Выступление на ШМО учителя по цветоводству и декоративному садоводству « Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках цветоводства и декоративного садоводства»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Актюбинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Выступление на ШМО учителя по цветоводству и декоративному садоводству
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Актюбинская специальная(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Галяутдиновой Зульфиры Габдлахатовны
на тему:
« Развитие познавательной активности учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках цветоводства средствами индивидуализации учебного процесса».
п.г.т. Актюбинский,2017
Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала. Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.
Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
Для формирования познавательной активности к учебному материалу и активизации мыслительной деятельности, используются разнообразные методы и приемы обучения цветоводству и декоративному садоводству, привлекается наглядный материал, технические средства обучения.
Опираясь на педагогические исследования, можно выделить основные условия, способствующие познавательной активизации учащихся с нарушениями интеллекта. Это:
оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;
доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия;
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);
введение дидактического приема сравнения по различным параметрам цветковых растений и древесных пород;
установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из различных средств обучения;
проблемные ситуации (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач);
использование вспомогательных средств при работе с таблицами и ориентировании по ним;
выполнение опытов и практических работ до и после объяснения нового материала;
увеличение доли самостоятельных работ;
осуществление межпредметных связей;
использование дидактических игр и элементов занимательности; включение новых знаний в систему ранее сформированных.
Рассмотрим некоторые из этих условий. Активность учащихся на уроке во многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной активности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом растении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную активность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ученик анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат школьника правильно формулировать свои мысли.
Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и технологических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.
Фрагмент урока «Парковые стили» в 9 классе
Сообщение темы урока.
- Вернёмся к парку. Вы уже знаете, что парк - это земельный участок с естественными или искусственными насаждениями, с дорожками, тропинками, водоёмами, с присутствием архитектурных сооружений. В зависимости от того, как располагаются эти дороги, тропинки, как размещаются насаждения, от присутствия архитектурных сооружений, парки приобретают различный стиль. Тема сегодняшнего урока: «Парковые стили».
Словарная работа.
Табличка с определением на доске:
Стиль – разновидность художественного оформления.
- прочитать про себя;
- чтение вслух (2 – 3 чел.);
- записать в словари; (учащиеся III группы приклеивают в словарь карточку с напечатанным определением).
- Что такое стиль?
- Я не буду объяснять вам, что означают слова «разновидность художественного оформления». Вы будете очень внимательно слушать меня, работать по таблице, читать текст, отвечать на вопросы, а в конце урока сами объясните, что означают эти слова (Приложение 2).
На уроках цветоводства могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний при разбивке клумб, использование масштаба при вычерчивании чертежа цветника); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве (выбрать место для разбивки клумб); задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение технологических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению предметного курса, формирует общеучебные и специальные навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. Этот вид работы способствует формированию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело. При выполнении заданий данного вида ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, естествознания, рисования и т. д.) (Приложение 1).
Большую роль в формировании познавательной активности может играть практическая деятельность учащихся. Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. В процессе изучения материала по цветоводству и декоративному садоводству используются разнообразные виды практических работ: уход за цветочными растениями, пикировка цветочной рассады, перевалка комнатных растений, посадка саженцев древесных пород, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, чтение чертежей и таблиц, моделирование, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов). Упражнение «Высадка цветочной рассады» (Приложение 1).
В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Представления о строении цветковых растений, элементах цветочного оформления у детей с нарушениями интеллекта, как правило, нуждаются в уточнении, чему способствует установление прочной связи между образом предмета, его признаками и словесными обозначениями. Лексический материал, имеющийся в активном словаре учащихся специальной (коррекционной) школы, расширяется при непосредственном ознакомлении с образцами (натуральными и нарисованными).
Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. Применение наглядных пособий в сочетании со словами учителя и работой с учебником обогащает представления учащихся, делает изучение материала доступнее, интереснее, повышает активность школьников на уроке.
В работе с учащимися используются различные виды наглядности: натуральные предметы (коллекции почв, растений, плодов, насекомых), объемные пособия (макеты, модели), картины, схемы, простейшие диаграммы, географические карты (дети должны знать местоположение страны изучаемого растения).
Наглядный материал необходимо использовать не только на этапе объяснения, но и при проверке и закреплении знаний, что способствует не только повышению качества ответов, но и совершенствованию знаний и умений.
Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о классификации цветковых растений; вопросы по строению растений и т.д.) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.) (Приложение 3).
Ландыш Роза
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т. д. На уроках цветоводства и декоративного садоводства используются игры на знание карты, по регулярному уходу за комнатными растениями, «игры-путешествия», игры на классификацию цветковых растений, выделение «лишнего» и т. д. Дидактическая игра «Магазин «Цветы» (Приложение 3).
Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Так, одним детям достаточно получить инструкционную карту, другим требуется объяснение с опорой на технологическую карту, а третьим нужен неоднократный показ.
С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности используются специальные упражнения, которые не требуют большого умственного напряжения.
Например, упражнение: Выберите все карточки с однолетниками и положите их справа.
Выберите карточки с многолетними цветковыми растениями и положите их слева.
Перечислите виды однолетних цветковых растений.
Назовите виды многолетников.
Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки?
I группа детей работает самостоятельно; II группа – на каждой карточке написана первая буква названия цветкового растения; III группа – на каждой карточке написана первая буква названия цветкового растения и дается дополнительная карточка с перечисленными видами цветковых растений по группам, из которой они должны выбрать правильное название растения и разложить их по группам. (Приложение 1).
Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.
Например, при изучении нового материала по теме «Роза: отличительные признаки». Ни одна декоративная культура не имеет такого разнообразия групп, форм и окрасок цветков и листьев, как роза. Каждый сорт имеет только ему присущие качества, которые отличают его от других сортов. Основная жизненная форма растения – многостебельный листопадный или вечнозеленый полукустарник или кустарник. Предлагается шиповник и гибридная роза.
Упражнение «Найди отличия». Таким образом, ученики изучают внешний вид растения, его разновидности и записывают свои наблюдения в таблицу.
Учащиеся I группы должны написать…
Шиповник – относится к группе парковых роз; весь стебель покрыт мелкими шипами; листья 5-7 штук на черешке, морщинистые; форма цветка плоская; плоды оранжевые съедобные |
Гибридная роза – относится к группе чайно-гибридные; шипы крупные; листья крупные 5-9 штук на черешке; имеет 9 форм цветка; плод зеленого цвета не съедобный. |
Учащимся II группы даются карточки из которых они должны найти отличия и выписать их в таблицу:
«У чайно-гибридных роз колючки бывают разной формы и размеров и неодинаково густо сидят на ветке. У парковых роз побеги покрыты густыми мелкими шипами. Листья у роз сложные, непарноперистые, с различным числом листочков. Обычно их бывает 5-7 у ботанических видов и 5-9 у гибридных роз. У ботанических видов форма цветка плоская или полумахровая, у гибридных роз цветок имеет 9 форм. У ботанических видов осенью появляются красные, оранжевые или черные плоды, неправильно называемые ягодами, гибридные сорта роз ягод не дают»
Учащимся III группы даются такие же карточки в которых они должны красным карандашом подчеркнуть все о гибридной розе, а синим карандашом – о ботанических розах (Приложение 1).
Коррекционные упражнения включаются в организационный момент, так как эти упражнения сразу включают ребят в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Для этого изготовлено достаточное количество карточек по различным темам. Карточки типа: Какой предмет на этом рисунке «лишний». Сравнить объекты. Сравнивая объекты, воспитанники устанавливают признаки их различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность. Учащимся I группы – карточки , II группа – карточка
+ первые несколько букв названия комнатного растения (нефро - лепис); III группа – карточка . Упражнение 1. (Приложение 1)
Таким образом, используемые карточки на сравнение требуют от детей не просто воспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования, что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия, логического мышления.
Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и их сочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевой активности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы:
побуждение воспитанников к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;
обсуждение образца предстоящей работы;
планирование предстоящей работы и запись порядка операций;
взаимное инструктирование воспитанников и взаимная проверка работы;
обсуждение готовой работы;
обучение умению написать к готовому заданию краткую аннотацию.
В 5 – 6 классах воспитанники ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а в старших классах я предлагаю им делать анализ образца индивидуально по специально разработанному плану. Упражнение 2. (Приложение 1).
Например, составить связный рассказ по таблице «Строение розового куста».
1. План характеристики цветкового растения: (для ученика III группы)
- Какое цветковое растение изучаем?
- Место выращивания. (растение открытого или закрытого грунта)
- Длительность жизненного цикла. (однолетнее, многолетнее, двулетнее)
- Отношение к холодам (однолетнее - холодостойкое, теплолюбивое; многолетнее - зимующее, незимующее).
- Декоративные качества:
(стебель; листья; цветок: диаметр, форма, окраска комбинированная или чистая; время цветения; плоды).
- Размножение. (семенное, вегетативное: деление куста, луковицами, деление корнеклубней, черенками, прививкой, чешуйками, луковичками-детками)
- Использование в озеленении. (в клумбах, рабатках, одиночные посадки, групповые посадки
2. План характеристики цветкового растения: (для ученика II группы)
- Какое цветковое растение изучаем?
