;

оценивать свои достижения и достижения других.

 

Природа - 20ч

 

5

   

1 Неживая и живая природа.

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце-источник тепла и света для всего живого.

Комбинированный.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Знать:

-живая и неживая природа.

Уметь:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам:

- различать объекты неживой и живой природы. обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

- приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу у в рабочих тетрадях:

- работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ,
обсуждать свои выводы, осуществить самопроверку:

- устанавливать связи между живой и неживой природой:

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

6

 

 

2 Явления природы.

Что такое явления природы. Явления живой и неживой природы. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. . Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Пр/р №1

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды и тела человека

Урок ознакомления с новым материалом.

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Знать:

-основные признаки времен года.

Уметь:

- вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времён года.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: различать объекты и явлении природы. рассказывать об изменениях. происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

- приводить примеры явлении неживой и живой природы. сезонных явлений:

- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям.

 

7

 

 

3 Что такое погода.

Погода и погодные явления. Условные
метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и
научные предсказания погоды

Комбинированный.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности.

осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и град·);

- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану:

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы из изученного материала. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой , фиксировать результаты в "Научном дневнике-: использовать для фиксации наблюдении метеорологические знаки: составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде. используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

 

 

8

 

 

4 В гости к осени. Наблюдение осенних изменений в природе.

Экскурсия №1:

Наблюдение осенних изменений в природе.

Экскур-сия.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке).

Знать:

-основные признаки времен года в природе

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в нашем крае".

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить:

-, наблюдать изменения в неживой и живой природе. устанавливать взаимозависимостъ между ними:

- определять природные объекты с помощью

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии

 

 

9

 

 

5 В гости к осени. Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Комбинированный

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке).

Знать:

-основные признаки времен года в природе

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить:

- работать в группе: знакомиться из учебника с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщения ми по изученному материалу;
- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края
(на основе наблюдений):

Проводить групповые наблюдения "Времена года в нашем крае".

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Сравнивать и различать времена года.

 

 

10

 

 

6 Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Урок ознакомления с новым материалом.

Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды.

Неживая и живая природа.

Знать:

-неживая природа.

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя.

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать их.

Работать со взрослыми (наблюдать звездное небо).

 

11

   

7 Заглянем в кладовую земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Пр/р №2

Знакомство с горными породами и минералами

Урок ознаком-ления с новым материа-лом.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Знать:

-неживая и живая природа.

Уметь:

-различать объекты природы и предметов, созданные человеком, объекты неживой и живой природы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Работа в паре. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Читать и обсуждать отрывок из книги Ферсмана «Моя коллекция»

 

12

   

8 Воздух, его значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха. Защита воздуха от загрязнения.

Комбинированный.

Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Охрана природных богатств: воздуха.

Знать:

-правила поведения в природе.

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека.

 

13

   

9 Вода, ее значение для растений, животных, человека. Загрязнение воды. Защита воды от загрязнения.

Комбинированный.

Вода. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Охрана природных богатств: воды.

Знать:

-правила поведения в природе.

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека.

 

14

   

10 Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие на человека.

Пр/р №3 Распознавание деревьев, кустарников, трав.

Комбинированный.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Знать:

-растения дикорастущие;

-кустарники, деревья, травы;

некоторые охраняемые растения своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы растений.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Определять растения при помощи атласа-определителя.

 

15

   

11 Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Зависимость строения от их образа жизни.

Проверочная работа.

Комбинированный.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их отличия.

Знать:

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые охраняемые животные своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы животных.

Описывать внешний вид характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

_ работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки:
_ работать в группе: знакомиться с разнообразием животных.

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

16

   

12 Невидимые нити.

Связи в природе, между природой и человеком. Экологические связи между растениями и животными: растения- пища и укрытие для животных.

Урок ознаком-ления с новым материа-лом.

Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных.

Знать:

-растения дикорастущие;

деревья, кустарники, травы,

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые охраняемые растения и животные.

