Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе «Мастерская начинающих языковедов»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мастерская начинающих языковедов»
5 класс, ФГОС ООО
Составила: Суханова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
2016 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская начинающих языковедов» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка.
Актуальность программы
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Однако в последние годы и педагоги, и родительская общественность отмечают, что среди учащихся старших классов резко падает уровень языковой культуры. Дети мало читают, не умеют в письменной форме излагать свои мысли, допускают большое количество ошибок как на письме, так и в устной речи. Уроков русского языка явно недостаточно для того, чтобы сформировать у старшеклассников культуру устной и письменной речи, поэтому большую помощь может оказать правильно организованная внеурочная деятельность по русскому языку.
Внеурочная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремлению настойчиво овладеть этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, проектам и семинарам. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.
Цель программы: воспитание потребности к изучению русского языка, повышение языковой культуры и развитие основных языковых компетенций учащихся основной школы, развитие кругозора и мышления учащихся.
Задачи программы
Обучающие:
Вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников, повышение мотивации к изучению родного языка.
Формирование коммуникативной культуры.
способствовать развитию творческих способностей школьников.
Закрепление практических навыков в построении устных и письменных высказываний.
Воспитывающие:
Воспитание интереса и уважения к родному языку.
Обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
Формирование личности обучающихся, что является принципиальным условием её самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Развивающие:
Развитие основных процессов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Развитие устной и письменной речи, творческих возможностей обучающихся, умений применять полученные знания на практике.
Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы и проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Мастерская начинающих языковедов» реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода и расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного языковедческого материала.
Принципы реализации программы:
непрерывность воспитания и образования обучающихся;
доступность обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
связь обучения и воспитания с жизнью.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
метод проекта.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
- развитие интеллектуального потенциала школьников;
- повышение уровня речевой грамотности и общей языковой культуры обучающихся;
- развитие личности выпускников основной школы.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
-участие школьников в классных и школьных олимпиадах, внеклассных мероприятиях по русскому языку;
-заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
-приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
-участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
-по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
-по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий;
-по форме проведения: лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов; разработка и защита проектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. Затем, каждому учащемуся присваивается звание: любитель русского языка, специалист, знаток или мастер слова.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Программа рассчитана на обучающихся 5 классов по 1 часу в неделю, программа реализуется за 35 часов.
Содержание программы
«Мастерская начинающих языковедов»
1 год обучения (35ч)
Организационное занятие. «Мастерская начинающих языковедов» (1ч)
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)
Тема 1.1. Язык и речь – чудо из чудес.
Тема 1.2. Слышится и пишется.
Тема 1.3. «Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говори – сеет, кто слушает – собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2.
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч)
Тема 2.1. «Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Строение слога.
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4. «Чужие» слова.
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.
Тема3.2. Приятное соседство звуков.
Тема3.3. «Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4.
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (8 ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2 Стойкость существительных
Тема 5.3 Всего полно: чулочки-носочки (категория числа)
Тема 5.4 Живость глагола
Тема 5.5 Цветные сны. Глаголы звуков и цветов
Тема 5.6 Преданность прилагательных.
Тема 5.7 Прилагательные-эпитеты
Тема 5.8 Грамматике учиться всегда пригодится.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6.
Речевой этикет.(4 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Тема 6.3 Поведение человека и культура общения.
Тема 6.4 Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающие занятия. (2ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Тема 7.2 «По силе разума»
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
На занятиях проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
№ занятия по теме |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
1 |
1 |
Организационное занятие «Мастерская начинающих языковедов» |
||
Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) |
||||
2 |
1 |
Язык и речь – чудо из чудес. |
||
3 |
2 |
Слышится и пишется. |
||
4 |
3 |
«Пульс» в слове. Какова роль интонации в устной речи |
||
5 |
4 |
Обобщающее занятие «Кто говори – сеет, кто слушает – собирает» |
||
Раздел 2. Загадки русского словообразования. |
||||
6 |
1 |
«Смотри в корень». О чём рассказывает словообразовательная модель слова. |
||
7 |
2 |
Строение слога. |
||
8 |
3 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова |
||
9 |
4 |
«Чужие» слова |
||
10 |
5 |
Сказочные превращения. |
||
Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) |
||||
11 |
1 |
Зачем нужно знать алфавит |
||
12 |
2 |
Приятное соседство звуков. |
||
13 |
3 |
«Дойти до точки». Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания |
||
14 |
4 |
Не пером пишут – умом. Тайны письма. |
||
15 |
5 |
Бенефис знаний. |
||
Раздел 4. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) |
||||
16 |
1 |
На какие группы делится словарный состав русского языка |
||
17 |
2 |
В чём особенность употребления слова в художественном тексте. |
||
18 |
3 |
О чём рассказывают фразеологизмы |
||
19 |
4 |
Фразеология в художественных произведениях. |
||
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) |
||||
20 |
1 |
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. |
||
21 |
2 |
Стойкость существительных |
||
22 |
3 |
Всего полно: чулочки-носочки (категория числа) |
||
23 |
4 |
Живость глагола |
||
24 |
5 |
Цветные сны. Глаголы звуков и цветов |
||
25 |
6 |
Преданность прилагательных. |
||
27 |
7 |
Прилагательные-эпитеты |
||
28 |
8 |
Грамматике учиться всегда пригодится. |
||
Раздел 6. Речевой этикет. |
||||
29 |
1 |
Правила речевого этикета. |
||
30 |
2 |
Формулы речевого этикета. |
||
31 |
3 |
Поведение человека и культура общения. |
||
32 |
4 |
Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. |
||
Раздел 7. Обобщающие занятия. |
||||
34 |
1 |
Аукцион знаний. |
||
34 |
2 |
«По силе разума» |
Список литературы для учителя
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005 г.
Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Список литературы для учащихся
Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2008
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.