12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Наталья166
Россия, Ленинградская обл., Всеволожск
0

Рабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству 5-9 классы


Структура рабочей программы


1.Пояснительная записка

2.Место предмета в учебном плане

3. Планируемые результаты в освоения программы

4.Содержание программы

5.Система оценки достижения планируемых результатов

6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

7.Календарно-тематическое планирование.
























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Цветоводство») составлена для учащихся 5-9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

2.Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы:В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. – сб.1;

3. Федеральным государственным образовательным стандарта (ФГОС),

4.Учебный план школы на учебный год.

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и специфики классного коллектива.

Название цветочного материала может меняться в зависимости от укомплектованности материалом школы и спецификой климатических условий


Актуальность программы, практическая значимость


Главное место в работе специальной (коррекционной) школы VIII вида отводится трудовому обучению учащихся с ограниченными возможностью здоровья. Поэтому в школе введён курс «Цветоводство и декоративное садоводство» целью которого является оказание социально-психологической поддержки учащихся в их профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии и пути дальнейшего профессионального образования. Трудовое обучение носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, в том числе и о цветковых растениях и способах ухода за ними, становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.

Возрастает интерес людей к благоустройству и озеленению мест, в которых они живут. Очень важно, чтобы эти работы проводились грамотно и с любовью. Занятия курса «Цветоводство и декоративное садоводство» являются практическим курсом и направлены на освоение учащимися навыков организации, планирования декоративного оформления помещений, выращиванию комнатных растений. Этот курс включает в себя теоретический и практический материал, который поможет школьникам узнать много интересного о дизайне, растениях, которые их окружают.



Цели обучения

Цель программы – обучающиеся получат возможность изучения и овладения специальными компетенциями в области специализаций «Цветовод», «Озеленитель» и подготовятся к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, организации труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

овладение трудовыми и специальными компетенциями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности;

развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к анализу трудового процесса;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.



Задачи обучения



Формирование прочных профессионально-трудовых компетенций.

Формирование эстетических представлений и вкуса.

Формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за ними.

Формирование практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов.

Формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.

Развитие мышления, способности к пространственному анализу.

Развитие интереса обучающихся к изучению растений.

Развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений и уходом за ними.

Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и умений.

Озеленение территории и помещений школы.



Коррекционные задачи

1.Развитие и коррекция умений планировать свою деятельность, которая выражается в способности разрабатывать планы, определять цели и намечать этапы их достижения, оценивать эффективность достигнутых результатов. 2.Развитие и коррекция умения рассуждать логически, творчески мыслить, выбирая наиболее рациональное решение поставленных задач.

3. Развитие и коррекция умения работать в коллективе, нести ответственность за общую работу, проявление самостоятельности и личной инициативы.

4. Воспитание эстетического вкуса, чувства красоты, гармонии в процессе трудовой деятельности.


Психолого-педагогическая характеристика с акцентом на особенностях касающихся освоения данного предмета


При обсуждении проблем коррекционного обучения умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их природоведческих представлений, которые бы соответствовали уровню современных представлений об окружающем мире. Практические работы в курсе цветоводства формируют умения и навыки обращения с элементарным лабораторным оборудованием, сельскохозяйственным инвентарем, навыки обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными растениями, разведения комнатных и цветочно-декоративных растений открытого грунта для озеленения помещений к пришкольной территории. Особое место занимают практические работы, проводимые на учебно-опытном участке. Этот вид деятельности позволяет умственно отсталым учащимся не только проверить свои знания на практике, глубже познать и закрепить изучаемый материал, но и способствует их общефизическому развитию. Сельскохозяйственный труд позволяет упражнять все мышцы, координировать движения. Большое значение имеют практические работы для развития мелкой моторки пальцев. Курс цветоводства в обучении умственно отсталых учащихся не только играет существенную роль при формировании знаний об объектах и явлениях растительного мира, но и служит средством организующим и стимулирующим мыслительную деятельность школьников, формирует их в личность процессе воспитания и обученияУроки цветоводства ориентированы на повышение уровня общего развития детей, на создание оптимальных условий для формирования у школьников положительных привычек, стойких нравственных качеств (любви к Родине и бережное отношение к природе, к народной культуре, честности, дисциплинированности), а также:

Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция речи и мышления.

Формирование навыков самоконтроля.

Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.

Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

Воспитание уважения к рабочему человеку



Особенности обучения (принципы, специфика организации учебного процесса)



Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

По этому предмету дети проходят государственную итоговую аттестацию в 9классе.




