Рабочая программа «Предпринимательство для начинающих »
Адрес: Московская область,
«Рассмотрено» Руководитель ШМО________ ____________________ /____________/ Протокол №1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ /________________/ | «Утверждено» /_____________________/ Приказ №____ от |
Рабочая программа
«Предпринимательство для начинающих »
Учителя:
(ФИО)
3 «Г» класс
(внеурочная деятельность)
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Предпринимательство для начинающих» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. «Предпринимательство для начинающих» 2–4 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Программа разработана для курса 34 часа (1час в учебную неделю) для учащихся 2-4 классов.
Цель программы:
• развитие экономического образа мышления;
• воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания программы опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.
Методический комплект:
Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
3 класс
Откуда в семье деньги (12 ч).
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человекаявляется заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людейденьги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
На что тратятся деньги (6 ч).
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовойтехники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Еслисбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Как умно управлять своими деньгами (6 ч).
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Как делать сбережения (10 ч ).
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принестидоход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Тематическое планирование.
3 класс | | | |||
Тема 1. Какие деньги были раньше в России. | Дата по плану | Дата по факту | |||
1-2 | Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | | | ||
3-4 | Основной источник дохода современного человека | | | ||
5 | Отчего зависит размер заработной платы. | | | ||
6-7 | Пенсия. Стипендия. Пособие. | | | ||
8-9 | Денежный займ. | | | ||
10 | Мошенничество. | | | ||
11-12 | Обобщение по теме«Откуда в семье деньги.» | | | ||
Тема 2. На что тратятся деньги. | | | |||
13 | Обмен денег на товары и услуги. | | | ||
14 | Обязательные и необязательные расходы. | | | ||
15 | Сбережения. | | | ||
16 | Долги. | | | ||
17-18 | Обобщение по теме «На что тратятся деньги.» | | | ||
Тема 3. Как умно управлять своими деньгами. | | | |||
19 | Бюджет – план доходов и расходов. | | | ||
20 | Учёт доходов и расходов | | | ||
21 | Сравниваем доходы и расходы. | | | ||
22 | Способы экономии. | | | ||
23-24 | Обобщение по теме «Как умно управлять своими деньгами.» | | | ||
Тема 4. Как делать сбережения. | | | |||
25-26 | Превышение доходов над расходами. Сбережения. | | | ||
27-28 | Вложения в банк или ценные бумаги. | | | ||
29-30 | Сравниваем разные виды сбережений. | | | ||
31-32 | Обобщение по теме «Как делать сбережения.» | | | ||
33-34 | Обобщающее повторение за курс 3 класса | | |
Методическая литература
Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
Печатные пособия
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
Интернет-источники
- Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru
- Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA
Список рекомендуемой литературы
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/