Уметь:

-различать изучаемые группы растений и животных.

Извлекать

(по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

_ понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

_устанавливать взаимосвязи в природе:;

_ работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении и или нарушении этих взаимосвязей:

_' читать и обсуждать стихотворение Б. 3аходера "Про всех на свете».

 

17

   

13 Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Пр/р №4 Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Комбинированный.

Дико­растущие и культурные растения (на примере растений своей мест­ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше­ние человека к растениям.

Знать:

-растения дикорастущие;

-кустарники, деревья, травы;

некоторые охраняемые растения своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы растений

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Работать в группе (определять растения своего класса по атласу-определителю)

Сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

18

   

14 Дикие и домашние животные.

Комбинированный.

Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в жизни людей, бережное отноше­ние человека к животным.

Знать:

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые

охраняемые животные своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы животных

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Сочинять и рассказывать сказку о диком или домашнем животном.

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

2 четверть – 14ч.

 

19

   

15 Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за ними.

Пр/р №5 Отработка приёмов ухода за комнатными растениями

Комбинированный.

Растения, их разнообразие. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Уметь:

-различать изучаемые группы растений

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные—дикорастущие растения.

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

20

   

16 Животные живого уголка.

Животные живого уголка: аквариумные
рыбки, морская свинка, хомячок. кана-
рейка, попугай. Особенности ухода за
животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для
физического и психического здоровья
человека

Пр/р №6

Знакомство с животными живого уголка и уход за ними

Урок применения знаний.

Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Знать:

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые охраняемые животные своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы животных.

Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные.

- рассказывать о животных живого уголка

- работать в паре: определять животных живого уголка с помощью

определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для
подготовки сообщения:

- рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их
роль в создании благоприятной психологической атмосферы:

- практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных
живого уголка в соответствии с инструкциями: характеризовать предметы ухода
за животными в зависимости от их назначения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

21

   

17 Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. По-
роды кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными, Ответственное
отношение к содержанию домашних
питомцев


 

 

Комбинированный.

Домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Знать:

-животные дикие и домашние;

-насекомые, рыбы, птицы, звери;

-некоторые охраняемые животные своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы животных.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

- приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя:

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу:

- работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце):

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

22

   

18 Красная книга Необходимостъ создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги, Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин
башмачок, лотос, женьшень, дровосек
реликтовый, белый журавль, зубр).
Меры по сохранению и увеличению
численности этих растений и животных

Урок ознаком-ления с новым материа-лом.

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и жи­вотных Красной книги.

Знать:

-некоторые охраняемые растения и животные своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы растений и животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить:

- работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и

животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

- работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную
информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

- работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края
внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы,
Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по
своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке .

 

23

   

19 Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» Что угрожает природе. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Подготовка к выполнению проекта.

Комбинированный.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: растительного и животного мира.

Знать:

-некоторые охраняемые растения и животные своей местности.

Уметь:

-различать изучаемые группы растений и животных

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Распределять обязанности по выполнению проекта.

 

24

   

20 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Тест №1

Комбинированный.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: растительного и животного мира.

Проверка знаний и умений.

Выполнять тестовые работы.

Оценивать правильность-неправильность предложенных ответов.

 

Жизнь города и села-10ч.

       

Жизнь города и села - 12ч

25

   

1 Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь.

Экономика родного края.

Деньги.

Урок озна-ком-ления с новым материалом.

Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта.

Уметь:

-вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения.

Работать с иллюстративным материалом.

Читать предложенный текст, находить в нем ответ на поставленный вопрос.

 

26

   

2 Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

Урок озна-ком-ления с новым материалом.

Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Промышленные предприятия своего города

( изучается по усмотрению учителя).

Знать:

-основные сведения о своем городе;

Уметь:

-вести наблюдения за жизнью города.

Работать с иллюстративным материалом.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

 

27

   

3 Как построить дом. Технология строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники.

Комбинирован-ный.

Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта.

