Рабочая программа по ритмике для коррекционных школ (подготовительный класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике в подготовительном классе составлена на основе программы курса ритмики для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой. Программа рассчитана на 35 часов в год – 1 час в неделю.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Основная цель - научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
На занятиях ритмикой у детей необходимо воспитывать интерес к занятиям, к различным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в коллективных танцах, упражнениях. Необходимо развивать музыкальный слух, уделять внимание совершенствованию движений, их выразительности, воспитывать положительное отношение к игре на музыкальных инструментах.
Содержание программы учебного курса
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Учить выполнять различные ритмические движения под музыку: ориентироваться в пространстве зала, знать центр (середину) зала, собираться в середине и расходиться по всему залу (по сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.
Учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной инструкции взрослого, а также самостоятельно.
Учить детей следующим движениям под музыку: развивать все танцевальные движения, с которыми познакомились на 1—2 годах обучения (совершенствовать их, выполнять в большем объеме, использовать в упражнениях и танцах); образовывать круг, сходиться в центре, затем отступать на место; ходить по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками; бежать друг за другом легким шагом на носках без высокого подъема ног и высоко поднимая ноги; бежать друг за другом, выбрасывая ноги вперед (руки на поясе); двигаться по кругу приставными шагами, останавливаясь по сигналу; двигаться приставными шагами с приседаниями; ходить парами по кругу (свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки держат край платья), следить за выразительностью движения; соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову, поворачивая кисти рук; выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч, поднимать вперед).
В процессе музыкальных игр уделять особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», «Теремок» (русские народные песни).
Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С. Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения.
Пляски: «Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» (карельская песня); «Полька» Ю. Чичкова; «Петрушки», «Снежинки» Ю. Слонова; «Аннушка» (чешская полька); «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии); «Матрешки» Ю. Слонова.
Календарно-тематическое планирование
№
п./п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата по плану
Дата факт.
Примечания
1
Музыкально-ритмические движения. Игры.
Игра «Ворон» (русская народная песня);
11
1
03.09
2
Игра «Кот и мыши» Т. Ломовой
1
10.09
3
Игра «Летчики, следите за погодой!»М. Раухвергера;
1
17.09
4
Игра «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня);
1
24.09
5
Игра «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня);
1
01.10
6
Игра «Кто скорее?» Л. Шварца;
1
08.10
7
Игра «Кто скорее?» Л. Шварца;
1
15.10
8
Игра «На зарядку!» М. Старокадомского
1
22.10
9
Игра «На зарядку!» М. Старокадомского
1
29.10
10
Игры «Каравай», «Горелки».
1
05.11
11
Игра «Теремок» (русские народные песни).
1
12.11
12
Упражнения.
Упражнение «Мельница» Т. Ломовой;
10
1
19.11
13
Упражнение «Игра с мячами»,
1
26.11
14
Упражнение «Игра с мячами»,
1
03.12
15
Упражнение «Скакалки» А. Петрова;
1
10.12
16
Упражнение «Скакалки» А. Петрова;
1
17.12
17
Упражнение «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта;
1
24.12
18
Упражнение «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта;
1
21.01
19
Упражнение «Поскоки» С. Затеплинского
1
28.01
20
Упражнение «Поезд» Е. Тиличеевой
1
04.02
21
Упражнение «Поезд» Е. Тиличеевой
1
11.02
22
Пляски.
«Калинка» (русская народная песня);
14
1
18.02
23
«Парная пляска» (карельская песня);
1
25.02
24
«Парная пляска» (карельская песня);
1
04.03
25
Пляска «Полька» Ю. Чичкова
1
11.03
26
Пляска «Полька» Ю. Чичкова
1
18.03
27
Пляска «Петрушки» Ю. Слонова;
1
01.04
28
Пляска «Снежинки» Ю. Слонова;
1
08.04
29
Пляска «Аннушка» (чешская полька)
1
15.04
30
Пляска «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня);
1
22.04
31
Пляска «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви
1
29.04
32
Пляска «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви
1
06.05
33
Пляски «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии);
1
13.05
34
Пляски «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии);
1
20.05
35
Пляска «Матрешки» Ю. Слонова.
