Рабочая программа предмета «Информатика» для 6 класса (УМК Л.Л. Босовой)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), на основании Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, рабочей программы предмета «Информатика» для 6 класса авторской учебной программы по информатике для 5-6 классов Л.Л. Босовой
Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики
Отличительной особенностью стандарта второго поколения (ФГОС) от стандарта первого поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечивать:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Целью обучения информатике в 5 классе является введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение курса информатики в 7-9 классах.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Учебник и другие элементы УМК по Информатике и ИКТ в 6 классе реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы для изучения курса информатики и ИКТ в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часа в год. Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 18;
контрольная работа – 4;
творческая работа – 1.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;
- иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание учебного предмета
Информационное моделирование (23 часа)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов».
Практическая работа № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Практическая работа № 8 «Создаем графические модели».
Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки».
Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование»
Алгоритмика (11 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию».
Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию».
Практическая работа № 18 «Выполняем итоговый проект».
Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Виды деятельности учащихся |
|
1 |
Информация вокруг нас |
Информация вокруг нас. |
12(уроки № 1, 5 – 9, 12-1422 – 25) |
Аналитическая деятельность: выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ |
2 |
Компьютер |
3 (уроки № 2 – 4) |
||
3 |
Информационные технологии |
Подготовка текстов на компьютере |
4 (уроки № 10 – 13) |
Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);• оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) |
4 |
Компьютерная графика |
3 (уроки № 19 – 21) |
||
5 |
Создание мультимедийных объектов |
4 (уроки № 30 – 33) |
||
6 |
Информационное моделирование |
Объекты и системы |
Аналитическая деятельность: различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира. Практическая деятельность: создавать словесные модели (описания); создавать многоуровневые списки; создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать диаграммы и графики; создавать схемы, графы, деревья; создавать графические модели
|
|
7 |
Информационные модели |
3 (уроки № 16 – 18) |
||
8 |
Элементы алгоритмизации |
Алгоритмика |
4 (уроки № 26 – 29) |
Аналитическая деятельность: приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами. Практическая деятельность: составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; . составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. |
9 |
Резерв |
2 (уроки № 34, 35) |
||
Итого: |
35 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Оборудование и приборы
- Опе рационная система Windows
- Пакет офисных приложений Office или OpenOffice
- Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
- Тематический контроль по информатике. Графический редактор Paint.
- Н. Самылкина. Построение тестовых заданий по информатике.
- Методическое пособие. Москва, «Бином», лаборатория знаний, 2012.
- В.А . Тарасов. Рабочие электроны тетради по информатике 5-11 класс.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
- понимать и правиль но применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
- Ученик получит возможность научиться:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить пример ы материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
- Ученик получит возможность научиться:
- овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
- научиться создава ть на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
- понимать сущность поняти й «модель», «информационная модель»;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
- Ученик получит возможность научиться:
- сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- выбирать форму представ ления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 4. Алгоритмика
Ученик научится:
- понимать смысл п онятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
- понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
- подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
- исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
- Ученик получит возможность научиться:
- исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
- по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
- разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Система оценки планируемых результатов
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 15-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 6 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Календарно-тематический план (6 класс)
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Характеристика видов деятельности учащегося |
Планируемые результаты |
Домаш. задание |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||
|
Правила ТБ. Объекты окружающего мира. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 5, 9 |
познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; повторить пройденный материал. |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
§ 1 с. 5-10 в. 1,2,3,4 на с.10 |
|||
|
Компьютерные объекты. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
§ 2 с.12-17 в. 1,2,3,5 на с.18 |
|||
|
Компьютерные объекты. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
§ 2 с.12-17 в. 1,2,3,5 на с.18 |
|||
|
Отношение объектов и их множеств. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Вспомнить навыки работы в графическом редакторе |
Регулятивные: целеполагание-преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. |
