12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кильмухаметова Лилия Мансуровна4181
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Никитинская средняя общеобразовательная школа »

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №____

от «____» _________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ

Никитинская СОШ

___________Алистратова Н.С.

Рабочая программа

по ПРЕДМЕТУ

«РУССКий ЯЗЫК»

10 класс

 

 

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Кильмухаметова Л.М., высшей кв. категории

 

 

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

4. Базисного учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа, корректировка не производилась.

Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Цели и задачи:

  • повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
  • формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • вооружение учащихся нормами литературного языка;
  • развитие умения связно излагать свои мысли.
  • формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

 

По программе

Корректировка

 

Введение.

1

 
 

Лексика. Фразеология. Лексикография.

5

 

3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

 

4.

Морфемика и словообразование.

2

 

5.

Морфология и словообразование.

5

 

6.

Самостоятельные части речи.

12

 

7.

Служебные части речи.

7

 

Всего

 

34

 

С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Цель и задача изучения курса учебного предмета— повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Рабочая программа даёт возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся. Основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • взаиморецензирование;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
  • аудирование;
  • информационная переработка устного и письменного текста:
  1. составление плана текста;
  2. пересказ текста по плану;
  3. пересказ текста с использованием цитат;
  4. переложение текста;
  5. продолжение текста;
  6. составление тезисов;
  7. редактирование;
  8. создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  9. реферирование;
  10. докладирование;
  11. рецензирование;
  12. аннотирование и т.д.
  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • участие в дискуссии;
  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

Учащиеся должны знать:

• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
• Извлекать необходимую информацию из различных источников.
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Содержание программы

Введение (1 час)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

 

2. Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (2 часа)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография (5 часов)

Принципы русской орфографии.

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса слов.

6. Самостоятельные части речи ( 12 часов)

Имя существительное (2 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (2 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (2 часа)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (1 час)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы (3 часа)

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие, слова категории состояния (2 часа)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Служебные части речи (7 часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Итоговое повторение

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №____

от «____» _________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ

Никитинская СОШ

__________Алистратова Н.С.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

предмет

Учебный год: 2016-2017

Класс 10

Учитель Кильмухаметова Лилия Мансуровна

Пояснительная записка

Количество часов:

Всего_____34_________ в неделю______1_____

Плановых контрольных работ _________, зачетов _______, тестов_______

( по видам)

Административных контрольных уроков ___________________

Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: Русское слово, 2010.

(название, автор, издательство, год издания)

Тематическое планирование составил(а)____________________

Подпись

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

10 класс 34 часа (базовый уровень)

№ п/п

Дата (план.)

Дата (факт.)

Тема урока

Теоретические понятия

Основные ЗУНы

 

Тема 1 Введение – 1 ч.

 

02/09

 

Слово о русском языке. Лексика. § 1-2

Нормы литературного языка. Основные термины раздела «лексика»

Лексическое значение

Полисемия

Основная функция языка в современном мире,

основные функциональные стили русского языка. Основные понятия лексики,

работа с толковым словарем.

 

Тема 2 Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 ч.

 

9.09.

 

Контрольная работа № 1 (РОО)

   

 

16.09

 

Изобразительно-выразительные средства языка. § 3

Тропы

Основные лексические изобразительно- выразительные

средства и их черты.

 

23.09.

 

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

§ 4-7

Омоформы. Омофоны. Омографы. Паронимы

Различать омографы, омофоны и омоформы.

Употреблять паронимы в речи.

 

30.09

 

Происхождение лексики. Лексика и ее виды § 8-10

План-конспект. Исконно-русская лексика

Заимствованная лексика

Общеупотребительные диалекты

Профессионализмы

Происхождение лексики русского языка.

Умение различать пласты лексики.

 

7.10

 

Фразеология. Лексикография. § 11-12

Контрольная работа№2 Тест

Основные термины: фразеологический оборот, фразеология

Определение фразеологического оборота,

значение устойчивых оборотов речи.

Умение пользоваться словарями

 

Тема 3 Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 ч.

 

14.10

 

Звуки и буквы. § 13

Транскрипция. Артикуляция. Редукция

Классификация. Фонетический разбор

Основные характеристики гласных и согласных звуков,

соотношение графического написания

и фонетической транскрипции.

 

21.10

 

Орфоэпия. § 14

Нормы произношения гласных и согласных звуков

Соблюдение орфоэпических норм

в обыденной речи.

 

Тема 4 Морфемика и словообразование – 2 ч.

