Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» (3 класс)
Окружающий природный мир
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Занятий по окружающему природному миру формируют у обучающихся представления о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Целью обучения по предмету «Окружающий природный мир» является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа по предмету «Окружающий природный мир» включает разделы: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Темы уроков по предмету «Окружающий природный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
Свойства воды и песка. Действия с ними. |
|
3 |
Растительный мир. Дерево. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование руками макета дерева. Ученик рассматривает художественное изображение дерева. Строение дерева: ствол, корень, ветки, листья. Ученик с помощью учителя пробует найти различные компоненты дерева. Прослушивание потешек про дерево с выполнением действий. |
4 |
Растительный мир. Клен. Кленовый лист. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование пальцами рук кленового листа, кленовой ветки, «носиков». Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Исследование «носиков» клена. Упражнение «Покажи кленовый лист». Работа с рельефным изображением. |
5 |
Временные представления. Изменения, происходящие в природе осенью. Признаки осени. |
1 |
Комбинированный |
Понятие осень, листопад. Обследование пальцами рук листьев различных деревьев. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Аппликация «Осеннее дерево». Слушание мелодии А.Вивальди Времена года. Упражнение «Листопад» - ученик пробует выполнить сам, при необходимости учитель помогает. Прослушивание потешки «Дует ветер нам в лицо» с последующим выполнением действий. |
6,7 |
Животный мир. Домашние животные: кошка. |
2 |
Комбинированный |
Обследование игрушки кошки. Ребенок с помощью учителя показывает «части тела» кошки. Слушание голоса кошки, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением кошки. Игра «Как умывается кошка». Упражнение «Спрячь кошку в ее домик.» Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про кошку с выполнением действий под музыку. |
8 |
Резервный урок. |
1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Растительный мир. Дуб. Дубовый лист. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование пальцами рук листочка дуба. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Упражнение «Покажи лист дуба». Работа с художественным изображением. Обследование пальцами рук желудя. Упражнение «Возьми желудь». |
2 |
Растительный мир. Береза. Березовый лист. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование пальцами рук листочка березы и бересты. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Упражнение «Покажи лист березы». Работа с художественным изображением. Обследование пальцами рук «сережек» березы. Аппликация «Береза» с использованием природного материала – бересты. |
3,4 |
Животный мир. Домашние животные: собака. |
2 |
Комбинированный |
Обследование игрушки собаки. Ребенок с помощью учителя показывает «части тела» собаки. Слушание голоса собаки, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением собаки. Упражнение «Спрячь собаку в ее домик.» Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про собаку с выполнением действий под музыку. |
5 |
Растительный мир. Плодовые деревья. Яблоня. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование яблока: пальцами рук, по запаху, по вкусу, по форме. Ученик пробует зафиксировать взгляд на яблоке. Работа с художественным изображениями. Съедобные и несъедобные части яблока. Ученик пробует узнать яблоко по вкусу. Обследование ветки яблони. Ученик пробует сопоставить художественное изображение с предметом. |
6 |
Растительный мир. Плодовые деревья. Пальма. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование грозди бананов пальцами рук. Ученик пробует зафиксировать взгляд на яблоке. Съедобные и несъедобные части банана. Ученик пробует узнать банан по вкусу. Работа с художественным изображениями. Ученик пробует сопоставить рельефное изображение с предметом. Обследование макета пальмы пальцами рук. |
7 |
Временные представления. Изменения, происходящие в природе зимой. Признаки зимы. |
1 |
Комбинированный |
Понятие зима, снег. Обследование пальцами рук снега, льда. Работа с рельефным изображением снежинки. Ученик при помощи учителя вырезает снежинку из бумаги. Работа с художественным материалом по зимней тематике. |
8 |
Резервный урок. |
