Рабочая программа по информатике для 6 класса по УМК Л.Л. Босовой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО МБОУ «СОШ № 1» Протокол № _____ от «____»________2016 г. Руководитель ШМО . ________ (подпись) |
СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ № 1» Протокол № _____ от «____»________2016 г. Зам. директора по УВР . ________ (подпись) |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № _____ от «___»____________2016г. Директор МБОУ «СОШ № 1» (печать) |
Рабочая программа
учебного предмета «Информатика»
для учащихся 6-х классов
2016 – 2017 уч. год
Составитель:
Нестерова Людмила Николаевна,
учитель информатики МБОУ «СОШ № 1»
I квалификационной категории
Братск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Информатика» для учащихся 6 классов разработана в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
авторской программой Л.Л. Босовой «Информатика для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 1»
учебным планом МБОУ «СОШ № 1» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015.
Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
Изучение информатики в 6 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы:
№ п/п |
Изменение |
Основание |
Тема 2 «Алгоритмика» |
Уменьшение количества часов с 10 ч до 9 ч. |
Уменьшение количества часов происходит в связи с сокращением учебной недели в октябре, осенние каникулы начинаются с 29.10.16 (суббота) |
Тема 3 «Итоговое повторение» |
Уменьшение количества часов с 2 ч до 1 ч. |
Уменьшение количества часов происходит, так как учебный план предполагает в 6-м классе 34 учебные недели. |
Таблица тематического распределения количества часов
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Авторская программа Л.Л. Босовой |
Рабочая программа |
||
1 |
Информационное моделирование |
23 |
23 |
2 |
Алгоритмика |
10 |
9 |
3 |
Итоговое повторение |
2 |
1 |
ИТОГО: |
35 |
33 |
Количество контрольных и практических работ
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
В том числе |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1 |
Информационное моделирование |
23 |
14 |
2 |
2 |
Алгоритмика |
9 |
3 |
1 |
3 |
Итоговое повторение |
1 |
0 |
1 |
ИТОГО: |
33 |
17 |
4 |
Сокращение количества часов до 33 происходит за счет уплотнения учебного материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.
местО учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 1» на 2016-2017 учебный год, предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается в 6 классе, рассчитан на 33 часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 17 часов, на контрольные и зачетные уроки 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс (33 ч)
Информационное моделирование (23 часа)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов».
Практическая работа № 5 «Знакомство с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты».
Практическая работа № 8 «Создаем графические модели».
Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки».
Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
Алгоритмика (9 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию».
Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию».
Итоговое повторение (1 часов)
Годовая контрольная работа за курс 6 класса
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; Предметные результаты:
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
определять, информативно или нет некоторое сообщение;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;
иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Информатика: учебник для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2015.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.
Дополнительная литература:
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса в 2 ч. (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2016.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
3. Технические средства обучения:
классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
сканер;
принтер лазерный.
4. Программные средства обучения:
обучающие компьютерные программы;
программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
операционными система Windows 7
5. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
стол компьютерный (10 шт.);
стул мягкий (10 шт.);
подставка для ног (10 шт.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
||||||
Календарные сроки |
№ Урока |
Раздел/ Тема урока |
Планируемые результаты |
Виды контроля |
||
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия |
|||||
Информационное моделирование 23 часа |
||||||
3.09 |
|
Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира |
познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью |
текущий |
|
10.09 |
|
Объекты ОС. ПР №1 «Работаем с основными объектами ОС» |
Научиться оформлять рабочий стол; правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью. |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставитьвопросы, обращаться за помощью; проявлять активность вовзаимодействии для решения коммуникативных задач |
текущий, практическая работа |
|
17.09 |
|
Файлы и папки. Размер файла. ПР №2 «Работаем с объектами файловой системы» |
Научиться давать имя файлу и папки; определять размер файлаработать с контекстным меню |
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач |
текущий, практическая работа |
|
24.09 |
|
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (зад 1–3) |
Научиться сравнивать простейшие понятия |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения |
текущий, практическая работа |
|
1.10 |
|
Отношение «входит в состав». ПР №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (зад 5–6) |
Научиться составлять схему отношений «входит в состав» |
Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
текущий, практическая работа |
|
8.10 |
|
Разновидности объекта и их классификация. ПР №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» |
Научиться: классифицировать объекты |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников |
текущий |
|
15.10 |
|
