Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
ПРИЛОЖЕНИЕ к ФАООП
Рабочая программа по учебному предмету (курсу)
«Окружающий природный мир»
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Приложение:
Коррекционная работа
Национальные, региональные, этнокультурные особенности
Календарно-тематическое планирование
Контрольно-измерительный материал
Качественные критерии оценивания результатов
Лист достижений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930)
Положения о разработке рабочих программ;
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет « Окружающий природный мир» представлен в предметной области « Окружающий мир» с 1 по 5 года обучения по - 2 часа.
Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» с 1 по 5 год обучения определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и рассчитана 33 учебные недели за 1 год обучения, а с 2 по 5 года обучения 34 учебные недели.
Учебный план (недельный)
Предметная область | Учебный предмет
класс | Количество часов в неделю (по годам обучения) | Всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Обязательная часть | |||||||||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||
| ИТОГО | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||
Годовой учебный план
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
| Обязательная часть | |||||||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 66 | 68 | 68 | 68 | 68 | 338 |
| ИТОГО | 66 | 68 | 68 | 68 | 68 | 338 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты | Предметные результаты |
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы; представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые); представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья; 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние"); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки). 3) Элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года; представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"Окружающий природный мир" представлено следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
"Растительный мир":
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочнодекоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
"Животный мир".
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу "домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные". Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни человека.
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разделы | Количество часов | Вид учебной деятельности | |||
1 год обучения | |||||
| | личностные | коммуникативные | регулятивные | познаватель ные |
Растительный мир | | формирование учебного поведения: подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию | формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. | формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Животный мир | | ||||
Объекты природы | | ||||
Временные представления | | ||||
2 год обучения | |||||
| | личностные | коммуникативные | регулятивные | познаватель ные |
Растительный мир | | формирование учебного поведения: подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию | формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. | формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Животный мир | | ||||
Объекты природы | | ||||
Временные представления | | ||||
3 год обучения | |||||
| | личностные | коммуникативные | регулятивные | познаватель ные |
Растительный мир | 17 | формирование учебного поведения: подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию | формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. | формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Животный мир | 13 | ||||
Объекты природы | 32 | ||||
Временные представления | 6 | ||||
4 год обучения | |||||
| | личностные | коммуникативные | регулятивные | познаватель ные |
Растительный мир | | формирование учебного поведения: подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию | формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. | формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Животный мир | | ||||
Объекты природы | | ||||
Временные представления | | ||||
5 год обучения | |||||
| | личностные | коммуникативные | регулятивные | познаватель ные |
Растительный мир | | формирование учебного поведения: подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию | формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. | формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия |
Животный мир | | ||||
Объекты природы | | ||||
Временные представления | | ||||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Доска |
Стол учительский письменный |
Тумбочка |
Парта |
Стулья |
Шкаф со стеклянными дверцами Шкаф |
Интерактивная доска с проектором ЭПСОН |
Ноутбук LENOVO |
Набор чертежный для классной доски |
ПК |
Муляжи (фрукты, овощи, дикие животные, домашние животные) |
Печатные наглядные пособия |
Календарь погоды. |
Календарь Природы и Часы. |
Развивающая игра «Мои первые пазлы». |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