Самоопределе- Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 3 с.19-27 в. 1,2,9 на с.27 |
|||
|
Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – ин6струмента создания текстовых объектов». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
вспомнить основные навыки работы в текстовом редакторе, основные правила набора текста Научиться форматировать по образцу текст, вспомнить навыки работы с фрагментом текста |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 4 с.28-31 в. 1,2,3 на с.32 |
|||
|
Системы объектов. Практическая работа.№5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться распознавать объекты в системе. Научиться создавать векторное изображение, найти различия между векторным и растровым изображением. |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению |
§ 5 с.33-38 в. 3,4,8 на с.38 |
|||
|
Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Познакомить с средствами взаимодействия человека и компьютера |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 6 с.39-41 в. 3,4,6 на с.41 |
|||
|
Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа. №6. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста вставка и форматирование символов, форматирование, редактирование как фрагмента так и всего текста |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 7 с.42-45 в. 10,11 на с.46 |
|||
|
Понятие как форма мышления |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться определять понятия |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению |
§ 8 с.47-50 в. 4,5 на с.50 |
|||
|
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться конструированию, созданию мини-моделей паркета, мозайки |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 8 с.47-50 в. 7,8,9 на с.51 |
|||
|
Информационное моделирование. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Создание информационных моделей в графическом редакторе |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 9 с.52-57 в. 6,7 на с.57 |
|||
|
Практическая работа №8 «Создаем графические модели». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться конструированию, создание моделей «Кабинет», «Карта» |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 9 с.52-57 в. 8 на с.58 |
|||
|
Знаковые информационные модели. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 10с.59-65 в. 3,4 на с.64 |
|||
|
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться созданию и оформлению словесных моделей, работать с многоуровневыми списками |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 10с.59-65 в. 1,5 на с.64-65 |
|||
|
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 10с.59-65 в. 2 на с.64 |
||||||
|
Табличные информационные модели |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться созданию и оформлению табличных моделей |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 11 с.66-67 в. 3,4,5 на с.77 |
|||
|
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 11 с.67-71 в. 7,8,9 на с.77 |
||||||
|
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 11 с.71-77 в. 10,11,14 на с.77-78 |
||||||
|
Графики и диаграммы. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться создавать графики и диаграммы |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 12 с.79-81 в. 3,4 на с.86-87 |
|||
|
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики». |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться созданию и оформлению табличных моделей |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности |
§ 12 с.81-85 в. 5,6 на с.87-88 |
|||
|
Схемы. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 13 с. 89-91 в. 2,3 на с.99 |
||||||
|
Практическая работа №14. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 13 с. 91-99 в. 4,5,6 на с.99 Подготовка к контрольной работе |
||||||
|
Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование» |
Итоговый контроль и учет знаний и навыков 5,10, 6 или 7 |
Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 6 классе |
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», |
Работа со словарем терменов |
|||
|
Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться определять СКИ, различать формальные исполнители |
Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия |
Смыслообразование – мотивация учебной деятельности |
§ 14,15 с. 100-107 в. 3-5 на с.107 |
|||
|
Формы записи алгоритмов. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 16 с. 108-110 в. 2,4 на с.110 |
||||||
|
Типы алгоритмов. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9Комбинированный |
Научиться создавать блок-схемы линейных алгоритмов, с ветвлением и с повторением |
§ 17 с.111-117 в. 2,5,8 на с.117 |
|||||
|
Практическая работа №15. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться искать необходимую информацию |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества |
выписать инструменты работы со слайдами |
|||
|
Практическая работа №16. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
составить алгоритм создания гиперссылки |
||||||
|
Практическая работа №17. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
записать способы демонстрации презентации |
||||||
|
Управление исполнителем Чертежник. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
Научиться создавать вспомогательные алгоритмы алгоритмы повторения, используя исполнитель Чертежник |
Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия |
Смыслообразование – мотивация учебной деятельности |
§ 18 с.118-123 в. 4,5(1) на с.127 |
|||
|
Управление исполнителем Чертежник. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |
§ 18 с. 123-127 в. 7,9(1) на с.128-129 |
||||||
|
Практическая работа №18. |
Усвоение новых знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, |
подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмика» |
||||||
|
Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика» |
Итоговый контроль и учет знаний и навыков 5,10, 6 или 7 |
повторить конспекты |
||||||
|
Итоговое занятие. |
Обобщение и систематизация знаний 8 (или 1), 2, 3, 10, 4, 5, 9 |