12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Скопинцева Юлия Владимировна20

Пояснительная записка

1.1 Перечень документов, на основании которых разработана программа Рабочая программа по биологии для 5-9 классов (ФГОС) составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 12;

- Федерального государственного образовательного стандарта, от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, ФГОС ООО от 08.04. 2015 г № 1/15);

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Устава МОБУ «СОШ № 9».

1.2 Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа

Согласно федеральному учебному плану в 5-9 классах на изучение биологии отводится:

5 кл. – 1 час в неделю;

6 кл. – 2 часа в неделю;

7 кл. – 2 часа в неделю;

8 кл. – 2 часа в неделю;

9 кл. - 2 часа в неделю

в течение всего учебного года, итого: 35 часов (5 класс), 70 часов (6 класс),

70 часов (7 класс), 70 часов (8 класс) и 68 часов (9 класс).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

5 класс

Живые организмы

Выпускник научится:

    • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

6 класс

Живые организмы

Выпускник научится:

    • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

      аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

      осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

      выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

7 класс

Живые организмы

Выпускник научится:

    • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов животных) и процессов, характерных для живых организмов;

      аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных;

      аргументировать, приводить доказательства различий животных;

      осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

8 класс

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

В результате изучения курса биологии в основной школе:

9 класс

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание учебного предмета

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

5 класс

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов.

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

6 класс

Живые организмы.

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Растительный и животный мир родного края.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения.

Семя. Строение семени.

Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений.

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений.

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений.

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);

Изучение органов цветкового растения;

Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;

Изучение строения водорослей;

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);

Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);

Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;

Определение признаков класса в строении растений;

Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;

Изучение строения плесневых грибов;

Вегетативное размножение комнатных растений;

Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений.

7 класс

Живые организмы.

Клеточное строение организмов.

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки. Животная клетка. Ткани организмов.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания.

Царство Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Вид.

Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»:

Изучение строения позвоночного животного;

Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

Изучение строения раковин моллюсков;

Изучение внешнего строения насекомого;

Изучение типов развития насекомых;

Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

Многообразие животных;

Осенние (зимние, весенние) явления в жизни животных;

Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;

Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

8 класс

Человек и его здоровье.

Введение в науки о человеке.

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека.

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма.

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движение.

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение.

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание.

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварение.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение.

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Размножение и развитие.

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы).

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность.

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова ,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье человека и его охрана.

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек и его здоровье»:

Выявление особенностей строения клеток разных тканей;

Изучение строения головного мозга;

Выявление особенностей строения позвонков;

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

Изучение строения и работы органа зрения.

9 класс

Общие биологические закономерности.

Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка.

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера–глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общебиологические закономерности»:

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах;

Выявление изменчивости организмов;

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические закономерности»:

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

Естественный отбор - движущая сила эволюции.

Тематическое планирование

5 класс

урока

Название раздела и тем уроков

Количество часов

 

Введение

2

1

Биология как наука.

1

2

Методы изучения живых организмов

1

 

Мир биологии

19

3

Что изучает биология. Входная диагностика.

1

4

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.

1

5

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов.

1

6

Классификация организмов.

1

7

Основные царства живой природы. Бактерии.

1

8

Основные царства живой природы Грибы.

1

9

Основные царства живой природы. Растения.

1

10

Основные царства живой природы. Животные.

1

11

Жизнь начинается.

1

12

Жизнь продолжается.

1

13

Почему дети похожи на родителей

1

14

Нужны все на свете

1

15

Как животные общаются между собой

1

16

Биология и практика

1

17

Биологи защищают природу.

1

18

Биология и здоровье

1

19

Живые организмы и наша безопасность

1

20

Мир биологии. Обобщение знаний

1

21

Контрольная работа по теме: «Мир биологии».

1

 

Организм и среда обитания.

14

22

Среда обитания. Приспособления организмов к жизни в водной среде.

1

23

Среда обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

1

24

Среда обитания. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

1

25

Среда обитания. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

1

26

Экологические факторы.

1

27

Экологические факторы: биотические и антропогенные

1

28

Природные сообщества.

1

29

Жизнь в Мировом океане

1

30

Промежуточный контроль

1

31

Путешествие по материкам.

1

32

Путешествие по материкам.

1

33

Организм и среда обитания. Обобщение знаний.

1

34

Повторительно-обобщающий урок за курс 5 класса

1

35

Итоговый тест за курс 5 кл.

1

 

Итого:

35

6 класс

урока

Название раздела и тем уроков

Количество часов

 

Введение

1

1

Биология как наука. Свойства живых организмов.

