Рабочая программа по предмету русский язык (9 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа имени Героя Советского Союза Никиты Кайманова»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
протокол от « 29 » августа 2017 г. №325
Введено приказом № 1
От « 29 » августа 2017 г.
Директор школы
_____________ Мухамадеев М.Ю.
Рабочая программа
по предмету русский язык для 9Пкласса (3часа в неделю, 102 часа в год)
Составитель: Чиркунова Марина Алексеевна (русский язык и литература, высшая квалификационная категория )
«Согласовано»
Заместитель директора_____________ Гимадиева Л.В. от «28» августа 2017 г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 27.08.2017 г. № 1
Руководитель МО _____________ Чиркунова М.А. от «28» августа 2017 г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2017 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический.
Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
Определять стиль и тип текста;
Соблюдать все основные номы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделать знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и справлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять изученные ошибки, производить орфографический разбор слова.
Правильно писать изученные в V-IX классах слова с непроверяемыми орфограммами. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко – литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно – критической статьи ( или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки текста. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.
В результате изучения русского языкам ученик должен:
Знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально - деловой стили, язык художественной литературы;
Определять тему, основную мысль текста, функционально - смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Объяснять с помощью словаря значение слов с национально – культурным компонентом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. адекватного понимания информации устного сообщения; чтения текстов разных стилей, используя разные виды чтения воспроизведения текста с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план); осуществления выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; владения различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений).
Содержание программы учебного предмета
№ п/п |
Содержание раздела |
Количество часов |
I |
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (уроки развития речи) |
21часа |
II |
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций |
70часов |
Международное значение русского языка. |
||
Повторение изученного в 5-8 классах |
||
Сложное предложение в том числе: |
||
Сложное предложение и культура речи. |
||
А) Союзные сложные предложения |
||
Сложносочинённые предложения |
||
Сложноподчинённые предложения. |
||
Б) Бессоюзные сложные предложения. |
||
В) Сложные предложения с различными видами связи |
||
III |
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции |
1час |
IV |
Повторение изученного в 9 классе |
10часов |
Итого |
102 часа |
Календарно – тематическое планирование ФК ГОС
УМК (Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; Москва «Просвещение» 2013 год).
№ |
Изучаемый раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Календарные сроки |
||
Планируемые сроки |
Фактические сроки |
||||
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (23 ч.) |
|||||
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (68 ч.) |
|||||
1. |
Значение русского языка. Международное значение русского языка. |
1 |
1.09 |
||
Повторение изученного в 5-8 классах. (8ч. + 2ч. Р.Р. часов) |
1 |
5.09 |
|||
2. |
Устная и письменная речь. |
||||
3. |
Монолог, диалог. |
1 |
7.09 |
||
4. |
Ш/К. Функциональные разновидности языка. Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. |
1 |
8.09 |
||
5. |
Орфография. Правописание морфем. Орфограммы в корнях. |
1 |
12.09 |
||
6. |
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Грамматическая (предикативная) основа предложения. |
1 |
14.09 |
||
7. |
Вводная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе». |
1 |
15.09 |
||
8. |
Ш/К Анализ контрольной работы. Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. |
1 |
19.09 |
||
9. |
Обращение, его функции и способы выражения. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). |
1 |
22.09 |
||
10. |
Развитие речи (письменно). Сочинение по упражнению 37. |
1 |
22.09 |
||
11. |
Ш/К Развитие речи (устно). Анализ текст, его стиля, средства связи его частей. Анализ сочинения. |
1 |
26.09 |
||
Сложное предложение. Культура речи (4ч. +2ч. Р.Р. часов) |
|||||
12. |