- Место выращивания. (растение какого грунта)
- Длительность жизненного цикла. (однолетнее, многолетнее, двулетнее)
- Отношение к холодам. (холодостойкое, теплолюбивое; зимующее, незимующее)
- Декоративные качества:
(стебель; листья; цветок; время цветения; плоды).
- Размножение. (семенное, вегетативное: деление куста, луковицами, деление корнеклубней, черенками, прививкой, чешуйками, луковичками-детками)
- Использование в озеленении. (назвать элементы цветочного оформления)
3. План характеристики цветкового растения: (для ученика I группы)
- Какое цветковое растение изучаем?
- Место выращивания.
- Длительность жизненного цикла.
- Отношение к холодам.
- Декоративные качества:
- Размножение.
- Использование в озеленении.
Можно использовать карточки с использованием терминологии по предмету.
Воспитанники вносят поправки в ответ одноклассников, доказывают правильность своих суждений. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность. Упражнение №6 при изучении гладиолуса. (Приложение 1)
Общеизвестно, что целью педагогической деятельности является не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и воспитание социально зрелой личности, способной успешно адаптироваться в социуме, трудовом коллективе, стремящейся к профессиональному росту, самосовершенствованию. В связи с этим большое значение приобретает этап рефлексии, включенный в структуру урока. Приведем некоторые определения, помогающие вникнуть в суть понятия «рефлексия».
Рефлексия (от лат. reflexio – отражение, обращение назад):
слово, которым в житейском смысле обозначают размышление, наполненное сомнениями и колебаниями в принятии решений;
в философском смысле – размышление, направленное не на внешний мир, а на анализ человеком собственных мыслей и переживаний;
в психологическом и педагогическом смысле – более или менее четкое осознание человеком своих психических процессов, действий, состояний, личных качеств и их изменений в процессе развития в тех или иных условиях среды.
Таким образом, одной из основных задач успешного образовательного процесса можно считать самоанализ обучающихся и педагога во время занятий. В конце каждого занятия или его части, после повторения пройденного материала, нужно проводить рефлексию состояния обучающегося, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватила его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличным к происходящему.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. (Приложение 10)
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке
а)
- ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
______________________________________________
- ответил по просьбе учителя, ответ правильный
______________________________________________
- ответил по своей инициативе, но ответ не правильно
______________________________________________
-ответил по своей инициативе, ответ правильный
___________________________________________
- не ответил.
__________________________________________
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
б)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания..
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось...
Я смог…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
в)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
легким / трудным
Таблица 1
Пример словесных оценок работы на уроке
имя ученика |
Словесные оценки | |
Алексей |
Лучший ученик |
|
Николай |
Способный ученик |
|
Василий |
Старательный ученик |
|
Виктор |
Старательный ученик |
|
Виктория |
Комплимент-похвала |
|
Кристина |
Старательный ученик |
|
Анастасия |
Комплимент деловым качествам |
|
Александра |
Комплимент в чувствах |
|
Людмила |
Способный ученик |
Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются на уроках цветоводства и декоративного садоводства в специальной (коррекционной) школе VIII вида для формирования интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта.
2.3. Организация и результаты педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент проводился в школе-интернате № 19 в городе Таштаголе. В эксперименте принимали участие 9 подростков: 5 человек из 9а класса и 4 человека из 9б класса.
Наблюдаемые воспитанники неоднородны по причинам и формам дефекта:
дети с незначительным снижением интеллекта и с сохранной эмоционально – волевой сферой: Алексей, Виктория, Анастасия;
дети с дефектами эмоционально – волевой сферы, в результате которых
они не способны проявлять волевые усилия там, где это требуется. Они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке: Кристина, Людмила, Николай;
дети с нарушением целевой стороны деятельности: Александра, Виктор, Василий
Цель эксперимента: проверить педагогические условия по развитию познавательной активности у школьников с нарушением интеллекта на основе индивидуализации учебного процесса на уроках цветоводства и декоративного садоводства.
В процессе работы по данной теме были поставлены следующие задачи:
определить уровень успеваемости учащихся в начале эксперимента;
реализовать основные компоненты индивидуально-дифференцированного подхода как средства повышения познавательной активности учащихся с интеллектуальными нарушениями, в которой планируется целостный учебно-воспитательный процесс и его результаты;
проанализировать результаты проведенного эксперимента.
Методы исследования, которые применялись в ходе эксперимента:
анализ научной литературы, изучение школьной документации, изучение состояния проблемы, сравнение, наблюдение, обобщение.
Эксперимент проходил в третьей четверти. Анализировались показатели на начало и конец четверти.