Уроки трудового обучения организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, , общественно полезный производительный труд.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, цветоводческих, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия делятся на следующие группы:

1. Изучение инструментов и материалов, изучение техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

2. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

3. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, заканчивая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные работы

Самостоятельные — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Принципы работы при реализации программы:

Научность;

Опора на интерес;

От простого к сложному;

Связь с жизнью;

Связь теории с практикой;

Чередование разнообразных видов деятельности;

Системность;

Доступность;

Обратная связь;

Инициативность и творчество.

Методы работы при реализации программы:

Словесный;

Исследовательский;

Поисковый;

Наглядный;

Практический;

Работа со справочной литературой;

Познавательные игры;

Соревновательный метод;

Демонстрация;

Формы работы:

Работа с определителями и справочной литературой;

Паспортизация растений;

Профилактический осмотр растений;

Уход за растениями открытого и закрытого грунта;

Создание тематических папок;

Размещение растений в помещении и на клумбах;

Озеленение коридоров и классов школы;

Озеленение школьного участка (посадка деревьев, кустарников, травянистых растений).

Сбор и хранение семян.

Выращивание из семян цветковых растений рассаду.

Выращивание незимующих многолетних растений.

Экскурсии;

Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных или уличных растений на окружающую среду, и на человека;

Практические занятия по пересадке растений;

Практические занятия по размножению комнатных растений;

Выращивание молодых растений;

Просмотр презентаций и видеофильмов;

Изготовление гербария;

Лекции, беседы.



2. Место предмета в учебном плане

Трудовое обучение является основным предметом в специальной (коррекционной) школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками выращивания и ухода за растениями, учебным планом отводится примерно 50% учебного времени.

В 5-6 классах на освоение программы выделено 6 часов в неделю, в 7-9классах, на освоение программы выделено 8 уроков в неделю.

В 9 классе после прохождения курса проходит государственный экзамен


3. Планируемые результаты освоения программы


Программа формирования базовых учебных действий (далее БУД) реалимзуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом БУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

Определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

Определить связи БУД с содержанием учебных предметов.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности БУД обучающихся с УО определяется на момент завершения обучения в школе.

В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

Познавательные: на уроках трудового обучения в результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление учащихся. Важную роль в обучении трудового развития играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

Коммуникативные: в процессе изучения курса Трудового обучения развивается речь учащихся, обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.


Предметными результатами изучения курса «Трудовое обучение» является сформированность следующих умений:

- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.




БУД на уроках Трудового обучения

Группа БУД

Перечень учебных действий

Личностные учебные действия

Мотивировать свои действия; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

Коммуникативные учебные действия

 Умение общаться, взаимодействовать с людьми; характеризовать качество, признаки объекта, относящие его к определенному виду; 

Регулятивные учебные действия

Удерживать цель деятельности до получения результата; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ("что я не знаю и не умею?")

Познавательные учебные действия

 Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; анализировать результаты; находить дополнительную информацию; применять таблицы, схемы для получения информации; презентовать информацию в наглядном и вербальном виде;

Характеристика БУД


Группа БУД

Учебные действия и умения

Минимальный уровень овладения

Достаточный уровень овладения

Личностные учебные действия

Испытывать чувство гордости за свою страну.

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки и живописи.

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Коммуникативные учебные действия

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия(учебных, бытовых, трудовых и др.)

Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения значимых задач.


Регулятивные учебные действия

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности

Познавательные учебные действия

Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Уровени усвоения предмета :


Минимальный уровень усвоения предмета :


Знать (самостоятельная работа – перевалка комнатных растений, пересадка, уход за цветником, выращивание рассады, уход за кустарниками и деревьями, выкопка и хранение незимующих многолетников;

знание видов трудовых работ;

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на опытном участке, сохранять порядок на рабочем месте, применять на практике знания по технике безопасности при работе с садовыми инструментами и материалами;

знание названий некоторых растений используемых в озеленении школы, знание особенностей ухода за ними;

умение составлять стандартный план работы и придерживаться его при выполнении задания;

умение оценивать свою работу ( красиво, некрасиво, аккуратно, правильно или нет, похоже на образец данный учителем);

выполнять поручения по уборке класса после уроков трудового обучения;


Достаточный уровень усвоения предмета :

знать историю происхождения выращиваемых растений;

знать приёмы и особенности выращивания растений, сезонный уход за растениями и участком,

владеть терминологией по предмету;