№ | Название предмета по учебному плану | Название учебной литературы, автор, издательство, год издания | Название учебно-методической литературы, автор, издательство, год издания |
2 год обучения | |||
1 | Окружающий природный мир | | С. В. Кудрина. Окружающий мир, учебник для 2 класса специальных (коррек) образовательных учреждений VIII вида. М.:Владос. 2020 Н. Б. Матвеева, М.С. Котина. Живой мир. Учебник для 1 класса специальных (коррек) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012 Васильева С. А., Мирясова В.И. тематический словарь в картинках. Е. Д. Худенко, Д.И.Барышникова. планирование уроков развития речи. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М.:Вако, 2011. 400с. Л.В. Кмытюк, А.В. Усвайская. Ознакомление с окружающим миром. 1992. Сергеев Б.Ф. Энциклопедия живой природы для младших школьников. М. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013 Григорьева Е.В. природа Южного Урала. Издательство Юж-Урала издательство –Дом, 2001 Григорьева Е.В.Пприрода Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, ВЗГЛЯД 2002 А.А.Вахрушев., Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова. здравствуй, Мир!, 2006 Н.А. Евстифеева. Кое-что о птицах Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, Взгляд 2002 |
3 год обучения | |||
| Окружающий природный мир | | С. В. Кудрина. Мир природы и человека, учебник для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). М.:Владос. 2023 Н. Б. Матвеева, М.С. Котина. Живой мир. Учебник для 2 класса специальных (коррек) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012 Васильева С. А., Мирясова В.И. тематический словарь в картинках. Е. Д. Худенко, Д.И.Барышникова. планирование уроков развития речи. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М.:Вако, 2011. 400с. Л.В. Кмытюк, А.В. Усвайская. Ознакомление с окружающим миром. 1992. Сергеев Б.Ф. Энциклопедия живой природы для младших школьников. М. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013 Григорьева Е.В. природа Южного Урала. Издательство Юж-Урала издательство –Дом, 2001 Григорьева Е.В.Пприрода Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, ВЗГЛЯД 2002 А.А.Вахрушев., Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова. здравствуй, Мир!, 2006 Н.А. Евстифеева. Кое-что о птицах Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, Взгляд 2002 |
4 год обучения | |||
| Окружающий природный мир | | Н. Б. Матвеева, М.С. Котина. Живой мир. Учебник для 3 класса специальных (коррек) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012 Васильева С. А., Мирясова В.И. тематический словарь в картинках. Е. Д. Худенко, Д.И.Барышникова. планирование уроков развития речи. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М.:Вако, 2011. 400с. Л.В. Кмытюк, А.В. Усвайская. Ознакомление с окружающим миром. 1992. Сергеев Б.Ф. Энциклопедия живой природы для младших школьников. М. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013 Григорьева Е.В. природа Южного Урала. Издательство Юж-Урала издательство –Дом, 2001 Григорьева Е.В.Пприрода Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, ВЗГЛЯД 2002 А.А.Вахрушев., Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова. здравствуй, Мир!, 2006 Н.А. Евстифеева. Кое-что о птицах Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, Взгляд 2002 |
5 год обучения | |||
| Окружающий природный мир | | С. В. Кудрина. Мир природы и человека. Учебник 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Мосвка ВЛАДОС 2023 Н. Б. Матвеева, М.С. Котина. Живой мир. Учебник для 4 класса специальных (коррек) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012 Васильева С. А., Мирясова В.И. тематический словарь в картинках. Е. Д. Худенко, Д.И.Барышникова. планирование уроков развития речи. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. М.:Вако, 2011. 400с. Л.В. Кмытюк, А.В. Усвайская. Ознакомление с окружающим миром. 1992. Сергеев Б.Ф. Энциклопедия живой природы для младших школьников. М. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013 Григорьева Е.В. природа Южного Урала. Издательство Юж-Урала издательство –Дом, 2001 Григорьева Е.В.Пприрода Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, ВЗГЛЯД 2002 А.А.Вахрушев., Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова. здравствуй, Мир!, 2006 Н.А. Евстифеева. Кое-что о птицах Южного Урала, информационное пособие для учителей начальных классов. Челябинск, Взгляд 2002 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Развитее психомоторики и сенсорных процессов.
Коррекция зрительного восприятия.
Коррекция слухового восприятия.
Коррекция пространственной ориентации.
Коррекция мыслительной деятельности.
Психокоррекция поведения обучающихся.
Коррекция сенсомоторного развития.
Коррекция эмоционально- волевой сферы.
Коррекция речи.
Коррекция памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы проведения коррекционной работы
1. Фронтальная – нацелена на коррекцию общих недостатков, присущих всем ученикам, т.е. работа с классом.
