Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе: примерной основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 4 «Центр образования», авторской программы учебного предмета «Информатика» для 7-9 классов Л.Л.Босовой, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану на изучение учебного предмета информатика в 7 классе отводится по одному часу в неделю - общее количество часов - 34.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета информатика
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
№ |
Название темы |
Количество часов |
|
Информация и информационные процессы |
9 |
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
7 |
|
Обработка графической информации |
4 |
|
Обработка текстовой информации |
9 |
|
Мультимедиа |
4 |
|
Резерв |
1 |
Тематическое планирование
Тема |
Основное содержание по темам |
Характеристика деятельности ученика |
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. |
Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.). |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов) |
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. |
Аналитическая деятельность: анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ. |
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) |
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. |
Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) |
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. |
Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) |
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных |
Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). |
Календарно-поурочное планирование
Дата |
№п\п |
Тема урока |
Изучаемые вопросы |
Решаемые проблемы |
Требования к результатам обучения |
ЦОР |
Тип урока |
Применение педагогических технологий |
Формы и виды контроля |
Домашнее задание |
|||
УУД |
Предметные результаты |
||||||||||||
Тема Информация и информационные процессы |
|||||||||||||
1 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места |
Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере. |
Цели: познакомить |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. |
Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»; Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности». |
Урок – лекция с элементами беседы |
Объяснительно - иллюстративные. ЗСТ |
Беседа. Зачёт по ТБ |
№ 1 в РТ; |
||
2 |
Информация и её свойства. Административная стандартизированная входная контрольная работа. |
Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. |
Что такое информация? Цели: дать общие представления об информации и еѐ свойствах |
Познавательные: смысловое чтение Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Получить представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества . |
презентация «Информация и её свойства» 1)анимация «Субъективный подход к определению понятия "информация" 2)анимация «Пример отличия информации от материальных объектов»; 3)демонстрация к лекции «Восприятие информации»; 4)анимация «Кто как видит»; 5)виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии»; 6)анимация «Классификация информации по способу ее восприятия»; 7)тест по теме «Восприятие информации» «Система тестов и заданий N4»; 8)опорная схема «Свойства информации»; 9)анимация «Актуальность (своевременность) информации»; 10)анимация «Достоверность информации»; 11)анимация«Объективность информации»; 12)анимация «Полнота информации»; 13)анимация «Понятность информации»; 14)анимация «Ценность информации»; 15)анимация «Синергетический эффект». 16)тест по теме «Свойства информации» «Система тестов и заданий N6» |
Урок – лекция с элементами беседы |
Ценностно-смысловые. Общекультурные. Учебно-познавательные. Информационные. ЗСТ |
Беседа, |
§1.1, вопросы и задания 1–8 к параграфу; № 2, 4, 6, 7 в РТ. |
||
3 |
Информационные процессы. Обработка информации |
информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации |
Как происходит сбор информации? Цели: общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаково-симвлические действия |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
понимание значимости информационной деятельности для современного человека |
презентация «Информационные процессы» 1)анимация «Виды информационных процессов»; 2)анимация «Информационные процессы для человека и компьютера»; 3)анимация «Создание информации»; 4)анимация «Обработка информации». |
Комбинированный |
ЗСТ Ценностно- смысловые. Компьютерные |
Тестирование Фронтальный опрос |
§1.2 (п.1, 2, 3), вопросы и задания 1–8 к параграфу; No8, No12, No13 в РТ.