знать правила техники безопасности при работе с садовыми инструментами, газонокосилкой, химическими веществами. , соблюдать санитарно- гигиенические требования при выполнении трудовых работ;

активно участвовать в творческой жизни школы;

уметь самостоятельно выполнять сложные работы по уходу и выращиванию растений;

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

знание об исторической , культурной и эстетической ценности культурных растений в жизни человека;

знание видов растений и их характеристики;

умение осознанно подбирать растения в цветник по их биологическим и декоративным особенностям, с учетом выбранного места для цветника;

умение оценивать свою работу ( красиво, некрасиво, аккуратно, правильно или нет, похоже на образец данный учителем);

умение самостоятельно подбирать инструменты и материалы для практических работ;

выполнять поручения по уборке класса после уроков трудового обучения;

устанавливать причинно - следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения предмета у учащихся формируются



Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

Адекватные представления о собственных возможностях;

Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Социально значимые мотивы учебной деятельности;

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Бережное отношение к культурно – историческому наследию родного края и страны;

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Адекватно воспринимать замечания сверстников и учителя.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии.

Умение работать с информацией (понимать изображение, текст).

Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач.

Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели.

Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

Умение наблюдать, понимать изображение, составлять рассказ-описание увиденного.

Умение самостоятельно выполнять учебные задания.

Умение выделять главное в предложенной информации.

Формирование навыков монологического высказывания.

Предметные

Умение распознавать растения по фотографиям.

Умение распознавать растение по словесному описанию.

Формирование практических навыков по распознаванию пород деревьев и кустарников, навыков ухода за кустарниками и деревьями в разные времена года.

Формирование представлений о двойных названиях деревьев и кустарников.

Умение организовывать свою деятельность и рабочее место при выполнении практического задания.

Умение выделять в тексте главное, анализировать. делать выводы.

Формирование практических навыков по выразительному чтению.

Формирование практических навыков по использованию справочной литературы в познавательных целях.

Умение обобщать и анализировать свою деятельность.

Умение составлять рассказ-описание о проделанной работе на уроке.

Умение применять на практике первоначальные знания о растениях при выполнении учебного задания.

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства строения комнатного растения от растений открытого грунта.

Формирование представления о декоративно-лиственных и декоративно-цветущих растениях открытого и закрытого грунта, их значении в жизни человека.

Умение применять на практике первоначальные знания о растениях открытого грунта при выполнении учебного задания.

Умение выращивать и размножать некоторые виды растений.

Умение собирать и хранить семена однолетних цветковых растений. Формирование практических навыков по подготовке семян к хранению.

Формирование представления о не зимующих цветковых растениях открытого грунта, формируются практические навыки по уходу за ними.

Формированию представления о двулетних растениях.

Умение работать по устной и письменной инструкции.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в практическом задании .

Умение применять на практике знания по технике безопасности.


Требования к учащимся 5класса по окончании курса

Учащиеся должны знать:

разницумеждукультурными  и дикорастущими  цветковыми   растениями.

признаки созревания  семян цветковых растений; устройство лопаты; земляные смеси для комнатных растений; семенное   и вегетативное  размножение  цветковых растений. правила иприёмыполива комнатного растения; виды бархатца (высокорослый, раскидистый) понятие перевалка  и   пересадка растения;виды однолетних цветковых растений.


Учащиеся должны уметь:

собирать семена  и плоды;работать лопатой;составлять земляную смесь;ухаживать за садовыми дорожками и площадками; очищать  семена; поливать  комнатные растения; выращивать комнатные  бархатцы; проводить  перевалку  растений.; ухаживать за комнатными растениями


Требования к учащимся 6класса по окончании курса

Обучающиеся должны знать:

организацию рабочего места.Инструменты и приспособления для работы в цветнике.Названия цветковых растений.Однолетние и многолетние цветковые растения: виды, разница между ними.Виды однолетнего цветкового растения с крупными семенами.Признаки созревания плодов и семян цветковых растений.Тканевый мешочек для семян: назначение.Приемы фасовки семян.Правила и приемы ухода за комнатными растениями.Строение цветкового растения.Виды почв.Уход за рассадой.



Обучающиеся должны уметь

зарисовывать и раскрашивать цветковые растения.Собирать семена и плоды.Работать лопатой, граблями, метлой, секатором, садовыми ножницами.Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.Расфасовывать семена по пакетам.Поливать комнатные растения.Заполнять цветочный горшок земляной смесью.Сеять семена.Пользоваться мерными инструментами.Выращивать цветковые растения.Выращивать рассаду.Ухаживать за рассадой и комнатными растениямиОрганизовывать рабочее место.Ориентироваться в задании.Самостоятельно оценивать свое изделие с учетом недостатков и достоинств.