2. Индивидуальная – с отдельным учеником, нацелена на специфическое проявление дефекта у разных учеников.
3. Сочетание фронтальной и индивидуальной.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
№ урока | Тема | Дата | Источник |
5 | Декоративные цветы в нашей школе | | Н. В. Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. М.: УЦ «Перспектива» 2016 Природа Южного Урала. Учебное пособие, Челябинск, Юж.-Урал, 2001 |
13 | Грибы лесов нашего края | | |
18 | Домашние животные | | |
21 | Хищники лесов Южного Урала | | |
28 | Водоплавающие птицы нашего края | | |
39 | Зима на Урале | | |
43 | Озера Южного Урала | | |
55 | Календарь погоды | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | НРЭО |
| 1 полугодие | 32 | | |
1 | Сезонные изменения в природе в сентябре. Экскурсия в школьный сад. | 1 | | |
2 | Комнатные цветы. Строение цветка. | 1 | | |
3 | Уход за комнатными растениями. Практическая работа. | 1 | | |
4 | Значение комнатных растений для человека. | 1 | | |
5 | Рисование «Герань» Р.К. Декоративные цветы в нашей школе. | 1 | | + |
6 | Фрукты. Апельсин. | 1 | | |
6 | Лепка «Апельсиновое дерево» | 1 | | |
7 | Овощи. Тыква. | 1 | | |
8 | Рисование «Карета из тыквы» | 1 | | |
9 | Ягоды. Земляника. | 1 | | |
10 | Кустарники. Крыжовник. | 1 | | |
11 | Грибы, их виды. | 1 | | |
12 | Съедобные грибы. Подберезовик. | 1 | | |
13 | Ядовитые грибы. Мухомор. Р.К. Грибы лесов нашего края. | 1 | | + |
14 | Рисование «Грибное лукошко» | 1 | | |
15 | Загадки, пословицы и поговорки о грибах и ягодах. | 1 | | |
16 | Викторина «Растительный мир» | 1 | | |
17 | Сезонные изменения в природе в ноябре. Экскурсия в школьный сад. | 1 | | |
18 | Домашние животные. Свинья. | 1 | | + |
19 | Рисунок «Три поросенка» | 1 | | |
20 | Дикие животные. Волк. | 1 | | |
21 | Волк и его детеныши. Р.К. Хищники лесов Южного Урала. | 1 | | + |
22 | Русские народные сказки, пословицы, загадки о волке. | 1 | | |
23 | Сезонные изменения в природе в декабре. Экскурсия в школьный сад. | 1 | | |
24 | Домашние птицы. Гусь. | 1 | | |
25 | Лепка. Гусыня и гусенок. | 1 | | |
26 | Дидактическая игра «Угадай, чей птенец?» | 1 | | |
27 | Рисунок «Гуси-лебеди» | 1 | | |
28 | Дикие птицы. Сорока. Р.К. Водоплавающие птицы нашего края. | 1 | | + |
29 | Водоплавающие птицы. Утка. | 1 | | |
30 | Лепка из пластилина «Утенок» | 1 | | |
31 | Значение птиц в жизни человека, в природе. | 1 | | |
32 | Сезонные изменения в природе в январе. Экскурсия на школьный двор. | 1 | | |
| 2 полугодие | 36 | | |
33 | Небо. Звезды. ЦОР | 1 | | |
34 | Ветер. Направления ветра. | 1 | | |
35 | Загадки и пословицы о ветре. | 1 | | |
36 | Термометр. | 1 | | |
37 | Огонь. | 1 | | |
38 | Изменения в природе в феврале. Экскурсия в школьный сад. | 1 | | |
39 | Рисунок «Зимний сад» Р.К. Зима на Урале. | 1 | | + |
40 | Полезные ископаемые. Нефть | 1 | | |
41 | Полезные ископаемые. Газ. | 1 | | |
42 | Значение полезных ископаемых для человека. | 1 | | |