|
||
4 |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
информационные процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приёмник. |
Как можно хранить и передавать информацию? Цели: общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деят ельности человека, в живой природе, обществе, технике |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаково-симвлические действия |
Смыслообразование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – доброжелательность, эмоционально -нравственная отзывчивость. Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
понимание значимости информационной деятельности для современного человека |
презентация «Информационные процессы» 1)анимация «Хранение информации. Память»; 2)анимация «Информация и ее носитель»; 3)анимация «Документы»; 4)анимация «История средств хранения информации»; 5)анимация «Потеря информации»; 6)анимация «Источник и приемник информации»; 7)анимация «Помехи при передаче информации»; 8)анимация «Информация в человеческом обществе –новостная информация»; 9)анимация «Информация в человеческом обществе»; 10)анимация «Информация в технике»; 11)анимация «Информация в живой природе»; 12)анимация «Информация в неживой природе»; 13)тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» –«Система тестов и заданий N8» |
Изучение нового материала |
ЗСТ Объяснительно-иллюстративные Компьютерные Индивидуальное обуч |
Беседа Фронтальный опрос Тестирование |
§1.2 (п.4, 5, 6), вопросы и задания 9–11 к параграфу, №17, №18 в РТ. |
||
5 |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
WWW – Всемирная паутина; Web- страница, Web-сайт; браузер; поисковая система; поисковый запрос |
При помощи чего можно найти информацию? Цели: представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; |
Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационн ой среды |
презентация « Всемирная паутина» 1)демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете»; 2)тест по темам «Информационные процессы», «Информационные процессы в технике» – «Система тестов и заданий N7» |
Комбинированный |
ЗСТ Ценностно-смысловые. Система поэтапного обучения. Компьютерные. Групповое обучение. |
Беседа Фронтальный опрос Тестирование |
§1.3, вопросы и задания 1–10 к параграфу, №20, №23 в РТ. |
||
6 |
Представление информации |
знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки формы представления информации |
Как мы можем представить информаци? Цели: обобщённые представления о различных способах представления информации |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные: знаково-символистические действия смысловое чтение.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях |
расширение и систематизация представлений о знаках и знаковых системах; 2)систематизация представлений о языке как знаковой системе; 3)установление общего и различий в естественных и формальных языках; 4)систематизация знаний о формах представления информации. |
презентация «Представление информации» 1)анимация «Виды знаков по способу восприятия»; 2)анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы»; 3)анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы»; 4)анимация «Класс ификация знаков по способу восприятия. Символы» 5)анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию»; 6)анимация «Использование символов для технических устройств»; 7)анимация «Использование символов для живых существ»; 8)тест по теме «Знаки» –«Система тестов и заданий N9»; 9)демонстрация к лекции «Информация и письменность»; 10)демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные». |
Комбинированный |
ЗСТ Проблемное Компьютерные |
Фронтальный опрос Тестирование |
§1.4, вопросы и задания 1–10 к параграфу, № 24–28 в РТ. |
||
7 |
Дискретная форма представления информации |
дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичный алфавит; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода. |
Как можно закодировать информацию?представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные: взаимодейст- |
навыки концентрации внимания |
Научиться взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций |
презентация «Двоичное кодирование» 1)«Определение понятия "кодирование информации"»; 2)«Понятие "код"»; 3) «Примеры кодов»; 4) «Определение понятия"перекодирование информации"»; 5)тест по теме «Кодирование информации» – «Система тестов и заданий N10»; 6)виртуальная лаборатория «Цифровые весы» |
Комбинированный |
ЗСТ Проблемное Компьютерные |
Фронтальный опрос Практикум |
§1.5, вопросы и задания 1–10 к параграфу, №39, №41, №46, №49, №52 в РТ. |
||
8 |
Единицы измерения информации |
бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации. |
Можно ли измерить информацию? Цели: Научиться измерять информацию |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Научиться: находить информационный объем сообщения |
презентация « Измерение информации» 1) «Вычисление количества информации: алфавитный подход»; 2)тренажер «Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"» |
Комбинированный |
ЗСТ Проблемное Компьютерные |
тестирование |
§1.6, вопросы и задания 1–3, 5 к параграфу; №59, №62, №63, №65, №66, №70 в РТ. |
||
9 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа |
информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача); поисковый запрос |
Какие действия мы можем произвести с информацией? Цели: проверить степень обученности по теме |
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия |
интерактивный тест «Информация и информационные процессы» из электронного приложения к учебнику |