Требования к учащимся 7класса по окончании курса

Учащиеся должны знать:

классификацию цветковых культур;виды однолетних и многолетних цветковых растений; - виды удобрений; - зимующие многолетние цветковые растения; - строение цветкового растения; - виды комнатных растений и приемы ухода за ними; - инвентарь для работы с цветковыми растениями;


Учащиеся должны уметь:

работать в цветнике; - использовать правильно инвентарь; - делить и сажать многолетние цветковые растения; -собирать семена однолетних цветковых растений; - ухаживать за комнатными растениями; - выращивать рассаду; -высаживать рассаду



Требования к учащимся 8класса по окончании курса

Учащиеся должны знать:

Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов;Основные правила составления букетов;Группы роз, используемые в цветоводстве;Правила ухода за кустарником и поддержания определённой формы и размеров путём обрезки побегов;Условия для выращивания сортовых роз на срезку;Назначение парников и теплиц;Способы вегетативного размножения роз;Правила ухода за сквером в зимнее время;Особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов, предназначенных для выгонкиКраткую характеристику бегонии клубневой, способы семенного и вегетативного размножения, особенности и сроки посева семян, состав земляной смеси.

Учащиеся должны уметь:

Производить осенний уход за цветником;Сажать и заделывать луков тюльпана;Составлять цветочный букет;Выращивать гладиолусы;Осенний уход за кустарниками. Работа секатором. Уход за «живой изгородью»;Распознавать кустарники; Производить разбивку сквера;Распознавать деревья в безлистном состоянии;Построение разбивочного чертежа. Разбивка газона; Работа граблями;


Требования к учащимся 9 класса по окончанию курса

  

Учащиеся должны знать:

- значение растений в природе и жизни человека;

-основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии;

- видовой состав растений в цветнике;

- правила ухода за георгином и хризантемой, правила хранения их зимой;

-разновидность роз, правила ухода за зимующими и незимующими розами;

-правила заготовки земляных смесей и их применение;

- виды хвойных деревьев и кустарников, используемых в озеленении;

- многообразие комнатных растений;

- основные правила ухода за комнатными растениями;

-удобрения, их виды и использования, правила техники безопасности при         

  работе с  удобрениями;

- некоторые заболевания растений и меры помощи растениям;

-виды зелёных насаждений, их значение и характеристики;

-виды лиственных деревьев и кустарников, их отличительные признаки;

-гербарий, способы сбора, засушивания и оформления гербария;

-виды зимних и весенних работ в цветнике.

 

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться определителями комнатных растений и справочной литературой;

- осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, по их          

  пересадке, размножению, выращиванию из семян;

- осуществлять действия по уходу и хранению зимой георгинов и хризантем;

- заготавливать компоненты для составления земляных смесей и составлять их;

-определять вид хвойного или лиственного дерева и кустарника по  

  отличительным  признакам;

-ухаживать за комнатными растениями, вносить удобрения по всем правилам   

  техники безопасности;

-составлять гербарий из засушенных ранее листьев, побегов и плодов;

-проводить черенкование хризантем и других растений;

- осуществлять действия по озеленению;

- распознавать комнатные растения, древесные и кустарниковые растения;

-ухаживать за газонами;

-производить стрижку кустарников;

- оформлять результаты работы.

 




4. Содержание программы


Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их изучение.

Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

В 5 классе начинают знакомство с комнатными растениями. Учащиеся овладевают знаниями по уходу за растениями и агротехникой возделывания цветковых растений

В 6 классе продолжают знакомство с цветочными культурами. Овладение знаний сбора и хранения семян. Проделывают озеление и посадку зимующих многолетних цветковых растений

В 7 классе продолжается знакомство с комнатными растениями. Учащиеся овладевают агротехникой возделывания травянистых цветковых растений, кустарников и деревьев.

В 8 классе продолжается знакомство с декоративными кустарниками, выращивание кустарников, розы и гладиолусов Овладевают знаниями разбивки газона

В 9 классе продолжают расширять кругозор учащихся в области комнатного цветоводства и декоративного садоводства;Прививают практические навыки по уходу за цветковыми растениями, деревьями и кустарниками;




Содержание обучения в 5классе

Вводное занятие.

