12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лилия2943 Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души. Россия, Башкирская респ., Стерлитамак |
Рабочая программа по развитию устной речи для коррекционных школ (3 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2008 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Содержание программы:
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Обучающиеся 2 классов должны знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
Должны уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Литература для учителя:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004г.
2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
3. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
4. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
5. Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство «АРКТИ». - Москва, 2006г.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата по плану
Дата факт.
Тема урока
Примечания
I четверть - 18 часов
1
02.09
Вот и лето прошло.
2
07.09
Вот и лето прошло.
3
09.09
Начало осени.
4
14.09
Начало осени.
5
16.09
Наша школа (экскурсия).
6
21.09
Наша школа (экскурсия).
7
23.09
Пришкольный участок (экскурсия).
8
28.09
Пришкольный участок (экскурсия).
9
30.09
Дом. Квартира.
10
5.10
Дом. Квартира
11
7.10
Дорога в школу и домой.
12
12.10
Дорога в школу и домой.
13
14.10
Сезонные изменения в природе (экскурсия).
14
19.10
Сезонные изменения в природе (экскурсия).
15
21.10
Золотая осень.
16
26.10
Золотая осень.
17
28.10
Семья.
18
30.10
Семья.
II четверть – 16 часов
1
6.11
Семья дома.
2
9.11
Семья дома.
3
11.11
Деревья: береза, клен.
4
16.11
Деревья: береза, клен.
5
18.11
Овощи: морковь, репа, лук.
6
23.11
Овощи: морковь, репа, лук.
7
25.11
Поздняя осень (экскурсия).
8
30.11
Поздняя осень (экскурсия).
9
2.12
Приметы осени. Первые признаки зимы.
10
7.12
Приметы осени. Первые признаки зимы.
11
9.12
Фрукты: лимон, апельсин.
12
14.12
Фрукты: лимон, апельсин.
13
16.12
Овощи и фрукты (сравнение).
14
21.12
Овощи и фрукты (сравнение).
15
23.12
Зима. Зимние забавы детей.
16
28.12
Зима. Зимние забавы детей.
III четверть – 20 часов
1
13.01
Сезонные изменения в природе зимой (экскурсия).
2
18.01
Сезонные изменения в природе зимой (экскурсия).
3
20.01
Признаки зимы.
4
25.01
Признаки зимы.
5
27.01
Одежда.
6
1.02
Одежда.
7
3.02
Сезонная одежда.
8
8.02
Сезонная одежда.
9
10.02
Обувь. Виды обуви.
10
15.02
Обувь. Виды обуви.
11
17.02
Сезонная обувь и уход за ней.
12
22.02
Сезонная обувь и уход за ней.
13
24.02
Дикие животные: заяц.
14
1.03
Дикие животные: заяц.
15
3.03
Домашние животные: кролик.
16
7.03
Домашние животные: кролик.
17
10.03
Дикие и домашние животные (сравнение).
18
15.03
Дикие и домашние животные (сравнение).
19
17.03
Комнатные растения: фикус, бегония.
20
21.03
Комнатные растения: фикус, бегония.
IV четверть – 16 часов
1
31.03
Весна - пробуждение природы.
2
5.04
Весна - пробуждение природы.
3
7.04
Раннецветущие растения: мать и мачеха.
4
12.04
Раннецветущие растения: мать и мачеха.
5
14.04
Птицы: ворона.
6
19.04
Птицы: ворона.
7
21.04
Птицы: воробей.
8
26.04
Птицы: воробей.
9
28.04
Насекомые: жук.
10
3.05
Насекомые: жук.
11
5.05
Насекомые: бабочка.
12
10.05
Насекомые: бабочка.
13
12.05
Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытье, расчесывание.
14
17.05
Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытье, расчесывание.
15
19.05
Веселый май (экскурсия). Здравствуй лето (итоговый урок).
16
24.05
Веселый май (экскурсия). Здравствуй лето (итоговый урок).