Классификация компьютерных объектов. Системы объектов. Состав и структура системы. |
Научиться классифицировать компьютерные объекты Научиться определять виды систем и их свойства. |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: взаимодействие – задавать вопросы, формулировать свою позицию |
текущий, практическая работа |
|
22.10 |
|
Административная контрольная работа № 1 на тему «Объекты» |
Регулятивные: контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
Тематический, контрольная работа |
||
12.11 |
|
Система и окружающая среда. Система как черный ящик. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (зад 1–5) |
Научиться определять выходящую информацию на основании входящей |
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия |
текущий, практическая работа |
|
19.11 |
|
ПК как система. ПР №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (зад 6) |
Научиться определять когда компьютер надсистема, а когда подсистема |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью |
текущий, практическая работа |
|
26.11 |
|
Способы познания окружающего мира. ПР №6 «Создаем компьютерные документы» |
Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль |
текущий, практическая работа |
|
3.12 |
|
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (зад1) |
Научиться получать информацию через восприятия, суждения, умозаключения |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль |
текущий, практическая работа |
|
10.12 |
|
Определение понятия. ПР №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (зад 2, 3) |
Научиться образовывать понятия |
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь |
текущий, практическая работа |
|
17.12 |
|
Информационное моделирование как метод познания. ПР №8 «Создаём графические модели» |
Научиться: выбирать тип модели в зависимости от цели ее исследования |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
текущий, практическая работа |
|
24.12 |
|
Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. ПР №9 «Создаём словесные модели» |
Научиться составлять словесное описание с точки зрения моделирования |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
текущий, практическая работа |
|
14.01 |
|
Математические модели. Многоуровневые списки. ПР №10 «Создаём многоуровневые списки» |
Научить представлять текстовую информацию в математическом виде |
Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели .Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
текущий, практическая работа |
|
21.01 |
|
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. ПР №11 «Создаем табличные модели» |
Научиться правильно оформлять таблицу |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий, практическая работа |
|
28.01 |
|
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. ПР №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» |
Научиться решать логические задач с помощью нескольких таблиц |
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: взаимодействие – строить для партнера понятные высказывания |
текущий, практическая работа |
|
4.02 |
|
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. ПР №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (зад 1–4) |
Научиться строить графики |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения |
текущий, практическая работа |
|
11.02 |
|
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» |
Научиться строить диаграммы |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий, мини-прокт |
|
18.02 |
|
Многообразие схем и сферы их применения. ПР №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (зад1- 3) |
Научиться различать схемы |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий, практическая работа |
|
25.02 |
|
Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. ПР №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (зад 4 и 6) |
Научиться использовать графы при решении задач |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий, практическая работа |
|
4.03 |
|
Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» |
Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог |
тематический |
||
Алгоритмика 10 часов |
||||||
11.03 |
|
Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» |
Научиться составлять простейшие алгоритмы на естественном языке |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий |
|
1.04 |
|
Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик |
Научиться определять виды исполнителей |
Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль |
текущий |
|
8.04 |
|
Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей |
Открытия нового знания |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий |
|
15.04 |
|
Линейные алгоритмы. ПР №15 «Создаем линейную презентацию» |
Научиться составлять линейные алгоритмы |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий, практическая работа |
|
22.04 |
|
Алгоритмы с ветвлениями. ПР №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» |
Научиться составлять алгоритмы с ветвлением |
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию |
текущий, практическая работа |
|
29.04 |
|
Алгоритмы с повторениями. ПР №17 «Создаем циклическую презентацию» |
Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
текущий, практическая работа |
|
6.05 |
|
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник |
Научиться писать простейшие программы в среде Чертежник |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
текущий |
|
13.05 |
|
Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмика» |
Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог |
тематический |
||
20.05 |
|
Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник |
Научиться составлять простейшие программы с использованием вспомогательных алгоритмов в среде Чертежник |
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения |
текущий, практическая работа |
|
Итоговое повторение (1 ч) |
||||||
27.05 |
|
Годовая контрольная работа за курс 6 класса |
Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог |
Итоговый |