контроль |
ЗСТ Перспективно-опережающие. Ценностно-смысловые. |
Беседа тест |
не задано |
||||
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией |
|||||||||||||
10 |
Основные компоненты компьютера и их функции. |
компьютер; процессор; память; устройства ввода информации; устройства вывода информации |
Из каких частей состоит компьютер? Цели: систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы |
Научиться обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером |
презентация «Основные компоненты компьютера и их функции» 1) «Компьютер и его назначение»; 2)«Внутренняя память ЭВМ: видеопамять», «Внутренняя память ЭВМ: емкость памяти», «Внутренняя памятьЭВМ: кэш-память», «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память», «Внутренняя память ЭВМ: ПЗУ BIOS», «Внутренняя память ЭВМ постоянная память», «Внутренняя память ЭВМ: энергонезависимая оперативная память (CMOS RAM)»; 3)«Структура цифровой ЭВМ», «Структура цифровой ЭВМ –магистраль (шина)»; 4)программа-тренажер "Устройство компьютера-1" |
Открытия нового знания |
ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. |
Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос |
§2.1, вопросы и задания 1–9 к параграфу, №76, №77 в РТ. |
|||
11 |
Персональный компьютер. |
персональный компьютер; системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жѐсткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть; сервер, клиент |
Цели: знаниеосновных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик . |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль |
понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом. |
Научиться давать характеристику назначению основных устройств персонального компьютера |
презентация «Персональный компьютер» анимации Составляющие системного блока», «Системный блок (вид сзади)», «Системный блок ПЭВМ», «Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД)», «Открытая архитектура ЭВМ» программа-тренажер "Устройство компьютера -2"; анимации «Мышь: механическая», «Мышь: оптико-механическая», «Мышь: оптическая», «Мышь: современная оптическая»; анимации « Клавиатура ПЭВМ: принципы работы; устройство клавиши», «Клавиатура ПЭВМ: принципы работы; сканирование клавиш»; информационные, практические и контрольным модули по теме «Конфигурация компьютера. Выбор конфигурации в зависимости от решаемых задач» |
Открытия нового знания |
ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережающие. |
Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос |
§ §2.2, вопросы и задания 1–4 к параграфу, №90, №91, №92, №94, №101 в РТ. |
||
12 |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
программа; программное обеспечение (ПО); системное ПО; операционная система; архиватор; антивирусная программа |
Что такое программное обеспечение компьютера? Цели: дать понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь |
роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности |
Научиться пониманимать назначения системного программного обеспечения персонального компьютера |
презентация «Программное обеспечение компьютера» демонстрации к лекции «Структура программного обеспечения ПК», «Системное программное обеспечение», «Операционная система»; тест по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» – «Система тестов и заданий No13»; информационные, практические и контрольным модули по темам «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»,«Программы архивирования данных» |
Комбинированный |
ЗСТ Ценностно-смысловые. Перспективно-опережающие. Учебно-познавательные |
§2.3 (1, 2), вопросы и задания 1–9 к параграфу, №104, №106 в РТ. |
|||
13 |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
программное обеспечение (ПО); прикладное ПО; система программирования; приложение общего назначения; приложение специального назначения; правовой статус ПО |
Что такое прикладное программное обеспечение компьютера? Цели: дать представление о программировании как о сфере профессиональнойдеятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности
|
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь |
правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению
|
понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера |
презентация «Программное обеспечение компьютера» ; демонстрации к лекции «Системы программирования», «Прикладноепрограммное обеспечение» |
ЗСТ Ценностно-смысловые. Перспективно-опережающие. Учебно-познавательные |
цифровой рисунок |
§ §2.3 (3, 4, 5), вопросы и задания 10, 12–18 к параграфу, №105, №108, №109 в РТ |
|||
14 |
Файлы и файловые структуры. |
логическое имя устройства внешней памяти файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла |
Как храниться информация в компьютере Цели: дать представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных |
Научиться: строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации |
презентация «Файлы и файловые структуры»; демонстрации к лекции «Файлы и файловые структуры», «Файловая структура диска», «Имя файла. Путь к файлу» анимация «Файлы и папки» интерактивные справочники «Операции с файлами и папками Windows», «Окно проводника Windows» |
Комбинированный |
ЗСТ Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Проблемные Компьютерные |
Беседа Фронтальный опрос решение заданий гиа |
§2.4, вопросы и задания 1–18 к параграфу, №110, №112, №114 , №116, №118, №119, №120, №121 в РТ. |
||
15 |
Пользовательский интерфейс. Административная стандартизированная промежуточная контрольная работа. |
пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство |
Что такое интерфейс? Цели: Сформировать понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя» |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству
|
Научиться оперирова нию компьютерными информационными объектами в наглядно- графической форме |
презентация «Пользовательский интерфейс; информационные, практические и контрольным модули по теме «Основные элементы интерфейса и управления |
Открытия нового знания |
ЗСТ Учебно-познавательные. Проблемные |
Беседа Фронтальный опрос. Составление таблицы |
§2.5, вопросы и задания 1–12 к параграфу, №125, №126 в РТ. |
||
16 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».. Проверочная работа. |
компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение; файл; каталог; пользовательский интерфейс; индивидуальное информационное пространство . |
Цели: проверить степень усвоенности представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации |
Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели .Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды
|
основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства |
интерактивный тест «Компьютер как универсальное устройство для работы синформацией »; 1)демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: " Первое знакомство с компьютером"»; 2)кроссворд по теме: " Первое знакомство с компьютером"; 3)итоговый тест к главе 2" Первое знакомство с компьютером" |
комбинированный |
ЗСТ Учебно-познавательные. Развивающие |
тест |
Не задано. |
||
Тема Обработка графической информации |
|||||||||||||
17 |
Формирование изображения на экране компьютера |
пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB; глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессо; частота обновления экрана |
Из чего состоит рисунок на компьютере? Цель: систематизировать представления о формировании представлений на экране монитора |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- |
способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
|
Научиться выделять инвариантную сущность внешне различных объектов |
презентация «Компьютерная графика» 1)анимация «Цветовая модель RGB»; 2)анимация «Цветовая модель CMYK»; 3)анимация «Изображения на компьютере»; 4)тренажер «Интерактивный задачник: раздел " Представление графической информации» |
Комбинированный |
Учебно-познавательные. Проблемные Компьютерные ЗСТ |
Фронтальный опрос Практикум |
§3.1, вопросы и задания 1–7 к параграфу, №128–132, №143– 145 в РТ. |
||
18 |
Компьютерная графика. |
графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов |
При помощи каких программ можно создавать графические объекты на компьютере? Цели: систематизированные представления о растровой и векторной графике |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Коммуникативные: взаимодейст- |
знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
|
Научиться правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи |
Презентация «Формирование изображения на экране компьютера» 1)анимация «Цветовая модель CMYK»; 2)анимация«Изображения на компьютере»; 3)тренажер «Интерактивный задачник: раздел " Представление графической информации"» |
Комбинированный |
ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные |
Тестирование. Решение задач |
§3.2, вопросы и задания 1–3, 5–10 к параграфу, №158, №162 в РТ. |
||
19 |
Создание графических изображений. |
графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор; интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы |
Цели: систематизировать представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения |
интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой
|
Научиться подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи |
презентация «Создание графических изображений» 1)анимация «Цветовая модель HSB»; 2)практические и контрольным модули по теме «Векторный редактор» ; 3)практические и контрольным модули по теме «Растровый редактор» ; 4)практические и контрольным модули по теме «Растровая и векторная графика» |
Комбинированный |
ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные |
ПрР |
§3.3 (1, 2), вопросы и задания 1–9 к параграфу, №164, №168, №170, 173 в РТ. |
||
20 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа |
пиксель; графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор интерфейс графических редакторов |
Цели: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
Проверить основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач |
интерактивный тест « Обработка графической информации 1)демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: " Графическая информация и компьютер"» |
Комбинированный |
ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные |
Не задано |
|||
Тема Обработка текстовой информации |
|||||||||||||
21 |
Текстовые документы и технологии их создания |
документ; текстовый документ; структурные элементы текстового документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор; текстовый процессор |
Как создать текстовый документ? Цели: систематизировать представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
Научиться использовать средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов |
презентация «Текстовые документы и технология их создания» тренажер "Руки солиста" |
Открытия нового знания |
ЗСТ Учебно-познавательные. Ценностно-ориентированные. Компьютерные |
ПрР |
§4.1, вопросы и задания 1, 3–7 к параграфу, №174–176 в РТ.