1
27.05
Перечень учебно-методических средств обучения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические средства обучения:
- спортивный инвентарь: обручи, мячи, шары, ленты, скакалка, гимнастические коврики;
- музыкальные инструменты: ложки, трещетки, барабан;
- СD и MP-3 диски с музыкальными произведениями;
- цветной телевизор;
- видеомагнитофон;
- компьютер.
Литература
1.Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2006.
2. Ритмика. О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.
Календарно-тематическое планирование
№
п./п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата по плану
Дата факт.
Примечания
1
Музыкально-ритмические движения. Игры.
Игра «Ворон» (русская народная песня);
11
1
05.09
2
Игра «Кот и мыши» Т. Ломовой
1
12.09
3
Игра «Летчики, следите за погодой!»М. Раухвергера;
1
19.09
4
Игра «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня);
1
26.09
5
Игра «Как на тоненький ледок...» (русская народная песня);
1
03.10
6
Игра «Кто скорее?» Л. Шварца;
1
10.10
7
Игра «Кто скорее?» Л. Шварца;
1
17.10
8
Игра «На зарядку!» М. Старокадомского
1
24.10
9
Игра «На зарядку!» М. Старокадомского
1
07.11
10
Игры «Каравай», «Горелки».
1
14.11
11
Игра «Теремок» (русские народные песни).
1
21.11
12
Упражнения.
Упражнение «Мельница» Т. Ломовой;
10
1
28.11
13
Упражнение «Игра с мячами»,
1
05.12
14
Упражнение «Игра с мячами»,
1
12.12
15
Упражнение «Скакалки» А. Петрова;
1
19.12
16
Упражнение «Скакалки» А. Петрова;
1
26.12
17
Упражнение «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта;
1
16.01
18
Упражнение «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта;
1
23.01
19
Упражнение «Поскоки» С. Затеплинского
1
30.01
20
Упражнение «Поезд» Е. Тиличеевой
1
06.02
21
Упражнение «Поезд» Е. Тиличеевой
1
13.02
22
Пляски.
«Калинка» (русская народная песня);
13
1
20.02
23
«Парная пляска» (карельская песня);
1
27.02
24
«Парная пляска» (карельская песня);
1
06.03
25
Пляска «Полька» Ю. Чичкова
1
13.03
26
Пляска «Полька» Ю. Чичкова
1
20.03
27
Пляска «Петрушки» Ю. Слонова;
1
03.04
28
Пляска «Снежинки» Ю. Слонова;
1
10.04
29
Пляска «Аннушка» (чешская полька)
1
17.04
30
Пляска «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня);
1
24.04
31
Пляска «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви
1
08.05
32
Пляска «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви
1
15.05
33
Пляски «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии);
1
22.05
34
Пляска «Матрешки» Ю. Слонова.
1
29.05
Перечень учебно-методических средств обучения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические средства обучения:
- спортивный инвентарь: обручи, мячи, шары, ленты, скакалка, гимнастические коврики;
- музыкальные инструменты: ложки, трещетки, барабан;
- СD и MP-3 диски с музыкальными произведениями;
- цветной телевизор;
- видеомагнитофон;
- компьютер.
Литература
1.Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2006.
2. Ритмика. О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.
Пояснительная записка
Рабочая программа по ритмике в подготовительном классе составлена на основе программы курса ритмики для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой. Программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Основная цель - научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
На занятиях ритмикой у детей необходимо воспитывать интерес к занятиям, к различным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в коллективных танцах, упражнениях. Необходимо развивать музыкальный слух, уделять внимание совершенствованию движений, их выразительности, воспитывать положительное отношение к игре на музыкальных инструментах.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Малюта Анна Михайловна