Рабочая программа по предмету «Русский язык» (10 класс)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Никитинская средняя общеобразовательная школа »
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №____ от «____» _________20___г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ Никитинская СОШ ___________Алистратова Н.С. |
Рабочая программа
по ПРЕДМЕТУ
«РУССКий ЯЗЫК»
10 класс
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Кильмухаметова Л.М., высшей кв. категории
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа, корректировка не производилась.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Цели и задачи:
- повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
||
По программе |
Корректировка |
|||
|
Введение. |
1 |
||
Лексика. Фразеология. Лексикография. |
5 |
|||
3. |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. |
2 |
||
4. |
Морфемика и словообразование. |
2 |
||
5. |
Морфология и словообразование. |
5 |
||
6. |
Самостоятельные части речи. |
12 |
||
7. |
Служебные части речи. |
7 |
||
Всего |
34 |
С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Цель и задача изучения курса учебного предмета— повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- реферирование;
- докладирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
• Извлекать необходимую информацию из различных источников.
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание программы
Введение (1 час)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2. Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование (2 часа)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография (5 часов)
Принципы русской орфографии.
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса слов.
6. Самостоятельные части речи ( 12 часов)
Имя существительное (2 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное (2 часа)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (2 часа)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (1 час)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (3 часа)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие, слова категории состояния (2 часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи (7 часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол №____ от «____» _________20___г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ Никитинская СОШ __________Алистратова Н.С. |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Учебный год: 2016-2017
Класс 10
Учитель Кильмухаметова Лилия Мансуровна
Пояснительная записка
Количество часов:
Всего_____34_________ в неделю______1_____
Плановых контрольных работ _________, зачетов _______, тестов_______
( по видам)
Административных контрольных уроков ___________________
Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: Русское слово, 2010.
(название, автор, издательство, год издания)
Тематическое планирование составил(а)____________________
Подпись
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
10 класс 34 часа (базовый уровень)
№ п/п |
Дата (план.) |
Дата (факт.) |
Тема урока |
Теоретические понятия |
Основные ЗУНы |
||
Тема 1 Введение – 1 ч. |
|||||||
|
02/09 |
Слово о русском языке. Лексика. § 1-2 |
Нормы литературного языка. Основные термины раздела «лексика» Лексическое значение Полисемия |
Основная функция языка в современном мире, основные функциональные стили русского языка. Основные понятия лексики, работа с толковым словарем. |
|||
Тема 2 Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 ч. |
|||||||
|
9.09. |
Контрольная работа № 1 (РОО) |
|||||
|
16.09 |
Изобразительно-выразительные средства языка. § 3 |
Тропы |
Основные лексические изобразительно- выразительные средства и их черты. |
|||
|
23.09. |
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. § 4-7 |
Омоформы. Омофоны. Омографы. Паронимы |
Различать омографы, омофоны и омоформы. Употреблять паронимы в речи. |
|||
|
30.09 |
Происхождение лексики. Лексика и ее виды § 8-10 |
План-конспект. Исконно-русская лексика Заимствованная лексика Общеупотребительные диалекты Профессионализмы |
Происхождение лексики русского языка. Умение различать пласты лексики. |
|||
|
7.10 |
Фразеология. Лексикография. § 11-12 Контрольная работа№2 Тест |
Основные термины: фразеологический оборот, фразеология |
Определение фразеологического оборота, значение устойчивых оборотов речи. Умение пользоваться словарями |
|||
Тема 3 Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 ч. |
|||||||
|
14.10 |
Звуки и буквы. § 13 |
Транскрипция. Артикуляция. Редукция Классификация. Фонетический разбор |
Основные характеристики гласных и согласных звуков, соотношение графического написания и фонетической транскрипции. |
|||
|
21.10 |
Орфоэпия. § 14 |
Нормы произношения гласных и согласных звуков |
Соблюдение орфоэпических норм в обыденной речи. |
|||
Тема 4 Морфемика и словообразование – 2 ч. |
|||||||
|
28.10 |
Р.Р. Изложение с творческим заданием |
Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова |
Составление плана, соблюдение правописных норм при создании связного текста |
