Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» (1 класс)
Рассмотрена на педагогическом совете протокол от 24.08.2020г. № 1
«Утверждена» приказом директора МКОУ «СОШ с. Мельница» от 24.08.2020г. № 71-од
Рабочая программа по родному языку
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Основной образовательной программы МКОУ СОШ с. Мельница, реализующей ФГОС на уровне начального общего образования,
Рабочая программа по русскому родному языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Рабочая программа интегрирована с программой «Литературное чтение на родном русском языке»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Школа России».
Учебник:
Русский родной язык. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение. 2020.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Рабочая программа по русскому родному языку рассчитана на 66 часов в 1 классах :
- 1 класс – 33 учебные недели (66 часов);
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Личностные результаты
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»
Обучающийся научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Кол-во часов |
Секреты речи и текста | 30 |
Язык в действии | 16 |
Русский язык: прошлое и настоящее | 20 |
Итого | 66 |
Тематическое планирование
Основное содержание по темам | Количество контрольных работ | Количество творческих работ (проекты) |
| | |
Раздел 1. Секреты речи и текста (30 часов) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Раздел 2. Язык в действии (16 часов) Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (20 часов) Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках» | | 1
2 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык»
№ урока | № урока в разделе | Дата
| Тема урока | ||
Планируемая | Фактическая | ||||
Раздел 1. Секреты речи и текста – 25 часов | |||||
1-3 | 1-3 | | | Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово | |
4 | 4 | | | Слова, называющие предметы | |
5 | 5 | | | Слова, называющие действия. | |
6 | 6 | | | Слова, называющие признаки. | |
7 | 7 | | | Связь слов и высказываний. | |
8 | 8 | | | Служебные слова | |
9 | 9 | | | Общение. | |
10 | 10 | | | Устная и письменная речь. | |
11 | 11 | | | Гласные и согласные звуки. | |
12 | 12 | | | Ударение. | |
13 | 13 | | | Звонкие и глухие согласные звуки. | |
14 | 14 | | | Твердые и мягкие согласные звуки. | |
15 | 15 | | | Вежливые слова. | |
16 | 16 | | | Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) | |
17-19 | 17-19 | | | Как люди приветствуют друг друга Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми | |
20-22 | 20-22 | | | Зачем людям имена | |
23 | 23 | | | Имена в малых жанрах фольклора | |
24 | 24 | | | Спрашиваем и отвечаем | |
25 | 25 | | | Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание) | |
Раздел 2. Язык в действии – 16 часов | |||||
26-27 | 1-2 | | | Выделяем голосом важные слова. | |
28 | 3 | | | Роль логического ударения. | |
29 | 4 | | | Роль логического ударения. | |
30-31 | 5-6 | | | Как можно играть звуками | |
32-33 | 7-8 | | | Звукопись в стихотворном художественном тексте | |
34 | 9 | | | Где поставить ударение | |
35 | 10 | | | Где поставить ударение | |
36-37 | 11-12 | | | Смыслоразличительная роль ударения | |
38-40 | 13-15 | | | Как сочетаются слова | |
41 | 16 | | | Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов) | |
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее – 20 часов | |||||
42-43 | 1-2 | | | Как писали в старину | |
44-45 | 3-4 | | | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | |
46-47 | 5-6 | | | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | |
48-49 | 7-8 | | | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | |
50-51 | 9-10 | | | Дом в старину: что как называлось. | |
52-53 | 11-12 | | | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. | |
54-55 | 13-14 | | | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. | |
56 | 15 | | | Во что одевались в старину. | |
57 | 16 | | | Во что одевались в старину. | |
58 | 17 | | | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) | |
59 | 18 | | | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) | |
60-61 | 19-20 | | | Проектное задание: «Словарь в картинках». | |
Раздел 1. Секреты речи и текста – 5 часов | |||||
62-63 | 1-2 | | | Сравниваем тексты | |
64-65 | 3-4 | | | Сопоставление текстов | |
66 | 5 | | | Проект «Секреты речи». |
Количество учебных часов в неделю | Количество учебных часов за учебный год – 33 рабочие недели | Урок не проведен по причине праздничного или нерабочего дня | Итого | Итого за учебный год должно быть проведено |
2 | 66 |
|
|
|