Контрольный диктант по теме: «Орфография и пунктуация». |
1 |
28.09 |
||
13. |
Анализ контрольного диктанта. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. |
1 |
29.09 |
||
14. |
Ш/К Развитие речи. (Устно). О видах сжатия текста |
1 |
3.10 |
||
15. |
Ш/К. Развитие речи. (письменно). Сжатое изложение «Язык». |
1 |
5.10 |
||
16. |
Анализ сжатого изложения. Разделительные и выделительные знаки между частями сложного предложения. |
1 |
6.10 |
||
17. |
Интонация сложного предложения. |
1 |
10.10 |
||
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (14ч.+ 2 ч. Р.Р.) |
|||||
18. |
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. |
1 |
12.10 |
||
19. |
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. |
1 |
13.10 |
||
20. |
Ш/К.Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Контрольный словарный диктант. |
1 |
17.10 |
||
21. |
Ш/К. Анализ контрольного словарного диктанта. Синтаксис. Знаки препинания в предложениях, связанных сочинительной связью с общим второстепенным членом |
1 |
19.10 |
||
22. |
Ш/К. Стили речи. Функциональные стили речи. |
1 |
20.10 |
||
23. |
Контрольная работа по теме «Основные группы сложносочинённых предложений» |
1 |
24.10 |
||
24. |
Ш/К. Развитие речи. (устно). Виды компрессии. Обобщение. Анализ контрольной работы. |
1 |
26.10 |
||
25. |
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях |
1 |
27.10 |
||
2 четверть |
|||||
26. |
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами |
1 |
7.11 |
||
27. |
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. |
1 |
9.11 |
||
28. |
Сложносочиненные предложения с противительными союзами |
1 |
10.11 |
||
29. |
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. |
1 |
14.11 |
||
30. |
Развитие речи. (Письменно). Сочинение по картине В.Г.Цыплакова «Мороз и солнце» |
1 |
16.11 |
||
31. |
Анализ сочинения. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП |
1 |
17.11 |
||
32. |
Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» |
1 |
21.11 |
||
33. |
Ш/К Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение». |
1 |
23.11 |
||
Сложноподчинённые предложения (26 ч.+6 ч. Р.Р. часа). |
|||||
34. |
Анализ контрольного диктанта. Сложноподчинённые предложения. Понятие о сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
1 |
24.11 |
||
35. |
Главное и придаточное предложение. Место придаточного предложения по отношению к главному. |
1 |
28.11 |
||
36. |
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. |
1 |
30.11 |
||
37. |
Ш/К. Развитие речи (устно). Виды компрессии. Исключение. |
1 |
1.12 |
||
38. |
Главные и придаточные предложения. Роль союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении. |
1 |
5.12 |
||
39. |
Ш/К. Развитие речи (устно). Отработка навыка написания сочинения-размышления. Определение проблемы, микротемы. |
1 |
7.12 |
||
40. |
Развитие речи (письменно). Сочинение-рассуждение. |
1 |
8.12 |
||
41. |
Анализ сочинений. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. |
1 |
12.12 |
||
42. |
Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. |
1 |
14.12 |
||
43. |
Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения» |
1 |
15.12 |
||
44. |
Анализ контрольного диктанта. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Указательные слова в главном предложении. |
1 |
19.12 |
||
45. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. |
1 |
21.12 |
||
46. |
Ш/К. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Строение предложений с придаточными изъяснительными. |
1 |
22.12 |
||
3 четверть |
|||||
47. |
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными, с придаточными времени и места. |
1 |
9.01 |
||
48. |
Ш/К Развитие речи (письменно). Сочинение-рассуждение «Что такое дружба?» |
1 |
11.01 |
||
49. |
Анализ сочинений. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия. |
1 |
12.01 |
||
50. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели |
1 |
16.01 |
||
51. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения |
1 |
18.01 |
||
52. |
Ш/К Различные способы выражения сравнения |
1 |
19.01 |
||
53. |
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. |
1 |
23.01 |
||
54. |
Развитие речи (устно). Сочинение – рассуждение о природе родного края, о родине. |
1 |
25.01 |
||
55. |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Ш/К. Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. |
1 |
26.01 |
||
56. |
СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей. |
1 |
30.01 |
||
57. |
Ш/К.Синтаксис. Способы выражения сказуемого. Грамматическая основа |
1 |
1.02 |
||
58. |
Ш/К, Деловые документы (автобиография, заявление) |
1 |
2.02 |
||
59. |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения |
1 |
6.02 |
||
60. |
Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение» |
1 |
8.02 |
||
61. |
Контрольная работа по разделу «Сложноподчиненное предложение" |
1 |
9.02 |
||
62. |
Анализ контрольной работы. Ш/К. Развитие речи.(устно) Отработка навыка написания сочинения-размышления. Определение проблемы микротем. |
1 |
13.02 |
||
63. |
Ш/К Развитие речи (письменно). Сжатое изложение. (По статье Д.С.Лихачёва). Экзаменационные варианты ОГЭ по ред. И.П.Цыбулько. |
1 |
15.02 |
||
64. |
Анализ изложения. Ш/К.Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений, их текстообразующая роль. |
1 |
16.02 |
||
65. |
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». |
1 |
20.02 |
||
Бессоюзные сложные предложения (8 ч.+4 ч. Р.Р.) |
|||||
66. |
Анализ контрольного диктанта. Бессоюзные сложные предложения и их особенности. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
22.02 |
||
67. |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Контрольный словарный диктант |
1 |
27.02 |
||
68. |
Анализ контрольного словарного диктанта. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
1.03 |
||
69-70. |
Развитие речи (письменно). Изложение с элементами сочинения (упражнение 192) |
2 |
2.03 2.03 |
||
71. |
Анализ изложения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Ш/К Синтаксические синонимы бессоюзных сложныхпредложений, их текстообразующая роль. |
1 |
6.03 |
||
72. |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «Бессоюзные сложные предложения». |
1 |
9.03 |
||
73. |
Ш/К. Закрепление изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
1 |
13.03 |
||
74. |
Контрольная работа по разделу «Бессоюзные сложные предложения» |
1 |
15.03 |
||
75 |
Анализ контрольной работы. Ш/К Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении. |
1 |
16.03 |
||
76 |
Ш/К. Развитие речи (устно). Сочинение на лингвистическую тему «Случаи постановки двоеточия». |
1 |
20.03 |
||
77. |
Развитие речи (устно). Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Анализ сочинения. |
1 |
22.03 |
||
Сложные предложения с различными видами связи (8ч.+ 4 ч. Р.Р.) |
|||||
78. |
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. |
1 |
23.03 |
||
4 четверть |
|||||
79. |
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП, разделительные знаки препинания в них. |
1 |
5.04 |
||
80. |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
1 |
6.04 |
||
f81. |
Ш/К Структура предложений с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. |
1 |
10.04 |
||
82. |
Развитие речи (устно). Типы речи |
1 |
12.04 |
||
83. |
Авторские знаки препинания. |
1 |
13.04 |
||
84. |
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения» |
1 |
17.04 |
||
85. |
Анализ контрольной работы. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи |
1 |
19.04 |
||
86. |
Развитие речи (письменно). Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (упражнение 202) |
1 |
20.04 |
||
87. |
Анализ сочинения. Развитие речи (устно). Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. |
1 |
24.04 |
||
88. |
Развитие речи (устно). Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем. |
1 |
26.04 |
||
89. |
Закрепление изученного по разделу «Сложные предложения с различными видами связи» |
1 |
27.04 |
||
90. |
Контрольный диктант по теме: «Сложные предложения с различными видами связи» |
1 |
3.05 |
||
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (1 ч.) |
|||||
91. |
Ш/К Анализ контрольного диктанта .Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка. Выявление единиц языка с национально культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических др.) |
1 |
4.05 |
||
Повторение изученного (10ч.+1ч.Р.Р.) |
|||||
92. |
Фонетика. Графика. Орфография Ш/К. Фонетика. Фонетические законы русского языка. Контрольный словарный диктант. |
1 |
5.05 |
||
93. |
Анализ словарного диктанта. Лексикология (лексика) и фразеология Ш/К Лексика с точки зрения стилистической принадлежности. Нейтральная лексика. |
1 |
7.05 |
||
94. |
Морфемика. Словообразование. Орфография. |
1 |
10.05 |
||
95. |
Морфология. Орфография. |
1 |
11.05 |
||
96. |
Синтаксис. |
1 |
15.05 |
||
97. |
Орфография. Пунктуация. |
1 |
16.05 |
||
98. |
Ш/К Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка. |
1 |
17.05 |
||
99. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
18.05 |
||
100. |
Анализ контрольной работы.. Ш/К Культура речи. Тропы: метафора, эпитет, гипербола, олицетворение |
1 |
22.05 |
||
101. |
Ш/К Развитие речи (устно). Отработка навыка написания сочинения-размышления. Нахождение аргументов в тексте |
1 |
23.05 |
||
102. |
Ш/К Культура речи. Грамматические нормы. |
1 |
24.05 |