Культурные и дикорастущие цветковые растения

Сбор семян однолетних крупномеменных цветковых культур

.Уборка однолетних цветковых растений в цветнике

Заготовка земляной смеси для комнатных растений

Бумажные пакеты для расфасовки семян

Обмолот и расфасовка семян, собранных осенью

Уход за комнатными растениями

Цветковые растения размножаемые семенами

Выращивание бархатца раскидистого в цветочном горшке

Перевалка комнатного растения

Инвентарь для работы в цветнике

Использование цветковых растений для оформление улиц и помещений

Подготовка цветника к посеву однолетни цветковых растений

Выращивание крупносеменных цветковых растений

Высадка рассады бархатца

Содержание бучения в 6 классе

Вводное занятие

Сбор семян садовых цветковых растений

Цветковые культуры, размножаемые вегетативно

Однолетние и многолетние цветковые растения

Зимующие многолетние цветковые растения

Озеление и посадка зимующих многолетних цветковых растений

Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями

Осенний уход за декоративными кустарниками

Изготовление тары для хранения крупных партий семян

Обмолот и расфасовка цветочных семян

Уход за комнатными цветковыми растениями

Очистка дорожек и площадок от опавших листьев

Строение цветкового растения

Почвы

Зимние работы в сквере и парке (

Ранневесенний уход за зимующим многолетним цветковым растением

Выращивание бальзамина в цветочном горшке

Подготовка цветника к весенне-летнему сезону

Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных

Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике

Уход за однолетними цветковыми растениями

Практическое повторение

Содержание обучения в 7классе

Задачи обучения в предстоящем году

.Выкопка петунии и пересадка в горшки

Сбор семян однолетних цветковых растений

Осенний уход за кустарниками

Многолетние цветковые растения

Выкопка многолетних цветковых растений

Ремонт садовой дорожки

Уход за молодыми посадками зимующих многолетних цветковых растений

Органические удобрения

Классификация цветковых культур

Двухлетние цветковые культуры

Миниральные удобрения

Обмолот семян однолетних цветковых растений

Виды цветника

Размножение комнатных растений

Посев семян однолетних цветковых растений

Выращивание петунии в комнатных условий

Подготовка к высадке растения

Размещение цветника

Выращивание рассады цветковых культур

Подращивание растений

Высадка растений в цветник

Содержание обучения в 8 классе


Осенний уход за цветниками 

Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана 

Срезка побегов роз для черенкования –

Декоративное садоводство. Осенний уход за кустарниками

Цветоводство. Красивоцветущие кустарники

Защищённый грунт в цветоводстве 

Декоративное садоводство. Кустарники для декоративного садоводства

Зимние работы в сквере

Составление букетов

Цветоводство. Выгоночные цветковые культуры 

Выгонка тюльпана 

Выращивание рассады бегонии клубневой

Проращивание гладиолуса

Декоративное садоводство. Деревья для озеленения 

Озеленение двора 

Цветоводство. Разбивка цветника

Выращивание роз в открытом грунте

Выращивание гладиолусов из деток

Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений

Высадка рассады цветковых растений в цветник 

Подготовка почвы под газон 

Устройство газона

Посадка кустарника


Содержания обучения в 9 классе

Вводное занятия

Осенний уход за цветником 

Выкопка корнеклубней георгина 

Пересадка маточного растения хризантемы

Декоративное садоводство

Сбор плодов и листьев с деревьев и кустарников, используемых в озеленении

Подготовка почвы под посадку деревьев и кустарников

Посадка дерева и кустарника

Уход за комнатными цветковыми растениями 

Цветоводство

Укрытие роз, выращиваемых в открытом грунте 

Горшечные цветковые растения

Декоративное садоводство

Виды зеленых насаждений

Деревья и кустарники лиственных пород

Зимние работы в парке

Цветоводство Производственная классификация цветковых растений

Черенкование и выращивание хризонтем

Декоративное садоводствоКрасивоцветущие кустарники


Стили садово-паркового строительства

Хвойные деревья и кустарники, используемые в озеленении

Ранневесенний уход за деревьями и кустарниками

Выращивание хризантемы

Выращивание георгина

Декоративное садоводствоУстройство садовых дорожек и площадок

Уход за газоном

Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены

Механизация труда в цветоводстве и декоративном садоводстве

5. Система оценки достижения планируемых результатов

При устном ответе обучающиеся должны использовать, правильно применять и произносить специальные термины.

Отметка «5» ставится, если ученик:

Восприятие информации : устную инструкцию воспринимает с первого предъявления.

Письменную инструкцию(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает самостоятельно.

