12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Иванова Наталья Валерьевна36
Не бывает в жизни ничего случайного! Если жизнь преподносит нам уроки, значит их надо пройти, и лучше на "отлично"... Учитель информатики высшей квалификационной категории, стаж работы - 19 лет
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск

ПРИНЯТА

Методическим советом

МАОУ «СОШ№11»

от _________ г.

Протокол № _

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ№11

____________ Ткачева Т.И.

приказ № ___ од

от _______________г.

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Рабочая программа предмета (курса)

«Информатика и ИКТ»

основного общего образования

6 класс

Иванова Наталья Валерьевна

Усть-Илимск

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, авторской программы  Босовой Л.Л..;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений утверждении в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.20114 г. № 253»;

ООП НОО МАОУ «СОШ№11»;

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих федеральный государственный стандарт основного общего образования МАОУ «СОШ№11»;

Учебный план МАОУ «СОШ№11» на 2017 – 2018 учебный год.

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

2. Цели и задачи курса

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

3. Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

4. Общая трудоёмкость дисциплины: количество часов по учебному плану.

На изучение информатики и ИКТ в 6 классе отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели), из них в фазу решения учебных задач отводится 4 часf на проведение 1 образовательного межпредметного модуля: «Синоптические прогнозы».

5.Содержание учебного предмета

Содержание курса полностью отвечает требованиям государ­ственного стандарта, в нем представлен обязательный базовый уровень содержания обучения информатике.

В 6 классе первый курс «Объекты и их имена» (8 ч) раскрывает содержание следующих понятий: объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, разновидности объектов и их классификация, состав объектов, системы объектов, система и окружающая среда, персональный компьютер как система

Компьютерный практикум состоит из трех работ: «Основные объекты операционной системы», «Работаем с объектами файловой системы», «Создаем текстовые объекты».

Второй курс «Информационное моделирование» (10 ч) повествует учащимся о модели объектов и их назначение. Различают такие модели, как:

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели.

Учащимся предстоит разобраться в структуре и правилах оформления таблицы. Строить простые таблицы и сложные таблицы. Применять свои знания при решении логических задач. Создавать вычислительные и электронные таблицы, а также графики и диаграммы, что дают наглядное представление о соотношении величин, визуализацию многорядных данных.

Многообразие схем, информационные модели на графах и деревья являются межпредметными связями.

Компьютерный практикум состоит из восьми работ: «Создаем словесные модели», «Многоуровневые списки», «Создаем табличные модели», «Создаем вычислительные таблицы», «Знакомимся с электронными таблицами», «Создаем диаграммы и графики», «Схемы, графы и деревья», «Графические модели», «Итоговая работа».

Курс «Алгоритмика» (10 ч) продолжает изучение основных вопросов алгоритмизации: алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Изучение алгоритма проходит на примерах двух исполнителей: Чертежник и Робот.

Исполнитель Чертежник, управление Чертежником, использование вспомогательных алгоритмов, цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде Алгоритмика.

Основные формы и виды организации образовательного процесса:

Рабочая программа строится на следующих принципах:

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематич­ности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировоч­ной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к само­стоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формиро­вания потребности в творчестве и умений творчества.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Фаза запуска учебного года (сентябрь)

Фаза совместного планирования и проектирования учебного года (фаза запуска) необходима для того, чтобы у детей возникла потребность в новом знании, могли сформироваться подлинно учебные мотивы, направленные на освоение общих способов действий.

Цель учащихся: коллективное планирование по предмету – составление «Карты знаний» (карты движения в предмете), определение границы «знания-незнания» в предмете.

Цель учителя: диагностика стартовых возможностей учащихся для дальнейшего обучения.

Задачи:

Создать условия для определения детьми уровня их знаний и умений, необходимых им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе.

Провести коррекцию знаний и умений, способов и приемов работы, необходимых для дальнейшего движения в предмете; восстановить навыки, которые могли быть утрачены во время летнего перерыва.

Смоделировать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний.