|||
|
30.10 |
Морфемика. Словообразование. Формообразование. § 15-17 |
Словообразование. Формообразование Основные способы словообразования |
Способы образования слов, порядок словообразовательного разбора. |
|||
Тема 5 Морфология и Орфография - 5 ч. |
|||||||
|
11.11 |
Принципы русской орфографии. § 18 |
Морфологический принцип. Фонетическое написание Традиционное написание |
Осознанное написание слов. |
|||
|
18.11 |
Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО. § 21-23 |
Орфограмма |
Распознавание морфемы в словах, умение правильно писать гласные после шипящих и Ц. Комплексный анализ текста |
|||
|
25.11 |
Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. § 24-26 |
Звонкие и глухие, непроизносимые согласные Двойные согласные |
Умение находить и правильно писать звонкие и глухие согласные, непроизносимые и двойные. |
|||
|
2.12 |
Правописание гласных и согласных в приставках. § 27-29 |
Орфограмма |
Правильно писать приставки в словах. |
|||
|
9.12 |
Употребление Ъ и Ь. § 30-32 |
Функции Ъ и Ь |
Умение определять Ъ и Ь и в соответствии с правилом писать слова. |
|||
Тема 6 Части речи - 12 ч. |
|||||||
|
15.12 |
Контрольная работа за 1 полугодие № 3 (РОО) |
|||||
|
23.12 |
Имя существительное Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. § 33-36 |
Орфограмма Лексико-грамматические разряды Род. Число. Склонение. Падеж |
Правильное написание суффиксов имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. |
|||
|
13.01 |
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. § 37-38 |
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных |
Морфологический разбор имен прилагательных, правильное написание окончаний имен прилагательных. |
|||
|
20.01 |
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. § 39-41 |
Орфограмма |
Мотивирование своего выбора при написании Н и НН в именах прилагательных. |
|||
|
27.01 |
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. § 42-44, 35 |
Лексико-грамматические разряды числительных |
Правильное написание числительных, особенности употребления в речи числительных ОДИН, ОБЕ, ОБА, ПОЛТОРА, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. |
|||
|
3.02 |
Р.Р. Сочинение |
Тема, главная мысль ключевые слова |
Составление плана, соблюдение правописных норм при создании связного монологического текста на заданную тему |
|||
|
10.02 |
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. § 46-47 |
Лексико-грамматические разряды местоимений |
Особенности изменения местоимений, умение выполнять морфологический разбор. |
|||
|
17.02 |
Глагол как часть речи. Правописание глаголов. § 48-49 |
Инфинитив . Категория вида. Переходность, непереходность. Залог Возвратные глаголы. Категория наклонения Категория времени. Спряжение Две основы глагола |
Знание грамматических категорий глагола. Выполнение морфологического разбора. Правописание глаголов. |
|||
|
24.02 |
Причастие как глагольная форма. § 50-52 |
Причастия действительные и страдательные Адъективация |
Знание определения причастия, разрядов по значению, признаки глагола и прилагательного, образование причастий, правописание причастий. Словарный диктант |
|||
|
2.03 |
Деепричастие как глагольная форма. § 53 |
Совмещение признаков глагола и наречия |
Знание определения, разрядов, признаков глагола и наречия, способов образования. |
|||
|
9.03 |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. § 54-55 |
Разряды наречий Степени сравнения |
Определение разрядов, образование степени сравнения. |
|||
|
16.03 |
Слова категории состояния. § 56 Контрольная работа №4 Тест |
Состояние человека, окружающей среды, оценка действительности |
Умение находить слова категории состояния. |
|||
Тема 7 Служебные части речи - 7 ч. |
|||||||
|
30.03 |
Предлог как служебная часть речи. § 57-58 |
Простые и сложные Производные и непроизводные |
Умение отличать предлоги от других частей речи. |
|||
|
6.04 |
Союз как служебная часть речи. Союзные слова § 59-60 |
Классификация союзов |
Умение различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. |
|||
|
13.04 |
Частицы как служебная часть речи. Правописание частицы НЕ и НИ. § 61-63 |
Разряды частиц |
Определение значений частиц, правописание частиц. Комплексный анализ текста |
|||
|
20.04 |
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. § 64 |
Орфограмма |
Умение находить орфограмму. Комплексный анализ текста |
|||
|
27.04 |
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. § 65 |
Эмоциональность. Экспрессивность Интонация |
Умение находить междометия в тексте. |
|||
|
4.05 |
Повторение и обобщение |
Умение логически рассуждать, проверять себя |
||||
|
11.05 |
Контрольная работа за год №5 (РОО) |
Проверка знаний, умений и навыков |
||||
|
18.05 |
Контрольная работа. №6 Диктант |
Правописные умения и навыки |
Литература:
Основная литература:
1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010
Дополнительная литература:
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
М.: Русское слово, 2007
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007