 

28.10

 

Р.Р. Изложение с творческим заданием

Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова

Составление плана, соблюдение правописных норм при создании связного текста

 

30.10

 

Морфемика. Словообразование. Формообразование.

§ 15-17

Словообразование. Формообразование

Основные способы словообразования

Способы образования слов,

порядок словообразовательного разбора.

 

Тема 5 Морфология и Орфография - 5 ч.

 

11.11

 

Принципы русской орфографии. § 18

Морфологический принцип. Фонетическое написание

Традиционное написание

Осознанное написание слов.

 

18.11

 

Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО. § 21-23

Орфограмма

Распознавание морфемы в словах,

умение правильно писать гласные после шипящих и Ц. Комплексный анализ текста

 

25.11

 

Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных.

§ 24-26

Звонкие и глухие, непроизносимые согласные

Двойные согласные

Умение находить и правильно писать

звонкие и глухие согласные, непроизносимые

и двойные.

 

2.12

 

Правописание гласных и согласных в приставках. § 27-29

Орфограмма

Правильно писать приставки в словах.

 

9.12

 

Употребление Ъ и Ь.

§ 30-32

Функции Ъ и Ь

Умение определять Ъ и Ь и в соответствии

с правилом писать слова.

 

Тема 6 Части речи - 12 ч.

 

15.12

 

Контрольная работа за 1 полугодие № 3 (РОО)

   

 

23.12

 

Имя существительное Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

§ 33-36

Орфограмма

Лексико-грамматические разряды

Род. Число. Склонение. Падеж

Правильное написание суффиксов имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

 

13.01

 

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. § 37-38

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Морфологический разбор имен прилагательных,

правильное написание окончаний имен прилагательных.

 

20.01

 

Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. § 39-41

Орфограмма

Мотивирование своего выбора при написании

Н и НН в именах прилагательных.

 

27.01

 

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. § 42-44, 35

Лексико-грамматические разряды числительных

Правильное написание числительных, особенности употребления в речи числительных ОДИН, ОБЕ, ОБА, ПОЛТОРА, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

 

3.02

 

Р.Р. Сочинение

Тема, главная мысль ключевые слова

Составление плана, соблюдение правописных норм при создании связного монологического текста на заданную тему

 

10.02

 

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. § 46-47

Лексико-грамматические разряды местоимений

Особенности изменения местоимений, умение выполнять морфологический разбор.

 

17.02

 

Глагол как часть речи. Правописание глаголов. § 48-49

Инфинитив . Категория вида.

Переходность, непереходность. Залог

Возвратные глаголы. Категория наклонения

Категория времени. Спряжение

Две основы глагола

Знание грамматических категорий глагола. Выполнение морфологического разбора. Правописание глаголов.

 

24.02

 

Причастие как глагольная форма.

§ 50-52

Причастия действительные и страдательные

Адъективация

Знание определения причастия, разрядов по значению, признаки глагола и прилагательного, образование причастий, правописание причастий. Словарный диктант

 

2.03

 

Деепричастие как глагольная форма. § 53

Совмещение признаков глагола и наречия

Знание определения, разрядов, признаков глагола и наречия, способов образования.

 

9.03

 

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

§ 54-55

Разряды наречий

Степени сравнения

Определение разрядов, образование степени сравнения.

 

16.03

 

Слова категории состояния. § 56

Контрольная работа №4 Тест

Состояние человека, окружающей среды, оценка действительности

Умение находить слова категории состояния.

 

Тема 7 Служебные части речи - 7 ч.

 

30.03

 

Предлог как служебная часть речи. § 57-58

Простые и сложные

Производные и непроизводные

Умение отличать предлоги от других частей речи.

 

6.04

 

Союз как служебная часть речи. Союзные слова § 59-60

Классификация союзов

Умение различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы.

 

13.04

 

Частицы как служебная часть речи. Правописание частицы НЕ и НИ.

§ 61-63

Разряды частиц

Определение значений частиц, правописание частиц. Комплексный анализ текста

 

20.04

 

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. § 64

Орфограмма

Умение находить орфограмму. Комплексный анализ текста

 

27.04

 

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. § 65

Эмоциональность. Экспрессивность

Интонация

Умение находить междометия в тексте.

 

4.05

 

Повторение и обобщение

 

Умение логически рассуждать, проверять себя

 

11.05

 

Контрольная работа за год №5 (РОО)

 

Проверка знаний, умений и навыков

 

18.05

 

Контрольная работа. №6 Диктант

 

Правописные умения и навыки

Литература:

Основная литература:

1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010

Дополнительная литература:

1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.

М.: Русское слово, 2007

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.