Рабочая программа по развитию устной речи для коррекционных школ (3 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2008 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Содержание программы:
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Обучающиеся 2 классов должны знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
Должны уметь:
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Литература для учителя:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004г.
2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
3. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
4. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
5. Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство «АРКТИ». - Москва, 2006г.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата по плану
Дата факт.
Тема урока
Примечания
I четверть - 18 часов
1
02.09
Вот и лето прошло.
2
07.09
Вот и лето прошло.
3
09.09
Начало осени.
4
14.09
Начало осени.
5
16.09
Наша школа (экскурсия).
6
21.09
Наша школа (экскурсия).
7
23.09
Пришкольный участок (экскурсия).
8
28.09
Пришкольный участок (экскурсия).
9
30.09
Дом. Квартира.
10
5.10
Дом. Квартира
11
7.10
Дорога в школу и домой.
12
12.10
Дорога в школу и домой.
13
14.10
Сезонные изменения в природе (экскурсия).
14
19.10
Сезонные изменения в природе (экскурсия).
15
21.10
Золотая осень.
16
26.10
Золотая осень.
17
28.10
Семья.
18
30.10
Семья.
II четверть – 16 часов
1
6.11
Семья дома.
2
9.11
Семья дома.
3
11.11
Деревья: береза, клен.
4
16.11
Деревья: береза, клен.
5
18.11
Овощи: морковь, репа, лук.
6
23.11
Овощи: морковь, репа, лук.
7
25.11
Поздняя осень (экскурсия).
8
30.11
Поздняя осень (экскурсия).
9
2.12
Приметы осени. Первые признаки зимы.
10
7.12
Приметы осени. Первые признаки зимы.
11
9.12
Фрукты: лимон, апельсин.
12
14.12
Фрукты: лимон, апельсин.
13
16.12
Овощи и фрукты (сравнение).
14
21.12
Овощи и фрукты (сравнение).
15
23.12
Зима. Зимние забавы детей.
16
28.12
Зима. Зимние забавы детей.
III четверть – 20 часов
1
13.01
Сезонные изменения в природе зимой (экскурсия).
2
18.01
Сезонные изменения в природе зимой (экскурсия).
3
20.01
Признаки зимы.
4
25.01
Признаки зимы.
5
27.01
Одежда.
6
1.02
Одежда.
7
3.02
Сезонная одежда.
8
8.02
Сезонная одежда.
9
10.02
Обувь. Виды обуви.
10
15.02
Обувь. Виды обуви.
11
17.02
Сезонная обувь и уход за ней.
12
22.02
Сезонная обувь и уход за ней.
13
24.02
Дикие животные: заяц.
14
1.03
Дикие животные: заяц.
15
3.03
Домашние животные: кролик.
16
7.03
Домашние животные: кролик.
17
10.03
Дикие и домашние животные (сравнение).
18
15.03
Дикие и домашние животные (сравнение).
19
17.03
Комнатные растения: фикус, бегония.
20
21.03
Комнатные растения: фикус, бегония.
IV четверть – 16 часов
1
31.03
Весна - пробуждение природы.
2
5.04
Весна - пробуждение природы.
3
7.04
Раннецветущие растения: мать и мачеха.
4
12.04
Раннецветущие растения: мать и мачеха.
5
14.04
Птицы: ворона.
6
19.04
Птицы: ворона.
7
21.04
Птицы: воробей.
8
26.04
Птицы: воробей.
9
28.04
Насекомые: жук.
10
3.05
Насекомые: жук.
11
5.05
Насекомые: бабочка.
12
10.05
Насекомые: бабочка.
13
12.05
Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытье, расчесывание.
14
17.05
Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытье, расчесывание.
15
19.05
Веселый май (экскурсия). Здравствуй лето (итоговый урок).
16
24.05
Веселый май (экскурсия). Здравствуй лето (итоговый урок).
Панкова Татьяна Владимировна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Панкова Татьяна Владимировна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Сырова Вера Викторовна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»