Знать:

-основные сведения о своем селе;

Уметь:

-вести наблюдения за жизнью села.

Рассказывать о строительстве городского и сельского дома.

Узнавать строительные машины.

 

28

   

4 Какой бывает транспорт. Виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский грузовой, специальный. История развития транспорта.

Промежуточная диагностика.

Комбинирован-ный.

Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Знать:

-виды транспорта;

Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения на улице;

-различать изучаемые виды транспорта.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

_ понимать учебную задачу урока и ее выполнить;

_ работать в паре: классифицировать средства передвижения:

_ работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта.

- узнавать по фотографиям транспорт служб "экстренного вызова. соотносить
его С номерами телефонов экстренною вызова, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01.02, ()3:

 

29

   

5 Культура и образование

Учреждения культуры (музей, театр,.
цирк, выставочный зал, концертный
зал, библиотека) и образования (школа. Лицей, гимназия. Колледж, университет, консерватория). их роль в жизни
человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамера

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы

Комбинированный.

Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта.

Знать:

-основные сведения о своем городе;

Уметь:

-вести наблюдения за жизнью города.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

- различать учреждения культуры и образования. узнавать их по фотографиям. приводить примеры учреждений культуры и образования. в том числе в своём регионе:

._ извлекать И3 текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы
к тексту, отвечать на ВОПРОСЫ одноклассников;

- обсуждать роль учреждений культуры и образован ин в нашей жизни:

- работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них: с помощью

Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

- формулировать ВЫВОДЫ из изученного материала. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

30

   

6 Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессии. их роль
в экономике и в жизни людей.
Подготовка к выполнению проекта:
знакомство с материалами учебника.
распределен задании. обсуждение
способов и сроков работы

 

Комбинированный

Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта.

Знать:

-основные сведения о своем селе.

Уметь:

-вести наблюдения за жизнью села

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

- рассказывать о труде людей известных профессий.

- работать в паре: определять названия профессии по характеру деятельности
и находить их представителей на фотографиях:

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни:

- читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб». устанавливать взаимосвязь

труда людей разных профессий:

- формулировать ВЫВОДЫ из изученного материала. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта учатся:

- распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии
будет собирать материал):

- подбирать фотографии их семейных архивов:

- составлять рассказы о профессиях родных и знакомых:

- собирать материал в «Большую книгу профессий»:

- презентовать работы;

- оценивать результаты выполнения проекта

 

31

   

7 В гости к зиме.

Наблюдение зимних явлений в природе.

Экскурсия №2: (Наблюдение зимних явлений в природе.) «Времена года в нашем крае».

Экскурсия.

Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой

Времена года. Особенности времён года (на основе наблюдений).

Знать:

-основные признаки времен года в природе

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Характеризовать признаки времен года.

Описывать сезонные изменения в природе.

Формулировать выводы по материалам экскурсии.

 

32

   

8 В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Комбинированный.

Времена года. Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа. Понимание связи живой и неживой природы.

Знать:

-основные признаки времен года в природе

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Описывать сезонные изменения в природе.

Исследовать

(на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Формулировать правила безопасного поведения зимой.


 

 

3 четверть – 20ч.

 

33

   

9 Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Жизнь города и села». Тест №2

Комбинированный.

Повторение изученного по теме.

Знать:

-основные сведения о своем селе.

-основные признаки времен года в природе


 

Уметь:

-вести наблюдения за жизнью села

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе

Выполнять тестовые работы.

Оценивать правильность-неправильность предложенных ответов.

 

34

   

10 Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Комбинированный.

Повторение изученного по теме.

Уметь выполнять презентацию и выступать.

Выступать с подготовленным сообщением, иллюстрировать их наглядным материалом.

Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других.

 

Здоровье и безопасность -9ч.

 

35

   

1 Строение тела человека.

Цели и задачи раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

Урок озна-ком-ления с новым материалом.

Общее представление о строении тела человека.

Гигиена.

Телефоны экстренной помощи.

Знать:

-строение тела человека.