 
 

Глава1. Общая характеристика царства растений.

5

2

Общее знакомство с цветковыми растениями.

1

3

Классификация растений.

П.р.1.Определение до рода или вида растений двух семейств.

1

4

Растительные ткани и органы растений.

П.р.2 Вегетативное размножение растений.

1

5

Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема).

1

6

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.

Входная диагностика.

1

 

Глава2. Клеточное строение растений.

4

7

Приборы для изучения растительной клетки

Л.Р. 1

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

1

8

Разнообразие растительных клеток.

Л.р.2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

9

Химический состав и жизнедеятельность клетки.

Л.р.3 Химический состав клетки.

1

10

Ткани растений.

Л.р.4 Ткани растений

1

 

Глава3. Строение и функции органов цветкового растения.

28

11

Семя. Строение семени.

Л.р. 5 Строение семян однодольных и двудольных растений.

1

12

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания.

1

13

Всхожесть семян, правила их посева.

1

14

Значение семян.

1

15

Внешнее строение корня и корневых систем.

1

16

Микроскопическое строение корня. Корневой волосок.

Л.р.6 Строение корневого волоска

1

17

Видоизменения корней.

1

18

Значение корня.

1

19

Побег. Генеративные и вегетативные побеги.

1

20

Почки.

Л.р.7 Строение и расположение почек на стебле

1

21

Строение листа.

Л.р.8 Строение листа

1

22

Листорасположение. Жилкование листа.

1

23

Воздушное питание растений

1

24

Роль листьев в испарении и дыхании растений

1

25

Стебель. Строение стебля.

Л.р.9 Внутреннее строение побега

1

26

Стебель. Значение стебля.

1

27

Передвижение веществ по стеблю.

П.р.3 Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении

1

28

Многообразие побегов и листьев. Листопад.

1

29

Многообразие побегов и листьев. Листопад.

1

30

Строение и значение цветка.

Л.р. 10 Строение цветка

1

31

Соцветия.

1

32

Опыление. Виды опыления.

1

33

Образование плодов и семян

1

34

Разнообразие плодов.

Л.р. 11 Типы плодов

1

35

Распространение плодов и семян.

1

36

Растение – целостный организм (биосистема).

1

37

Взаимосвязь растений с окружающей средой.

1

38

Контрольная работа №1 «Общая характеристика царства Растения. Клеточное строение растений. Строение и функции органов цветкового растения»

1

 

Глава4. Основные отделы царства растений.

20

39

Водоросли – низшие растения

1

40

Многообразие водорослей, их значение.

1

41

Многообразие водорослей, их значение.

Л.р. 12 Строение зеленых водорослей

1

42

Происхождение наземных растений.

1

43

Высшие споровые растения. Мхи.

Л.р. 13 Строение мха.

1

44

Высшие споровые растения. Папоротники.

1

45

Многообразие высших споровых растений.

1

46

Многообразие высших споровых растений.

Л.р. 14 Внешнее строение споровых растений.

1

47

Отдел Голосеменные, отличительные особенности.

1

48

Многообразие и значение голосеменных растений.

1

49

Многообразие и значение голосеменных растений.

Л.р.15 Строение ветки сосны.

1

50

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.

1

51

Семейства класса Двудольные. Семейства Пасленовые и Сложноцветные.

1

52

Семейства класса Двудольные. Семейства Бобовые, Крестоцветные

1

53

Семейства класса Двудольные. Семейство Розоцветные.

Л.р. 16 Строение шиповника

1

54

Семейства класса Однодольные

1

55

Семейства класса ОднодольныеЛ.р.17 Строение пшеницы

1

56

Происхождение культурных растений.

1

57

Эволюция мира растений.

1

58

Контрольная работа №2 «Основные отделы царства Растения»

1

 

Глава5. Царство Бактерии. Царство Грибы.

10

59

Бактерии, их строение и жизнедеятельность

1

60

Промежуточный контроль

1

61

Роль бактерий в природе, жизни человека.

1

62

Царство Грибы. Отличительные особенности грибов.

1

63

Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека.

1

64

Первая помощь при отравлении грибами.

Л.р.18 Изучение строения плесневых грибов

1

65

Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

1

66

Растительные сообщества. Многообразие и смена фитоценозов.

1

67

Растительные сообщества. Многообразие и смена фитоценозов.

1

68

Охрана растений. Красная книга.

1

 

Глава6. Растительные сообщества.