43 | Водоемы. Озеро. Р.К. Озера Южного Урала. | 1 | | + |
44 | Пословицы, загадки о воде. | 1 | | |
45 | Рисунок «Голубое озеро» | 1 | | |
46 | Изменения в природе в марте. Экскурсия в школьный сад. | 1 | | |
47 | Дидактическая игра «Назови признаки весны» | 1 | | |
48 | Рисунок «Весенние изменения» | 1 | | |
49 | Явления природы. Дождь. | 1 | | |
50 | Явления природы. Туман. | 1 | | |
51 | Аппликация «Весенний дождь» | 1 | | |
52 | Викторина «Неживая природа» | 1 | | |
53 | Сезонные изменения в природе в апреле. Экскурсия в школьный сад. | 1 | | |
54 | Погода. | 1 | | |
55 | Календарь погоды. Практическая работа. | 1 | | + |
56 | Дидактическая игра «Времена года» | 1 | | |
57 | Соотнесение погоды и времен года. | 1 | | |
58 | Дни недели. | 1 | | |
59 | Рисунок «Мой учебный день». | 1 | |
|
60 | С/р игра «Выходной день» | 1 | | |
61 | Времена года. Сезоны. | 1 | | |
62 | Соотнесение месяцев с сезонами года. | 1 | | |
63 | Календарь. | 1 | |
|
64 | Дидактическая игра «Найди месяц» | 1 | | |
65 | Сезонные изменения в природе в мае. Экскурсия в пришкольный сад. | 1 | | |
66 | Рисунок «Яблони цветут» | 1 | | |
67 | Скоро лето! Загадки и пословицы о лете. | 1 | | |
68 | Викторина «Временные представления» | 1 | | |
4 год обучения природный мир
№п.п. | Тема занятия | Кол.ч. | Дата | НРЭО |
| 1 полугодие | 32 | | |
1 | Золотая осень. Время года. Названия месяцев. | 1 | | |
2 | Календарь природы. Определение времени года по календарю природы. | 1 | | |
3 | Время года – осень. Приметы осени. | 1 | | |
4 | Жизнь животных осенью. | 1 | | |
5 | Труд людей осенью. | 1 | | + |
6 | . Части суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 | | |
7 | Растения осенью. Плодовые деревья (вишня, слива). | 1 | | + |
8 | Фрукты (мандарин, абрикос, киви) Различение по внешнему признаку. | 1 | | |
9 | Овощи (тыква, кабачок, перец) Различение по внешнему признаку. | 1 | | |
10 | Значение фруктов и овощей в жизни человека. | 1 | | |
11 | Грибы. Строение гриба (ножка, шляпка). | 1 | | + |
12 | Съедобные грибы (белый гриб, лисичка, подберезовик) | 1 | | |
13 | Различение грибов по внешнему виду. | 1 | | |
14 | Несъедобные грибы (мухомор, поганка). | 1 | | |
15 | Несъедобные грибы (мухомор, поганка). | 1 | | |
16 | Обобщающий урок по теме: «Растительный мир». | 1 | | |
17 | Природа. Солнце. Значение солнца в жизни человека | 1 | | |
18 | Значение воздуха в природе и жизни человека . | 1 | | |
19 | Различение земли, неба . | 1 | | |
20 | Значение леса в природе и жизни человека . | 1 | | |
21 | Правила поведения в лесу . | 1 | | |
22 | Части растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения . | 1 | | |
23 | Средства обитания растений (лес, поле, сад, огород, луг) . | 1 | | |
24 | Лиственные деревья (тополь, дуб) . | 1 | | |
25 | Хвойные деревья (ель, сосна) . | 1 | | + |
26 | Кустарники (крыжовник, малина) . | 1 | | |
27 | Строение домашнего животного (голова, туловище, хвост, ноги, копыта, уши) . | 1 | | |