|
||
22 |
Создание текстовых документов на компьютере |
набор (ввод) текста; клавиатурный тренажѐр; редактирование (правка) текста; режим вставки/замены; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент; буфер обмена. |
Цели: систематизировать представления о вводе и редактировании текстов как этапах создания текстовых документов |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма
|
Научиться использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов |
презентация «Создание текстовых документов на компьютере» |
Открытия нового знания |
ЗСТ Работа учебником Компьютерные |
Фронтальный опрос Практикум |
§4.2, вопросы и задания 1–12 к параграфу, №178, №182, №184, №185, №187, №188, №190, №191 в РТ. |
||
23 |
Прямое форматирование |
форматирование; шрифт; размер; начертание; абзац; выравнивание; отступ первой строки; междустрочный интервал. |
Что вы понимаете под термином форматирование? Цели: дать представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков кв алифицированного клавиатурного письма
|
Научиться форматировать документ для различных целей |
презентация «Форматирование текста» |
Практикум |
ЗСТ Работа с учебником Компьютерные |
ПрР |
§4.2, вопросы и задания 1–12 к параграфу, №178, №182, №184, №185, №187, №188, №190, №191 в РТ. |
||
24 |
Стилевое форматирование |
форматирование; стиль; параметры страницы; форматы текстовых файлов |
Что такое стилевое форматирование текста? Цели: представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; представление о различных текстовых форматах |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль |
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
Научиться стилевому форматированию текста для разных вариантов его применения |
презентация «Форматирование текста» |
Практикум |
ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования |
ПрР |
§4.3 (4, 5), вопросы и задания 4–9 к параграфу, №198, №199 в РТ. |
||
25 |
Визуализация информации в текстовых документах |
нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки; таблица; графические изображения |
Цели: научиться использовать средства структурирования и визуализации текстовой информации |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма |
Научиться визуализировать информацию |
презентация «Визуализация информации в текстовых документах» |
Практикум |
ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования |
ПрР |
§4.4, вопросы и задания 1–8 к параграфу, №202, №203 в РТ |
||
26 |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода |
программы распознавания документов; компьютерные словари; программы- переводчики |
При помощи чего можно ввести текстовую информацию в компьютер? Цель: дать навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами - переводчиками |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание с оциальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией
|
Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера |
презентация «Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода» контрольный модуль «Программы-переводч ики» |
Комбинированный |
ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования |
ПрР |
§4.5, вопросы и задания 1–7 к параграфу, №204, №205 в РТ. |
||
27 |
Оценка количественных параметров текстовых документов |
кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код алфавит; мощность алфавита; информационный объѐм текста . |
Как оценить количество текстовой информации? Цель: знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- |
способность применять теоретические знания для решения практических задач
|
Научиться вычислять информационный объем текстового сообщения |
презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов» тренажер «Интерактивный задачник. Раздел "Представление символьной информации"» информационный, практический и контрольный модули «Представление текста в различных кодировках» |
Комбинированный |
ЗСТ Компьютерные Личностного самосовершенствования |
ПрР |
§4.6, вопросы и задания 1–9 к параграфу, №221, №222, №225, №226 в РТ. |
||
28 |
Оформление реферата История вычислительной техники |
информационный объѐм текста; реферат; правила оформления реферата; форматирование. |
Цели: умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов; |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
Коммуникативные: взаимодейст- |
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере
|
Научиться создавать и оформлять реферат на компьютере с учетом полученных навыков |
Закрепление |
ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. |
Решение задач (инд. и групп) |
Продолжение работы над рефератом, №234, №235, №237 в РТ. |
|||
29 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа |
текстовый документ; структурные элементы текстового документа; текстовый редактор; набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; фрагмент; буфер обмена. форматирование; стиль; форматы текстовых файлов. кодовая таблица; информационный объѐм текста. |