2

69

Контрольная работа №3 «Царство Бактерии. Царство Грибы»

1

70

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

1

 

Итого:

70

7 класс

урока

Название раздела и тем уроков

Количество часов

 

Введение

7

1

Животный мир –составная часть живой природы

1

2

Строение клетки животного организма.

1

3

Ткани животных: эпителиальная и соединительная

1

4

Ткани животных: мышечная и нервная.

Л.р.1 Строение животной ткани

1

5

Органы и системы органов животных.

1

6

Значение животных в природе и жизни человека.

Входная диагностика

1

7

Многообразие и классификация животных.

1

 

Глава 1.Подцарство Одноклеточные животные.

3

8

Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиковые.

1

9

Тип Саркожгутиковые. Тип Инфузории.

Л.р.2 Строение инфузории-туфельки

1

10

Значение простейших в природе и жизни человека.

1

 

Глава2.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

3

11

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные.

1

12

Тип Кишечнополостные. Особенности жизнедеятельности.

1

13

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

1

 

Глава 3.Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

5

14

Тип Плоские черви. Класс Ресничные.

1

15

Многообразие плоских червей.

1

16

Тип Круглые черви, общая характеристика.

1

17

Тип Кольчатые черви, общая характеристика.

Л.р.4 Внешнее строение и передвижение дождевого червя

1

18

Класс Многощетинковые черви. Роль кольчатых червей в природе и жизни человека.

1

 

Глава 4.Тип Моллюски.

3

19

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.

1

20

Класс Двустворчатые моллюски.

Л.р.5 Строение раковин моллюсков

1

21

Класс Головоногие моллюски.

1

 

Глава 5.Тип Членистоногие.

10

22

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Л.р.6 Внешнее строение речного рака.

1

23

Многообразие ракообразных, их роль в природе и жизни человека.

1

24

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

1

25

Многообразие паукообразных

1

26

Класс Насекомые.

Л.р.7 Внешнее строение насекомых.

1

27

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности насекомых

1

28

Отряды насекомых с неполным превращением.

1

29

Отряды насекомых с полным превращением.

1

30

Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека.

1

31

Контрольная работа №1 «Беспозвоночные животные».

1

 

Глава 6.Тип Хордовые. Надкласс Рыбы.

7

32

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

1

33

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения рыб.

Л.р.8 Внешнее строение рыбы.

1

34

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб.

Л.р.9 Внутреннее строение рыбы.

1

35

Особенности размножения и развития рыб.

1

36

Класс Хрящевые рыбы.

1

37

Класс Костные рыбы.

1

38

Значение рыб в природе и жизни человека.

1

 

Глава 7.Тип Хордовые. Класс Земноводные.

3

39

Класс Земноводные. Особенности внешнего строения.

Л.р.10 Внешнее строение лягушки.

1

40

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности земноводных.

Л.р.11 Внутреннее строение лягушки.

1

41

Многообразие земноводных.

1

 

Глава 8.Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся.

4

42

Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения.

1

43

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

1

44

Многообразие пресмыкающихся.

1

45

Происхождение пресмыкающихся. Их значение в природе и жизни человека.

1

 

Глава 9.Тип Хордовые. Класс Птицы.

8

46

Класс Птицы. Особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы птиц.

Л.р.12 Внешнее строение птицы.

1

47

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.

1

48

Размножение, развитие и происхождение птиц.

1

49

Сезонные явления в жизни птиц.

1

50

Многообразие птиц.

1

51

Экологические группы птиц.

1

52

Значение птиц в природе и жизни человека.

1

53

Значение птиц в природе и жизни человека.

1

 

Глава 10.Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

10

54

Особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы млекопитающих.

1

55

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

Л.р.13 Внутреннее строение млекопитающих.

1

56

Размножение, развитие и происхождение млекопитающих.

1

57

Промежуточный контроль

1

58

Многообразие млекопитающих. Подклассы: Первозвери и Настоящие звери.

1

59

Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны.

1

60

Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Хищные, Ластоногие, Китообразные.

1

61

Высшие звери, или Плацентарные. Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.

1

62

Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

1

63

Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

1

 

Глава 11.Развитие животного мира на Земле.

2

64

Доказательства и причины развития животного мира.

1

65

Основные этапы эволюции животного мира.

1

 

Глава 12.Природные сообщества

5

66

Среда обитания организмов, ее факторы.

1

67

Биотические и антропогенные факторы.

1

68

Природные сообщества.

1

69

Обобщение за курс 7 кл.

1

70

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

1

 

Итого:

70


 

8 класс

урока

Название раздела и тем уроков

Количество часов

 

Глава 1.Место человека в живой природе.