28 | Домашние животные (корова, коза, овца, свинья). Различение. Питание. Значение домашних животных в жизни человека . | 1 | | |
29 | Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось) | 1 | | |
30 | Детеныши диких животные . | 1 | | |
31 | Питание диких животных . | 1 | | |
32 | Обобщающий урок по теме «Животный мир» . | 1 | | |
| 2 полугодие | 36 | | |
33 | Зимушка зима. Время года – зима. Зимние месяцы. | 1 | | |
34 | Жизнь животных зимой. | 1 | | + |
35 | Растения зимой. | 1 | | |
36 | Зимние забавы и праздники. | 1 | | |
37 | Зимующие плицы (снегирь, воробей). | 1 | | |
38 | Зимующие птицы (синица, дятел). | 1 | | |
39 | Различение зимующих птиц. | 1 | | |
40 | Питание птиц зимой. | 1 | | |
41 | Обобщающий урок по теме: «Время года – зима». | 1 | | + |
42 | Животные холодного пояса. Белый медведь, морж. | 1 | | |
43 | Строение животного. | 1 | | |
44 | Животные холодного пояса (пингвин). | 1 | | |
45 | Питание животных Севера. | 1 | | |
46 | Животные жаркого пояса (бегемот, крокодил). | 1 | | |
47 | Животные жаркого пояса (лев, носорог). | 1 | | |
48 | Обобщающий урок по теме: «Животные холодного и жаркого пояса». | 1 | | |
49 | Весна. пришла. Почва. Свойства почвы. | 1 | | |
50 | Вода. Свойства воды. | 1 | | |
51 | Значение почвы и воды в природе. | 1 | | |
52 | Значение почвы и воды в жизни человека. | 1 | | |
53 | Время года- весна. Признаки весны. | 1 | | |
54 | Труд людей в огороде весной. | 1 | | |
55 | Растения весной. Первые весенние цветы. Подснежник. | 1 | | |
56 | Перелетные птицы (грач, журавль). Различение по внешнему признаку. | 1 | | + |
57 | Водоплавающие птицы (утка, гусь). Узнавание и различение по внешнему виду. | 1 | | |
58 | Среда обитания животных. Водоем. | 1 | | |
59 | Рыбы. Строение рыб. | 1 | | |
60 | Речные рыбы (сом, окунь). Распознавание по внешнему виду. | 1 | | + |
61 | Морские обитатели (акула, осьминог). Узнавание по внешнему виду. | 1 | | |
62 | Насекомые (майский жук, бабочка) | 1 | | |
63 | Насекомые (стрекоза, муравей). | 1 | | |
64 | Время года – лето. Летние месяцы. | 1 | | |
65 | Одежда и занятия людей летом. | 1 | | |
66 | Лекарственные растения (зверобой, василек, подорожник). | 1 | | |
67 | Защита проекта | 1 | | |
68 | Защита проекта. | 1 | | |
Календарно – тематическое планирование 5 год обучения
№ п.п | Тема занятия | Кол.ч. | Дата | НРЭО |
| 1 полугодие | 1 | | |
1 | Лето. Летние каникулы. | 1 | | |
2 | Подготовка к школе. | 1 | | |
3 | Растения сада. Фрукты. | 1 | | |
4 | Фрукты. | 1 | | + |
5 | Растение огорода. Овощи. | 1 | | |
6 | Овощи. | 1 | | |
7 | Где покупают овощи и фрукты? | 1 | | |
8 | Растения поля. Рожь. | 1 | | |
9 | Овёс. Пшеница. | 1 | | |
10 | Плоды и семена. Работа по таблице. | 1 | | |
11 | Цветок, плод, семя, растение. | 1 | | |
12 | Орешник. | 1 | | |
13 | Деревья. | 1 | | |
14 | Растения леса. Ель. | 1 | | |
15 | Сосна. | 1 | | + |
16 | Грибы. Строение. | 1 | | |
17 | Правила поведения в лесу. | 1 | | |
18 | Осень. Осенние цветы. | 1 | | |
19 | Труд людей осенью. | 1 | | |