Интеллектуальная обработка информации: умеет ли выделять главное в предложенной информации: способен выделить самостоятельно, умеет изложить его своими словами.

.Умеет ли выделять новое в учебном материале: способен выделить самостоятельно.

Темп интеллектуальной деятельности: выше, чем у других учащихся класса.

Результат получает: успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм.

Предъявление результата: способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение;

Самооценка результата работы: способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если ученик:

Письменную инструкцию(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: нуждается в разъяснениях.

Не всегда и (или) неполно отвечает на вопросы учителя.

Самооценка результата работы: не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки;

Предъявление результата: способен дать правильный ответ, но не может его обосновать, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

Результат получает: оригинальным творческим способом или нерациональным («длинным») путем;

Умеет ли выделять новое в учебном материале: нуждается в помощи;

Умеет ли выделять главное в предложенной информации: нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах;

Устную инструкцию воспринимает: нуждается в дополнительных разъяснениях;

Отметка «3» ставится, если ученик:

Письменную и устную инструкцию( на доске, на карточке и т.п.) воспринимает: нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения;

Результат получает: нерациональным («длинным») путем или путем подгонки под ответ;

Предъявление результата: отвечает на вопросы с помощью наводящих и уточняющих вопросов, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения;

Самооценка результата работы: не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки;

Умеет ли выделять новое в учебном материале: допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, нуждается в помощи;

Умеет ли выделять главное в предложенной информации: испытывает значительные затруднения;

Нормы оценок практических работ.

Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения и затратами рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если учеником:

тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;

работа выполнялась с учетом установленных требований;

полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если учеником:

допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

в основном правильно выполнялись приемы труда;

работа выполнялась самостоятельно;

норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;

работа выполнена с незначительными ошибками;

полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если учеником:

допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;

норма времени не выполнена не более чем на 25%;

работа выполнялась с нарушением отдельных требований;

.

6.Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

Для практических работ.

Кабинет трудового обучения.

Растения кабинета и школьного участка (робатки, кустарники и деревья).

Садовые инструменты: лопаты, тяпки, грабли,.

Садовый инвентарь: лейки, ведра, горшки, поддоны, опрыскиватели, Материалы: почвогрунт, элементы земляных смесей (торф, песок, дерновая земля, листовая земля), удобрения, средства для борьбы с вредителями, декоративные камни, керамзит, таблички с названиями растений, посадочный материал, семена.

Для теоретических занятий.

Ноутбук, телевизор.

Дидактические игры и материал, карточки с заданиями, карточки помощницы, тесты, письменные инструкции с иллюстрациями, папки сформированные учителем.

Презентации, видеофильмы, фотографии.

Тетради, ручки, карандаши цветные, гуашь, кисточки, альбомы, ватман.

Макеты цветков (М), гербарий (М), материалы и инструменты для изготовления гербария.

Демонстрационный материал.


Перечень учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Базовый учебник: нет

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»;

Минск « Харвест», 2003.

А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»;

Ростов-на-Дону «Феникс»,2003.

В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 7 класса специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

Москва «Просвещение», 2007.

«Все о вечнозеленых растениях», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 1999 г., 2008 г.

«Все о декоративных деревьях и кустарниках», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 2009 г.

«Все о розах», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 2010 г.

«Тюльпаны», «Мой цветущий сад», Аркаим, 2007 г.

• «Все о теплицах и зимних садах», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 2010 г.

«Все о декоративно-цветущих кустарниках», Москва, издательство «Кладезь-букс» (русское издание), 2010 г.

«Легкий уход за комнатными растениями», новейшая энциклопедия, Москва, издательство «Эскимо», 2010 г.

«Садовые растения», большая иллюстрированная энциклопедия, Москва, издательство «Эскимо», 2009 г.

«Естествознание», Москва, Владос, 2000 г.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.

www.zanimatika.ru

school- collection.edu.ru

www.viki.rdf.ru

raduga.rkc-74.ru

diva.rus-all.com

ten2x5.narod.ru/biblio.htm

http://ru.wikipedia.org

http://iplants.ru /

http://www.zooclub.ru /

Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:

Математикой («Инвентарь для работы в цветнике (мерные инструменты)»);

Русским языком (обогащение словарного запаса, развитие речи);

Биологией («Строение цветкового растения»);

Историей (история возникновения комнатных растений и т.д.);

Чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, стихи, произведения о труде, профессиях и людях);

Географией (родина растений, климат);

Обществоведением (основные права и обязанности рабочих, трудовая дисциплина).






















30


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.