Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика для начинающих» (7 класс)
Рабочая программа обсуждена и одобрена Утверждаю
на заседании кафедры учителей естествознания и валеологии Приказ №___ от ________
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике
«Физика для начинающих»
Класс: 7
Название курса: Физика для начинающих
Направление: общеинтеллектуальное
Программа: Рабочая программа. Составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Стандарты второго поколения)) и программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы А.В. Пёрышкина, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы (авторы: А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы/ сост. Ф50 Е.Н. Тихонова – 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.)
Количество часов по программе: 35
Количество часов по планированию: 35
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
по физики «Физика для начинающих»
для учащихся 7 классов
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
по курсу «Физики для начинающих»
Личностные
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные
овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, развитие логики физического мышления;
возможность уметь находить взаимосвязь физики со смежными науками: с математикой, биологией;
понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Предметные
формировать представления о закономерной связи и познания явлений природы, об объективности и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формировать представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
Содержание программы
Раздел «Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный» (10 часов)
Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.
Физические величины. Измерительные приборы. Температурные шкалы.
Оптические приборы в технике, медицине. Применение сферических зеркал в технике.
Демонстрация
Просмотр презентаций
Раздел «Строение вещества.
Проявление его свойств в природе и технике» (6 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.
Взаимодействие молекул. Диффузия.
Демонстрация
Изготовление моделей молекул
Раздел «Механика. Методы исследования механических явлений»
(10 часов)
Механическое движение и его характеристики. Виды движений.
Демонстрация
Конструирование измерительных приборов
Раздел «Физика вокруг нас» (5 часов)
Взгляды на строение вещества Демокрита, Аристотеля, Ломоносова..
Российская история освоения космоса. История представлений о природе звука.
История представлений о природе света. Условия плавания тел. Закон Архимеда.
Изучение устройств, работающих на основе закона Паскаля.
Простые механизмы. Определение КПД простого механизма.
Раздел «Итоговые занятия. Мир физики» (4 часа)
Выступления с творческими проектами
Тематическое планирование
Название раздела/темы |
Количество часов |
Раздел «Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный (10 часов) |
|
Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания |
1 |
Физические величины и их измерение. Измерительные приборы |
1 |
Определение цены деления различных измерительных приборов |
1 |
Измерительные приборы и использование их в жизни человека |
1 |
Изготовление масштабной линейки |
1 |
Изготовление кубического сантиметра |
1 |
Изготовление и градуирование мензурки |
1 |
Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность. |
1 |
Измерение объёма тела правильной формы. Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы. |
1 |
Определение вместимости сосудов различной ёмкости. Измерение толщины тетрадного листа. |
1 |
Раздел «Строение вещества. Проявление его свойств в природе и технике» (6 часов) |
|
Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы. |
1 |
Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода |
1 |
Движение молекул. Диффузия. |
1 |
Взаимодействие молекул. Явление смачивания. |
1 |
Силы притяжения и отталкивания молекул. Смачивание и капиллярность в природе и технике. |
1 |
Выяснение условий протекания диффузии. Определение времени прохождения диффузии. |
1 |
Раздел «Механика. Методы исследования механических явлений» (10 часов) |
|
Механическое движение и его характеристики. Виды движений. |
1 |
Определение скорости равномерного движения. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения |
1 |
Масса. Плотность |
1 |
Определение плотности предметов домашнего обихода. |
1 |
Определение плотности воды, растительного масла, молока. |
1 |
Сила. Вес тела |
1 |
Обнаружение и измерение веса тела. |
1 |
Сила трения. Действие на него нескольких сил |
1 |
Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей |
1 |
Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды и их применение в природе и технике. |
|
Раздел «Физика вокруг нас» (5 часов) |
|
Условия плавания тел. Закон Архимеда. Плавание судов. Плавание человека. Воздухоплавание. Изучение устройств, работающих на основе закона Паскаля. Выяснение условий плавания тел |
1 |
Простые механизмы. Их работа и применение. Условие равновесия рычага. Правило моментов. |
1 |
Определение КПД простого механизма. Определение центра тяжести |
3 |
Раздел «Итоговые занятия. Мир физики» |
|
Мир физики |
1 |
Выдающиеся учёные – физики |
1 |
Изготавливаем своими руками |
1 |
Итоговое занятие. Выступления с проектами и презентацией |
1 |
Учебно-методический комплекс
Класс |
Количество часов в неделю |
Реквизиты программы |
УМК учителя и обучающего
|
||
Федеральный компонент |
Региональный компонент |
Школьный компонент |
|||
7 |
1 |
- |
- |
Базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, Примерная программа |
1.Я.И. Перельман «Занимательная физика» Москва, АСТ, 2014г 2.Я.И. Перельман «Занимательная механика» Москва, АСТ, 2013г 3.Я.И. Перельман «Физика на каждом шагу» Москва, АСТ 2013г 4.В.Н.Ланге «Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи» Москва, Либроком 2014г. |