20 | Ранняя осень. | 1 | | |
21 | Астра. | 1 | | |
22 | 4 ноября – День народного единства. Граждане России. | 1 | | |
23 | Наша Родина – Россия, Флаг, Герб, Гимн РФ. Глобус, карта. | 1 | | |
24 | Гимн РФ, Флаг, Герб. Праздники. | 1 | | |
25 | Москва – столица нашей Родины. Красная площадь. | 1 | | |
26 | Населенные пункты нашей страны. Город, посёлок, деревня. | 1 | | + |
27 | Городской транспорт. Правила безопасного поведения. | 1 | | |
28 | Виды транспорта. | 1 | | |
29 | Международный транспорт. Правила безопасного поведения. | 1 | | |
30 | Вокзал. | 1 | | |
31 | Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. | 1 | | |
32 | Игра «Универмаг». | 1 | | |
33 | Зима. Снег, лед, град, иней. | 1 | | + |
34 | Будь осторожен! | 1 | | |
35 | Комнатные растения. Фикус и монстера. | 1 | | |
36 | Уход за комнатными растениями. | 1 | | |
37 | Твоя семья. Родовое дерево. | 1 | | |
38 | Загадки о профессиях. | 1 | | |
39 | Как устроен человек. Рассказ о себе. | 1 | | |
40 | Части тела человека. | 1 | | |
41 | Как быть здоровым. Режим дня. | 1 | | |
42 | Зарядка, спорт, гигиена. | 1 | | |
43 | Поликлиника. Кто работает в поликлинике? | 1 | | + |
44 | Советы врача. | 1 | | |
45 | Охрана здоровья. Грипп и простуда. | 1 | | |
46 | Почему человек болеет? | 1 | | |
47 | Одежда и обувь по сезону. Одежда по погоде. | 1 | | |
48 | Где можно купить одежду и обувь? | 1 | | |
49 | Совместные занятия с друзьями. Музыка ,книги, компьютер. | 1 | | |
50 | Составление рассказа «Как проводишь с друзьями время?» | 1 | | |
51 | Труд людей. Профессии людей. | 1 | | + |
52 | Уроки труда и одежда. | 1 | | |
53 | Солнце, Луна, звезды. Утро, день, вечер, ночь. | 1 | | |
54 | Солнечная система. | 1 | | |
55 | Домашние животные. Кролик. | 1 | | |
56 | Свинья. Кабан. | 1 | | + |
57 | Дикие животные. Рысь. | 1 | | |
58 | Бобр. | 1 | | |
59 | Домашние птицы. Индюк. | 1 | | |
60 | Лебедь. | 1 | | |
61 | Гадюка. Строение. | 1 | | |
62 | Лягушка. | 1 | | |
63 | Рыбы. Плотва, окунь, щука. | 1 | | |
64 | Насекомые. Оса. | 1 | | |
65 | Весна. Первоцветы. | 1 | | |
66 | Труд людей весной. | 1 | | |
67 | Повторение. Что нас окружает. | 1 | | |
68 | Игра «Что к чему подходит?» | 1 | | |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Промежуточная аттестация:
Задание 1. «Что где растет?»
Цель: выявить элементарные представления о живой природе.
Оборудование: набор из 10 картинок с изображением знакомых овощей и фруктов (морковь, огурец, помидор, капуста, редис; яблоко, груша, слива, вишня, абрикос).
Инструкция для группы 1: Учитель показывает обучающимся по порядку все картинки и предлает их называть. После чего вставляет в наборное полотно 2 картинки рядом на небольшом расстоянии. Затем предлагает расставить все картинки в 2 ряда, так чтобы в каждом ряду оказались растения, которые растут в огороде, а в другом, которые растут в саду. После выполнения этого задания, обучающиеся должны назвать, что растет в огороде, а что - в саду.