Фаза решения учебных задач также строится по циклическому принципу (единицей учебного процесса становится не урок, а акт учебной деятельности):

постановка учебной задачи (цель – самостоятельный выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт» в коллективно-распределенной деятельности);

поиск и открытие нового способа действия (цель – сконструировать способ решения новой задачи (исходное зерно понятия), зафиксировать его в виде модельной схемы, изучить в «чистом виде» особенности этого способа действия (отношения));

решение частных задач – окончательное осмысление, уточнение (конкретизация), «наполнение» нового способа действия многообразием решаемых им задач, отработка открытого способа действия при решении конкретно-практических задач;

контроль и коррекция – формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения;

развернутое оценивание – предъявление результатов освоения способа действия и его применения в разных конкретно-практических ситуациях, формирование разных способов и форм действия оценки.

Рефлексивная фаза учебного года (май)

Данная фаза учебного года является необходимой составляющей всего учебного процесса.

Цель учащихся: соотнесение результатов учебного года с задачами, которые были поставлены и зафиксированы в начале учебного года, восстановить «маршрут» движения в предмете по «Карте знаний».

Цель учителя: диагностика уровня предметных знаний (объем и качество) и развивающего эффекта обучения.

Задачи рефлексивной фазы учебного года:

Определение количественного и качественного «прироста» в знаниях и в развитии способностей учащихся по отношению к началу учебного года;

Восстановление и понимание собственного пути движения в учебном материале года (описание маршрута движения по «карте знаний», определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса);

Предъявление «портфеля» ученика, его личных достижений и достижений класса как общности;

Демонстрация возможностей учащихся переносить (использовать) известные им способы действий из учебных предметов в квазиреальную (модельную) ситуацию, взаимодействуя в малой группе.

6. Формы контроля и возможные варианты его проведения

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

система знаний;

умения и навыки (предметные и общие учебные);

способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;

публичная защита творческих работ, исследований и проектов.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по ИКТ разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся.

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

50-70% — «3»;

71-85% — «4»;

86-100% — «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

В 6 классе дети уже владеют и компьютерным тестирование, наряду с е «традиционным» – с бланками на печатной основе, поэтому обе формы тестирования можно использовать в равной мере.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Он актуализирует изученный учащи­мися в курсе начальной школы материал, позволяет определить «слабые» и «сильные» места, и в общем их уровень под­готовки к курсу информатики за 5 класс. Также входной контроль является необходимым условием для успешного осуществления «Фазы запуска учебного года»

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Промежуточный контроль проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ (три уровня сложности), ответов на вопросы, собеседований, защиты проектов.

Итоговая аттестация предусмотрена в виде итогового тестирования.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

6 класс

 

Входной контроль

Контроль остаточных знаний за курс начальной школы

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

 

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

 

Контрольная работа №2 по теме «Человек и информация»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

 

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

 

Защита мини проекта ПРОГНОЗ ПОГОДЫ по результатам образовательного модуля «Синоптические прогнозы»

Тематический контроль

Защита мини-проекта

 

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

 

Контрольная работа по итогам года

Итоговый контроль

Творческая работа

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Информация вокруг нас

Выпускник научится:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

приводить примеры древних и современных информационных носителей;

классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Выпускник получит возможность:

сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

сформировать представление о способах кодирования информации;

преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Выпускник научится:

определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

создавать круговые и столбиковые диаграммы;

применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Выпускник научится:

понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Алгоритмика

Выпускник научится:

понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Выпускник получит возможность:

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

8. Обеспечение УМК

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Дидактическая литература:

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. ( metodist.lbz.ru /)

Методическая литература:

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

ЭОРы:

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса. - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php

Дополнительная литература:

Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах.: 2010

Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике для 5-6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2007 г.

Печатные пособия

Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса. - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php

Технические средства обучения

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Устройства вывода звуковой информации – акустические колонки.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Компьютерный класс.

Операционная система Alt Linux.

Пакет офисных приложений OpenOffice.Org.

Плакаты Босовой Л.Л. (на цифровом носителе)

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

9. В параллели 6-ых классов 69 учащихся обучается по ООП ООО и 8 обучается по АООП ООО ОВЗ ЗПР .

Учащиеся, осваивающие АООП ООО получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Для данной группы детей характерны следующие специфические образовательные потребности:

адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а так же специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

специальная психолого-коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Для реализации особых потребностей необходимо в образовательном пространстве в рамках общеобразовательного класса создавать следующие условия:

дифференцированный и деятельностный подходы;

«пошаговое» предъявление материала,

дозированная помощь взрослого,

использование специальных методов, приѐмов и средств, способствующих как общему развитию ребѐнка;

стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности;

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную);

адаптирование инструкций с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР;

увеличение времени на выполнение заданий.

Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.

Календарно-тематическое планирование

Учебная неделя

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Планируемый результат (УУД)

Личностные

Метапредметные

Предметные

Фаза запуска: Определение задач учебного года

 

 

Стартовая работа. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

Просмотр учебного фильма. Ответы на вопросы учителя. Решение теста. Систематизация учебного материала

формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Умение систематизировать полученные знания, умение применять знания по ТБ в непредметной сфере

Знание ТБ, умение обосновать необходимость соблюдения ТБ.

 

 

Лист самоконтроля. Групповая работа Карта саморазвития Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Анализ выполненных и невыполненных заданий. Создание карты саморазвития. Систематизация учебного материала. Выполнение задания из компьютерного практикума

самостоятельность в определении выбора шагов деятельности, направленных на саморазвитие

Планирование своей деятельность и анализ своих результаты

Умение работать с объектами интерфейса ОС (создавать файлы и попки разными способами, сохранять, работа с именами файлов и папок, просмотр свойств файлов и папок)

 

 

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Слушание объяснений учителя. Систематизация учебного материала. узнавание свойств компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;

Мотивация к изучению информатики и ИКТ

Умение различать файлы и папки, понимать отличия между файлами разных типов

Умение выполнять операции с файлами и папками

 

 

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов . Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Выполнение задания из компьютерного практикума

Формирование целостного мировоззрения. Актуализация жизненного опыта

Формирование способности выделять общие признаки объектов и взаимосвязь между группами объектов

Работа с инструментами графического редактора, создание изображения

 

 

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Выполнение задания из компьютерного практикума

Формирование целостного мировоззрения. Актуализация жизненного опыта

Формирование способности выделять общие признаки объектов и взаимосвязь между группами объектов

Создание изображения в графическом редакторе

 

 

Разновидности объекта и их классификация.

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами

Формирование целостного мировоззрения. Актуализация жизненного опыта

Формирование способности выделять общие признаки объектов и взаимосвязь между группами объектов, классифицировать их

Выделять классы объектов и признаки выделения классов

 

 

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Слушание объяснений учителя. Просмотр учебных фильмов. Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Выполнение задания из компьютерного практикума

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Умение классифицировать объекты по разным признакам

Работа в текстовом редакторе, набор, форматирование, редактирование и сохранение текстового документа

 

 

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Выполнение задания из компьютерного практикума

Формирование целостного мировоззрения

Формирование понятия системы, умение выделять и различать состав и структуры системы

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Выполнение задания из компьютерного практикума

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Умение выполнять задание по плану, с элементами творческого подхода

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

Слушание объяснений учителя. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. Выполнение задания из компьютерного практикума

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Умение понимать чертежи, схемы. Умение создавать чертежи, схемы в текстовом редакторе

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Просмотр учебных фильмов. Слушание объяснений учителя. Выполнение задания из компьютерного практикума

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Умение работать с компьютерными документами: создавать, копировать, переименовывать, сохранять, в непредметной сфере

Создание документа с внедренными объектами

 

 

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Выполнение задания из компьютерного практикума

Формирование целостного мировоззрения

Умение отличать понятия от других форм мышления; Умение выполнять задания, следуя строгой последовательности действий

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

Слушание объяснений учителя. Выполнение задания из компьютерного практикума

Самоконтроль

Умение выполнять задания по заданному плану с элементами творческого подхода

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Просмотр учебных фильмов . Слушание объяснений учителя. Выполнение задания из компьютерного практикума

Формирование целостного мировоззрения

Умение создавать информационные модели в виде графических объектов

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Слушание объяснений учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий, выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами Систематизация учебного материала

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Умение создавать информационные модели виде описаний, списков и т.п

Использование графических возможностей текстового процессора

 

 

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Просмотр учебных фильмов . Слушание объяснений учителя. Создание многоуровневых списков списки

актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности

Умение создавать информационные модели. Умение создавать многоуровневые списки

Создание, форматирование и редактирование списков в текстовом процессоре

 

 

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

Слушание объяснений учителя. Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Создание схем, графов и пр. в текстовом редакторе

Формирование целостного мировоззрения

Умение создавать информационные модели

Использование графических возможностей текстового процессора, графического процессора, программы для создания презентаций

 

 

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

Слушание объяснений учителя. Выявление отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Создание схем, графов и пр в специальных программах

Формирование целостного мировоззрения

Умение создавать информационные модели

Использование графических возможностей текстового процессора, графического процессора, программы для создания презентаций

 

 

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

Слушание объяснений учителя. Разработка плана действий для решения задач на переправы

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления

Разработка алгоритмов. Работа в интерактивной обучающей среде.