Называть и показывать внешние части тела человека, определять на рисунке местоположение внутренних органов.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

 

36

   

2 Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассников. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразия пищи. Уход за зубами..

Комбинированный.

Личная гигиена школьника.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог

(изучается по усмотрению учителя).

Знать:

-строение тела человека;

-правила личной гигиены.

Уметь:

-выполнять правила личной гигиены.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Работать в группах по составлению режима дня. Рассказать о своем режиме дня.

Знать правила ухода за зубами

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

 

37

   

3 Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.(сигналы светофора, дорожные знаки)

Комбинированный.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

Знать:

-правила безопасного поведения на улице.

Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения на улице.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).

 

38

   

4 Школа пешехода. Правила безопасности пешехода. тест

Пр/р №7. Отработка правил перехода улиц.

Комбиниро-ван-ный

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

Знать:

-правила безопасного поведения на улице.

Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения на улице.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов.

 

39

   

5 Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).

Комбиниро-ван-ный

Правила противопожарной безопасности, обращения с острыми предметами.

Знать:

-правила безопасного поведения в быту.

-Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения в быту.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома.

-Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

40

   

6 Пожар. Противопожарная безопасность. Вызов пожарных по телефону.

Комбиниро-ван-ный.

Правила противопожарной безопасности.

Знать:

-правила безопасного поведения в быту.

-Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения в быту.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Запомнить правила предупреждения пожара. Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону.

Готовить сообщение о работе пожарных.

 

41

   

7 На воде и в лесу. Правила поведения на воде и в лесу.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Комбинированный.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).

Животные и их разнообразие.

Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года.

Уметь:

-выполнять

правила поведения в природе.

Знать:

-правила безопасного поведения на воде.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя на водоёмах.

Различать съедобные и несъедобные грибы.

 

42

   

8 Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «потерялась», «Мамина подруга» и др.

Комбиниро-ван-ный

Правила взаимоотношений со взрослыми. Незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых.

Знать:

-правила безопасного поведения при контактах с людьми.

-Уметь:

-выполнять правила безопасного поведения при контактах с людьми.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со взрослыми.

 

43

   

9 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест №3

Проверка знаний.

Строение тела человека. Режим дня. Правила личной гигиены. Правила поведения на дороге, дома, с незнакомыми людьми, в лесу, на водоеме.

Материал изученный по теме.

Выступать с подготовленным сообщением, иллюстрировать их наглядным материалом.

Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

 

Общение - 7ч.

 

44

   

1 Наша дружная семья.

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья –как единство близких людей. Культура общения в семье. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи.

Имена и отчества родителей.

Комбинированный

Семья - близкое окружение человека.

Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.

Имена и фамилии членов семьи.

Знать:

-имена и отчества родителей.

 

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях. о семейной атмосфере, общих занятиях:

- формулировать понятие «культура общения»:

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи:

- моделировать ситуации семейного чтении и семейных обедов.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

45

   

2 Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта:
знакомство с материалами учебника,
распределение задании, обсуждение
способов и сроков работы

Комбинированный

Семья - близкое окружение человека.

Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.

Имена и фамилии членов семьи.

Знать:

-имена и отчества родителей.

в ходе выполнения проекта дети учатся:

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения. их именах, отчествах, фамилиях:

- отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате):

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

- оценивать свои достижения

 

46

   

3 В школе. Классный и школьный коллектив. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Взаимоотношения с учителями и руководством школы.

Комбиниро-ван-ный.

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе.

Знать:

-правила поведения при контактах с людьми.

Уметь:

-выполнять правила поведения в общественных местах.

-- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.:

- рассказывать о своем школьном коллективе. совместных мероприятиях

в классе и школе:

- обсуждать вопрос о культуре общении в школе:

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми стенах

школы и вне сё:

- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы
или недопустимы в школе и других общественных местах:

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах:

-- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

47

   

4 Правила вежливости Правила этикета в общении. Формула приветствия и прощания. Этикет телефонного разговора. Правила поведения в общественном транспорте.