Цели: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
Коммуникативные: взаимодейст- |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
интерактивный тест « Обработка текстовой информации»; демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: " Текстовая информация и компьютер"»; кроссворд по теме: " Текстовая информация и компьютер"; итоговый тест к главе 3 " Текстовая информация и компьютер" |
Контроль |
ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные |
Решение задач (инд. и групп) |
Заданий нет. |
|||
Тема Мультимедиа |
|||||||||||||
30 |
Технология мультимедиа. |
технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука; звуковая карта; эффект движения. |
Что такое мультимедийные объекты? Цель: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов; |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
Коммуникативные: взаимодейст- |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
Научиться ценке количественных параметров мультимедийных объектов |
презентация «Технология мультимедиа» анимация "Представление звука в компьютере" анимация "Аналого- цифровое и цифро- аналоговое преобразование" анимация "Эффект движения" анимация "Покадровая анимация" анимация "Анимация спрайтами" |
Открытия нового знания |
§5.1, вопросы и задания 1–8 к параграфу. |
||||
31 |
Компьютерные презентации |
презентация; компьютерная презентация; слайд; шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффекты анимации |
Что такое презентация? Цель: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанн ым с практическим применением компьютеров
|
Научиться создавать мультимедийные презентации |
презентация «Компьютерные презентации» |
Открытия нового знания |
ЗСТ Ценностно-ориентированные. Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные |
Прр |
§5.2, вопросы и задания 1–8 к параграфу, №250, №253. |
||
32 |
Создание мультимедийной презентации |
компьютерная презентация; планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации |
Цель: систематизированные представления об основных понятиях, связанных с компьютерными презентациями |
Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: взаимодейст- |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров |
Научиться основным навыкам и умениям использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач |
практикум |
прр |
№255 в РТ. |
||||
33 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Мультимедиа». Проверочная работа. Административная стандартизированная итоговая контрольная работа. |
технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука; компьютерная презентация; слайд; дизайн презентации; гиперссылка; эффекты анимации. планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации. |
Цель: систематизировать представления об основных понятиях, связанных с мультимедийными технологиями |
Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия |
способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
|
Научиться навыкам публичного представления результатов своей работы |
практикум |
ЗСТ Ценностно-смысловые Компьютерные |
ПрР |
Подготовка сообщения |
|||
34 |
Основные понятия курса. Итоговое тестирование |
Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. |
Тест |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс» на http://school-collection.edu.ru/
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Материально-техническое обеспечение (1 кабинет)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Примечание |
Аппаратное обеспечение: ПК /моноблок (процессор Intel (R) Core2 (TM) 3/10 Ггц, оперативная память 4 Гбайт, жесткий диск 200 Гб, клавиатура, мышь) Принтер Сканер Колонки Проектор Интерактивная доска Документ камера Программное обеспечение: операционная система Windows 7; браузеры: Internet Explorer, Opera; программа-архиватор 7-z; антивирусная программа Microsoft Security Essentials; клавиатурный тренажер "Руки солиста"; интегрированное офисное приложение Microsoft Office; растровый и векторный графические редакторы Paint, Gimp, Word. |
9 1 1 1 1 1 1 9 9 9 9 9 9 9 |
Презентации для уроков размещены на сайте http://metodist.lbz.ru в разделе Авторская мастерская Л.Л.Босовой
Планируемые результаты
Тема 1. Информация и информационные процессы
Обучающийся научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Обучающийся научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Обучающийся научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Обучающийся научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Критерии и оценка достижения планируемых результатов обучающимися
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания |
Отметка |
95% и более |
отлично |
80-94%% |
хорошо |
66-79%% |
удовлетворительно |
менее 66% |
неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Ольчикова Людмила Михайловна
Завьялова Татьяна Сергеевна