Инструкция для группы 2: Учитель показывает обучающимся по порядку все картинки и предлает их называть. После чего вставляет в наборное полотно 2 картинки рядом на небольшом расстоянии и предлагает расставить все картинки в 2 ряда: в первый – надо вставить картинки с изображением овощей, а во втором - фруктов. После чего, дети должны назвать, что растет в огороде, а что - в саду.
Инструкция для группы 3: Учитель просит показать на картинках знакомые овощи: огурец, помидор (среди других картинок, выбор из 3- 4-х).
Задание 2. «Летает – не летает»
Цель: выявить умение различать животный мир по их образу жизни.
Оборудование (инструкция): 12 картинок с изображением знакомых зверей, птиц, насекомых (по 4 картинки).
Инструкци для 1-2 группы: разложи картинки на 2 группы: в одну - картинки с изображением «Кто летает?», а в другую - «Кто не летает?»
Инструкция для 3 группы: покажи «Кто летает?» (выбор из 4-х: собака, кошка, воробей, муха).
Задание 3. «Когда это бывает?»
Цель: выявить представления о временах года: осень, зима, весна.
Оборудование (инструкция): 3 сюжетные картинки, изображающие деятельность детей и взрослых в разное время года (по 3 картинки, соответствующие определенному времени года - зима: украшенная елка, дети катаются на санках, дети лепят снеговика; весна: солнце светит- капель, тают сосульки, человек сажает саженец, букет тюльпанов – вручают женщине; осень - желтые листья на деревьях, люди собирают грибы, люди собирают урожай с огорода).
Инструкция для группы 1-2: учитель показывает по очереди все сюжетные картинки и предлагает выбрать по порядку «зиму», «весну» и «осень»; подобрать к ним соответствующие картинки, просит детей обосновать выбор каждой картинки: «Как ты догадался, что здесь изображены зима?» и т.д..
Инструкция для группы 3: учитель показывает 2 сюжетные картинки, уточняет время года (зима, лето), просит ребенка выбрать из 2-х картинок соответствующую времени года - зиму.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Окружающий природный мир | ||
Растительный мир | ||
Узнавание (различение) деревьев (береза, ель). | | |
Узнавание (различение) фруктов (яблоко) | | |
Узнавание (различение) фруктов (груша) | | |
Узнавание (различение) фруктов по внешнему виду | | |
Узнавание (различение) фруктов по вкусу | | |
Узнавание (различение) фруктов по запаху | | |
Узнавание (различение) овощей лук, морковь | | |
Узнавание (различение) овощей по внешнему виду | | |
Узнавание (различение) овощей по вкусу. запаху | | |
Животный мир | | |
Узнавание (различение) домашних животных (кот) | | |
Узнавание (различение) домашних животных (собака) | | |
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, уши) | | |
Знание строения домашнего (дикого) животного (туловище) | | |
Знание строения домашнего (дикого) животного (шерсть, рога, хвост) | | |
Знание строения домашнего (дикого) животного (лапы, ноги) | | |
Узнавание (различение) диких животных (заяц) | | |
Узнавание (различение) диких животных (медведь) | | |
Узнавание (различение) насекомых | | |
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Окружающий природный мир | ||
| 1 полугодие | 2 полугодие |
Сезонные изменения в природе | | |
Растения. Строение. | | |
Растения. Сходство. | | |
Растения. Различие. | | |
Домашние животные. Строение. | | |
Домашние животные. Сходство. | | |
Домашние животные. Различие. | | |
Дикие животные. Строение. | | |
Дикие животные. Сходство. | | |
Дикие животные. Различие. | | |
Различие диких и домашних животных. | | |
КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВДС – «выполняет действия самостоятельно»
ВД по И – «выполняет действия по инструкции» (вербальное и невербальное)
ВД по О – «выполняет действия по образцу»
ВД с ПП – «выполняет действия с помощью педагога»
Д не В – «действие не выполняет»
УО с ПП – «узнает объект с помощью педагога»
НУО – «не узнает объект».