Пр/р №8.

Отработка основных правил этикета.

Урок – игра.

Взаимоотношения человека с другими людьми.

Культура общения.

Уважение к чужому мнению.

Знать:

-основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания.

Уметь:

-использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Моделировать правила пользования телефоном.

Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении
мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижении на уроке

 

48

   

5 Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях.

Как вести себя за столом.

Урок-игра.

Правила поведения в гостях и приём гостей.

Знать:

-основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания.

Уметь:

-использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми.

Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Обсуждать морально-этические аспекты .дружбы на примере пословиц народов России:

- обсуждать проблему подарка в день рождения для друга:

- обсуждать правила поведения за столом:

- моделировать правила поведения за столом практическая работа);

- формулировать правила этикета в гостях:

- формулировать выводы из изученного материала , отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

49

   

6 Мы зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах

( кинотеатре, транспорте и т.д.).

Проверочная работа

Урок-игра.

Культура поведения в театре, музее, кино. Правила для пассажиров.

Знать:

-культуру поведения в общественных местах.

Уметь:

-выполнять правила поведения в общественных местах.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать правила повеления в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая:

- обсуждать правил а поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе. трамвае , метро ) и формулировать их на основе иллюстраций учебника:

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

50

   

7 Про верим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Проверка знаний и учений, Формирование адекватной оценки своих достижений

Тест №4

Проверка знаний.

Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи

Взаимоотношения человека с другими людьми.

Правила поведения в гостях и приём гостей. Культура поведения в театре, музее, кино. Правила для пассажиров.

Знать изученный материал по теме.

Выполнять тестовые задания учебника.

Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

 

Путешествия-18ч.

 

51

   

1 Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли..

Урок озна-ком-ления с новым материалом.

Горизонт. Линии горизонта.

Знать:

-основные стороны горизонта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить:

- сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны гори-

зонта, моделировать стороны горизонта:

- анализировать текст учебника на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолета
с видом Земли из космоса,

формулировать вывод о форме Земли:

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

52

   

2 Ориентирование на местности. Ориентиры. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Пр/р№9. Определение сторон горизонта по компасу.

Урок озна-ком-ления с новым материалом.

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса;

Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта.

Знать:

-основные стороны горизонта;

-устройство и назначение компаса.

Уметь:

-определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам.

 

4 четверть – 16ч.

 

53

   

3 Ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по солнцу, местным природным признакам.

Урок ознакомления с новым материалом

Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта.

Уметь:

-определять основные стороны горизонта по солнцу и местным природным признакам.

Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам.

 

54

   

4 Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Красота гор.

Урок озна-ком-ления с новым материалом.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозна­чение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Знать:

-основные формы земной поверхности

 

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Моделировать формы. поверхности из песка, глины или пластилина.

 

55

   

5 Водные богатства. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море др.

Части реки (исток, устье, русло); притоки. Водные богатства родного края. Красота моря.

Комбинированный.

Разнообразие водоёмов: озеро, река, пруд, море и. т. д.

Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере водоёмов родного края).

Знать:

-основные виды естественных водоемов;

-части реки.

Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия.

Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки.

Характеризовать поверхность своего края.

Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор».

 

56

   

6 « В гости к весне.» Экскурсия №3 Наблюдение над весенними явлениями природы.

Урок-экскурсия

Признаки весны (уве­личение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние сне­га и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения).

Погода весной.

Знать:

-основные признаки времен года в природе

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнять.

Вести наблюдения в природе под руководством учителя

Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

Оценивать свои достижения на экскурсии.

 

57

   

7 В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе.

Комбиниро-ван-ный.

Признаки весны (уве­личение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние сне­га и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения).

Погода весной.

Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных

Знать:

-основные признаки времен года в природе

Уметь:

-вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-выполнять правила поведения в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой

природе весной; находить в книге «Зеленые страницы информацию на заданную
тему, различать известную и новую ДЛЯ себя информацию; узнавать перелётных
птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;
- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

- работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради «Мой научный дневник».

составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

 

58

   

8 Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

Пр/р

10. Освоение основных приёмов чтения карты.

Урок ознакомления с новым материалом.

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте.

Россия на карте.

Знать:

-название нашей страны и ее столицы.

Уметь:

-приводить примеры достопримечательностей Москвы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить;
- сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с место-

положением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами: осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта,
форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции
учебника);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

 

59

   

9 Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта:
знакомство с материалами учебника,
распределение заданий, обсуждение
способов и сроков работы

Урок-практика.

Достопримечательности других городов нашей страны.

Знать:

-названия других городов России.

В ходе работы над проектом дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта:

- в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и

достопримечательностях избранного для исследования города;

- составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями
(открытками, слайдами):

презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе):
оценивать достижения свои и товарищей:

оформлять стенд «Города России»

 

60

   

10 Путешествие по Москве. Москва-столица России. История основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

Урок-путешествие.

Москва - столица России.

Основные достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Знать:

-название нашей страны и ее столицы.

Уметь:

-приводить примеры достопримечательностей Москвы

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы.

Описывать элементы герба Москвы.

 

61

   

11 Московский Кремль- символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Комбинированный.

Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Знать:

-название нашей страны и ее столицы.

Уметь:

-приводить примеры достопримечательностей Москвы

Обсуждать значение Кремля для каждого жителя России.

Находить на фотографии достопримечательности Кремля и Красной площади, готовить сообщение по предложенному плану.

Читать текст учебника и находить нужные сведения.

 

62

   

12 Город на Неве. Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I , история его создания.

Урок – путешествие.

Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Знать:

-названия других городов России.

Уметь:

-приводить примеры достопримечательностей Санкт -Петербурга.

Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России.

Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Санкт-Петербурга России на основе дополнительной информации.

Отличать герб города от гербов других городов.

 

63

   

13 Путешествие по планете. Карта мира. Материки и океаны, их изображение на карте.

Комбинированный.

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте.

Знать:

-названия нескольких стран мира.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить:

- сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки:

- работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках,
с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами:

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

 

64

   

14 Путешествие по материкам
Особенности природы и жизни людей
на разных материках. Части света: Европа и Азия

Урок ознакомления с новым материалом.

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

Знать:

-названия нескольких стран мира.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить:

- находить материки на карте мира:

- работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью

учебника и других источников информации: готовить сообщения и выступать
с ними перед классом:

- предлагать вопросы по содержанию сообщений. оценивать ответы одноклассников:

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать постижения на уроке

 

65

   

15 Страны мира. Проект "Страны
мира»

Физические и политические карты,
Политическая карта мира. Знакомство
с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта.

Итоговая диагностическая работа.

Комбинированный

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

Знать:

-названия нескольких стран мира.

 

Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

Узнавать Государственный герб России среди гербов других стран.

 

66

   

16 Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летний период. Красота животных.

Экскурсия №4:

Наблюдение летних изменений в природе.

Урок-экскурсия.

Признаки лета (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло…)

Погода летом.

Уметь:

-вести наблюдения в природе с помощью учителя.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Характеризовать признаки времен года.

Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя.

Приводить примеры летних явлений в неживой и нивой природе.

Выполнить рисунки по теме «Красота лета».

 

67

   

17 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие». Тест №5

Контрольно-обобщающий.

Обобщить знания, полученные детьми по теме «Путешествие»..

Уметь

-вести наблюдения в природе под руководством учителя.

Выполнять тестовые задания учебника.

Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других

Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

 

68

   

18 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Представление результатов проектной деятельности.

Урок-обобщения знаний и умений

Обобщить знания, полученные детьми за год.

Уметь - выступать с подготовленным сообщением, иллюстрировать их наглядным материалом.

Выступать с подготовленным сообщением, иллюстрировать их наглядным материалом.

Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и достижения других.

 

Практическая часть: экскурсий-4ч.; практических работ-10ч.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.