4

1

Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма.

1

2

Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа.

1

3

Происхождение современного человека.

1

4

Расы.

Входная диагностика

1

 

Глава 2.Общий обзор организма человека.

4

5

Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

1

6

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов.

1

7

Л.р. №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

1

8

Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма.

1

 

Глава 3.Регуляторные системы организма.

12

9

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

1

10

Эндокринная система. Железы и их классификация. Гормоны, их роль.

1

11

Эндокринная система. Железы и их классификация. Гормоны, их роль.

 

12

Регуляция функций эндокринных желез.

1

13

Нервная система, ее классификация. Нейроны, нервы, нервные узлы.

1

14

Нервная система, ее классификация. Нейроны, нервы, нервные узлы.

 

15

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.

1

16

Спинной мозг.

1

17

Головной мозг.

Л.р №2 «Изучение строения головного мозга»

1

18

Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

1

19

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

1

20

Контрольная работа №1 по теме «Регуляторные системы организма»

1

 

Глава 4.Опора и движение.

6

21

Опорно-двигательная система. Кость: химический состав, строение, рост и их соединение.

Л.р. №3 «Выявление особенностей строения позвонков»

1

22

Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

1

23

Мышцы и их функции. Работа скелетных мышц.

1

24

Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

25

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Л.р. №4 «Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия»

1

26

Контрольная работа №2 по теме «Опора и движение»

1

 

Глава 5.Внутренняя среда организма.

4

27

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз.

1

28

Состав крови. Форменные элементы крови.

Л.р. №5 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки»

1

29

Группы крови. Резус-фактор. Переливание и свертывание крови.

1

30

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

1

 

Глава 6.Кровеносная и лимфатическая системы.

4

31

Строение и работа сердца. Сердечный цикл.

1

32

Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам.

1

33

Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам.

Л.р. №6 «Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления» .

1

34

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1

 

Глава 7.Дыхание.

3

35

Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы.

1

36

Газообмен в легких и тканях. Регуляция и гигиена дыхания.

Л.р. №7 «Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения»

1

37

Контрольная работа №3 по теме «ВСО. Транспорт веществ. Дыхание»

1

 

Глава 8. Питание.

5

38

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.

1

39

Роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Глотание.

1

40

Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонком кишечнике.

1

41

Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике.

1

42

Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания.

1

 

Глава 9.Обмен веществ и превращение энергии.

3

43

Обмен веществ и превращение энергии. Регуляция обмена веществ.

1

44

Витамины. Пищевые рационы.

1

45

Контрольная работа №4 по теме «Пищеварение и обмен веществ»

1

 

Глава 10.Выделение продуктов обмена.

2

46

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

1

47

Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

1

 

Глава 11.Покровы тела.

2

48

Покровы тела. Роль кожи в процессах терморегуляции.

1

49

Гигиена кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

 

Глава 12.Размножение и развитие.

6

50

Половая система: строение и функции. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

51

Половое созревание.

1

52

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка.

1

53

Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

1

54

Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

1

55

Контрольная работа №5 «Выделение. Кожа. Размножение и развитие»

1

 

Глава 13.Органы чувств. Анализаторы.

4

56

Органы чувств и их значение в жизни человека.

1

57

Глаз и зрение. Нарушения зрения и их предупреждение.

Л.р. №8 «Изучение строения и работы органа зрения»

1

58

Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

1

59

Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.

1

 

Глава 14.Поведение и психика человека. ВНД.

6

60

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина.

1

61

Безусловные и условные рефлексы, их значение.

1

62

Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека.

1

63

Промежуточный контроль

1

64

Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь.

1

65

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность.

1

 

Глава 15.Человек и окружающая среда.

3

66

Социальная и природная среда, адаптации к ним.

1

67

Здоровье человека.

1

68

Обобщение по теме: «ВНД»

1

 

Заключение.

2

69

Повторение за курс 8 класса

1

70

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

 

Итого:

70


 


 

9 класс

урока

Название раздела и тем уроков

Количество часов

 

Глава 1.Многообразие мира живых организмов.

2

 

Глава 2.Химическая организация клетки.

4

 

Глава 3.Строение и функции клетки.

7

 

Глава 4.Обмен веществ и преобразование энергии.

4

 

Глава 5.Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

 

Глава 6.Генетика.

7

 

Глава 7.Селекция.

4

 

Глава 8.Эволюция органического мира.

13

 

Глава 9.Возникновение и развитие жизни на Земле.

8

 

Глава 7.Основы экологии.

13

 

Итого:

68


 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.