 

 

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

Просмотр учебных фильмов. Разработка плана действий для решения задач для КУзнечика

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления

Разработка алгоритмов. Работа в интерактивной обучающей среде.

 

 

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

Слушание объяснений учителя. Разработка плана действий для решения задач в среде Водолей

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления

Разработка алгоритмов. Работа в интерактивной обучающей среде.

 

 

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Разработка плана создания линейной презентации. Создание мультимедийной презентации на заданную тему, слайды которой содержат тексты, графические изображения.

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления, умение разрабатывать проект для выполнения задания

Разработка алгоритмов.

Работа в программе для создания презентаций

 

 

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Разработка плана действий для создания нелинейной презентации. Создание мультимедийной презентации на заданную тему на заданную тему с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, графические изображения.

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления. Умение разрабатывать план решения задачи

Разработка алгоритмов.

Работа в программе для создания презентаций

 

 

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

Разработка плана действий для создания циклической презентации. Создание циклической мультимедийной презентации на заданную тему

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления, умение разрабатывать план действий. Умение применять программное обеспечения для выполнения непредметных заданий

Разработка алгоритмов.

Работа в программе для создания презентаций

 

 

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Разработка плана действий для решения задач в среде «Чертежник». Выполнение алгоритмов в среде Чертежник

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления, умение разрабатывать план действий, учитывая условия задачи

Разработка алгоритмов.

 

 

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Разработка плана действий для решения задач в среде «Чертежник». Составление вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Чертежник

Самомотивация

Формирование алгоритмического мышления, умение разрабатывать и записывать план действий, учитывая заданные условия

Разработка алгоритмов. Понятие и использование вспомогательных алгоритмов

 

 

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

Систематизация учебного материала. Разработка алгоритма для решения задач в среде «Чертежник»

Самомотивация

Умение систематизировать информацию, Формирование алгоритмического мышления

Разработка алгоритмов. Понятие и использование циклических алгоритмов

 

 

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика». Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмика»

Систематизация учебного материала. Решение задач на составление алгоритмов

Самооценка полученных результатов, мотивация к продолжению обучения с использованием полученных знаний

Формирование умения систематизировать учебный материал

Разработка алгоритмов. Умение записывать алгоритмы разными способами

Образовательный модуль «Синоптические прогнозы»

 

 

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Просмотр учебных фильмов. Выполнение задания из компьютерного практикума

Самомотивация

Формирование умения составлять таблицы, работать с табличными данными

Работа в табличном процессоре

 

 

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Решение логичесикх задач табличным способом. Создание и заполнение таблиц в текстовом редакторе. Ввод вычислительных формул в таблицу.

Самомотивация

Умение выстраивать цепочку рассуждений, делать выводы. Умение составлять план действий

Создание таблиц, умение выполнять вычисления в текстовом поцессоре

 

 

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

Работа в вычислительных таблицах. Создание диаграмм и графиков. Работа в мини-группах

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Умение читать, понимать, графики и диаграммы

Работа в табличном процессоре. Выполнение вычислений, создание графиков и диаграмм в табличном процессоре

 

 

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Синоптический прогноз». Защита мини-проекта

Работа в вычислительных таблицах. Создание диаграмм и графиков. Работа в группах. Разработка мини-проекта

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

Умение анализировать полученную информацию, выбирать актуальную для решения поставленной задачи

Умение использовать возможности табличного процессора для выполнения поставленной задачи

 

 

Итоговое повторение и систематизация . Итоговый тест

Систематизация учебного материала. Выполнение заданий теста

Самоконтроль, умение эффективно выстраивать свою деятельность

 

Умение решать информационные задачи

 

 

Резерв. Систематизация знаний за 5-6 класс

 

Самомотивация

Умение систематизировать информацию

 
 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.