1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Растительный мир. Плодовые деревья. Мандариновое дерево. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование веточки мандаринового дерева: пальцами рук, по запаху. Съедобные и несъедобные части мандарина. Ученик пробует узнать мандарин о по вкусу. Ученик пробует зафиксировать взгляд на мандарине. Работа с художественным изображением мандарина. Ученик пробует сопоставить художественное изображение с предметом. |
2 |
Растительный мир. Плодовые деревья. Груша. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование груши: пальцами рук, по запаху. Ученик пробует зафиксировать взгляд на груше. Съедобные и несъедобные части груши. Ученик пробует узнать грушу о по вкусу. Работ с художественным изображениями. Ученик пробует сопоставить художественное изображение с предметом. |
3,4 |
Животный мир. Домашние животные: свинья. |
2 |
Комбинированный |
Обследование игрушки свиньи. Ученик с помощью учителя показывает «части тела» у свиньи. Слушание голоса свиньи, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением свиньи. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь свинью в его домик.» Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про кошку с выполнением действий под музыку. |
5,6 |
Растительный мир. Уход за комнатными растениями. |
2 |
Изучение нового материала, комбинированный |
Обследование пальцами рук цветка в горшке. Ученик пробует зафиксировать взгляд на цветке в горшке. Обследование листиков цветка, горшка. Строение цветка. Работа с художественным изображением цветка в горшке. Ученик с помощью учителя поливает цветок. Ученик с помощью учителя пробует протереть листочки цветка. Игра «Цветок растет». Обследование разных цветов по запаху. Ученик пробует с помощью учителя взять горшок двумя руками и переставить его на другое место. Аппликация «Цветок в горшке». |
7 |
Временные представления. Изменения, происходящие в природе весной. Признаки весны. |
1 |
Комбинированный |
Природа просыпается. Ученик при помощи учителя обследует на веточке почки и молодые зарождающиеся листочки. Ученик пробует зафиксировать взгляд на веточке с молодыми побегами. Аппликация «Весеннее дерево». Игра «Улыбнемся солнышку» - ученик пробует улыбнуться когда учитель говорит про солнце. |
8 |
Растительный мир. Ландыш. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование цвета по форме, размеру, запаху. Работа с художественным изображением. Ученик с помощью учителя собирает весенний букет и ставит его в вазу. |
9,10 |
Резервный урок. |
2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Животный мир. Домашние животные: корова. |
2 |
Комбинированный |
Обследование игрушки коровы. Ребенок с помощью учителя показывает «части тела» коровы. Слушание голоса коровы, попытки ученика повторить его. Работа с художественным изображением коровы. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь корову в ее домик». Ученик совместно с учителем изображает животное с помощью природных материалов. Слушание потешек про корову с выполнением действий под музыку. |
3 |
Растительный мир. Ива. Ивовый лист. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование пальцами рук ивового листа, ивовой ветки. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Упражнение «Покажи ивовый лист». Работа с художественным изображением. Ученик пробует сопоставить художественное изображение и реальный предмет. Чтение детских стихотворений. |
4 |
Растительный мир. Лист рябины. Рябина. |
1 |
Изучение нового материала |
Обследование пальцами рук ягодок рябины, листа. Упражнение «Покажи лист рябины». Работа с художественным изображением. Ученик пробует сопоставить художественное изображение и реальный предмет. Чтение детских стихотворений. Игра «Собери ягоды». Работа с пластилином «Гроздь рябины». |
5 |
Животный мир. Кормление птиц. |
1 |
Изучение нового материала |
Чтение фрагмента сказки «Дюймовочка». Обследование птицы (игрушки) пальцами рук. Работа с художественным изображением. Обследование кормушки пальцами рук, рассматривание ее. Игра «Что едят птички». Ученик совместно с учителем пробует положить корм в кормушку для птичек. |
6 |
Временные представления. Изменения, происходящие в природе летом. Признаки лета. |
1 |
Комбинированный |
Обследование летних ягод: клубника. Ученик выбирает холодную и теплую воду, горячий (в меру) и холодный камень – горячий на солнце нагрелся, холодный лежал в тени, без солнца. Ученик совместно с учителем надевает на себя панаму. Ученик пробует надеть панаму на куклу. |
7,8 |
Резервный урок. |
2 |